УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 КЛАССЕ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (подготовка к ЕГЭ часть С) Учитель русского языка и литературы Чижова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Учимся писать сочинение-рассуждение. Урок в 10-ом классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Нефтекамска Васюткина С.Е.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ С-1 Автор презентации: Сендирева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, ВКК
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Транксрипт:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 10 КЛАССЕ УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (подготовка к ЕГЭ часть С) Учитель русского языка и литературы Чижова Наталия Александровна Тверская область Кашинский район МОУ СОШ им. М.И. Калинина

ЗАДАНИЕ Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 2

Учимся понимать исходный текст 3 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться

ЦЕЛЬ УРОКА: -НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ - ОТОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ 4

ПАВЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ (р.1970) современный писатель, публицист ПАВЛОВ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ (р.1970) современный писатель, публицист 5

6

РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ РАБОТА С ИСХОДНЫМ ТЕКСТОМ ШАГ 1 7

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ основные черты назначение - сообщение фактов -формирование общественного мнения -активное воздействие на разум и чувства человека - сообщение фактов -формирование общественного мнения -активное воздействие на разум и чувства человека -актуальность проблематики -политическая страстность и образность -острота и страстность изложения -актуальность проблематики -политическая страстность и образность -острота и страстность изложения 8

ТЕКСТ смысловая завершенность законченность связность смысловое единство информативность цельность 9

ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА ИНФОРМАТИВНОСТЬ – ОДИН из ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКОВ ТЕКСТА ТЕКСТТЕКСТ ТЕКСТТЕКСТ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ о каком-либо факте, событии, человеке о цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить) о способах авторского воздействия на читательское восприятие об авторе ( его отношении к поднятым вопросам) научись «ВЫЧИТЫВАТЬ» информацию ! 10

Вторая мировая война – своя у каждого народа…Но чуждое и родное смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века… 2 АБЗАЦ 1 АБЗАЦ Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем….Вот так был обворован мой дед уже после смерти … 3 АБЗАЦ …священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов 11

ЗАДАНИЕ ЧАСТИ С 1 Определить и сформулировать ОДНУ из проблем текста 2 Прокомментировать ЭТУ проблему 3 Выявить и сформулировать позицию автора по ЭТОЙ проблеме 4 Изложить собственное мнение по ЭТОЙ проблеме с привлечением 2-х аргументов ШАГ 1 Написать сочинение по прочитанному тексту 12

ШАГ 2 Формулировка проблемы 13

это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения ПРОБЛЕМАПРОБЛЕМА ПРОБЛЕМАПРОБЛЕМА это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него Главной Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и делает определенные выводы 14

15

ПРОБЛЕМУ МОЖНО ФОРМУЛИРОВАТЬ в ВИДЕ ВОПРОСА конструкции со словами «проблема», «вопрос» НАПРИМЕР: Как долго человек может быть один? Именно эту проблему рассматривает известный писатель, публицист А. Иванов ИЛИ: Разве может быть любовь односторонним процессом? Любить без взаимности возможно? Именно эти вопросы волнуют автора текста известного публициста А. Иванова НАПРИМЕР: В тексте рассматривается, исследуется, анализируется проблема милосердия (экологии, дружбы, «отцов»и «детей») ИЛИ: В тексте, предложенном для анализа, автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание автор уделяет проблеме нравственной ответственности человека перед другими людьми) 16

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА Известный публицист и писатель О.Павлов затрагивает в тексте проблему осквернения памяти о Великой Отечественной войне Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы рассматривает автор текста, современный писатель и публицист О.Павлов 17

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА К1 – 1 балл 18

ШАГ 3 Комментарий проблемы 19

Комментарий Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либоТолковый словарь Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст! 20

Виды проблем: - философские (н-р, жизни и смерти, цели в жизни…); - социальные ( неравноправия, бедности…); - политические (н-р, взаимоотношения между народами, странами…); - научные (н-р, происхождения человечества, изменения климата на планете…); - экологические (н-р, загрязнения окр. среды); - нравственно-этические ( добра и зла, взаимопонимания, одиночества…). 21

КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ К2 – 1 балл 22

Позиция автора Позиция автора ШАГ 4 23

Позиция автора Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме Позиция автора Позиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод, к которому приходит автор Это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?..Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме четко сформулировать вывод, к которому приходит автор Это ответы на вопросы: Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он это всё написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?.. 24

Позиция автора может быть выражена Позиция автора может быть выражена ПРЯМО -в названии текста -в отдельных предложениях текста -через ряд аргументов ЧЕРЕЗ МОДАЛЬНЫЙ ПЛАН ТЕКСТА -риторические вопросы -порядок слов -лексические повторы - оценочную лексику -модальные слова и - частицы -ряд вводных слов, - словосочетаний, предложений и т.д. 25

типовые конструкции Автор считает, что… «…»,- пишет автор. Позиция автора такова: «…» Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что … Автор считает, что… «…»,- пишет автор. Позиция автора такова: «…» Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… Автор убеждает нас в том, что … 26

ПОЗИЦИЯ АВТОРА К3 – 1 балл 27

ШАГ 5 Аргументация собственного мнения 28

Аргументация собственной позиции Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли Аргумент - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса ЦЕЛЬ : одобрить позицию автора, сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения 29

Жизненный опыт Реальные факты из жизни окружающих Собственные наблюдения и выводы Традиционно- исторический опыт 30

Читательский опыт Художественная, историческая литература СМИ Научно- Популярная литература 31

32

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АРГУМЕНТЫ К4 – 3 балла 33

ПРОБЛЕМА АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, подкрепленное двумя аргументами КОММЕНТАРИЙ проблемы 34

35