Вечер памяти выдающейся ростовчанки, одной из первых женщин-психоаналитиков Сабины Николаевны Шпильрейн (25 октября / 7 ноября 1885 – 11 или 12 августа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Австрийский психолог, психиатр и невролог.. Зигмунд Фрейд (1922 год) Зигмунд Фрейд (1922 год)
Advertisements

Первоначальное имя-Лев Симхович Выгодский. Родился 5(17) ноября 1896 года, в белорусском городке в Орше, Римской империи; Советский психолог, основатель.
Мэтры психологии Педагог-психолог МБОУ Арпачинской СОШ, х. Арпачин Сысоева Людмила Дмитриевна.
Антон Павлович Чехов ( ) 155-летию писателя посвящается.
Воспитание как педагогический процесс.
«Когда зовем изучать прошлое, будем делать это лишь ради будущего». Николай Рерих.
Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. В 1876 году отец Чехова разорился.
Тема презентации: Биография А.П.Чехова. Биография Чехова Антон Павлович Чехов ( ) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик,
Леонтьев Алексей Николаевич 5 февраля 1903 г. – 21 января 1979 г.
Лев Семенович Выготский ( ) Выполнила студентка 142 гр. 142 гр. Сергеева Дарья.
Российский психолог Выполнила студентка 221 группы Федосеева Наталия Андреевна.
( ). Александр Романович Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия.
Лурия Александр Романович
Издательство «Питер» Коллекция «Психология». Бытие и сознание год издания 2012 Аннотация Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна.
Павел Петрович Блонский. Дата рождения :14 (26) мая 14 (26) мая 1884( )1884 Место рождения : Киев Дата смерти :15 февраля 15 февраля 1941( )
Выполнила студентка группы СДО -14 Бушаева Елена.
Дата рождения: 16 июля 1902 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 14 августа 1977 (75 лет) Место смерти: Москва, СССР.
Лидия Ильинична Божович (11 января июля 1981) Советский психолог, ученица Выготского, доктор психологических наук, профессор.
Вклад в географию Н.Н БаранскогоНиколай Николаевич Баранский ведущий отечественный географ, классик, основатель школы экономической географии (теория географии.
Лунин Николай Иванович Биография. Николай Иванович Лунин ( ) Николай Иванович Лунин. Доктор медицины, российский и советский педиатр, четвёртый.
Транксрипт:

Вечер памяти выдающейся ростовчанки, одной из первых женщин-психоаналитиков Сабины Николаевны Шпильрейн (25 октября / 7 ноября 1885 – 11 или 12 августа 1942) в рамках культурного проекта «Россия – Швейцария. Памятные места» Пушкинская, 83 ГАЛЕРЕЯ Факультет психологии Кафедра общей психологии и психологии развития Ростовская психоаналитическая ассоциация Европейская Конфедерация психоаналитической психотерапии Исторический дом семьи Шпильрейн заслуженный художник России Полюшенко Николай Викторович к. пс. н., доцент Филатов Филипп Робертович

ШПИЛЬРЕЙН Сабина Николаевна (в замужестве Шефтель, затем Шпильрейн- Шефтель, 25 октября / 7 ноября 1885 – 11 или 12 августа 1942) – одна из первых женщин-психоаналитиков, российский психолог, врач-психиатр, психотерапевт и педолог; ученица и сотрудница Карла Густава Юнга, Эугена Блейлера и Зигмунда Фрейда, активная участница международного и российского психоаналитического движения. Доктор медицины (1911). Состояла в трех психоаналитических обществах: Венском (с 1911 по 1922), Женевском (с 1922 по 1924) и Русском (с 1924 до момента ликвидации общества). Внесла значительный вклад в становление теории и практики психоанализа и глубинной психологии в целом, оказала влияние на психологию развития, психологические исследования мышления и речи в детском возрасте, психоаналитические исследования шизофрении и т.д.

Сабина Николаевна Шпильрейн – легендарная личность, в силу драматических перипетий судьбы и неординарности, ставшая яркой символической фигурой в истории российской и мировой психоаналитической культуры, а также героиней ряда литературных произведений, пьес и кинофильмов. Она известна научному миру, прежде всего, как автор оригинальной и новаторской для своего времени теории деструкции, предвосхитившей учение Зигмунда Фрейда о влечении к смерти (Танатосе) и отраженной в статье «Деструкция как причина становления» (1912). Научное наследие и биография Сабины Шпильрейн последние три десятилетия находятся в фокусе кропотливого изучения, привлекая внимание психологов и историков разных стран. После того, как в 1977 г. в подвале Женевского Института Жан-Жака Руссо были обнаружены её архивы, а в 1980 г. вышла в свет монография итальянского исследователя Альдо Каротенуто «Дневник тайной симметрии. Сабина Шпильрейн между Юнгом и Фрейдом», эта выдающаяся женщина постепенно заняла свое достойное место в ряду ключевых фигур психоаналитического движения.

Рождение. Семья Шпильрейн Сабина Николаевна Шпильрейн родилась 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1885 года в г. Ростове-на-Дону. Она была старшей дочерью видного преуспевавшего коммерсанта, энтомолога по образованию, выходца из Варшавы, впоследствии купца 1-ой гильдии Николая Аркадьевича Шпильрейна (1861 – 1938) и врача- стоматолога Евы Марковны Шпильрейн, урождённой Люблинской (1863 – 1922). Николай Аркадьевич успешно занимался торговлей минеральными удобрениями и владел магазинами в Варшаве и Париже. Поначалу семья Шпильрейн жила в арендованных квартирах, а в 1897 году переехала в собственный дом. У Николая и Евы Шпильрейн, помимо Сабины, было три сына – Ян Николаевич (1887 – 1938), Исаак Николаевич (1891 – 1938) и Эмиль Николаевич (1899 – 1938) – все трое одаренные ученые и все трое репрессированы по сфабрикованным обвинениям в разгар сталинских чисток, – а также младшая дочь Эмилия (1895 – 1901), умершая от тифа в раннем детстве.

Ростов-на-Дону во второй половине XIX столетия В конце XIX в. Ростов-на-Дону – растущий интернациональный город, в котором русские, армянские, еврейские, греческие, а также немецкие, итальянские и французские предприниматели создают предпосылки для стремительного экономического и культурного развития.

Ростов-на-Дону во второй половине XIX столетия Основой экономики Ростова была торговля, но к началу XX века уже действовало свыше ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод «Аксай», судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причем каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу. Несмотря на богатство города, прозванного «купеческим», и деятельную помощь со стороны английских, французских и бельгийских фирм, усилия городской управы, в особенности, направленные на развитие инфраструктуры, пока не поспевают за бурным экономическим ростом. По данным переписи 1897 года в городе проживали жителей. Родным языком указали: русский – , еврейский – , украинский – 5 612, армянский – 1 182, польский – 1 444, немецкий – 1 182, татарский – По свидетельству очевидца, во второй половине XIX века для Ростова не были характерны суровые гонения на евреев и антисемитизм, господствовавший в других регионах России. Русская и еврейская интеллигенция – врачи, адвокаты и другие специалисты, имевшие положение в обществе, – жили в относительном согласии друг с другом.

«Нервозное время» Примечательно, что в год рождения Сабины Николаевны Шпильрейн другой наш великий земляк Антон Павлович Чехов пишет юмористический рассказ «Нервы» (опубл. в ж. «Осколки», 23, 1885). Впечатлительным героем этого рассказа после спиритического сеанса овладевает нервное возбуждение. Оно сопровождается чувством страха, которое нарастает, хотя, как будто, не имеет под собой видимых причин. Рассказ блестяще отражает игру искаженного страхом воображения, которое, создавая нелепые ситуации и утрированные иррациональные образы, неуклонно подкрепляет и усиливает первоначальный аффект. Чехов, тогда ещё Чехонте, точно подмечает примету времени: «нервы» становятся едва ли не главной проблемой конца века. Нервные болезни распространяются, принимая размах настоящей эпидемии. Одни страдают от них, другие пытаются их изучать. Болезненная сторона человеческой психики привлекает внимание не только психиатров, но и писателей 19 века, формируя своеобразную моду на все аномальное, «декадентское». Образцы патологических типов личности мы можем встретить в произведениях американца Эдгара По, француза Гюстава Флобера, российских классиков Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Биограф Шпильейн Сабина Рихебахер определяет эпоху, на которую пришлось детство нашей героини и начало творчества Чехова, как «нервозное время».

Настоящим бичом Европы в этот период становится истерия, поражающая не только темные, подверженные суевериям народные массы, но и высшие слои общества. Её не удается списать, как это было принято тогда, на дегенерацию и нарушения мозговой деятельности; она обнаруживает не до конца понятную связь с детским опытом человека и не поддается излечению традиционными медицинскими методами. Смелый ученый, новатор своей эпохи Зигмунд Фрейд, преодолевая застарелый предрассудок «Истерия – это женская болезнь», находит её характерные проявления и у мужчин; его доклад «Об истерии у мужчин» (1886) вызывает резко отрицательную реакцию у венских коллег, ортодоксально настроенных физиологов и врачей. Несмотря на фактическую профессиональную изоляцию, Фрейд не откажется от своих идей и спустя семь лет в соавторстве с Йозефом Брейром обобщит их в работе «Исследования истерии».

Всего полтора десятилетия назад в обиход вошло понятие «психотерапия», и ещё долго это занятие будет оставаться отнюдь не престижным и неблагодарным делом энтузиастов-одиночек. Психиатрия переживает расцвет, определяет собственный категориальный аппарат, и уже предпринимаются первые попытки её гуманизации. Но основополагающее руководство для психиатров Эмиль Крепелин опубликует только в следующем десятилетии. Постепенно складываются предпосылки психоанализа, однако Фрейд с его страшим другом и коллегой Йозефом Брейром все еще увлечены вопросами терапевтического применения гипноза.

Детство и отрочество. Семейное неблагополучие и неординарная одаренность С 1890 по 1894 гг. Сабина посещала Фребелевский детский сад, в котором применялись инновационные для того времени методы воспитания и образования (педагогическая система Августа Фребеля, ученика И. Г. Песталоцци). В 1904 г. она окончила с золотой медалью ростовскую Екатерининскую гимназию. Сабина Шпильрейн уже в детском возрасте проявляла разностороннюю одаренность, богатое воображение, лингвистические и литературные способности, склонность к изучению языков и словесному творчеству, что отразилось в ее детских дневниковых записях. Она была впечатлительной, ранимой девочкой с тонкой психической организацией и некоторыми странностями в поведении. Отец Сабины Николай Аркадьевич стремился дать своим детям основательное европейское образование, но, радея об их счастливом будущем, был склонен к крайностям и перегибам. В соответствии с его радикальными представлениями о воспитании в семье в зависимости от дня недели говорили на разных языках: немецком, французском, английском. Нарушения жестких правил сурово карались. Наказание детей нередко приобретало изощренный и явно садистический характер.

Детство и отрочество. Семейное неблагополучие и неординарная одаренность 10 октября 1901 умирает от тифа Эмилия, младшая сестра Сабины, которую она, по её словам, любила «больше всего на свете». Смерть Эмилии стала глубокой душевной травмой для шестнадцатилетней Сабины, вероятно, повлияв на развитие у нее нервно- психического расстройства. Другой предпосылкой юношеского кризиса стала крайне напряженная, патогенная атмосфера в семье, чрезмерные требования со стороны неврастеничного отца семейства, истерики матери и суровые, порою жестокие наказания. Дети боялись отца и при этом отчаянно бунтовали против его предписаний и запретов. Странности в поведении Сабины, ее капризы, эпатирующие выходки и причудливые фантазии с каждым годом все больше настораживали.

Поездка в Швейцарию. Госпитализация в клинику Бургхёльцли Едва Сабина Шпильрейн, несмотря на конфликты с учителями и эксцентрично демонстрируемую нелюбовь к школярству, окончила с золотой медалью Екатерининскую гимназию, обеспокоенный её состоянием отец помещает дочь в швейцарский санаторий доктора Геллера в Интерлакене. Она отправляется в Швейцарию с матерью. Однако пребывание Сабины в санатории было недолгим: спустя месяц, вымотав медицинский персонал разнообразными выходками и калейдоскопически меняющимися симптомами, она перенаправляется к прославленному исследователю головного мозга, врачу- невропатологу Константину Монакову, который, однако, отказывается взяться за её лечение. Доведенная до паники, русская пациентка впадает в неконтролируемое состояние: плачет, истерично смеётся, кричит, бьет посуду и просит отвезти её в больницу. Наконец, по рекомендации доктора Рудольфа Биона, доведенные до отчаянья родственники, прибегнув к помощи санитарной полиции, доставляют Сабину Шпильрейн с сохранившейся «пугающей симптоматикой» во всемирно известную клинику Бургхёльцли в Цюрихе.

Госпитализация в клинику Бургхёльцли 17 августа 1904 г. пациентка из южнорусской провинции поступает в клинику Бургхёльцли, которой руководит светило мировой психиатрии Эуген Блейлер. Лечащим врачом Сабины назначается молодой ассистент Блейлера Карл Густав Юнг, который решает апробировать в клинической работе с ней психоаналитический метод, предложенный Зигмундом Фрейдом.

Аналитическое лечение «русской пациентки» Эуген Блейлер возглавил кантональную клинику Бургхёльцли в 1898 году, и благодаря его усилиям она вскоре превратилась в наиболее авторитетный, инновационный и прогрессивный центр европейской психиатрии. Блейлер внёс значительный вклад в понимание психозов, именно он в 1908 г. ввёл в обиход понятие «шизофрения» вместо распространённого в те годы термина dementia praecox (раннее слабоумие), предложенного Эмилем Крепелиным. В его честь шизофрению иногда называют «болезнью Блейлера». Благодаря плюрализму Блейлера, Бургхёльцли стала едва ли не первой клиникой, в которой была предпринята попытка внедрить в практику лечения психоаналитический метод Фрейда. Разрабатывать это направление было поручено уже зарекомендовавшему себя Карлу Густаву Юнгу. Он начал работать в клинике сразу же после окончания медицинского факультета Базельского университета, в 1902 г. защитил докторскую диссертацию, вскоре увлёкся идеями Фрейда и разработал первый экспериментальный метод изучения бессознательных процессов – ассоциативный тест. Блейлеру и Юнгу, двум выдающимся умам XX века, предстояло стать не только лечащими врачами, но и учителями Сабины Шпильрейн.

Аналитическое лечение «русской пациентки» Результаты экспериментального применения аналитического подхода в лечении эксцентричной русской девушки превзошли все ожидания Юнга: меньше чем через год, 1 июня 1905 г. курс психоанализа был успешно завершен, а терапевтический эффект четко выражен и очевиден. Юнг расценил это как свою первую крупную победу. Однако, наряду с терапевтическим имел место и неожиданный побочный эффект, который Юнг, как начинающий аналитик, не мог предвидеть и заблаговременно устранить: пациентка влюбилась в своего женатого доктора, у которого к тому времени уже были дети. Так открывается новая яркая страница биографии Сабины Шпильрейн. Два ключевых момента, определивших всю её последующую жизнь и личностное становление, характеризуют этот период. Это любовь к Юнгу, породившая столько мифов, и стремительный карьерный взлёт исцелившейся пациентки, ещё недавно приводившей в замешательство светил европейской психиатрии: обучение на медицинском факультете Цюрихского университета (1905 – 1909), специализация в области психиатрии, психоанализа и педологии, защита докторской диссертации под руководством Юнга и Блейлера и, наконец, разработка собственной новаторской теории деструкции, предвосхитившей более поздние открытия З. Фрейда.

Научный этап биографии С.Н. Шпильрейн: докторская диссертация Первой научной работой Шпильрейн стала ее диссертация «О психологическом содержании одного случая шизофрении (dementia praecox)» (1911) – убедительное исследование конкретного случая терапии и реальный пример новаторской работы по изучению психоза. Текст демонстрирует тонкое чувство языка и способность распознавать и расшифровывать темные символы бессознательных процессов. Терапевт группирует материал и объясняет его читателю таким образом, что становится возможным понять чувства, на первый взгляд, бессвязные речи и бессознательные конфликты пациентки. «О психологическом содержании одного случая шизофрении (dementia praecox)» (1911) – первая психоаналитически ориентированная диссертация, написанная женщиной. Юнг, Блейлер и Фрейд с энтузиазмом встретили работу Шпильрейн, и она была незамедлительно опубликована в прославленном и авторитетном Ежегоднике психоаналитических и психопатологических исследований, где печатаются основополагающие работы классиков психоанализа.

Научный этап биографии С.Н. Шпильрейн: Доклад и статья «Деструкция как причина становления» Лето 1911 г. Шпильрейн проводит в Мюнхене, где изучает историю искусств и совершенствует своё музыкальное образование. В эти месяцы Сабина пишет объёмную теоретическую работу, которая впоследствии сделает её имя известным всему психологическому миру. Шпильрейн создаёт теорию, в соответствии с которой сексуальное влечение состоит из двух антагонистических компонентов, один из которых предполагает деструкцию, разрушение прежнего состояния индивидуума, а другой – его возрождение в новом качестве. Статья «Деструкция как причина становления» также будет опубликована в авторитетном Ежегоднике психоаналитических и психопатологических исследований в следующем 1912 г. С октября 1911 по апрель 1912 гг. Сабина Шпильрейн, преодолевая эмоциональную зависимость от Юнга, проживает в Вене, вдали от недавних душевных драм. Здесь происходит её личное знакомство с Зигмундом Фрейдом. Она принимает участие в заседаниях Венского психоаналитического общества и 11 октября 1911 г. становится его действительным членом. 25 ноября 1911 г. Сабина Шпильрейн выступает на очередном заседании Венского психоаналитического общества с докладом «Деструкция как причина становления». С этого года и вплоть до 1931 г. она напишет и опубликует 35 научных статей, посвященных психологическим аспектам шизофрении, вопросам детской психологии, специфике детского мышления, возникновению и развитию речи в детском возрасте, бессознательной символике сновидений и литературных произведений и т.д.

Научный этап биографии С.Н. Шпильрейн Весна 1912 – осень 1913: Пребывание в родном городе Ростове-на-Дону. 1 июня 1912: Замужество. Согласно традиции мужем Сабины Николаевны становится правоверный еврей, врач Павел Шефтель. 1912: Сабина Шпильрейн пишет и публикует первую работу по детскому психоанализу «Дополнения к пониманию детской души» – 1914: Пребывание в Берлине. Многочисленные публикации. 17 декабря 1913: Рождение первой дочери Ирмы-Ренаты. 1914: В начале первой мировой войны Сабина Шпильрейн переезжает с дочерью в Цюрих. Декабрь 1914 по апрель 1915: Пребывание в Цюрихе. 14 января 1915: Павел Шефтель в связи с мобилизацией покидает жену и ребенка и возвращается из Цюриха в Россию. Октябрь 1915 по сентябрь 1920: Пребывание в Лозанне. С 8 по 11 сентября Участие в VI Международном психоаналитическом конгрессе в Гааге. Шпильрейн выступает с докладом на тему «К вопросу о возникновении и развитии устной речи». Сентябрь 1920 – май 1923: Пребывание в Женеве, работа в Институте Жан-Жака Руссо; многочисленные публикации; Сабина Николаевна становится психоаналитиком выдающегося французского психолога XX в. Жана Пиаже.

Научный этап биографии С.Н. Шпильрейн 25 марта 1922: Смерть матери Евы Шпильрейн. С 25 по 27 сентября 1922: Участие в VII Международном психоаналитическом конгрессе в Берлине. Доклад «О психологическом аспекте проблемы времени». 21 октября 1922: Сабина Шпильрейн переводится из Венского психоаналитического общества в Швейцарское психоаналитическое общество. Лето 1923: Шпильрейн покидает Швейцарию и переезжает со своей дочерью в Советский Союз. С 1923 по 1924: Пребывание в Москве. Переход в Русское психоаналитическое общество. Работа в Государственном институте психоанализа в Москве. Лекции по детской психологии во Втором Московском университете. 1924: возвращение в Ростов-на-Дону; брак с Павлом Шефтелем возобновляется. Работа педологом и врачом в психиатрической клинике Ростова-на-Дону. Шпильрейн проводит психотерапию детей и взрослых. 18 июня 1926: Рождение второй дочери – Евы. 1930: начало дебатов о внедрении марксизма-ленинизма в советскую науку. Роспуск Русского психоаналитического общества.

Научный этап биографии С.Н. Шпильрейн 1931: Сабина Шпильрейн принимает участие в 7-й Международной конференции по психотехнике в Москве. С 1934 г. в Советском Союзе действует фактический запрет на психоанализ. 1935: Сабина Шпильрейн теряет место педолога и работает на полставки школьным врачом. Арест Исаака и Николая Шпильрейнов. Исаака Шпильрейна отправляют в Гулаг; Николая Шпильрейна освобождают. 1937: Павел Шефтель умирает от сердечного приступа. 26 декабря 1937 Исаак Шпильрейн приговаривается Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни через расстрел за «шпионаж и участие в контрреволюционной организации», в тот же день приговор приводится в исполнение. Яна (Яшу) Шпильрейн арестовывают 10 сентября 1937, Эмиля Шпильрейна – 5 ноября. 1938: 21 января – расстрел Яна (Яши) Шпильрейна. 10 июня – расстрел Эмиля Шпильрейна. 17 августа сломленный горем умирает Николай Шпильрейн.

Выписка из личного дела Шпильрейна Эмиля Николаевича

Финал 22 июня 1941: Германский вермахт осуществляет военное вторжение на территорию Советского Союза. Дочь Сабины Николаевны, Рената Шефтель возвращается из Москвы в Ростов-на-Дону к матери и сестре. С 20 по 28 ноября 1941: Первая оккупация Ростов-на-Дону германским вермахтом. С 27 июля 1942: Вторая оккупация Ростов-на-Дону германским вермахтом. Между 11 и 14 августа 1942: Сабина Шпильрейн и обе ее дочери, Рената и Ева, погибают вместе с другими ростовскими евреями во время массового геноцида на окраине Ростова-на-Дону (Змиевская балка) от рук гитлеровских убийц из спецподразделения СС 10а под руководством штурмбанфюрера Хайнца Зетцена.

В конце жизненного пути ей, как и 27 тысячам других ростовчан, главным образом, евреев, выпало, вероятно, наиболее страшное испытание. Сабина Николаевна Шпильрейн вместе с обеими дочерьми трагически погибла в ходе Холокоста в Змиевской балке приблизительно в период с 11 по 14 августа Так её яркая и драматическая судьба вновь и навсегда воссоединилась с судьбой её родного города и народа. Пионеру европейского и российского психоанализа Сабине Николаевне Шпильрейн было суждено прожить сложную жизнь, насыщенную неординарными событиями, страстями и открытиями. Она познала любовь и одиночество, предельное экзистенциальное напряжение и духовное преображение, периоды социальной дезадаптации, внутреннего надлома, изоляции и душевного подъема, высокой продуктивности, самореализации. Складывается впечатление, будто сложная диалектика ее судьбы не была прервана физической гибелью Сабины Николаевны: незаслуженное посмертное забвение сменилось – на новом витке спирали – всемирным признанием ее идей, их возрождением, а возникшая поначалу скандальная известность уступила место глубокому исследовательскому интересу и переосмыслению наиболее существенных моментов в теории и истории психоанализа. Эпилог