(картина народного художника России Н. Овчинникова, подаренная Правительством Чувашии Мордовской АССР в честь 40-летия республики) в честь 40-летия республики)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выдающиеся деятели Чувашии Иван Яковлевич Яковлев Чебоксары, 2008 год Автор: Михайлова Светлана Геннадьевна, учитель чувашского языка МОУ «СОШ 39» г. Чебоксары.
Advertisements

Никольский Николай Васильевич ( ) К 130-летию со дня рождения педагога- просветителя, общественного деятеля, ученого и исследователя, издателя.
Жизнь и творчество Ф. М. Лукина Ф. М. Лукин – наша гордость.
Ашмарин Николай Иванович ( ). Выдающийся тюрколог и чувашевед, доктор тюркологии (1925), член-корреспондент АН СССР (1929).
Выполнил ученик 6«б» класса Сергеев Дмитрий. Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими.
Ухсай (Никифоров) Яков Гаврилович- чувашский поэт, писатель, драматург. Родился 26 ноября 1911 года в селе Слакбаш Белебеевского района республики Башкортастан.
Презентация к внеклассному мероприятию "Дело его жизни"
Презентацию выполнили: Манеков Рифат и Абдуллина Диана Каюм Насыри ( )-ученый- энциклопедист, историк- этнограф,языковед, писатель, просветитель.
Жизнь и творчество. 20 августа 2012 г исполнилось 110 лет со дня рождения великого адыгейского писателя Тембота Керашева.
Иван Яковлевич Яковлев ( ) - один из выдающихся деятелей культуры и просвещения дореволюционной России, талантливый педагог, ученый, мыслитель,
Роль семьи в формировании личности Авторы: Иванова Е.В. Скворцова В.В. МОУ «Верхнеачакская СОШ»
Шемякина Марина Ивановна учитель родного языка и родной литературы МОУ «Шокшинская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района.
«Ыбырай Алтынсарин» ( ). Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что.
Народный поэт Чувашской АССР Петр Петрович Хузангай родился 22 января 1907 года в семье крестьянина – бедняка в с.Сиктерме Алькеевского района Татарской.
Виктор Фёдорович Потанин советский и российский писатель, публицист.
Презентацию выполнила студентка 1 курса СДО-14 Бушаева Елена.
Мордовский поэт и писатель Мартынов А.К. Герасимова Елена, 9а класс МОУ СОШ 6.
«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
Транксрипт:

(картина народного художника России Н. Овчинникова, подаренная Правительством Чувашии Мордовской АССР в честь 40-летия республики) в честь 40-летия республики)

слабая изученность связи двух просветителей М. Е. Евсевьева, И. Я. Яковлева и роли М. Е. Евсевьева в изучении чувашской культуры

Цели нашей работы Выявить: - не пересекались ли судьбы двух просветителей М. Е. Евсевьева и И. Я. Яковлева; - использовал ли М. Е. Евсевьевв своей работе идеи И. Я. Яковлева; - изучал ли М. Е. Евсевьев культуру чувашского народа вместе с культурой мордовского народа - не приходилось ли сотрудничать М. Е. Евсевьеву с другими известными чувашскими ученными века.

Задачи нашей работы: - изучить литературу, связанную с биографией И. Я. Яковлева; - изучить литературу, связанную с биографией М. Е. Евсевьева; - изучить документы о М. Е. Евсевьве, которые хранятся в «Музее имени М. Е. Евсевьева» МОУ «Малокармалинская СОШ им. М. Е. Евсевьева» Ибресинского района Чувашской Республики.

Макар Евсевьевич Евсевьев – выдающийся мордовский ученый- просветитель конца XIX века и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. По своим общественным взглядам, мировоззрению М.Е. Евсевьев примыкал к кругу прогрессивных деятелей русской культуры и ученых малых национальностей Поволжья. Он глубоко воспринял демократические идеи И.Н. Ульянова, хорошо знал и разделял просветительские взгляды известного ученого и педагога чувашского народа И.Я. Яковлева. Макар Евсевьевич Евсевьев – выдающийся мордовский ученый- просветитель конца XIX века и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. По своим общественным взглядам, мировоззрению М.Е. Евсевьев примыкал к кругу прогрессивных деятелей русской культуры и ученых малых национальностей Поволжья. Он глубоко воспринял демократические идеи И.Н. Ульянова, хорошо знал и разделял просветительские взгляды известного ученого и педагога чувашского народа И.Я. Яковлева.

М.Е. Евсевьев родился 18 января (по н.с. 31 января) 1864 года в деревне Малые Кармалы (Цярмун) Муратовской волости Буинского уезда Симбирской губернии в многодетной семье. Отец его Евсевий Тихонович и мать Ирина Петровна Кабаевы были трудолюбивыми и заботливыми родителями. Однако семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о содержании и воспитании четырнадцати детей. Еще в раннем детстве Макар выполнял посильную работу в семье и научился уважать труд. Евсевий Тихонович и Ирина Петровна отличались незаурядными способностями, хорошей памятью, любили мордовскую народную музыку. Они хранили в своей памяти огромные богатства устно-поэтического творчества: хорошо знали и исполняли народные песни, сказки, легенды, предания. Благодаря своим родителям – талантливым сказителям – с ранних лет мальчик познал красоту и пленительность народного творчества.

В 1872 году Макар Евсевьев был отдан в Шераутскую начальную школу, находившуюся в семи верстах от его родного села. Мальчик учился хорошо, проявлял большой интерес к знаниям. После окончания сельской школы он мечтал о дальнейшей учебе. И это сбылось через два года. С холщовой сумкой за плечами, в лаптях отправился Евсевьев в Казань. Там его приняли в учительскую инородческую семинарию. Учился блестяще, успешно освоил весь курс семинарских наук. Изучил в совершенстве мордовский, русский, чувашский, татарский языки, знал также греческий и латынь. М.Е. Евсевьев среди воспитанников приготовительного класса Казанской учительской семинарии. Сидит в первом ряду, второй справа

В 1883 году Макара Евсевьева, даровитого выпускника, оставили в семинарии учителем начальной школы. С 1898 года – вольнослушатель историко- филологического факультета Казанского университета, оканчивает его в 1900 году. С того времени началась его научно- педагогическая деятельность. Дело Казанской учительской семинарии об определении М.Е. Евсевьева учителем приготовительного класса.

М.Е. Евсеьев был прекрасным педагогом. Глубоко восприняв демократические идеи Н. И. Ильминского,И.Н. Ульянова и других известных русских педагогов-новаторов, он настойчиво боролся с недостатками в системе народного образования, отстаивал необходимость обучения в школах на родном языке, проявлял заботу о женском образовании. Талантливый педагог старался привить детям высокие нравственные идеалы на основе трудового обучения. М.Е. Евсевьев придавал школе решающее значение в просвещении народа, выступал за организацию широкой сети народных школ.

В Казанской инородческой учительской семинарии М. Е. Евсевьев работал вместе с известными чувашскими учеными Н. И. Ашмариным и Н. В. Никольским. Н. В. Никольский является составителем первой биографии М. Е. Евсевьева. Н. В. Никольский основал первую чувашскую газету «Хыпар», а М. Е. Евсевьев является первым редактором мордовской газеты «Якстере теште» (Красная звезда).

В летнее время Макар Евсевьев добирался до самых отдаленных и глухих мордовских селений, где собирал языковой, фольклорный и этнографический материал. Серьезно изучал он также быт и культуру других народов. Его альбом был удостоен золотой медали на Парижской международной выставке. Фото М.Е. Евсевьева. Жители чувашской деревни. Фото Евсевьева. Чувашская семья

Фото М.Е. Евсевьева

Где бы ни находился молодой ученый, он не забывал отчий дом. В 1884 году в Малых Кармалах начал записывать со слов матери свадебные причитания. В результате кропотливой работы получилась замечательная книга «Мордовская свадьба». В последующие годы он опубликовал первые учебники для эрзянских и мокшанских школ.

Группа работников просвещения Ардатовского уезда Симбирской губернии с Евсевьевевым. М.Е. Евсевьев был постоянным внештатным сотрудником и консультантом Центрального мордовского бюро Наркомпроса РСФСР и Мордовской секции Центриздата народов СССР. С 1925 по 1931 г. М.Е. Евсевьев заключил с центральным издательством народов СССР 14 договоров на издание трудов по лингвистике, истории, этнографии и фольклору. Созданием выдающихся работ он снискал себе признание и известность как первый мордовский ученый. Учитывая огромные заслуги М.Е. Евсевьева перед мордовским народном, в июле 1930 г. общественность Мордовии широко отметила 50-летие его общественной и научно-педагогической деятельности. В связи с этим 4 июля 1930 года состоялось расширенное заседание Президиума Мордовского облисполкома. В решении Президиума намечались широкие мероприятия по изданию его трудов, также возбудил ходатайство перед Совнаркомом СССР о присвоении профессору М.Е. Евсевьеву почетного звания заслуженного деятеля науки.

Будучи в течение шести лет заведующим учебными мастерскими семинарии, он воспитывал у учащихся любовь к труду. М.Е. Евсевьев пользовался большим уважением у своих учеников, обаяние его личности на них оказывало благотворное влияние. М.Е. Евсевьев (в центре) среди слушателей курсов по переподготовке мордовских народных учителей.

Как первый мордовский ученый-просветитель, видный педагог М. Евсевьев внес значительный вклад в развитие культуры, просвещения родного народа, в налаживание научных связей с такими крупными учеными, как Х. Паасонен и А. Хейкель. Х. Паасонен А. Хейкель Из наиболее известных трудов М. Евсевьева широкой популярностью пользуется «Образцы мордовской словесности», первые буквари для мордвы-эрзи и мордвы-мокши, «Основы мордовской грамматики», «Эрзянь-рузонь валкс», «Мордовская свадьба» и др. Основные его работы вошли в пятитомник «Избранные труды».

Имя М.Е. Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке, улице г. Саранска, также Малокармалинской средней школе Ибресинского района Чувашской Республики, здесь же воздвигнут памятник и организован музей им. Евсевьева, который постоянно пополняется новыми экспонатами. Наш земляк награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны. Умер М. Евсевьев 10 мая 1931 года, похоронен в Казани.

Имя М.Е. Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке, улице г. Саранска, также Малокармалинской средней школе Ибресинского района Чувашской Республики, здесь же воздвигнут памятник и организован музей им. Евсевьева, который постоянно пополняется новыми экспонатами. Наш земляк награжден орденами Святого Станислава, Святой Анны. Умер М. Евсевьев 10 мая 1931 года, похоронен в Казани.

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

МОУ «Малокармалинская СОШ им. М. Е. Евсевьева» Ибресинского района Чувашской Республики

При Малокармалинской средней общеобразовательной школе работает музей им. М.Е. Евсевьева

Музей имени М. Евсевьева Малокармалинской СОШ всегда рад посетителям

Документы, материалы, фотографии о Евсевьеве

Каждый экспонат хранят как зеницу ока

Чествование мордовского просветителя в селе Малые Кармалы год

Сын М. Евсевьева Анатолий Макарович в составе делегации из Мордовии

В 2004 году отметили 140-летие Макара Евсевьева

Сын Макара Евсевьева – Анатолий Макарович Евсевьев

Внук Макара Евсевьева – Николай Анатольевич Евсевьев

Близкие Евсевьева отвечают на вопросы корреспондента ГТРК «Чувашия»

Фото на память перед Малокармалинской школой имени Макара Евсевьева

Выводы: 1) И. Я. Яковлев знал М. Е. Евсевьева с Шераутской начальной школы; 2) М. Е. Евсевьев использовал идеи инородческого образования И. Я. Яковлева; 3) М. Е. Евсевьев интересовался не только культурой мордовского, но и чувашского народа. Выводы: 1) И. Я. Яковлев знал М. Е. Евсевьева с Шераутской начальной школы; 2) М. Е. Евсевьев использовал идеи инородческого образования И. Я. Яковлева; 3) М. Е. Евсевьев интересовался не только культурой мордовского, но и чувашского народа.

Наш адрес: Чувашская Республика, Ибресинский район, с. Малые Кармалы, ул. Школьная, д.1. Тел.: (8238)