Итоговая работа слушателя курсов по программе «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» Проектирование урока истории (обществознания)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель математики высшей категории ГБОУ СОШ 1 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классе при изучении раздела «Человек на планете Земля» Выполнила: учитель биологии БОУ.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Company Logo МОУ СОШ 121 Г.Е. Масленцева Технология конструирования урока в режиме ФГОС Школа аналитической культуры.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 5 класс Авторы: Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко Издательство: БАЛАСС.
Использование технологии деятельностного метода в начальной школе.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Какой он? « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи Подготовила: Пичугина И.В., учитель.
{ Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на урокахУУД в основной школе Павлова Ю.Е., учитель физики 1.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. заместитель директора по УВР: Грибанова Е.В. Декабрь 2012 год.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Транксрипт:

Итоговая работа слушателя курсов по программе «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» Проектирование урока истории (обществознания) с позиций системно-деятельностного подхода Н.В. Малухина, к.психол.н., научный сотрудник лаборатории обеспечения Реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО ВИРО

Итоговая работа Индивидуальный проект (конспект, технологическая карта) урока для основной школы

Структура итоговой работы Титульный лист Конспект (технологическая карта) урока Самоанализ конспекта урока с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта Методические материалы к проектированию урока

Департамент образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» 2013 Исполнитель: Ф. И.О., должность, образовательное учреждение

Технологическая карта урока Предмет _________________ Класс _____________________________________ Базовый УМК _________________________________________________________ Тема урока ___________________________________________________________ Цель урока ___________________________________________________________ Задачи урока: _________________________________________________________ Тип урока _____________________________________________________________ Необходимое оборудование _____________________________________________ Структура и ход урока Этап урокаДеятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 12345

Требования к разработке конспекта урока Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-оценочного этапов Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных

Требования к разработке конспекта урока Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)

Требования к разработке конспекта урока Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения

Общие подходы к формулированию цели урока 1. Педагогическая цель - системообразующий компонент урока, обеспечивающий целостность и взаимосвязь структурных компонентов 2. Цель - ожидаемый результат за определенный промежуток времени 3. Предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока, реализация которой может привести к достижению различных видов результатов 4. В задачах урока отраж аются пути достижения целей 5. Цели учителя и цели обучающихся на уроке взаимосвязаны

Требования к формулировке цели урока Специфичность: отражает специфику предмета Конкретность: включает ожидаемые к концу урока результаты (личностные, метапредметные, предметные) Реалистичность: соответствует реальным возможностям (возраст, индивидуальные особенности обучающихся, численность класса, уровень подготовки, продолжительность урока, техническое обеспечение и т.п.) Диагностичность: наличие критериев, которые позволяют определить достижение цели

Постановка педагогических целей Примерная программа по предмету (история, обществознание) Педагогическая технология (проблемно- диалоговая технология, технология критического мышления)

Примеры формулирования целей урока истории История Древнего мира Введение в историю Древнего мира (1ч) Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) Формулировка цели Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя линию времени Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории Научить объяснять как ведется счет лет … Научить характеризовать источники по древней истории Примерная программа по истории …

УУД Развитие личности Деятельностные технологии ТКМпроектная Проблемный диалог Французская мастерская МДО

Примеры формулирования целей урока (проблемно-диалоговая технология) 1) Исходя из содержания темы, своего опыта или заданий к тексту, выбрать линии развития, по которым следует строить урок: 1-2. Картина мира. 3. Историческое мышление. 4. Нравственное самоопределение. 5. Гражданско-патриотическое самоопределение. 2) По выбранным линиям сформулировать цели. Для этого подставить в формулировку умения ключевое знание по теме (понятие, имя, событие и т.п.)

Примеры формулирования целей урока (проблемно-диалоговая технология) Тема: Начало реформ Петра Великого Линии развитияЦели урока – учить: 1-2. Картина мира Умение: выделять главное и обобщать … 1-2. Картина мира = выделять главное в первых реформах Петра I 3. Историческое мышление Умение: определять причины и следствия 3. Историческое мышление = определять причины и следствия первых Петровских реформ 4. Нравственное самоопределение Умение: оценивать свои и чужие поступки, опираясь на систему нравственных ценностей 4. Нравственное самоопределение. = самостоятельно оценивать поступки Петра, определять, в каких случаях он утверждал нравственные ценности, а в каких – действовал вопреки им

Примеры формулирования целей (технология деятельностного метода обучения) 1. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий. 4. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Примеры формулирования целей урока истории (технология деятельностного метода обучения) Обобщенные формулировкиФормулировка цели для конкретного урока Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к использованию линии времени для объяснения счета лет до н.э. и н.э. / Научить самостоятельно использовать линию времени для объяснения исчисления времени до н.э. и н.э. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее источников по древней истории / Расширить понятийную базу обучающихся в области древней истории Урок открытия новых знаний История Древнего мира Тема: Введение в историю Древнего мира (1ч)

Тема урока: Введение в историю Древнего мира Тип урока: урок открытия нового знания (Л. Г. Петерсон). Цель урока 1. Расширить понятийную базу обучающихся в области древней истории 2. Научить самостоятельно использовать линию времени для объяснения исчисления времени до н.э. и н.э. Задачи урока: 1. Включить обучающихся в учебную деятельность по изучению древней истории на личностно значимом уровне 2. Подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения древней истории, источников по древней истории 3. Выявить неумение обучающихся исчислять время с помощью ленты времени 4. Подвести обучающихся к формулированию цели урока, выбору способа и средств ее реализации 5. Подвести обучающихся к формулированию нового знания о правилах счета исторического времени 6. Организовать первичное закрепление умения ориентироваться на ленте времени, используя правила счета исторического времени 7. Организовать самостоятельную работу обучающихся по проверке умения исчислять время с помощью ленты времени 8. Включить новые знания об исторических источниках, правилах счета исторического времени в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное 9. Организовать рефлексию учебной деятельности на уроке.

Алгоритм проектирования цели урока 1. Анализ содержания темы 2. Прогнозирование реального результата, которого смогут достичь ученики 3. Примерное формулирование целей и отбор ведущей цели 4. Формулирование ведущей цели урока через результат, выраженный в действиях обучающихся 5. Ведущая (главная) цель разбивается на задачи

Технологическая карта урока Предмет _________________ Класс _____________________________________ Базовый УМК _________________________________________________________ Тема урока ___________________________________________________________ Цель урока ___________________________________________________________ Задачи урока: _________________________________________________________ Тип урока _____________________________________________________________ Необходимое оборудование _____________________________________________ Структура и ход урока Этап урокаДеятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 12345

Формулировки деятельности учителя Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на... Формулирует задание... Напоминает обучающимся, как... Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения... Контролирует выполнение работы. Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют... Обосновывают выбор написания... Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

Универсальные учебные действия ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее) Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ) Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ Универсальные учебные действия для 5–6 классов: ООП «Школа 2100» (прямой шрифт – необходимый уровень для 5–6 кл., курсив – повышенный уровень для 5–6 кл., или необходимый уровень для 7–9 кл.)

Универсальные учебные действия РЕГУЛЯ-ТИВНЫЕ Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах) Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки Универсальные учебные действия для 5–6 классов: ООП «Школа 2100» (прямой шрифт – необходимый уровень для 5–6 кл., курсив – повышенный уровень для 5–6 кл., или необходимый уровень для 7–9 кл.)

Универсальные учебные действия КОММУНИКАТИВНЫЕ Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей Универсальные учебные действия для 5–6 классов: ООП «Школа 2100» (прямой шрифт – необходимый уровень для 5–6 кл., курсив – повышенный уровень для 5–6 кл., или необходимый уровень для 7–9 кл.)

Универсальные учебные действия ЛИЧНОСТНЫЕ Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор Универсальные учебные действия для 5–6 классов: ООП «Школа 2100» (прямой шрифт – необходимый уровень для 5–6 кл., курсив – повышенный уровень для 5–6 кл., или необходимый уровень для 7–9 кл.)

Технологическая карта урока Предмет _____ история_________________ Класс ________6__________________ Базовый учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Цели урока: по линиям развития личности 1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Сформировать представление об эпохе Средневековья как об одном из этапов развития человеческой цивилизации, связывая различные исторические факты, понятия в целостную картину мира. 3 ЛР. Историческое мышление. Выявить варианты причин и следствий перехода человеческой цивилизации от Древности к Средневековью. 4–5 ЛР. Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение. Создать условия для осознания обучающимися роли Средневековья в историческом процессе. Задачи урока: - включить обучающихся в проблемную ситуацию и подвести к формулированию проблемы (темы) урока; - актуализировать имеющиеся знания из истории Древнего мира у обучающихся; - организовать диалог, подводящий к планированию деятельности учениками на уроке; - обеспечить выполнение продуктивных заданий, направленных на открытие нового знания об эпохе Средневековья; - организовать деятельность по обобщению нового знания. Тип урока: открытия новых знаний Необходимое оборудование: мультимедийный комплекс, доска, раздаточный материал

Структура и ход урока Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика Формируемые УУД I.I.Создание проблемной ситуации. Формулиров ание проблемы – Придумайте, пожалуйста, словосочетания с определением «средний». – Какое значение часто вкладывается в это слово? – Посмотрите на название учебника, которым мы начинаем учебный год. Как он называется? – Прочитайте текст, с. 6, 1–2-й абзацы. – Сравни главные мысли абзацев, в чём главное противоречие? – Странное название, не правда ли? – Какая оценка Средних веков (положительная или отрицательная) содержится в первом абзаце (докажите, опираясь на текст)? –Исходя из этого, изучение Средних веков имеет смысл? На доске фиксируем: Средние века надо изучать. Средние века – важное время.. Учащиеся придумывают словосочетания. – Это слово означает промежуточный, посредственный. – Учебник называется «история Средних веков». Ученик читает вслух текст. – Положительная (жизнь и труд 40 поколений, «великие памятники»). – Да. Познавательные УУД -Анализировать (выделять главное). Познавательные УУД - Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты). -Анализировать (выделять главное). Регулятивные УУД - Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Средние века – тысяча лет истории человечества, это жизнь 40–50 поколений. Это исторические хроники, великие памятники архитектуры и искусства и даже обычные вещи. «Средние» означает посредственные, неинтересные, тёмные и мрачные времена, они давно закончились и совсем не похожи на наши дни. Сравни главные мысли абзацев этого текста – в чём главное противоречие?

Критерии самоанализа конспекта урока 1.Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов. 2.Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. 3.Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. 4.Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока. 5.Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. 6.Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую)

Таблица самооценки конспекта урока Критерий Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов. + 2Участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий. + 3Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных + 4Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока. + 5Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения, использование ИКТ. + 6Наличие разных форм организации учебной деятельности (включая индивидуальную и групповую) +

Вывод о соответствии урока требованиям ФГОС ООО 5 – очень высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены основные его показатели. 4 – высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены в целом основные показатели, есть единичные пробелы. 3 – средняя степень выраженности указанного критерия. Конспект (технологическая карта) отражает значимые показатели выбранного критерия, вместе с тем они отражены не в полном объеме. Либо, наряду с верно выделенными в соответствии с принципами системно- деятельностного подхода особенностями деятельности учителя и ученика, отмечаются ошибочные или недостаточно развернутые (не в полном объеме прописанные) и недостаточно представленные в конспекте. 2 – слабая степень выраженности указанного критерия. Конспект (технологическая карта) отражает некоторые показатели, соответствующие критерию, но есть пропуск существенных признаков проявления данного критерия, либо однозначный вывод об их наличии по описанию сделать затруднительно. 1 – конспект (технологическая карта урока) не содержит показателей, соответствующих данному критерию.

Литература 1.Афанасьева Н. В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников – Вологда: ВИРО, Всеобщая история. 5-й класс: Методические рекомендации для учителя/ Д.Д. Дапнилов, М.Е. Турчина, Л.Н. Монченко. – М.: Баласс, Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, Обществознание. 6 класс. Методические рекомендации для учителя/ Д.Д. Данилов, О.В. Киреева, М.Е. Турчина. – М.: Баллас, Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…». – М., Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011

Спасибо за внимание!