Реализация деятельностного подхода на уроках географии при изучении курса «География России» Авторы: Таможняя Елена Александровна, к.п.н., доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические приемы работы с текстом и внетекстовым компонентом учебников географии 9,10 классов Ильина Н.С.
Advertisements

Экспериментальная работа учителя географии МОУ СОШ 81 Ревякина Михаила Сергеевича.
Урок географии 9 класс Учитель: Катайцева О.В. План урока Ключевые понятия Виды районирования Природно-хозяйственные (комплексные) регионы России.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Районное методическое объединение учителей географии.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Учитель географии МОУ Скородумская ООШ Ведерникова Надежда Александровна учебный год.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Экономическая география. Районирование территории России 9 класс.
Презентация к уроку по теме: Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Текст учебника как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Технологическая карта урока. 2. Понятие Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.
Транксрипт:

Реализация деятельностного подхода на уроках географии при изучении курса «География России» Авторы: Таможняя Елена Александровна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ., Пятунин Владимир Борисович, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ.

Варианты структуры курса география России. 8-9 класс 8-9 класс Традиционная Новая (страноведческая)

Традиционная структура курса «География России» (80-ые, 90-ые, 00-ые годы ?) Часть III География своего региона Часть I Физическая география России Часть II Экономическая география Введение Общая характеристика природы Природные комплексы Рельеф Климат Воды Почвы Раст-ть Ж.м. Природные зоны Аркт. п. Тундра Леса Степи Пустыни Крупные природные районы В.Евр.р. Зап. С. Ср.и с-в С. Урал Кавказ Д.В. Общий обзорРайоны России НаселениеХозяйство Числ., е.д Нац. с Кавказ Размещ. Миграции Типы н.п. Труд. рес-ы ТЭК К.К.М. МШК АПК Трансп. Сф.услуг Центр.Россия Евр.Север Евр.Юг Урал Поволжье Зап.Сиб. Вост.Сиб. Д.В.

Учебники, в которых реализована традиционная структура курса Учебники, которые хорошо известны учителям, но….

Необходимость модернизации содержания географии, как школьного предмета Состояние и тенденции развития географии, как научной дисциплины Страноведческий подход – главное направление модернизации содержания школьного географического образования Факторы, определившие, необходимость трансформации содержания и структуры курса

Сущность страноведения с точки зрения географической науки Т Е Р Р И Т О Р И Я ПРИРОДА НАСЕЛЕНИЕХОЗЯЙСТВО Идея: Идея: основной объект изучения географической науки – территория, в пределах которой, население, взаимодействуя с природой, в том числе используя её ресурсы, осуществляет свою хозяйственную деятельность. При этом, ранг территории (материк-страна-район-субъект РФ) существенного значения не имеет.

Новая (страноведческая) структура курса «География России» Географическое положение. Форм.гос. терр… ПриродаНаселениеХозяйство Географические регионы 8 класс9 класс При одинаковой макроструктуре страноведческого курса, «страноведческие» учебники различается содержанием основных разделов, последовательностью их изучения, распределением учебного материала между восьмым и девятым классами. В учебниках Вентаны Граф, в 8-ом классе рассматриваются природа и население, а в 9- ом, - хозяйство и географические регионы.

Главные особенности курса «География России» сохранение традиционной последовательности изучения основных содержательных разделов курса: географическое положение – природа – население – хозяйство – регионы; естественное перераспределение учебного материала между классами (в 8-ом классе вместо характеристики природных районов, изучается тема «Население России»; в 9-ом после общей характеристики хозяйства, рассматривается природа-население-хозяйство географических районов); преемственность с ранее изученными курсами географии, развитие систем географических знаний; относительно равномерное распределение учебного материала между отдельными параграфами: параграф – урок; развивающий характер дидактического аппарата; разнообразный иллюстративный материал; реализация страноведческого подхода как при общей географической характеристике страны, так и её крупных регионов.

Комплексный подход – это традиционный подход географической науки наряду с территориальным, историческим и типологическим. Применение комплексного подхода давно уже стало неотъемлемой частью географических исследований. В течение ХХ в. именно комплексный подход привел к тому, что география все более переставала быть наукой об отдельных фактах, превращаясь в науку о взаимосвязях, в первую очередь между природой и обществом. Комплексный подход все более широко используется в современных географических исследованиях. Идеи комплексности в географии

«Географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного элемента или одной отрасли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком» (Н.Н.Баранский). Комплексность – главная черта географического мышления

глубокий анализ взаимосвязей природы, человека, культуры и хозяйства историзм аналитичность и проблемность широта тематического охвата фактического материала особое внимание к проблемам человека и всем сторонам его жизни стремление к емкости и выразительности страноведческих характеристик и описаний (по Я.Г.Машбицу) Особенности рассмотрения территории

Географическая наука (научные основы содержания и методы исследования) ОБЩЕСТВООБЩЕСТВО цели обучения, принципы построения структуры и содержания ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Методически оправданная цель интеграции в школьной географии – помочь учащимся в обобщении, интегрировании знаний и умений; Настоящее овладение географической культурой невозможно на основе специальных знаний, без целостного понимания мира, без формирования целостной картины природы, общества, взаимоотношений между ними; Формирование личностных качеств и метапредметных знаний и умений Значение интеграции физико-географического и социально-экономического содержания

1) усиления социальных аспектов в содержании школьной географии за счет включения вопросов изучения населения в разделы «природа» и «хозяйство»; 2) усиления причинно-следственных связей между природой, особенностями населения и его хозяйственной деятельностью; 3) снятие годового разрыва во времени изучения физико- географических и экономических регионов; 4) разгрузки содержание курса за счет отказа от излишней детализации и дублирования; 5) усиления эффективности обучения за счет формирования у учащихся целостного восприятия изучаемых территорий, комплексного образа регионов; 6) усиления воспитательного аспекта содержания Комплексная структура создает возможности

Уровни мыслительной деятельности: мышление на уровне локальных ассоциаций мышление на уровне частносистемных ассоциаций мышление на уровне внутрисистемных ассоциаций мышление на уровне межсистемных ассоциаций Развитие мышления учащихся

Общие особенности раздела « Географическое положение » Формирует важнейшие представления об особенностях географического положения страны и ее размерах, исторических этапах формирования государственной территории, странах-соседях, границах, специфике политико-административного устройства. Отводится 13 ч. учебного времени Центральными понятиями раздела являются «географическое положение» и «государственная территория» РФ. Особенности географического положения раскрываются более глубоко в последующих разделах и темах курса. Раздел «открывает» для учащихся курс «География России»

Содержание раздела « Географическое положение » (11 ч.) Географическое положение России (9 ч.) Географическое положение и его виды Государственная территории России. Типы российских границ Различия во времени на территории России Административно- территориальное устройство РФ История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч.)

Изучение временных (исторических) причинно-следственных связей Овладение знаниями методологического характера Возникновение, Происхождение объекта. Условия образования. Развитие (этапы развития), изменения в пространстве и во времени Современное состояние объекта Взаимодействие с другими объектами (в том числе с человеком)

Два новых понятия - «местное» и «поясное» время Учебная деятельность школьников на уроке должна быть в первую очередь предметной: Первый этап: усвоение содержания действия учащимся, контроль из выполнения со стороны учителя Второй этап – отработка, совершенствование учебных действий и умений на основе выполнения тренировочных заданий Третий этап - выполнение итоговых заданий Тема «Различия во времени на территории России»

занятость всех учеников класса продуктивной учебной деятельностью, обучение их самостоятельному добыванию знаний и привитие навыков самостоятельной работы Планирование деятельности учащихся Планирование содержания урока Основное условие эффективности урока

организация учебно-познавательной деятельности школьников с разнообразными картами и картосхемами; пособиями УМК работа со статистическими данными преимущественно одиночного характера (площадь территории; общая протяженность государственной границы, соотношение сухопутных и морских границ, и пр.) Формирование предметных и метапредметных умений

имеет тесные межпредметные связи с курсом истории не содержит новых для учащихся понятий при последующем изучении общих разделов курса и его региональной части используются для объяснения особенностей расселения населения, развития и специализации некоторых отраслей хозяйства, культурно-исторических особенностей населения регионов и т.д., выполняя важную образовательную и воспитательную функции Тема «История заселения, освоения и исследования территории России»

Примеры реализации деятельностного подхода Использование рабочей тетради на разных этапах урока и УД Период Присоединенные территории Народы, проживающие на данной территории Например, познавательные УД: наблюдать, сравнивать, анализировать, группировать и выявлять причинно- следственные связи между изучаемыми объектами: Приемы работы с иллюстративным аппаратом учебника 1) использование готовых иллюстраций в качестве наглядности («Определите по карте направления территориального роста страны»); 2) дополнение, доработка учащимися готовых моделей («Продолжите заполнение таблицы…», «Составьте схему…», «Подтвердите примерами из текста…» и пр.) 3) создание своей собственной модели (например, картографической) какого-либо процесса, явления.

Примеры реализации деятельностного подхода Этапы учебной деятельности Виды работ с методическим аппаратом учебника Мотивационно- ценностный Актуализация опорных знаний с помощью вопросов в начале текста; формулирование проблемы урока исходя из названия параграфа Ориентационно- деятельностный Определение алгоритма деятельности, выполнение учебных действий, организация речевой деятельности Исполнительный Воспроизведение, логический анализ, поиск объяснений, общение в учебных ситуациях Творческий Поиск объяснений, творческая деятельность, общение в учебных ситуациях, личностно ориентированная деятельность Оценочно- рефлексивный Сравнение эталона и результатов, оценивание и самооценивание

Примеры реализации деятельностного подхода Виды работ по характеру УД Методические приемы работы с текстом учебника Логико-структурный анализ деление текста на смысловые блоки (логические части) выделение главной мысли составление плана (простого и сложного) изложение текста по плану нахождение в тексте ключевых слов (понятий) и терминов Поиск объяснений выделение в тексте причинно-следственных отношений нахождение в тексте черт сходства и различий постановка вопросов к тексту Творческая деятельность составление опорных конспектов, обобщающих схем, визитной карточки территории моделирование на контурной карте подбор описаний к иллюстрациям подготовка аргументов и контраргументов Общение в учебных ситуациях ответы на обобщающие вопросы в парах подтверждение собственной позиции фактами из учебника обсуждение материалов учебника, обмен мнениями

Общие особенности раздела «Природа России» Центральное место в макроструктуре курса «География России»: Более 40 часов учебного времени (более половины из общего количества часов, на изучение географии 8-го класса) Несколько меньше, чем было при традиционной структуре, но больше, чем в других учебниках, страноведческой структуры) Количество часов, отводимых на изучение природы, ещё больше, поскольку в 9-ом классе изучаются особенности природы географических районов: … Урала, Западной Сибири, пояса гор Юга Сибири и др.

Содержание блока «Природа» (50 ч.) Раздел II. Природа России Рельеф 5(6) ч. Климат 5 (6) ч. Воды 5 (6) ч. Почвы 3 ч. Растительность и животный мир 2(3) ч. Природные различия на территории России 7 (8) ч Характеристики природных зон: северные безлесные, лесные, южные безлесные, высотная поясность, моря. ООПТ 8 ч. Природные комплексы и природное районирование 2ч. Раздел IV. Природный фактор в развитии России 8 класс Раздел IV. Природно-хозяйственные регионы России Центральная Россия Европейский Север ПоволжьеУралЗ.С.В.С.Д.В. И др. 9 класс Изучению природы и её ресурсов отводится достаточно учебного времени…

Особенности изучения компонентов природы При изучении каждого из компонентов природы рассматриваются следующие аспекты: главные особенности; факторы формирования; закономерности распространения по территории страны; влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека: с одной стороны, как определённого вида природного ресурса (минеральные, агроклиматические, почвенные, водные и т.д.), с другой – как условия, влияющего на здоровье человека, а иногда и жизнь (землетрясения, ураганы, наводнения и др.)

Развитие систем знаний При рассмотрении каждого из компонентов происходит не только расширение и конкретизация, но и углубление системы соответствующих знаний (климатологических, гидрологических и др.). Это выражается в появлении новых терминов, понятий, причинно-следственных связей и др. При изучении рельефа страны помимо горообразовательных процессов (которые учащимся уже известны), в качестве факторов рассматриваются неоген-четвертичные движения. Вводится весьма сложная, и абстрактная по своему содержанию, геологическая карта В теме «Климат….» вводятся понятия «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «коэффициент увлажнения»; появляется синоптическая карта… В теме «Внутренние воды….» - зависимость речной сети от климата конкретизируется понятиями «падение и уклон рек», новым понятием является и «многолетняя мерзлота». Кредо: При первичном изучении ранее незнакомого материала вполне допустимо использование объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения. (Учитель объясняет материал с помощью средств наглядности, или без, учащиеся слушают, записывают, запоминают, воспроизводят…) Однако на «фгосовских» уроках этого недостаточно… Необходимы иные виды деятельности…

Примеры реализации деятельностного подхода В ходе урока, по изучению циклонов и антициклонов учитель сначала объясняет существенные признаки этих понятий (объяснительно- иллюстративный метод), а затем организуются иные виды деятельности: СходстваРазличия ЦиклонАнтициклон 1.Подвижные части тропосферы 2. Система ветров 1.Область низкого давления И т.д. 2. Область высокого давления Заполнение сравнительной таблицы: Логическое УУД из группы познавательных, которые входят в метапредметные результаты обучения. Каким атмосферным процессом определяется погода за окном? (Логическая операция – подведение под понятие, элемент логических УУД) В каком случае Вас обрадует, а в каком огорчит известие о том, что погоду Вашей местности в ближайшие сутки будет определять а) циклон; б) антициклон Логическая операция – оценка, элемент логических УУД

Примеры реализации деятельностного подхода Задания на чтение синоптической карты: Обведите номера верных высказываний: 1.Циклоны определяют погоду на побережьях Белого и Черного морей. 2. Над Балтийским морем находится теплый атмосферный фронт, с которым связаны атмосферные осадки. 3. В ближайшие сутки в Волгограде и Екатеринбурге следует ожидать повышение температуры воздуха 4. Погоду на Урале будет определять циклон. 5. В Киеве и Москве следует ожидать понижения температуры 6. В Екатеринбурге осадков не ожидается Задание важно, с точки зрения подготовки школьников к ГИА…

Рассмотренные примеры вопросов и заданий, основанные на продуктивной деятельности учащихся, реализуют по мнению И.В. Душиной – деятельностный компонент урока. Задания для его осуществления имеются в дидактическом аппарате учебника и рабочей тетради. Система разноуровневых вопросов и заданий, развивающего характера Учебник Вопросы и задания, для реализации деятельностного подхода, как во время урока так и для домашнего задания. (Овладение знаниями в деятельности) Рабочие тетради Помимо деятельностного, в уроках должен присутствовать «личностный компонет»…

Вопросы, реализующие личностный компонент урока Беседа: Какие неудобства Вы испытываете вследствие того, что время, по которому Вы живете на два часа опережает поясное время? В какое время года эти неудобства для Вас более ощутимы? (Вопрос 5 – учебника) Прослушивание и обсуждение презентаций с целью определение перечня стихийных явлений, связанных с водами; актуализации правил безопасного поведения при стихийных явлениях, связанных с водами, путях и способах их предотвращения. Беседа: Землетрясения и правила поведения в случае их возникновения. Беседа : Экологические проблемы изученных природных зон, в связи с основными видами хозяйственной деятельности человека (рис. 131, стр. 167 учебника) Обсуждение примеров экологической ситуации в российских морях на основе личностного опыта учащихся. Обсуждение участия школьников в природоохранной деятельности. Что подразумевается под термином «здоровый образ жизни», и каково Ваше отношение к нему?

Вопросы и задания краеведческого характера Используя политико-административную карту, составьте описание субъекта РФ, в котором Вы живете, по следующему плану: 1.Название, статус; 2.столица, административный центр; 3.Число аналогичных по статусу субъектов РФ; 4.Географический регион, в котором субъект расположен; 5.Имеются ли выходы к государственной границе и морям; 6.Пограничные субъекты РФ; 7.Время, которое действует в регионе. (Задание 2 рабочей тетради) Беседа: формы поверхности своего региона с целью конкретизации мировоззренческой идеи о рельефе, как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов. Характеристика наиболее распространенного типа почвы региона проживания. (Задание 5 в рабочей тетради).

Резюме: Реализация деятельностного подхода занимает существенно больше времени, по сравнению объяснительно-иллюстративным обучением. Однако, только в этом случае обеспечивается возможность достижения всех групп «фгосовских» результатов обучения – предметных, метапредметных и личностных, а кроме того, появляются дополнительные возможности для оценки различных видов деятельности школьников и выставления отметок

Спасибо за внимание!