Г ОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «Т АРЕМСКЙИ ДЕТСКИЙ ДОМ » «Ш КОЛА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что делать, если ребенок ворует?. Детское воровство – проблема не из приятных, она волнует и пугает взрослых. Многие реагируют на детское воровство очень.
Advertisements

Наказать или нет. «Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое» Известный учёный- психолог Ю. Гиппенрейтер.
L/O/G/O Этапы адаптации ребенка в замещающей семье.
Психологами доказано, что потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
Адаптация- привыкание, вписывание человека в какую – то среду. Основными показателями психологической адаптации первоклассника к школе являются: 1. Формирование.
Здравствуй, детский сад! Детский сад – необходимость, Без него не обойтись. Он – одна из всех ступенек детства, по которым надо подниматься в срок. Педагог-психолог.
Школа это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс.
Необходимое условие здоровья, физического и психологического благополучия ребенка соблюдение режима дня. Правильный ритм, заданный распорядком жизни в.
педагог-психолог Дорошенко Л.Н. МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая.
Наши ошибки в воспитании детей Родительское собрание в 5 классе Разработал классный руководитель: Иост Лариса Ивановна.
«Я УЖЕ ДЕТСАДОВЕЦ!» Памятка для родителей Я хочу предупредить вас, что адаптация к детскому садику может протекать у меня очень болезненно. Причин много:
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Общаться с ребенком. Как? Уроки общения с ребенком.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
А ДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД РЕБЁНКА В ШКОЛЕ Материал подготовлен педагогом-психологом ГБОУ Лицей 1571 Горячкиной Т.В.
Транксрипт:

Г ОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ДЛЯ ДЕТЕЙ - СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «Т АРЕМСКЙИ ДЕТСКИЙ ДОМ » «Ш КОЛА ПОДГОТОВКИ ПРИЁМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ » КАЛЕНДАРЬ ПРИНИМАЮЩЕГО РОДИТЕЛЯ 2014

На высоком троне посредине зала Добрая Мадонна розы рисовала. Добрая Мадонна – царство королевы, Ангелочки справа, ангелочки слева. И сама не знаю, как это случилось – Добрая Мадонна в маму превратилась. Протянула к маме я свои ладошки. Пусть отыщут маму и другие крошки!

Н АША ЖИЗНЬ – ЧЕРЕДА СМЕНЯЮЩИХ ДРУГ ДРУГА СОБЫТИЙ. К АК ЛИСТЫ КАЛЕНДАРЯ ОНИ ПРИХОДЯТ В НАШУ ЖИЗНЬ, УЧАТ НАС ЧЕМУ - ЛИБО И ИСЧЕЗАЮТ В ГЛУБОКОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ ВРЕМЕНИ. А МЫ, РАСТЕРЯННЫЕ, УДРУЧЁННЫЕ, СЧАСТЛИВЫЕ, УДИВЛЕННЫЕ, ОСТАЁМСЯ И ПЫТАЕМСЯ ЖИТЬ, ПОРОЙ ЗАБЫВАЯ О ТОМ, ЧЕМУ НАС УЧИЛИ, ПОСТОЯННО ЗАДАВАЯ СЕБЕ ВОПРОС : « ЧТО ДЕЛАТЬ ?» С КОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТОВ – СТОЛЬКО И МНЕНИЙ. Л ИШЬ ВЫ СПОСОБНЫ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО ИМЕННО НУЖНО ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ. В АШИ ДЕТИ – ЭТО ВАШИ РОДНЫЕ ИЛИ ПРИЁМНЫЕ, ОНИ ВСЕ РАВНО ВАШИ. Д ЛЯ НИХ И ВМЕСТЕ С НИМИ ВЫ ЖИВЕТЕ. М Ы ЖЕЛАЕМ ВАМ В НОВОМ ГОДУ СЧАСТЬЯ, ПОНИМАНИЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ И ТЕРПЕНИЯ. И ПУСТЬ ЭТОТ КАЛЕНДАРЬ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В НЕКОТОРЫХ ВОЛНУЮЩИХ ВАС ВОПРОСАХ И ПРИНЕСТИ РАДОСТЬ И ДУШЕВНОЕ ТЕПЛО В ВАШИ СЕМЬИ С НОВЫМ ГОДОМ !

ЯНВАРЬ Сколько бы раз сегодня вы ни обняли своих детей – всегда будет мало. Дороти Нолт пнвтсрчтптсбвс

К АК ПОДГОТОВИТЬСЯ ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЯМ ? Родителям приемного ребенка потребуется много спокойствия и воодушевления. Во-первых, нужно будет стараться понять, чего же ребенок хочет, пока вы еще не нашли общего языка. Во-вторых, надо постараться представить себе, что ребенок уже пережил и откуда у него такое представление о мире и о том, какие правила существуют для общения. Многие знакомые ребенку "правила игры" отличаются от тех, которыми вы руководствуетесь в своей семье, и ребенок может просто растеряться. Приемным родителям важно узнать как можно больше о жизни ребенка: что он пережил, как он обычно реагирует на разные вещи и в разных ситуациях. Строгие ли порядки были в детском доме? Приходилось ли ребенку обслуживать самого себя? Рисовал ли он, пел, делал что-либо другое вместе с взрослыми? Ходил ли он в школу? Бывал ли он в больнице? Если да, в каком возрасте и почему? Посещал ли кабинет зубного врача? Как реагировал? Обязательно подробно ознакомьтесь с медицинской картой. Попросите врача рассказать о значении неизвестных вам терминов и заболеваний. Узнайте, какие прививки делали ребенку? Есть ли у ребенка аллергия? Все ответы, которые можно получить, это инструмент в ваших руках для того, чтобы знать, как вам быть, чтобы подарить ребенку всю любовь, какую вы можете, и одновременно облегчить его вхождение в вашу семью. Ответы также послужат исходной информацией для понимания поведения ребенка в той или иной ситуации. Обязательно узнайте про режим дня ребенка. Во сколько ребенок обычно встает? Чем он занимается в течение дня? Во сколько его кладут спать? Как происходит отход ко сну? В какое время его кормят? Какие у ребенка любимые блюда? Что он не ест вообще? Последнее вряд ли составит большой список: в детском доме едят то, что дают. Ознакомиться с режимом вам необходимо для того, чтобы в первые дни дома воспроизвести распорядок дня ребенка, чтобы адаптационный период прошел как можно мягче. Следует узнать, в какие игры привык играть ребенок. В эти игры можно продолжать играть и дома. Не стоит вываливать на ребенка горы новых игрушек, не всегда они вызывают у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут и напугать; лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык, воссоздать в доме какие-то элементы знакомые ему и создающие у него ощущения знакомого и приятного. Наблюдайте за детьми такого же возраста, как ваш ребенок, и за детьми помладше, запоминая, в какие игры они играют и что им нравится, – это тоже может помочь. Для приемного ребенка, только попавшего в семью, родители являются первыми товарищами по играм в новой для него ситуации. Приемные родители часто переживают: как поведут себя гены их приемного ребенка? Чем больше вы будете волноваться по поводу «плохой наследственности», то невольно будете фиксироваться на малейших провинностях ребенка. В итоге он сам начнет верить, что с ним что-то не в порядке. Наследственность только предполагает, каким человек может стать, но не каким он будет. Поскольку наследственные факторы и окружающая среда постоянно взаимодействуют, то окончательный результат просто непредсказуем. Каким станет приемный ребенок, во многом зависит от его воспитания и окружения. Домашняя обстановка и родители – самое главное, что нужно в первые месяцы даже большому приемному ребенку, который, возможно, никогда не знал или не помнит, каково быть членом семьи

ФЕВРАЛЬ Родительский долг не состоит в том, чтобы поймать детей на ошибках и удостовериться, что ошибки исправлены. Лучше найти, что дети делают правильно, и похвалить. Дороти Нолт пнвтсрчтптсбвс

Л ЮБИ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ ! 1. Безусловно принимать ребенка значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть! Правила: Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» они не были. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его. 2. Необходимо различать личность ребенка и его поведение. Нет плохих детей – есть неприемлемое поведение. Очень важно в общении с ребенком обращать внимание на малейшие достижения, успехи, хорошие слова, поступки, чтобы он поверил в доброе к нему отношение взрослых. Всем детям нужна дисциплина. Она помогает детям оставаться в разумных границах и поднимает самооценку, помогая ребенку соответствовать ожиданиям окружающих. Если ребенок провинился, необходимо подчеркнуть, что не он сам вызвал недовольство, а его поведение. Совершенно неприемлемо оставлять ребенка одного или игнорировать его – он может подумать, что его отвергают. Самое важное здесь – донести до него, что его понимают и принимают его отрицательные чувства, но не одобряют плохого поведения. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке. 3. Необходимо устанавливать понятные детям правила поведения. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Тон, в котором сообщается требование, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. 4. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Ребенок – неповторимая личность. Сравнивать разных детей нельзя, можно сравнивать только с самим собой. Не надо стремиться сделать его лучше, чем он есть. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями вашего ребенка. 5. Необходимо уделять ребенку постоянное внимание. Общаясь с ребенком, надо находиться с ним на одном уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на взрослого снизу вверх. Важно, держаться ближе, стараться не повышать голос. Беседуя с расстроенным и огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. 6. Необходимо уметь помогать ребенку. Если ребенок начинает новое дело, надо стараться создавать благоприятные условия для достижения успеха и предвидеть возможные сложности. Ребенка необходимо подбадривать, чтобы он достиг цели. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему. Лучше помочь ребенку добиться успеха, чем реагировать потом на его неудачи. 7. Необходимо чаще ставить ребенка в ситуацию выбора и принятия собственного решения. В ситуации выбора можно добиться, чтобы ребенок сделал то, чего не хотел делать сначала. 8. Нельзя давать ребенку обещаний, которые невозможно выполнить. Родителям надо держать данное ими слово. Однако не стоит ничего обещать в категорической форме. Если же по какой-то причине обещание не было выполнено, необходимо объясниться с ребенком, чтобы он понял, что взрослые тоже могут ошибаться. 9. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Тогда только он будет взрослеть и становиться «сознательным». Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

МАРТ Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Ж. Руссо пнвтсрчтптсбвс

В ОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ. Ребёнок от рождения до года. При появлении младенца, вы получаете возможность формировать его личность практически с нуля, воспитывать определенные черты характера, влиять на его интеллектуальное развитие. Большим плюсом этого возраста является отсутствие у ребенка какой бы то ни было памяти о своих бывших родственниках, он не помнит негативных моментов своей пока еще короткой жизни. Ребенок связан со своими биологическими родителями исключительно наследуемыми признаками: цветом глаз, волос, чертами лица, особенностями фигуры, типом нервной деятельности. Между младенцем и приемными родителями очень легко возникает привязанность. Ни для кого не секрет, что дети, лишенные родителей на первом году жизни, испытывают особенно острый эмоциональный голод. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем быстрее он будет развиваться, и вам не придется компенсировать нежелательные последствия его пребывания в государственном учреждении. К сожалению, не всегда есть возможность получить информацию о течении беременности и родах биологической матери. Также следует помнить, что некоторые заболевания, родовые травмы проявляются только после года жизни ребенка. Поэтому не всегда можно оценить, является отставание в психологическом развитии следствием врожденных нарушений или недостаточного внимания в первые месяцы жизни. Кроме того, неизвестно, какие болезни и отклонения в развитии ребенка могут проявиться позже. От года до трёх лет. У ребенка этого возраста уже видны особенности внешности, и родителям намного легче подобрать ребенка, похожего на кого-то из них. Значительно проще оценить состояние здоровья малыша, вовремя выявить патологии развития. В то же время в этом возрасте ребенок по-прежнему податлив к внешним влияниям, и его родители имеют возможность эффективно воздействовать на развитие интеллекта и черт характера. Это самый привлекательный возраст: малыш начинает говорить, у него своеобразная и забавная речь, он много передвигается, интересуется всем, вызывает всеобщее умиление и любование, дарит положительные эмоции окружающим. Уход за ребенком этого возраста требует от родителей много внимания и сил: все время занимает подвижный и любознательный малыш. Ребенок может быть подвержен различным заболеваниям - простудам, инфекциям, что создает дополнительные сложности для родителей. Матери нелегко совмещать воспитание ребенка и работу. Кроме того, в 2,5-3 года начинается возрастной кризис, требующий от родителей особого терпения и внимания к своему малышу. Родителей, принявших решение взять в семью ребенка от года до трех лет, подстерегает еще одна опасность: они могут не заметить возможное интеллектуальное отставание в развитии ребенка. Особенно эта проблема актуальна в случае отсутствия информации о биологических родителях малыша, а также о течении беременности и родах биологической матери. Однако стоит иметь в виду, что отставание в развитии в этом возрасте корректируется значительно проще, чем в последующие возрастные периоды. От трёх до шести лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно самостоятелен, у него хорошо развиты навыки самообслуживания (зачастую даже лучше, чем у его домашних сверстников). Основные черты характера и темперамент ребенка уже сформированы; его способности, склонности и интересы проявляются в полной мере. Ребенок в возрасте от трех до пяти лет меньше капризничает, с ним можно общаться практически как со взрослым. Кроме того, в этом возрасте ребенок сформирован как личность, и папам общаться с ним намного интереснее, чем с младенцем; они охотно участвуют в воспитании ребенка и его обучении. Немаловажным преимуществом этого возраста является возможность посещения ребенком детского сада (по истечении периода адаптации). Поэтому родители, не желающие или не имеющие возможности прерывать свою карьеру на длительный срок, смогут продолжать свою профессиональную деятельность. Ребенок уже достаточно большой, поэтому он может помнить своих родственников и других людей, отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, которые, вполне возможно, наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение. К этому возрасту у него уже могут выработаться многие привычки и предпочтения, не соответствующие общепринятым социальным нормам. Они могут раздражать родителей и окружающих и требовать корректировки. Задержка психического развития (ЗПР) ребенка может быть выражена достаточно ярко, и могут потребоваться значительные усилия со стороны родителей для ее компенсации. Кроме этих проблем ребенок такого возраста, находившийся долгое время в доме ребенка или живший в неблагополучной семье, может иметь некоторые соматические заболевания, перешедшие в хроническую форму и требующие лечения. Я уже большой мама! Приняв решение взять ребенка постарше, кандидаты должны понимать, что стать родителями уже подросшему ребенку в чем-то гораздо сложнее, чем малютке, а в чем-то - значительно легче. Ребенок встречается с глобальными изменениями в жизни в том возрасте, когда он уже очень хорошо понимает, что происходит. Он уже самостоятельная личность со своими привычками и предпочтениями. Неожиданно ему надо знакомиться с новыми людьми и новым домом, которые могут сильно отличаться от того, к чему он привык. Конечно, ребенок мечтал о том, что у него появятся мама и папа, но он же не мог знать, что жизнь на новом месте будет настолько другой. Ребенку постарше требуется много усилий, чтобы адаптироваться и привязаться к своей новой семье и окружению. Подростки, воспитывающиеся вне семьи – самые трудные дети. Взрослым, рискнувшим взять такого ребенка в свою семью, потребуется терпение, тактичность, мудрость и уважение к его личности, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период жизни. Конечно, многое будет зависеть от состояния здоровья и личностных качеств, как самого ребенка, так и приемных родителей.

АПРЕЛЬ Ежедневно высказывайте детям свою любовь. От этого зависит их судьба, их способность стать хорошими супругами и родителями. Дороти Нолт пнвтсрчтптсбвс

МУДРЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Эффективное управление поведением ребенка Дисциплина это не значит наказывать, мстить и вымещать на ребенке свою неудовлетворенность и гнев. Это значит – привить ребенку навыки самодисциплины, умение оценивать ситуацию и делать выбор, принимая ответственные решения. Быть педагогом: спросите себя «Как я лучше всего могу помочь своему ребенку научиться хорошо себя вести?» Быть наставником: поощряйте правильное поведение, но не осуждайте и не навешивайте ярлыков. Быть спокойным: избегайте крика, запугивания. Говорите спокойно, ясно и понятно. Если вы слишком взволнованы, переведите дыхание, займитесь чем-нибудь другим или позвоните подруге или товарищу. Быть твердым, но справедливым: установите ясные и понятные правила поведения вашего ребенка и границы дозволенного. Убедитесь в том, что он понимает ваши ожидания. Быть старшим товарищем: слушайте своего ребенка, старайтесь объяснять вашу реакцию на его поведение, но не оправдывайтесь. Быть последовательным: установив правила, строго придерживайтесь их. Допуская гибкость, постарайтесь не стать жертвой манипуляций. Быть терпеливым: любые изменения трудно переживаются даже взрослыми. Ребенок должен иметь право на ошибку. Быть осведомленным: почему ребенок ведет себя неподобающим образом – у него проблемы в школе, он чего-то боится, его пугают перемены в жизни или потери? Быть любящим отцом или матерью: ребенку нужна любовь и внимание. Ваша любовь к нему не должна находиться в зависимости от его поведения. Десять способов снять «родительский стресс» Старайтесь каждый день выделять хотя бы немного времени для себя. Читайте, гуляйте, слушайте любимую музыку - все это проверенные способы снять стресс. Если вы чувствуйте, что не в состоянии справиться со всем, что на вас обрушилось, не стесняйтесь обратиться за помощью к родным или друзьям. Не теряйте чувство юмора, когда все идет не так, как хотелось бы. Идеальных родителей, как и идеальных детей не существует. Постарайтесь принять как должное, что дети порой совершают ошибки, бывают невыносимы и непоследовательны, совершают бездумные поступки – все это часть обычного детского поведения. Когда вы сильно рассердитесь, посчитайте до десяти, прежде чем начать принимать меры. Напряжение можно снять с помощью простого прикосновения – возьмите ребенка за руку, обнимите его, похлопайте по плечу. Слушайте своего ребенка, давайте ему понять, что вы цените разговоры с ним. Хорошая коммуникация позволяет предотвратить конфликты и стресс. В семье должно быть время и место для развлечений и спорта. Смех и физкультура заметно снижают стресс. Обсуждайте волнующие вас проблемы воспитания со своими друзьями. Но не забывайте при этом рассказывать им и о том удовольствии, которое вам приносит общение с вашим ребенком. Почитайте в книжках о том, как происходит взросление ребенка, чтобы ваши ожидания носили реалистический характер.

МАЙ Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет пнвтсрчтптсбвс

ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ 1. Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы. 2. Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. 3. Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье. 4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть. 5. Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: ЗАЧЕМ? Семь правил для всех (Владимир Леви) 1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать… 2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»! 3. За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. 4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. 5. Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах не слова. 6. Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону! 7. Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

ИЮНЬ 1 июня – Международный день защиты детей Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого! И.Кант пнвтсрчтптсбвс

К АК ПРАВИЛЬНО РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ Семья выступает для ребенка как модель поведения и модель межличностных отношений. Роль родительского поведения как модели для подражания важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса, поведение в стереотипных ситуациях также определяется исходя из знакомой ребенку линии поведения родителей. Аналогичным влияниям подвержен и стиль межличностных отношений. Единственной хорошо знакомой для ребенка и наблюдаемой им в течение длительного срока моделью близких отношений являются супружеские отношения между родителями. Алгоритм разрешения конфликта Первый этап «стоп!» Направлен на оценку родителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним. Только в тех случаях, когда ситуация представляет опасность для жизни и здоровья ребенка, нужно действовать быстро и решительно. Но такие ситуации встречаются не так часто, поэтому во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?», после чего необходимо перейти ко второму этапу. Второй этап «почему?». Вопрос задается взрослым самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка. Третий этап «что?» «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины). Воспитательное воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен четко осознавать, что именно в этот раз он поступил плохо. Четвертый этап «как?» «Каким образом достичь желаемого результата?». Можно предложить несколько вариантов ребенку, но самым привлекательным для него сделать оптимальный вариант и тем самым помочь сделать правильный выбор. Пятый этап - Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения конфликтной ситуации. Успех практического действия родителей будет зависеть от того, насколько точно он смог сформулировать воспитательную цель, насколько правильно выбрал оптимальные способы достижения поставленной цели и насколько умело воплотил их в реальном процессе общения. Шестой этап анализ воспитательного воздействия Этап позволяет оценить эффективность общения родителей с детьми, сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами и сформулировать новые перспективы

ИЮЛЬ Дети не выше родителей. Но все дети, получив воспитание, станут такими, как их родители. Дороти Нолт пнвтсрчтптсбвс

А ДАПТАЦИЯ ПРИЁМНОГО РЕБЁНКА В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ Для того, чтобы понять процесс адаптации, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место, причем, это произошло, помимо вашего желания и без предварительной подготовки. Что вы испытаете при этом? Вероятно, ваше состояние будет близко к шоковому, и вы будете растеряны. Попадая в новые условия, усыновленный (приемный) ребенок и его новые родители будут испытывать примерно такие же состояния, которые называются адаптацией - процессом привыкания, «притирания» людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Испытывать, что такое адаптация, каждому человеку приходилось в жизни не раз (при вступлении в брак, при перемене места жительства, смене места работы и т.п.). Адаптация в новой семье - процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям. Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребенка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Если ребенок до усыновления жил в семье, проблемы будут одни. Ребенок, который свою небольшую жизнь прожил в доме ребенка, а затем в детском доме, иначе будет реагировать на новые условия. Первые реакции и самочувствие у каждого при этом будут разные. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий. Первую стадию можно охарактеризовать как "Медовый месяц" или"Знакомство". Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье и с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей. Относитесь бережно к чувствам ребёнка, будьте сдержаны по отношению к нему на этой стадии. Вторую стадию можно определить как "Возврат в прошлое", или «Уже не гость". Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу - взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Третья стадия - «Вживание" или "Медленное восстановление". Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Если раньше его привлекали малыши, теперь он игнорирует их игры, выбирает компании, близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. Четвёртая стадия – «Стабилизация отношений» - семья окончательно становиться семьей. Все знают, какое место они занимают в жизни друг друга. Приёмный ребёнок ведёт себя так же, как и кровные дети, реже рассказывает о своей предыдущей жизни, вспоминает неприятности. На этой стадии можно судить, удалась ли новая семья.

АВГУСТ Истинное воспитание состоит не сколько в правилах, сколько в упражнениях Ж.-Ж. Руссо пнвтсрчтптсбвс

А ДАПТАЦИЯ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, - типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Но появление чужого ребенка - это серьезное испытание для всей семьи. Ведь у приемных родителей нет ни каникул, ни отпусков, они не могут дома отдохнуть и расслабиться. Кроме того, при появлении нового члена семьи нарушается семейное равновесие, которое зачастую бывает достаточно хрупким. Это происходит даже тогда, когда рождается собственный ребенок. А что говорить, когда в семье появляется незнакомый ребенок, причем довольно сложной судьбы и непростого характера. Многие матери, имевшие собственных детей, расстроены тем, что новый ребенок отличается от их собственных детей, что к нему нужно применять иные дисциплинарные меры, искать новые способы воздействия. Им многое не нравится в поведении детей, шокируют манеры поведения (разбрасывание вещей, отсутствие навыков гигиены, культуры еды). Поняв, что приемный ребенок совсем не такой, как собственные дети, родители стараются сделать максимально возможное для блага его и всей семьи. Но пока очень незначительная часть приемных матерей выражает разочарование своей новой ролью. И, хотя они подчеркивают возрастание нагрузки, тем не менее, "сдаваться" они пока не собираются. Наоборот, они готовы продолжать свой тяжелый труд и с оптимизмом смотрят в будущее. В основном, после первого месяца совместного проживания, матери выражают положительное отношение к сложившейся ситуации, но примерно половина отмечает, что привыкание проходило нелегко. Через три месяца многие приемные родители начинают чувствовать себя более уверенно и комфортно, они положительно оценивают свой опыт и определяют обстановку в семье как "весьма хорошую". Но есть семьи, в которых отношения с ребенком не изменились в лучшую сторону. У них наблюдается разочарование в ребенке и в своих силах; осознание собственного провала сопровождается стрессовым состоянием матери. Появление нового ребенка негативно сказывается на взаимоотношениях между членами семьи. В целом, через 3 месяца существования такой семьи вырисовывается достаточно противоречивая картина. Матери все еще полны энтузиазма и ощущают определенное удовлетворение от своей новой роли. Отцы же менее оптимистичны, что объясняется разными ролями родителей в жизни семьи. Решающим в жизни семей является шестимесячный период. Удовлетворение от своей новой роли в большой степени зависит от того, насколько взрослые смогли понять и принять ребенка. По истечение 6 месяцев многие родители испытывают гораздо меньше оптимизма и отмечают, что им стало труднее, чем в первые дни. Их удовлетворение своими действиями теперь гораздо меньше, чем раньше. Данное явление получило название "Эффект медового месяца". Сначала кажется, что ребенок прекрасно привыкает к новой обстановке, со всем соглашается, делает то, что от него ждут. И вдруг он перестает быть абсолютно послушным, все чаще выражает собственные взгляды и начинает предъявлять собственные требования. Это свидетельствует о том, что он начинает чувствовать себя в приемной семье комфортно, становится самим собой. Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. Большинство приемных семей начинает свою деятельность с полной уверенностью, что они смогут сделать ребенка счастливым. Они должны понять, что такой медленный и не очень явный прогресс - совершенно закономерное явление, что нет ничего страшного в том, что они не всегда самостоятельно смогут разрешить конфликты и справиться с трудностями. В этот период значительно большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем 6 месяцев назад. Через полтора года можно сказать, что семьи, "продержавшиеся" столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго. Но даже очень успешные родители нуждаются в поощрении и отдаче от вложенных усилий. Такой "отдачей" может быть чувство любви, выражаемое ребенком; счастье ребенка и его желание жить в этом доме; уверенность в том, что они сделали все необходимое для того, чтобы помочь ребенку. Итак, для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально.

СЕНТЯБРЬ Воспитание человека начинается с его рождения; он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится, Опыт предшествует обучению. Ж.-Ж. Руссо пнвтсрчтптсбвс

П ОЧЕМУ ДЕТИ ВОРУЮТ И КАК С ЭТИМ СПРАВИТЬСЯ ? Детское воровство - проблема не из приятных, она волнует и пугает родителей, и это неудивительно - ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут такое!!! Беспокойства родителей понятны - ведь одни начинают думать о тотальной испорченности своего ребенка, представляя его будущее исключительно криминальным. Другие, столкнувшись с таким поведением, начинают паниковать, подозревая у своего чада наличие "воровских генов", и, как следствие, развитие клептомании. Сразу оговоримся, что детское воровство, даже если оно частый спутник вашего ребёнка, и клептомания имеют немного общего. Клептомания (от греч. "klepto" - похищаю,"mania" - безумие) - это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом "внезапно возникающем влечении к хищению вещей" - является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05% людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она практически не встречается. А в остальном (исключение, как мы поняли, составляют болезненные проявления психики), эту крайне неприятную проблему решить можно, и первое, что для этого родителям необходимо сделать - это попробовать найти причины воровства своего ребёнка, а второе - постараться наладить искренние и доверительные отношения со своим ребенком. Поговорим о возможных причинах детского воровства. И первое, что необходимо знать всем родителям - в каждой возрастной группе причины такого поведения детей разные. Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. Среди мотивов, толкающих ребёнка-дошкольника на воровство, можно выделить следующие группы, не имеющие под собой никакой криминальной подоплёки: 1. Сильное, желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. Ребёнок видит новую игрушку у сверстника, о которой сам давно мечтал, и, улучив момент, он её прячет или уносит домой. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания ребёнка-дошкольника: для него понятия "моё", "твое", "чужое" и пр. абстрактны и поэтому малодоступны. 2. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. 3. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи. 4. Желание наказать кого-либо или отомстить ему. Третья и четвёртая группы мотивов детского воровства характерны как для старших дошкольников, так и детей младшего школьного возраста. Их, хоть и с отрицательной окраской, но можно отнести к социальным мотивам. В 6-7 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. Часто бывает так, что цель, для которой ребенок ворует, настолько для него важна, что затмить страх наказания. В этом случае у родителей с ребёнком должен состояться разговор о недопустимости воровства и понятии "собственность", но одного этого будет недостаточно. У детей постарше (от 8 до лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. По мере роста и взросления ребенка проблема воровства только усложняется. То, что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) - уже осознанный шаг, а то и того хуже - вредная привычка. Но значит ли это, что тринадцатилетний подросток - конченый человек? Конечно, нельзя оставлять поступки своих детей без внимания, но нельзя забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными и прежде чем осуждать своего ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Какая бы беда ни случилась с вашим ребенком, главное - не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется - дайте такой шанс еще раз.

ОКТЯБРЬ Чтобы стать героем для своего ребёнка, возьмите доброе отношение, добавьте одобрение, смешайте это с определённым количеством любви и внимания. И только после этого добавьте обязанности, приправленные проявлением родительской власти. Дороти Нолт пнвтсрчтптсбвс

Ф ОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Поэтому Семейный Кодекс (ст. 123) установлен приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего семейным формам воспитания: - передаче на усыновление - принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником - дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это - высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие; - под опеку (попечительство) - принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. Органы опеки осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Для родителей высокий, но не полный уровень ответственности; - новой для семейного законодательства РФ является форма об устройстве детей на воспитание в приемную семью. Форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у "приемного родителя" - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка. И только при отсутствии возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и т.п.) (ст СК). Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с органа опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.

НОЯБРЬ Час работы научит большему, чем день объяснений… Ж.-Ж. Руссо пнвтсрчтптсбвс

РЕЖИМ ДНЯ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ. Особое значение хочется придать такому моменту, как режим дня. К сожалению, многие забывают об этом, недооценивают и не уделяют должного внимания организации режима дня ребенка. Ум ребенка восприимчив к внешнему влиянию, активно воспринимает пример взрослого, как положительный, так и отрицательный, стремится к подражанию. И если в детстве не научить ребенка оптимальному режиму, в дальнейшем это будет сделать сложнее, а то совсем невозможно. Ребенок не может длительное время заниматься однообразной работой и поэтому следует создать оптимальный режим дня, под которым понимается рациональное чередование физических упражнений, умственных нагрузок, сна, бодрствования, развлечений и т.д. У ребенка, приученному к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Это особенно актуально для детей с проблемами в развитии, т.к. они часто теряют последовательность в своих действиях, оказавшись без поддержки взрослого, не могут принять правильного решения в сложившейся ситуации. Поведение ребенка, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму - смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность не одинаковы. Их подъем отмечается с 8 до 12 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной работоспособности приходится на часов. В понедельник она невысока, т.к. в этот день происходит адаптация к режиму рабочей недели после выходных дней, когда нарушается привычный рабочий режим. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается. К концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5-6 часами. Отсюда вытекает необходимость чередования сна и бодрствования. Как бы целесообразно ни строился режим - с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон. Сон - это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он неоднороден и состоит из двух фаз, сменяющих друг друга. Фаза медленного сна составляет 75-80%, это фаза глубокого сна без сновидений, когда отдыхают корковые клетки, но другие системы активны. В эту фазу происходит сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза - быстрый сон, это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. В связи с выше изложенным, я думаю, вы поняли несомненную важность полноценного и достаточного сна для ребенка. Режим сна складывается из ночного и дневного сна для детей дошкольного и некоторых детей младшего школьного возраста. Продолжительность дневного сна, обычно 1,5-2,5 часа, ночного часов. Сон восстанавливает функциональное состояние нервной системы, недосыпание же приводит к глубоким качественным изменениям корковых клеток и может явиться одной из причин возникновения неврозов у детей. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Быстрое и спокойное засыпание ребенка обусловливается укладыванием его в строго определенные часы. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию. Глубокий сон обеспечивается предшествующим активным бодрствованием. Поэтому не надо забывать о правильной организации двигательного режима и достаточным пребыванием на свежем воздухе. Здоровая усталость - предпосылка хорошего сна. Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Поэтому незадолго до сна необходимо устранить все причины, которые возбуждают мозг и препятствуют процессу засыпания: это могут быть подвижные эмоциональные игры, просмотр телевизионных передач, новые игрушки, шумная обстановка, прием пищи перед сном. Полумрак, теплая ванна перед сном, ласковое обращение с ребенком способствуют нормальному засыпанию. В помещение, где спит ребенок, должен постоянно поступать свежий воздух. Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса, обеспечивает секрецию пищеварительных соков и, следовательно, хороший аппетит. Следующим важным моментом в режиме дня является прогулка. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, оказывает закаливающий эффект. Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3-4 часов. Во время прогулок важно организовать физическую активность ребенка, обучая его двигательным навыкам, игровому процессу. Дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, как правило, ослабленные дети. Для них нужен индивидуальный подход, щадящий режим дня, который заключается в увеличении продолжительности сна, снижении учебной нагрузки, помощи при выполнении различных заданий, увеличении продолжительности прогулок, постоянных трудовых поручениях.

ДЕКАБРЬ Без детей нельзя было бы так любить человечество. Ф.М. Достоевский пнвтсрчтптсбвс

В СЕ, ЧТО НУЖНО ДЕТЯМ : Активность и подвижность Безопасность дома и в школе Безусловная любовь Больше «да», чем «нет» Внимание Возможность делать открытия Высокая самооценка Герои Доброта Доверие Друзья Духовное единение Духовность Елка и Дед Мороз Жирафы, слоны и обезьянки в зоопарке Забота Заботливые взрослые Защита Здоровая еда Игра Игрушки и подарки Книжки с картинками Любовь и внимание Медицинское сопровождение Много любви Мотивация Музыка, танцы, искусство и театр Мягкость Нежность Общение Образование Ответственность и правила поведения Отсутствие оскорблений, угроз, равнодушного отношения Помощь в работе над домашним заданием Порядок и дисциплина Похвала и поощрение Поддержка Понимание Право на ошибку Право на уединение Праздники Прикосновения Примеры для подражания Природа Прощение Радость и смех Режим и порядок Свобода творчества и воображения Свой уголок Своя компания Семья Сказки, рассказанные на ночь Сопереживание Спорт и физкультура Теплый и уютный дом Терпение Тишина и покой Толерантность Уважение Уверенность в будущем Успех Фейерверки Хороший сон Цирк, клоуны, воздушные шарики, леденцы на палочке Ценности Честность и прямота Шалости и веселье Щенки, котята и рыбки Ясные цели и смыслы деятельности