СловообразованиеСловообразование Слово – важнейшая единица языка. При помощи слов называются все предметы, их признаки и свойства, действия, состояния,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторение по теме «Орфография». Правописание приставок 1.Неизменяемые ПО-, НА-, НАД-, ПОД-, ПЕРЕ-, О- ОБО- и т.д. 2. Приставки на З и С -З - перед гласными.
Advertisements

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК- Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Евыпадает. Суффикс -ик-
Презентацию подготовила обучающаяся 10 А класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 289 с углублённым изучением.
Звуки речи. Звуки речи гласные согласные [а], [и], [о], [у], [э], [ы] ударные безударныезвонкиеглухие твердыемягкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й],
Правописание гласных в корне орфография. Правописание безударных гласных в корне 1.В безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает.
1. Видеть чередующиеся гласные А13 Проверяемая безударная гласная 1. Видеть чередующиеся гласные Бер//бира Пер//пира Дер//дира Тер//тира Чет//чита Мер//мира.
Орфограммы корня: Очарование – чары Питание – подпитывать Портфель директор Собирать - соберу.
Гласные в корне. Гласные в корне. проверяемыенепроверяемые чередующиеся.
. Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное.
Правописание сложных существительных с первой частью пол- Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова ГласныйПрописная буква Буква ЛСогласный.
Презентация по теме: «Чередующиеся гласные в корне».
Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Чередование гласных в корнях слов Бер-бир, пер-пир, мер-мир, стел-стил, дер-дир тер-тир,блест-блист и др. И Если после корня есть суффикса а Выбирать.
Повтори орфографию. Орфография ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» ОРФОГРАММА (греч. «орфо» - правильный, «грамма» – буква, знак) – такое.
Правописание слов с чередующимися гласными в корнях.
Корни с чередованием Задание А 5. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1)ГАР-ГОР (под ударением пи­шется А, без ударения О) ЗАГАР.
1 Подготовь рассказ по плану ! - Что такое корень - Что присоединяется к корню? - Как выделяется корневая морфема? - Что может происходить в корне слова?
Безударные гласные в корне слова Интерактивный плакат Пермский край, Куединский район, с. Большой Талмаз, МОУ «Большеталмазская ООШ», учитель русского.
Орфограммы в корне слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова,
Чередование гласных в корне. Вставьте пропущенные буквы Аб_туриент, ад_оптация, инв_юстиции, асс_цитация, в_кансия, к_нт_агент, ут_эпический, ан_логия,
Транксрипт:

СловообразованиеСловообразование Слово – важнейшая единица языка. При помощи слов называются все предметы, их признаки и свойства, действия, состояния, явления окружающего нас мира.

Способы словообразования Морфологический Аффиксация Префиксальный способ Суффиксальный способ Префиксально – суффиксальный Безаффиксный способ СловосложениеАббревитация Морфолого – синтаксический Лексико – семантический Лексико – синтаксический

Морфологический способ словообразования. С помощью приставки (со-товарищ, сверх- скоростной, пере-читать). С помощью суффикса (бан-щик, лет-н-ий, совет-ова-ть). С помощью префикса и суффикса одновременно (под-окон-ник, бес-плат-н-ый). С помощью постфикса (учить-ся). Без аффикса (взрыв, ширь). Сложением слов или основ (диван-кровать, платье-костюм; языкознание, пятиэтажный).

Сокращением основ, при котором слово образуется: а) из начальных слогов целого словосочетания (профком, спецкор). б) из начальной части одного слова и целого другого слова (сельсовет, стенгазета). в) из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание (РФ, СНГ). г) из начальных звуков слов исходного словосочетания (вуз, ТАСС). Обратным словообразованием (редеривацией),при котором слово образуется не в виде производного, а в виде производящего.

Неморфологические способы словообразования. 1. Морфолого – синтаксический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате перехода их из одной части речи в другую. Сюда относятся: субстантивация (переход в имена существительные),адъективация (переход в имена прилагательные), прономинализация (переход в местоимения), адвербиализация (переход в наречия).

Лексико – семантический способ словообразования, при котором новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы. Лексико - синтаксический способ словообразования, при котором новые слова возникают в результате сращения в одну лексическую единицу целого сочетания слов

Состав слова. Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизмерения, и слова, не имеющие форм словоизмерения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание; слова второй группы представляют собой чистую основу.

Основа. это часть слова, которая выражает его лексическое значение. В зависимости от условий словопроизводства различаются такие виды основ. 1.Основа непроизводная (немотивированная),в составе которой не выделяются живые аффиксы и которая непосредственно, условно и немотивированно, обозначает предметы и явления окружающей нас действительности: дом, комнат-а, бел-ый, один, кажд-ый, смотре-ть.

2. Основа производная (мотивированная), образованная от другой основы, т.е. такая, в составе которой для данного состояния языка выделяются живые аффиксы и которая обычно обозначает предметы и явления действительности опосредованно, мотивированно: комнатушк-а, надомн-ый, побелевш-ий, посмотре-ть. 3. Основа производящая (мотивирующая), служащая источником дальнейшего словообразования: дом- для домашний, надомный; бел- для белеть; беле- для побелеть; побеле- для побелевший.

4. Основа свободная, т.е. непроизводная, встречающаяся не только в составе производных основ родственных слов, но и вне их, образуя в соединении с формообразующим аффиксом самостоятельное слово: основа гор- встречается не только в производных родственных словах гористый, нагорный, но и вне их, образуя слово гора. 5. Основа связанная (непроизводная), встречающаяся только в составе производных слов, т.е. непременно в соединении со словообразовательными аффиксами или другой основой: основа –бав- встречается только в составе производных слов: добавить, надбавить, отбавить и др.

Окончание. или флексия, - это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Окончание как и суффикс может быть нулевым.

Корень слова. общая часть родственных слов – выделяется при сопоставлении слов одного гнезда, т.е. однокоренных слов. Корень может присоединять к себе различные аффиксы.

Способы проверки безударной гласной в корне слова. Проверяемые ударением подберите однокоренное слово Пример: таинственный- тайна, тайный подберите сложносокращенное слово Пример: корреспондент- спецкор, корпункт измените форму у существительного измените число Пример: моря-море у прилагательного замените полную форму краткой Пример: слепой-слеп измените лицо Пример: я вожу - он водит У глагола прошедшего Времени Измените Число и род Пример: несла - нес измените время Пример: приказал - прикажет у глагола

Чередование гласных в корне слова А или О? -КАСа- (-КОС-) Пишите А, если после Корня есть суффикс –А-. В остальных случаях Пишите О Примеры: Касаться, коснуться -ПЛАВ- Пишите А во всех словах Пример: Плавание, плавник Исключения: Пловец, пловчиха, плывун -МАК- (-МОК-), -РАВН- (-РОВН-) написание зависит от лексического значения корня -МАК- (в значении опускать, погружать в жидкость) -МОК- (в значении пропускать, впитывать влагу) -РАВН- (в значении равный, одинаковый) -РОВН- (в значении ровный) Исключения: подравняться в шеренгах, поравняться с кем-либо, равнина, поровну -ГОР- (-ГАР-), -КЛОН- (-КЛАН-) -ТВОР- (-ТВАР-), -ПОЗД- (-ПАЗД-) без ударения пишите О Примеры: загар, заклание, поклон, тварь, опаздывать Исключение: -ЗАР- (-ЗОР-) без ударения пишите А Примеры: заря, зарница -ЛАГ- (-ЛОЖ-), -РАСТ- (-РАЩ-, -РОС-), -СКАК- (-СКОЧ-) написание зависит от последней согласной корня Примеры: прилагательное, приложение, растение, выращенный, заросли, скакать, заскочу Исключения: полог, ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, отрасль, скачу, скачок

Чередование гласных в корне слова. И или Е?-ИМ- или –ИН- ? -БИРа-(-БЕР-) -ДИРа-(ДЕР-) -ТИРа-(-ТЕР-) -ЖИГа-(-ЖЕГ-) -МИРа-(-МЕР-) -ПИРа-(-ПЕР-) -ЧИТа-(ЧЕТ-) -СТИЛа-(-СТЕЛ-) -БЛИСТа-(-БЛЕСТ-) Пишите И, если после корня есть суффикс –А-. В остальных случаях пишите Е Примеры: блистать – блестеть замирать – замереть Исключения: чета, сочетать, сочетание -ИМ-(-ИН-) Пишите в глаголах несовершенного вида Примеры: (что делать? Что сделать?) снимать – снять (им/мя) разминать – размять (ин/я) прижимать – прижать (им/мя)

Проверяемая согласная в корне слова. Непроизносимая согласная в словах типа солнце, агентство подберите однокоренное слово, где эта согласная отчетливо слышна Примеры: солнце – солнечный агентство - агент СОМНИТЕЛЬНАЯ СОГЛАСНАЯ перед другой согласной в словах типа тяжкий, молотьба подберите однокоренное слово В конце слов типа гриб, мороз измените форму слова так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная Примеры: гриб – грибы мороз - морозы Подберите однокоренное слово, чтобы после проверяемой Согласной стояла буква Л, М, Н или Р Примеры: гриб – грибной низкий - низменный измените форму слова так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная Пример: сладкий - сладок с чередующейся согласной Г/Ж,Д/Ж,Ц/Ч Примеры: Тяжкий – тяга сладкоежка – еда скворечник - скворец так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная Примеры: Молотьба – молотить, Косьба - косит

Приставка. (префикс) – часть слова, стоящая перед его корнем и добавляющая или изменяющая смысл слова. Приставки используются в большинстве языков, и нередко происходят от предлогов, следовательно имеют такое же значение, как и соответствующий предлог.

Приставки русского языка делятся на три группы. Приставки первой группы всегда пишутся одинаково, независимо от произношения. Это приставки: в-(во-, взо-), вы-, до-, за- (изо-), над-(надо-), не-(недо-), о-, об-(обо-), от-(ото-), па-, по-, под-(подо-), пра-, пред- (предо-), про-, разо-, с-(со-), су-, у-. Приставки второй группы – все приставки этой группы, заканчиваются на З и С: без- (бес-),вз-(вс-), воз-(вос-), низ-(нис-), раз- (рас-), роз-(рос-), через-(черес-). Приставки, относящиеся к третьей группе: пре- и при-.

Интересные приставки русского языка. Приставка ПА- Слухи о том, что такой приставки не существует,- гнусная ложь. Она есть, но из-за того, что она всегда под ударением, трудностей с ее написанием быть не может. Примеры: ПАтрубок, ПАсынок, ПАдчерица, ПАводок, ПАтока. Определяя значение этой приставки. Получается нечто лишнее, добавленное, избыточное. В самом деле: паводок – избыточная вода; патрубок – добавленная труба; пасынок – добавленный со стороны сын, патока – избыточное или лишнее, текущее откуда-то…

Приставка СУ- В древности она произносилась с «носовым о». Слово СУпруг по-древнерусски звучало примерно так: сомпронг. Слова: СУпруги – совместно запряженные в одну повозку волы. Приставка КУ- КУвыркаться, КУмекать (а есть ведьеще и смекать, и намекать), КУбарем… значениетоже непонятно. Приставка ПРА- употребляется редко, она указывает на давность, древность эпох, явлений, лиц: ПРАбабушка, ПРАславянский, ПРАязык.

Правописание приставок. З или С? Есть только приставка С- Примеры: сделка, сшить В словах здесь, здание, здоровье, ни зги (и однокоренных словах) З- входит в состав корня РАЗ-(РАС-), ИЗ-(ИС-), ВОЗ-(ВОС-), НИЗ-(НИС-), БЕЗ-(БЕС-), ЧЕРЕЗ-(ЧЕРЕС-) З- пишите перед звонкими согласными (Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р) Примеры: безвкусный, мировоззрение, чрезвычайно С- пишите перед глухими согласными (П, Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ) Примеры: бессердечный, чересчур РАЗ-(РАС-) Или РОЗ-(РОС-) Без ударения пишите А Примеры: разыграть – розыгрыш, расписаться – роспись Исключение: розыскной

ПРИ- или ПРЕ-? Пишите ПРИ- в следующих значениях Пишите ПРЕ- в следующих значениях Пространственная близость Пример: приморский Неполнота действия Примеры: присесть, приоткрыть Законченность действия Примеры: придумал, пристрелить Приближение, присоединение Примеры: приезжать, приклеить ПРЕ-(=очень) высшая степень действия или качества Примеры: преуспевать, прекрасный ПРЕ-(=ПЕРЕ-, через, по-иному) Примеры: преградить, превращение

Суффиксы. это морфема, стоящая после корня, но перед окончанием. Суффикс отличается от приставки не только местом в слове, но и меньшей автономностью. Некоторые суффиксы обладают способностью оказывать влияние на корень, например, вызывать чередование согласных в корне (рук-а – ручк-а)

Присоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служитПрисоединением суффикса могут образовываться другие, отличные от исходного слова, части речи (белый – бел-е-ть – бел-изн-а). Суффиксы, в отличие от приставок, обычно закреплены за определенной частью речи (-ний- – служит Для образования существительных, -лив- прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч- ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) иДля образования существительных, -лив- прилагательных, -ива- – глаголов). Значение суффикса может быть и очень конкретным (-ёнок- детеныш), и абстрактным (-н- обозначает признак предмета, обозначенного в корне). За суффиксом может быть закреплено лексическое значение: зайч- ик (уменьшительное значение) – зайч-ище (увеличительное значение) и Грамматическое значение: учен-иц-а (суффикс, обозначающий женский род).Грамматическое значение: учен-иц-а (суффикс, обозначающий женский род).

Суффиксы могут быть словообразовательными и формообразовательными. С помощью первых образуются новые (однокоренные) слова, а с помощью вторых – грамматические формы слова. Если в слове есть материально невыраженное грамматическое значение, в других формах выражаемое с помощью суффикса, то в слове выделяется нулевой формообразовательный суффикс.

При образовании существительных от глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации выделяется нулевой словообразовательный суффикс. В одном слове может быть несколько суффиксов. Количество суффиксов в слове можно определить, восстановив словообразовательную цепочку. Суффиксов много и они присутствуют в различных частях речи, поэтому в русской орфографии много правил, связанных с правописанием суффиксов.

Правописание суффиксов существительных. Всегда пишите-ЧИК или –ЩИК? И в суффиксах –ИН-(ж.р.), -ИЦ-(-НИЦ-) (ж.р.) –ИЗН-(ж.р.), -ИНСТВ-(ср.р.) Примеры: ширина, красавица, умница О в суффиксах –ОК(м.р.), -ОР(м.р.), -ОТ-(ж.р.), -ОСТЬ (ж.р.) Примеры: подарок, литератор, слепота Е в суффиксах -ЕСТВ-(ср.р.), -ЕТ-(ж.р.), -ЕНК-(ж.р.), -ЕСТЬ (ж.р.), -ЕЦ (м.р.), -ТЕЛЬ (м.р.) Примеры: рождество, нищета, -ЧИК пишите только после букв Д, Т, З, С, Ж Примеры: переводчик, перебежчик. Перед –ЧИК буквы К, Ц, Ч чередуются с Т -ЩИК пишите после согласных, кроме Д, Т, З, С, Ж. После Л перед суффиксом пишите Ь Примеры: банщик, закройщик Е или И? -ЕК пишите в словах мужского рода, если при изменении формы слова происходит выпадение гласной Пример: замочек – замочка Если гласная сохраняется, то пишите –ИК, -НИК, _ЧИК Пример: ключик - ключика -ЕЦ- пишите в словах среднего рода, когда ударение падает на окончание Пример: письмецо -ИЦ- пишите, если окончание безударное Пример: платьице

Правописание суффиксов прилагательных. -ИВ- или –ЕВ-? Под ударением пишите –ИВ-, без ударения –ЕВ- Примеры: ленивый, краевой Исключения: милостивый, юродивый -ОВ- или –ЕВ-? После шипящих и Ц под ударением пишите –ОВ-, без ударения пишите –ЕВ- Примеры: холщовый, перцовый, замшевый, глянцевый -О- или –Е-? После твердых согласных пишите –ОВ-, -ОВАТ-, -ОВИТ-, после мягких согласных и шипящих пишите –ЕВ-, -ЕВАТ- Примеры: меховой, виноватый, родовитый, дождевой, рыжеватый -К- или -СК-? Пишите суффикс –К-, если прилагательное имеет краткую Форму или его основа заканчивается на К, Ц, Ч. В остальных случаях пишите суффикс –СК-. Перед –СК- пишите Ь только после мягкого Л и в прилагательных, образованных от названий месяцев Примеры: резкий, кулацкий, немецкий, ткацкий, гигантский Исключение: январский Всегда пишите А в суффиксе –ЧАТ- Пример: дымчатый Примечание: дощатый (суффикс –АТ-) И в суффиксах –ЧИВ-, -ЛИВ-, -ИСТ- Примеры: задумчивый, талантливый, болотистый

Правописание суффиксов глаголов. У глаголов прошедшего времени и в неопределенной форме –ОВА-/-ЕВА- или –ЫВА-/-ИВА-? Поставьте глагол в форму 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени (я что делаю? Сделаю?) если слово заканчивается на -ЫВАЮ-/-ИВАЮ-, пишите суффикс –ЫВА-/-ИВА- Примеры: рассчитываю – рассчитывал, рассчитывать -УЮ/-ЮЮ, пишите суффикс –ОВА-/-ЕВА- Примеры: советую – советовал, советовать; танцую – танцевал, танцевать Какая гласная перед суффиксом -ВА- у глаголов несовершенного вида? -Л- у глаголов прошедшего времени? Поставьте глагол в неопределенную Форму и отбросьте суффикс –ВА- Поставьте глагол в неопределенную форму Перед суффиксом –ВА- пишите ту же гласную, что и перед –ТЬ в форме глагола, если суффикс –ВА- отбросить Перед суффиксом –Л- пишите ту же гласную, что и перед –ТЬ в неопределенной форме глагола

Правописание суффиксов причастий. Действительное причастие настоящего времени Действительное причастие прошедшего времени -УЩ-, -ЮЩ- или –АЩ-, -ЯЩ-? Какая буква перед -ВШ-, -Ш-? -УЩ-, -ЮЩ- пишите, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения –АЩ-, -ЯЩ- пишите, если причастие образовано от глагола 2-го спряжения Перед –ВШ- пишите ту же гласную, что и перед –ТЬ в неопределенной форме глагола Перед –Ш- пишите ту же согласную, что и перед окончанием неопределенной формы глагола

Правописание суффиксов причастий. Страдательное причастие настоящего времени Страдательное причастие прошедшего времени -ЕМ- или –ИМ-? Какая буква перед –НН-? -ЕМ- пишите, если причастие образовано от глагола 1-го спряжения Исключение: двигать – движимый –ИМ- пишите, если причастие образовано от глагола 2-го спряжения Перед –НН- пишите ту же гласную, что и перед –ТЬ в неопределенной форме глагола -ЕНН- пишите, если причастие образовано от глагола на –ИТЬ, -ТИ, -ЧЬ

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Н или НН? Н пишите в прилагательных, образованных от существительных НН Пишите в прилагательных, образованных от существительных При помощи суффиксов –АН-, -ЯН-, -ИН- Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный При помощи суффиксов –ОНН-, -ЕНН- Исключения: ветреный, масленый С основой, заканчивающейся на Н Исключения: слова, образованные без суффикса Н юный, румяный, зеленый, единый, бараний

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов, и страдательных причастий прошедшего времени. Н или НН? В прилагательных, образованных от глаголов НН пишите Н пишите в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный Совершенного вида (обычно с приставками) Исключения: смышленый, приданое, названый (брат), незваный, непрошеный В страдательных причастиях прошедшего времени. Как правило, есть приставка или зависимое слово При помощи суффиксов –ОВАНН-, -ЕВАНН- Исключения : кованый, жеваный

Правописание суффиксов наречий. А или О в конце слова? А пишите О пишите Если есть приставки ИЗ-, ДО-, С- Примеры: издалека, дотемна, справа Если есть приставки В-, НА-, ЗА- Примеры: влево, наглухо, затемно В наречиях, образованных от прилагательных без приставки Примеры: быстрый – быстро, долгий - долго

Аффикс. общее название всех значимых частей слова, за исключением корня. Аффиксы подразделяются на приставки, или префиксы,- части слова, стоящие перед корнем, суффиксы – части слова, стоящие между корнем и окончанием и окончания.

Виды аффиксов. 1.По функции: а) словообразовательные (словообразующие), служащие для образования новых слов. б) формообразующие, служащие для образования форм слов. в) словоформообразующие, совмещающие в себе функции словообразования и формообразования. 2.По характеру воспроизводимости: а) регулярные которые воспроизводятся постоянно, представляя определенную модель слов, составляющих закономерные ряды образований

б) нерегулярные, которые встречаются в единичных образованиях, не составляющие определенную модель 3.По степени производительности: а) продуктивные, широко используемые для образования новых слов и форм. б) непродуктивные (среди них малопродуктивные), не производящие вовсе или редко производящие новые слова и формы.

Изменения в морфологическом составе слов. В процессе исторического развития языка изменялся способ образования основ,в отдельных случаях изменился морфологический состав слова: некоторые морфемы утратили свою роль в составе основы слова. Эти изменения можно свести к следующим.

Опрощение изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные морфемы, превращается благодаря тесной спайке морфем (корня с аффиксами) в непроизводную, морфологически не членимую. Причины : 1.Слова утрачивают семантическую связь со словами, на базе которых они были образованы. 2.Утрата производящих и родственных слов, соотносительных с данными.

Переразложение - перемещение границ морфем, в результате чего основа слова, оставаясь производной, членится сейчас иначе, чем когда-то: единая прежде морфема могла превратиться в сочетание двух морфем, и, наоборот, сочетание двух и более морфем могло слиться на основе опрощения в одну морфему. Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную (членимую на морфемы).