Лекция 1 Лекция 1 Теоретические основы возникновения и существования менеджмента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды менеджмента. Цель урока: Познакомиться с видами менеджмента; Охарактеризовать каждый вид менеджмента.
Advertisements

Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Этапы планирования потребности в персонале
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Характеристика методов и функций менеджмента Выполнила: Михайлова А.Р. Группа: эбз-161.
Тема 3. Администрирование социальной работой. 1. Механизмы, задачи и функции администрирования. 2. Администрирование в современный период. 3. Специфика.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Создание собственного дела 1.Предпринимательская идея.
Транксрипт:

Лекция 1 Лекция 1 Теоретические основы возникновения и существования менеджмента.

1.Сущность менеджмента. Менеджмент – это отдельная дисциплина, самостоятельная область знаний, наука управления. Менеджмент – это отдельная дисциплина, самостоятельная область знаний, наука управления. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, которые необходимо использовать наиболее эффективно для решения главной проблемы – На управленческую мысль влияют достижения многих наук, которые необходимо использовать наиболее эффективно для решения главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы. как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы.

В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент – управление в организациях в условиях рынка. Менеджмент – управление в организациях в условиях рынка.

Менеджмент - это «управление», т.е. вид деятельности или «функция» по руководству людьми в самых разнообразных организациях. «управление», т.е. вид деятельности или «функция» по руководству людьми в самых разнообразных организациях. область человеческого знания, помогающая осуществить функцию управления. область человеческого знания, помогающая осуществить функцию управления. определенная категория людей, непосредственно осуществляющие саму работу по управлению. определенная категория людей, непосредственно осуществляющие саму работу по управлению.

Управление и менеджмент Искусство (практика) выполнения работы Искусство (практика) выполнения работы Наука (область человеческого знания) Наука (область человеческого знания) Функция (вид деятельности) Функция (вид деятельности) Процесс Процесс Люди, управляющие организацией Люди, управляющие организацией

Менеджмент по-английски буквально означает руководство. Менеджмент по-английски буквально означает руководство. Таким образом, менеджмент – это специфическая разновидность управленческой деятельности, а также наука, изучающая эту деятельность. Таким образом, менеджмент – это специфическая разновидность управленческой деятельности, а также наука, изучающая эту деятельность.

Перед менеджментом как деятельностью стоят 2 задачи (основное противоречие): Перед менеджментом как деятельностью стоят 2 задачи (основное противоречие): тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех ее элементов тактическая – поддержание устойчивости работы фирмы и всех ее элементов стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние. стратегическая – развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние.

Менеджмент как наука изучает отношения (предмет науки), складывающиеся в процессе управленческой деятельности Менеджмент как наука изучает отношения (предмет науки), складывающиеся в процессе управленческой деятельности ( организация, постановка целей, планирование, выдача распоряжений, координация работы, контроль, оценка, вознаграждение и т. п.) ( организация, постановка целей, планирование, выдача распоряжений, координация работы, контроль, оценка, вознаграждение и т. п.) Объектом менеджмента являются организации (фирмы). Объектом менеджмента являются организации (фирмы).

В зависимости от сферы деятельности выделяют следующие виды (разновидности) менеджмента: производственный менеджмент – решает задачи определения оптимального объема и структуры выпускаемой продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранение сбоев и неполадок; текущего контроля; руководства персоналом, разрешения конфликтов… производственный менеджмент – решает задачи определения оптимального объема и структуры выпускаемой продукции, применяемой технологии, рациональной загрузки оборудования; расстановки людей; устранение сбоев и неполадок; текущего контроля; руководства персоналом, разрешения конфликтов… снабженческо-сбытовой менеджмент – ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям. снабженческо-сбытовой менеджмент – ориентирован на организацию заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранение сырья, материалов, комплектующих изделий, хранение и отправку готовой продукции покупателям.

инновационный менеджмент – имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство. инновационный менеджмент – имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство. маркетинг-менеджмент – занимается вопросами изучения рынков, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой с учетом этого производственной, ценовой и рекламной политики и стратегии. маркетинг-менеджмент – занимается вопросами изучения рынков, существующего и перспективного спроса на продукцию, выработкой с учетом этого производственной, ценовой и рекламной политики и стратегии. менеджмент персонала – решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования, создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудных споров конфликтов, улучшения условий труда и быта работников. менеджмент персонала – решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников, выбора методов их вознаграждения и стимулирования, создания благоприятного морально-психологического климата и помощи в разрешении трудных споров конфликтов, улучшения условий труда и быта работников.

финансовый менеджмент – связан с составлением бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ее денежных ресурсов, оценкой перспективного и текущего финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению. финансовый менеджмент – связан с составлением бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением ее денежных ресурсов, оценкой перспективного и текущего финансового состояния, принятием необходимых мер по их укреплению. эккаунтинг-менеджмент – управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала. эккаунтинг-менеджмент – управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнения с исходными и плановыми показателями, результатами других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов более полного использования имеющегося потенциала.

2. Эволюция менеджмента. Менеджмент как наука появился с возникновением рыночных отношений. Менеджмент как наука появился с возникновением рыночных отношений. Началом капиталистического способа производства ( т.е. возникновение рыночных отношений) считается конец ХYШ начало ХIХ вв. В этот период общественное разделение труда приобрело всеобщий (глобальный) характер, в области науки и техники был осуществлен настоящий прорыв (изобретение парового двигателя). Началом капиталистического способа производства ( т.е. возникновение рыночных отношений) считается конец ХYШ начало ХIХ вв. В этот период общественное разделение труда приобрело всеобщий (глобальный) характер, в области науки и техники был осуществлен настоящий прорыв (изобретение парового двигателя).

Основой для создания нового капиталистического способа производства впервые стал являться капитал (деньги), а не ресурсы ( земля, скот …). Именно в этих условиях собственник капитала сам уже мог не заниматься физическим трудом, а использовать для этих целей наемных рабочих. Основой для создания нового капиталистического способа производства впервые стал являться капитал (деньги), а не ресурсы ( земля, скот …). Именно в этих условиях собственник капитала сам уже мог не заниматься физическим трудом, а использовать для этих целей наемных рабочих.

Теперь собственник капитала сам лично, либо через управляющего должен был учиться прогнозировать поведение рынка на ближайшую перспективу и на далекое будущее Теперь собственник капитала сам лично, либо через управляющего должен был учиться прогнозировать поведение рынка на ближайшую перспективу и на далекое будущее

Вплотную проблемами менеджмента собственников промышленных и торговых предприятий заставили заняться кризисы 1825 и 1837 годов. Вплотную проблемами менеджмента собственников промышленных и торговых предприятий заставили заняться кризисы 1825 и 1837 годов. Именно к середине 19 века стало очевидно, что основными методами в управлении производством должны стать не административные ( как это было раньше), а экономические. Именно к середине 19 века стало очевидно, что основными методами в управлении производством должны стать не административные ( как это было раньше), а экономические. Глобальный кризис конца 20-х годов ХХ века привел к тому, что практически все развитые страны пришли к необходимости введения элементов государственного регулирования (США, Германия). Глобальный кризис конца 20-х годов ХХ века привел к тому, что практически все развитые страны пришли к необходимости введения элементов государственного регулирования (США, Германия).

Движущей силой развития менеджмента как науки явились: Экономические кризисы, Экономические кризисы, Противоречия развития общества рыночных отношений, Противоречия развития общества рыночных отношений, Научно-технический прогресс. Научно-технический прогресс.

Причины возникновения научной теории управления вообще и теории менеджмента ( в частности): углубление общественного разделения труда, углубление общественного разделения труда, расширение хозяйственных связей, расширение хозяйственных связей, возникновение коммерческих рисков возникновение коммерческих рисков ( которые могли бы повлечь за собой банкротство предприятий) ( которые могли бы повлечь за собой банкротство предприятий) необходимость формирования принципиально новых отношений между работником и работодателем. необходимость формирования принципиально новых отношений между работником и работодателем.

3. Школы менеджмента. классическая классическая неоклассическая неоклассическая современная. современная.

Классическая школа. Изучает 4 главных элемента : Изучает 4 главных элемента : разделение труда разделение труда ступенчатость и многозвенность управления ступенчатость и многозвенность управления структуру организации структуру организации возможные пределы управления. возможные пределы управления.

Основоположником научной теории управления в обществе рыночных отношений Основоположником научной теории управления в обществе рыночных отношений ( в капиталистическом обществе) считается американский инженер Ф.У.Тейлор ( г.г.). ( в капиталистическом обществе) считается американский инженер Ф.У.Тейлор ( г.г.). В начале ХХ века Тейлор сформулировал основные принципы научной организации управления трудом наемных работников. В начале ХХ века Тейлор сформулировал основные принципы научной организации управления трудом наемных работников.

Система Тейлора сводилась к следующим основным положениям: Отказ от эмпирических методов исследования в пользу научного исследования. Отказ от эмпирических методов исследования в пользу научного исследования. Нормализация и унификация приемов и условий работы. Нормализация и унификация приемов и условий работы. Специализация функций в производстве и управлении. Специализация функций в производстве и управлении. Отбор работников на основе научно- определенных признаков, создание системы их адаптации, обучения и переподготовки. Отбор работников на основе научно- определенных признаков, создание системы их адаптации, обучения и переподготовки.

Задания, выдаваемые работнику должны быть ясными и точными. Задания, выдаваемые работнику должны быть ясными и точными. Отсюда вытекает необходимость планирования рабочих мест, подготовки рабочего места и обеспечение необходимых материально- производственных запасов. Отсюда вытекает необходимость планирования рабочих мест, подготовки рабочего места и обеспечение необходимых материально- производственных запасов. Разделение административных и исполнительских функций. Разделение административных и исполнительских функций.

Организация учета объемов и качества выполненных работ, а также, контроля за количеством и качеством работы. Организация учета объемов и качества выполненных работ, а также, контроля за количеством и качеством работы. Введение научно обоснованных норм труда. Введение научно обоснованных норм труда. Соответствие размеров вознаграждения за труд количеству и качеству труда. Соответствие размеров вознаграждения за труд количеству и качеству труда.

Недостатками системы Тейлора, ее слабыми местами считаются 2 элемента: Тейлор предполагал, что максимальной интенсификации производства можно достичь исключительно экономическими методами ( без применения административных и социально-психологических). Тейлор предполагал, что максимальной интенсификации производства можно достичь исключительно экономическими методами ( без применения административных и социально-психологических). Система Тейлора предусматривала равную заинтересованность собственника и наемных работников в результатах труда. Система Тейлора предусматривала равную заинтересованность собственника и наемных работников в результатах труда.

Тейлоризм как научная система получил развитие в трудах Г.Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». Тейлоризм как научная система получил развитие в трудах Г.Эмерсона «Двенадцать принципов производительности». Основное отличие от системы Тейлора – унифицированность. Эмерсон сформулировал основные требования к организации производства вне зависимости от отрасли и профессии работников. В системе Тейлора основное внимание уделялось изучению методов организации труда применительно к конкретным рабочим профессиям и рабочим местам. Основное отличие от системы Тейлора – унифицированность. Эмерсон сформулировал основные требования к организации производства вне зависимости от отрасли и профессии работников. В системе Тейлора основное внимание уделялось изучению методов организации труда применительно к конкретным рабочим профессиям и рабочим местам. Эмерсон во многом повторил принципы Тейлоризма, но развил их и унифицировал. Эмерсон во многом повторил принципы Тейлоризма, но развил их и унифицировал.

Идеи Тейлора и Эмерсона были развиты и реализованы на практике промышленником Г. Фордом. Идеи Тейлора и Эмерсона были развиты и реализованы на практике промышленником Г. Фордом. Принципиально другой подход применил в своих трудах французский ученый А.Файоль. Принципиально другой подход применил в своих трудах французский ученый А.Файоль.

Файоль исходил из того, что во всяком предприятии имеются Файоль исходил из того, что во всяком предприятии имеются 2 организма – 2 организма – Производственный (средства, предметы труда, сам труд) Производственный (средства, предметы труда, сам труд) Социальный (отношения людей в процессе производства). Социальный (отношения людей в процессе производства).

Файоль разделял администрирование на 5 основных элементов: Файоль разделял администрирование на 5 основных элементов: Предвидение Предвидение Организация Организация Распорядительство Распорядительство Координирование Координирование Контроль. Контроль.

Для каждого элемента (функции) разрабатываются единые правила и техника их осуществления). Для каждого элемента (функции) разрабатываются единые правила и техника их осуществления). Файоль первым выделил в отдельный объект изучения личность менеджера, определил основные специфические качества, которыми он должен обладать. Файоль первым выделил в отдельный объект изучения личность менеджера, определил основные специфические качества, которыми он должен обладать. ( воля, ум, квалификация, тактичность, энергичность …)

Неоклассическая школа. В качестве основных постулатов использует принципы классической школы, но рассматривает их с учетом влияния воздействия людей в процессе производственной и управленческой деятельности. В качестве основных постулатов использует принципы классической школы, но рассматривает их с учетом влияния воздействия людей в процессе производственной и управленческой деятельности. На этом этапе развития теории управления появляется термин «бихевиоризм», означающий теорию человеческого поведения. Бихевиористы рассматривают менеджмент как психологический процесс. На этом этапе развития теории управления появляется термин «бихевиоризм», означающий теорию человеческого поведения. Бихевиористы рассматривают менеджмент как психологический процесс.

Представители бихевиоризма: Элтон Мэйо Элтон Мэйо Абрахам Маслоу Абрахам Маслоу Дуглас Макгрегор Дуглас Макгрегор

Э.Мэйо первым выдвинул теорию «человеческих отношений» в управлении производством. Суть этой теории заключается в том, что для работника собственно производственный процесс имеет меньшее значение, нежели его социальное и психологическое положение. Э.Мэйо первым выдвинул теорию «человеческих отношений» в управлении производством. Суть этой теории заключается в том, что для работника собственно производственный процесс имеет меньшее значение, нежели его социальное и психологическое положение. Доктрина человеческих отношений исходит из того, что человека можно побудить работать более производительно, если своевременно и полно удовлетворить его социальные и психологические потребности. Доктрина человеческих отношений исходит из того, что человека можно побудить работать более производительно, если своевременно и полно удовлетворить его социальные и психологические потребности.

Элементы доктрины человеческих отношений: система взаимных связей и информации, система взаимных связей и информации, регулярное общение профессиональных психологов с рабочими, регулярное общение профессиональных психологов с рабочими, максимально возможное привлечение рабочих к процессу принятия управленческих решений ( на собраниях), максимально возможное привлечение рабочих к процессу принятия управленческих решений ( на собраниях), организация неформальных групп и категорирование рабочих в соответствии с их социальным статусом. организация неформальных групп и категорирование рабочих в соответствии с их социальным статусом.

Иерархия индивидуальных потребностей работника (теория иерархии человеческих потребностей). А.Маслоу Иерархия индивидуальных потребностей работника (теория иерархии человеческих потребностей). А.Маслоу На нижнем уровне находятся физиологические потребности (голод, жажда). До тех пор пока группа этих потребностей не будет удовлетворена, какое- либо осмысленное воздействие на объект управление практически невозможно. На нижнем уровне находятся физиологические потребности (голод, жажда). До тех пор пока группа этих потребностей не будет удовлетворена, какое- либо осмысленное воздействие на объект управление практически невозможно. На втором уровне находится безопасность. Она включает : жилище, обеспечение коммунальными услугами … В степени уровня безопасности возможны значительные различия, а значит а значит возможны и методы воздействия на работника. На втором уровне находится безопасность. Она включает : жилище, обеспечение коммунальными услугами … В степени уровня безопасности возможны значительные различия, а значит а значит возможны и методы воздействия на работника.

На третьем уровне находится принадлежность к определенной социальной группе (групповое родство). Предполагается, что значительная часть работников стремится повысить свой социальный статус. На третьем уровне находится принадлежность к определенной социальной группе (групповое родство). Предполагается, что значительная часть работников стремится повысить свой социальный статус. Четвертый уровень – самооценка. Самоуважение, признание … Для достижения самоуважения далеко не всегда необходима смена социальной группы. Четвертый уровень – самооценка. Самоуважение, признание … Для достижения самоуважения далеко не всегда необходима смена социальной группы.

Пятый уровень – самореализация (самосовершенствование, исполнение желаний). Пятый уровень – самореализация (самосовершенствование, исполнение желаний).

Современная школа. Современная школа изучает организацию управления производством на основе анализа фактических данных (научный подход). Современная школа изучает организацию управления производством на основе анализа фактических данных (научный подход). В современной школе выделяются 2 основных направления: В современной школе выделяются 2 основных направления:

Первое направление основано на подходе к производству, как к социальной системе (теория социальных систем). Первое направление основано на подходе к производству, как к социальной системе (теория социальных систем). Теория социальных систем предполагает, что социальная организация представляет собой комплексную систему, состоящую из ряда подсистем, к которым относятся люди, формальная и неформальная структуры, статусы и роли, физическое окружение. Между всеми подсистемами имеются двусторонние и многосторонние связи, вызывающие изменения поведения людей в организации. Теория социальных систем предполагает, что социальная организация представляет собой комплексную систему, состоящую из ряда подсистем, к которым относятся люди, формальная и неформальная структуры, статусы и роли, физическое окружение. Между всеми подсистемами имеются двусторонние и многосторонние связи, вызывающие изменения поведения людей в организации.

Второе направление современной школы («новая школа») предполагает широкое внедрение в сферу управления методов и аппарата точных наук ( математика, математическая статистика). Второе направление современной школы («новая школа») предполагает широкое внедрение в сферу управления методов и аппарата точных наук ( математика, математическая статистика).

Здесь исследуются вопросы построения математических моделей, в которых не учитывается поведение людей. К таким задачам относятся управление запасами, оптимизация ресурсов, транспортная задача … Здесь исследуются вопросы построения математических моделей, в которых не учитывается поведение людей. К таким задачам относятся управление запасами, оптимизация ресурсов, транспортная задача … Кроме того, новая школа предполагает создание таким математических моделей, которые описывают процесс принятия управленческих решений. В этих моделях главное место принадлежит определению критериев и принципов выбора из альтернативных решений. Кроме того, новая школа предполагает создание таким математических моделей, которые описывают процесс принятия управленческих решений. В этих моделях главное место принадлежит определению критериев и принципов выбора из альтернативных решений.

В теории новой школы вводится понятие системного анализа. Основной целью системного анализа является экстраполяция показателей развития предприятия и прогнозирование поведения людей за пределами периода, по которому имеются точные данные. В теории новой школы вводится понятие системного анализа. Основной целью системного анализа является экстраполяция показателей развития предприятия и прогнозирование поведения людей за пределами периода, по которому имеются точные данные.