Итоговая работа слушателя курсов по программе «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» Проектирование урока химии с позиций системно-деятельностного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Урок развивающего контроля. Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Стажировочная площадка «Механизмы реализации ФГОС ООО на основе деятельностного подхода» зам. директора по УВР МБОУ СОШ 24 Н.А.Анфёрова Стажировочная площадка.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Системно – деятельностный подход – основа ФГОС нового поколения Селезнева В.И., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 3 г. Рассказово.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
Такие разные деревья… Проектирование урока деятельностной направленности
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА общеметодологической направленности (УОМН) (урока построения системы знаний)
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Транксрипт:

Итоговая работа слушателя курсов по программе «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» Проектирование урока химии с позиций системно-деятельностного подхода и его самоанализ

Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

«Индивидуальный проект (конспект, технологическая карта) урока для основной школы» Афанасьева Н. В. и др. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения : методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников – Вологда, Итоговая работа

Афанасьева Н. В. и др. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения : методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников – Вологда, Титульный лист - Конспект (технологическая карта) урока -Самоанализ конспекта урока с учетом требований ФГОС - Методические материалы к проектированию урока Структура итоговой работы

Департамент образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации ) специалистов « Вологодский институт развития образования » ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по курсу « Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения » Исполнитель : ФИО., учитель химии БОУ «……….. СОШ » 2013

Конспект (технологическая карта) урока Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Понятие « технологическая карта » Термин технологическая карта пришел в педагогику из технических, точных производств. Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Параметрами могут быть - этапы урока, - его цели, - содержание учебного материала, - методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, - деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено его описание от цели до результата.

Структурные блоки технологической карты блок целеполагания ( что необходимо сделать, воплотить ); инструментальный ( какими средствами это достижимо ); организационно - деятельностный ( структуризация на действия и операции ).

Предмет _________________ Класс ____________________ Базовый УМК ________________________________________ Тема урока __________________________________________ Цель урока __________________________________________ Задачи урока : ________________________________________ Тип урока ___________________________________________ Необходимое оборудование Структура и ход урока Этап урокаДеятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД Технологическая карта урока

Создание технологической карты позволяет учителю Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата ; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением ( вписать конкретный урок в систему уроков ); определить возможности реализации межпредметных знаний ( установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения ); определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода : наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий : познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных Наличие разных форм организации учебной деятельности ( включая индивидуальную и групповую ) Требования к разработке конспекта урока

Технологичность структуры урока : диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся Оптимальный отбор содержания : ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения Требования к разработке конспекта урока

Общие подходы к формулировке цели урока 1.Цель рассматривается как прогнозируемый результат урока 2.Цели учителя и цели обучающихся на уроке взаимосвязаны 3.Педагогическая цель прогнозирует изменения в личностных структурах обучающихся 4.В задачах урока отражаются пути достижения цели

Требования к формулировке цели урока Специфичность : отражает специфику предмета Конкретность : включает ожидаемые к концу урока результаты ( изменения в личностных структурах обучающихся ): открытие новых знаний, усвоение умений, развитие свойств, осознание ценностей и т. п. Реалистичность : соответствует реальным возможностям ( возраст, индивидуальные особенности, обучающихся, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т. п.) Диагностичность : наличие критериев, которые позволяют определить достижение цели

Ошибки при формулировке цели подмена целей урока средствами их достижения подмена цели содержанием учебного материала ( вместо того, чтобы сказать ради чего будет проводиться тот или иной урок педагог рассказывает то, что он на нём проделает -" познакомить обучающихся с..."); подмена цели методом ( использование в формулировке цели таких словоформ как « путём », « посредством », « через »); подмена цели процессом деятельности (" обучающиеся выполняют работу...", " обучающиеся пишут...", " обучающиеся решают задачи по теме...") цели неосуществимы ( патриотизм на отдельно взятом уроке – наиболее одиозная форма, равно как и представление в качестве ожидаемого результат на отдельном уроке того, что является целью всего раздела и т. п.); расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей. формулировка глобальных целей.

- формирование представлений о химической составляющей естественно - научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях ; - овладение методами научного познания для объяснения химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов ; - воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде ; - применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Основные цели изучения химии в школе : Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М Кондакова 3- е изд. – М.: Просвещение, – 59 с.

Примеры формулирования целей урока химии Примеры формулирования целей урока химии Многообразие веществ Планируемый результатПример формулировки цели Химические свойства кислот Выпускник научится : называть общие химические свойства, характерные для кислот Научить обучающихся определять химические свойства кислот с опорой на схему генетической связи

Примеры формулирования целей урока химии Примеры формулирования целей урока химии Многообразие веществ Планируемый результатПример формулировки цели Химические свойства кислот Выпускник получит возможность научится : характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот Научить обучающихся определять особенности химических свойств концентрированных серной и азотной кислот

1 ) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; 3) овладение основами химической грамотности: способностыо анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; 4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, про исходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; 5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; 6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологическихкатастроф. Предметные результаты изучения предметной области «Химия» должны отражать:

Ориентация курса химии на планируемые результаты обучения ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ Знаниевые ( основа предметных знаний ) Деятельностные ( опыт применения знаний в учебной деятельности ) Компетентностные ( применение знаний и умений в учебной и практической деятельности ) Регулятивные ( организация своей учебной деятельности ) Коммуникативные ( планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ) Познавательные (включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы) Аксиологические ( ценностно - смысловая ориентация обучающихся ) Морально - этические (знание моральных норм) Индивидуально - личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение)

Примеры формулирования задач урока Примеры формулирования задач урока Задачи урока : 1.Включить обучающихся в изучение материала по теме « Химические свойства кислот » на личностно - значимом уровне ; 2.Подвести обучающихся к пониманию необходимости знаний о химических свойствах кислот в повседневной жизни ; 3.Помочь обучающимся выявить особенности химических свойств серной и азотной кислот ; 4.Подвести обучающихся к постановке цели учебной деятельности, выбору способа и средств ее реализации ;

Примеры формулирования задач урока Задачи урока : 5. Подвести обучающихся к самостоятельному формулированию правил обращения с кислотами ; 6. Организовать первичное закреплению умений ……… 7. Организовать работу обучающихся по самопроверке умений ………; 8. Включить умение ……… в систему других умений ; 9. Организовать рефлексию учебной деятельности

Методические принципы инновационного урока Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке. Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока. Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

25 Традиционный взгляд на урок ( к / ф ) 1. Дом. задание : « Перескажи …» 2. Тема : « Сегодня мы будем изучать …» 3. Объяснение : « Итак, слушайте внимательно …» 4. Закрепление : « Повторите что …? Когда …?» Проблемно - диалогический урок 1.Постановка проблемы : - « С одной стороны …, но с другой стороны …»; - « Что вас удивляет ? …» - « Какой возникает вопрос ? ( проблема )» 2. Актуализация : « Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме ?» 3. Поиск решения : « По тексту определите …» 4. Решение : « Как мы можем ответить на наш вопрос ?» Проблемно - диалогическая технология Цель - обучить самостоятельному решению проблем ( ФГОС ) Средство - открытие знаний вместе с детьми

26 Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог ? 1.Организационные – умение решать проблемы 2.Коммуникативные – вести диалог 3.Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т. п. 4.Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

Системно - деятельностный подход ФГОС. Общие положения п.5 В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает : - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию ; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования ; - активную учебно - познавательную деятельность обучающихся ; - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ТДМ Технология деятельностного метода. Урок открытия новых знаний ( ОНЗ ) ) Мотивация к учебной деятельности 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие 3) Выявление места и причины затруднения 4) Построение проекта выхода из затруднения 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8) Включение в систему знаний и повторение 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке

Типы уроков по ФГОС 1)урок усвоения новых знаний 2)урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 3)урок актуализации знаний и умений (урок повторения) 4)урок систематизации и обобщения знаний и умений 5)урок контроля знаний и умений 6)урок коррекции знаний, умений и навыков 7)комбинированный урок

1. Структура урока усвоения новых знаний : 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия ( подведение итогов занятия )

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление - типовые задания ( в знакомой ситуации ) - в изменённой ситуации ( конструктивные задания ) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации ( проблемные задания ) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия ( подведение итогов занятия )

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний. - с целью подготовки к контрольному уроку - с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия ( подведение итогов занятия )

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний - Подготовка учащихся к обобщенной деятельности - Воспроизведение на новом уровне ( переформулированные вопросы ). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия ( подведение итогов занятия ) - Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. ( Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика ). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия ( подведение итогов занятия )

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики ( контроля ) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия ( подведение итогов занятия )

7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия ( подведение итогов занятия )

Типы уроков деятельностной направленности 1) уроки « открытия » нового знания ; 2) уроки рефлексии ; 3) уроки общеметодологической направленности ; 4) уроки развивающего контроля.

Урок « открытия » нового знания Деятельностная цель : формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний ( понятий, способов действий и т. д.). Содержательная цель : расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Логика построения урока ОНЗ на основе ТДМ

1. Уроки « открытия » нового знания имеют следующую структуру 1) этап мотивации ( самоопределения ) к учебной деятельности ; 2) этап актуализации и пробного учебного действия ; 3) этап выявления места и причины затруднения ; 4) этап построения проекта выхода из затруднения ; 5) этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи ; 6) этап первичного закрепления с комментированием ; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону ; 8) этап включения нового знания в систему знаний и повторения ; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.1. Этап мотивации к учебной деятельности. Этап мотивации к учебной деятельности занимает 1-2 минуты урока. Основной целью этапа мотивации к учебной деятельности является выработка внутренней готовности к реализации требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо : 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (« хочу »); 2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности (« надо »); 3) установить тематические рамки учебной деятельности (« могу »).

1.2. Этап актуализации и пробного учебного действия На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся : 1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий ; 2) активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы ( внимание, память и т. д.); 3) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке ; 4) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. Продолжительность данного этапа составляет 5-7 минут.

Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат. ЗАТРУДНЕНИЕ Я НЕ МОГУ…

1.3. Этап выявления места и причины затруднения Для фиксации возникшего затруднения необходим диалог, в результате которого класс разделится на несколько групп и ученик сможет определить, какое именно затруднение у него возникло : а ) не смог выполнить задание ; б ) не смог правильно решить поставленную задачу ( получил неверный ответ ); в ) получил верный ответ, но не смог его обосновать ( обосновать это значит предъявить абстрактный критерий ( определение, правило, алгоритм и т. д.), с помощью которого осуществлено решение ; г ) получил верный ответ, его обосновал, но не смог объяснить способ получения используемого правила, способа действия и т. д. На этом этапе важно, чтобы ученик осознал недостаточность своих знаний, умений или способностей.

Я НЕ ЗНАЮ УЗНАТЬ ПРИЧИНА ? ? ? ? Ц Е Л Ь Затруднение – причина – цель. ЗАТРУДНЕНИЕ Я НЕ МОГУ ? ? На данном этапе происходит мотивация учащихся к той учебной задаче, которую им предстоит решить на уроке. Результатом этапа должно стать осознание каждым учащимся причины своего затруднения.

1.4. Этап построения проекта выхода из затруднения Для этого необходимо, чтобы учащиеся : 1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения ( то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться ); 2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить ; 3) выбрали способ построения нового знания ( как ?) ( если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных ) или метод дополнения ( если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий ); 4) выбрали средства для построения нового знания ( с помощью чего ?) изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д.; 5) сформулировали план своих действий по построению нового знания. Продолжительность данного этапа 4-6 минут.

1.5. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи Для реализации этой цели учащиеся должны : 1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы ; 2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т. д.; 3) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаковой ( с помощью эталона ) форме ; 4) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения ; 5) уточнить общий характер нового знания ( возможность применения нового знания для решения всех заданий данного типа ). Продолжительность этапа составляет 5-8 минут. Результатом данного этапа является фиксация решения поставленной учебной задачи, вербальная и знаковая фиксация нового способа действия.

1.6. Этап первичного закрепления с комментированием Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся : 1) решили ( фронтально, в группах, в парах ) несколько типовых заданий на новый способ действия ; 2) при этом постоянно проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т. д. Продолжительность этого этапа составляет 4-5 минут. Вместе с тем важно так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них проговорил новое знание максимальное число раз.

1.7. Этап самостоятельной работы Основной целью этапа является самопроверка по эталону. Для этого необходимо : 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия ; 2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону ; 3) создать ( по возможности ) ситуацию успеха для каждого ребенка ; 4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

1.8. Этап включения в систему знаний и повторения Основной целью этапа является включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно : 1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания ; 2) организовать выполнение заданий, в которых новое знание связывается с ранее изученными ; 3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка ; 4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса. Продолжительность этапа 4-5 минут.

1.9. Этап рефлексии учебной деятельности Основной целью этапа на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели : 1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке ; 2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия ; 3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки ( домашнее задание с элементами выбора, творчества ). Продолжительность данного этапа составляет 2-3 минуты. На этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему, вырабатывается способность к рефлексии своей учебной деятельности.

Критерии самоанализа конспекта урока 1.Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода : наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов. 2.Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. 3.Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий : познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. 4.Технологичность структуры урока : диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока. 5.Оптимальный отбор содержания : ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. 6.Наличие разных форм организации учебной деятельности ( включая индивидуальную и групповую )

Таблица самооценки конспекта урока Критерий Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов. 2 Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. 3 Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных 4 Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока. 5 Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. 6Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)

Вывод о соответствии урока требованиям ФГОС ООО 5 – очень высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены основные его показатели. 4 – высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены в целом основные показатели, есть единичные пробелы. 3 – средняя степень выраженности указанного критерия. Конспект ( технологическая карта ) отражает значимые показатели выбранного критерия, вместе с тем они отражены не в полном объеме. Либо, наряду с верно выделенными в соответствии с принципами системно - деятельностного подхода особенностями деятельности учителя и ученика, отмечаются ошибочные или недостаточно развернутые ( не в полном объеме прописанные ) и недостаточно представленные в конспекте. 2 – слабая степень выраженности указанного критерия. Конспект ( технологическая карта ) отражает некоторые показатели, соответствующие критерию, но есть пропуск существенных признаков проявления данного критерия, либо однозначный вывод об их наличии по описанию сделать затруднительно. 1 – конспект ( технологическая карта урока ) не содержит показателей, соответствующих данному критерию.

Спасибо за внимание !