С овременные средства оце нивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
Advertisements

Оценочная деятельность в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
Система оценки образовательных результатов в начальной школе в условиях ФГОС НОО З.А. Кокарева к.п.н., доцент, зав. лабораторией развития НОО.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, (выдержки)
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 29 города Костромы И. А. Елфимычева.
« Интеграция формирующего и диагностического оценивания как механизм обеспечения качества образования» Дорошенко Наталья Алексеевна, научный сотрудник.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
Педагогический совет «Оценка образовательного результата» Выполнила: Дюина Е.А., руководитель ШМО.
СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ФИКСАЦИИ ОСНОВНЫХОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Выполнили: Заплава А.В., учитель математики, Астраханцева И.А., учитель истории.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Как изменяется взгляд на результаты образования? Как оценивать метапредметные и личностные результаты? Каковы критерии их оценивания? Как изменится традиционная.
ПРОБЛЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Оценивание достижений обучающихся Учитель математики и ИКТ А.В.Афанасьев.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ДПОС «Методический центр»,
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Разработчики: Дудина И. Е.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
Транксрипт:

С овременные средства оце нивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Современные подходы к системе оценивания «Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования» Пояснительная записка к ФГОС

Проблема оценивания в российской школе Необъективность оценки: отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оценивания неопределенность системы оценивания при работе учащихся в группах субъективность оценки использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию.

ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП ООО, обеспечение эффективной обратной связи, управление образовательным процессом.

Кто оценивает? Ученик – самооценка Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание

Пример, « Школа 2100» Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по Алгоритму самооценки и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Особенности системы оценки комплексный подход к оценке результатов образования оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно- практических и учебно-познавательных задач; оценка динамики образовательных достижений обучающихся; сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В системе оценивания результатов обучающихся используются Внутренняя оценка выставляется самой школой: обучающимися (самооценка, взаимооценка), педагогом, администрацией. Внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах. Субъективные или экспертные методы оценивания: наблюдения, самооценка и самоанализ и др. Объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

В системе оценивания результатов обучающихся используются Интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения Оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения. Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется: этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации.

стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные письменные и устные работы; интегрированные контрольные работы; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты; практические работы; творческие работы; диагностические задания; самоанализ и самооценка. Их подразделяют на: Стандартизированные работы (устные, письменные) Нестадартизированные работы: проекты, творческие работы, продуктивные задания, практические работы, портфолио, самоанализ, самооценка и др.

Техники фиксации и оценивания уровня развития умений и достижений школьников Портфолио Дневник достижений Дневник-отчет Дневник-самооценка Творческая книжка школьника Тетрадь-паспорт Карта достижений Матрица учебных достижений Публичный отчет / открытый экзамен Индивидуальная образовательная траектория Папка индивидуального планирования Проект

Содержание оценки Содержание оценки Объект оценки Объект оценки Процедуры оценки Процедуры оценки совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, т.е. умение учиться. сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий а) внутренняя накопленная оценка а) внутренняя накопленная оценка б) итоговая оценка б) итоговая оценка Оценка метапредметных результатов

Объект оценки: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

оценки достижения метапредметных результатов Процедуры оценки достижения метапредметных результатов защита итогового индивидуального проекта дополнительный источник - результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации в рамках системы промежуточной аттестации

Достижение метапредметных результатов 1. может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий 2. может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов 3. может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе 4. Как результат выполнения индивидуального проекта. Выносится на итоговую оценку Типовые задачи Учебно- познавательные и учебно- практические задачи Нестандартизован ные виды оценивания Защита проекта

Для оценки динамики формирования метапредметных результатов обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно- познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; защиты итогового индивидуального проекта.

Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД могут использоваться адаптированные диагностические методики. (А.Г. Асмолов) портфолио комплексные контрольные работы проект исследовательская работа

1. На этапе рубежного контроля (за полугодие и год); 2. Проводится после изучения основного содержания учебных программ 3. Одну и ту же работу можно использовать на разных предметах (умение работать с текстом ); 4. По итогам обучения в каждом классе и в качестве стартовой в следующем. 5. Заимствованы и из других УМК, адаптированные к применению с учетом концептуальных идей и содержания программ используемого учителем УМК Количество и срок проведения комплексных работ определяется образовательным учреждением

Количество их должно быть оптимальным. Каждый обучающийся может быть минимально включен в проектную деятельность как групповую, так и индивидуальную. Проекты учитель вправе разрабатывать самостоятельно, а также использовать проекты, рекомендованные методистами и авторами учебников соответствующего учебно-методического комплекта. Количество обязательных проектов определяется школьным положением о промежуточной аттестации*. * локальные акты конкретного образовательного учреждения

Портфолио предназначен для: объективного фиксирования и рефлексивного оценивания индивидуальных достижений; документального подтверждения индивидуальных достижений. Решение об использовании портфеля достижений в рамках системы внутренней оценки принимает образовательное учреждение. Отбор работ для портфеля достижений ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия ученика не допускается

Портфолио как форма оценки предполагает: смещение оценки с того, что учащийся не знает и не умеет, на то что он знает и умеет по данной теме и предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку оценка динамики учебных достижений обучающихся

Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколения Оценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно). Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах. Результат оценивается по принципу: достиг, не достиг результата Критериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения.

Появление системы критериального оценивания в школьной практике Необходимость обновления системы оценивания образовательных результатов Этапы освоения новой системы оценивания Действия контроля и оценки как необходимые условия личностного роста ученика

Критерии оценки результатов Критерий отражает признак, по которому оценивается результат. Показатель можно рассматривать как частный критерий, расшифровывающий его содержание. Критерий - (др.-греч. κριτήριον - средство суждения, мерило) - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере).

Критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения, является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, снижает субъективность выставления отметки, обеспечивает учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании

Содержательной и критериальной базой оценки служат планируемые результаты Для определения критериев оценки достижения планируемых результатов необходимо учитывать следующее: Критерии должны описывать реальные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения ООП Они должны дифференцировать результаты деятельности на базовом и повышенном уровнях Они должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом. Критерии могут формулироваться в связи с оценкой достижения отдельного результата (одного элемента планируемого результата), комплексных результатов освоения отдельных областей содержания или компетенций (например, освоения изученной темы, раздела, области или сформированности, например, коммуникативной компетенции), а также итоговых результатов освоения учебной программы.

Оценивание учителя Осуществляется после самооценки ученика Объясняется различие в оценках Дополняется(по необходимости) оценкой по другому критерию Адекватность самооценивания объясняется Обязательна самооценка и оценка на рефлексивном этапе урока На других этапах урока учебные ситуации формирования действий самооценки планируются учителем исходя из целесообразности

Прогностическая и рефлексивная (ретроспективная ) самооценка Создание учебных ситуаций по формированию прогностической и рефлексивной самооценки оптимально на заключительном этапе формирования умений Прогностическая – перед выполнением задания Ретроспективная - после самопроверки на основе образца или проверки учителя Формы самооценки Значки «+ » ( знаю), « ?» (затрудняюсь), « - » (не выполню, не знаю) «волшебные линеечки», «лесенки» и другие

Лист оценки образовательных достижений Форма оценивания образовательных достижений Лист может быть предметным или комплексным (включающим критерии оценки предметных и метапредметных результатов) Позволяет организовать обратную связь Организуется: обсуждение критериев оценки с родителями и учащимися самооценка результатов оценка учителя обсуждение итогов

Пример (нач.школа). Оценочный лист предметных результатов за ____ четверть по предмету ________________ обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____. КритерииОбразец заданияСамо- оценка Оценка задания Итоговая оценка (зачтено/не зачтено) Дополнительный критерий Шкала самооценки: «+» - знаю и умею применять. «!» - знаю, но не всегда могу применить. «?» - не уверен в своих знаниях. «--» - пока не знаю и не умею.

Оценочные шкалы (2-4 класс). Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО (2009г.) оценивается по пятибалльной шкале. Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в балльной шкале % 66-89% 50-65% меньше 50% высокий повышенный средний ниже среднего «5»«4»«3»«2»«5»«4»«3»«2»

Возможные варианты оценочной шкалы, используемой в начальной школе: 1 вариант: + знаю и умею ? знаю неуверенно - пока не знаю и не умею. Итоговая - зачтено/ не зачтено 2 вариант: в баллах. Каждое задание может быть оценено от 0 до 3 баллов. Итоговая балл или % от выполнения заданий всех заданий (Примерный вариант)

Виды критериев оценивания самостоятельной работы обучающегося 1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. 4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Виды критериев оценивания самостоятельной работы обучающегося

Особенности оценки предметных результатов Оценка предметных результатов - это оценка обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов. Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом материале, с использованием способов действий, адекватных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

1. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. 273 «Об образовании в РФ» 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. -2-е изд.- М. : Просвещение, – 48 с 3. Приказ 03-19/3299 от Департамента образования Вологодской области «Об утверждении Методических рекомендаций по организации промежуточной аттестации обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО». 1. Кокарева З.А. Оценочная деятельность в начальной школе. Учебно-методическое пособие. – Вологда: ВИРО, Листы оценки индивидуальных достижений обучающихся начальной школы. Сборник методических материалов. – Вологда: ЦПК, Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Кабанова и др.); Под. ред.Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 е изд. – М., Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Баласс, – 256 с. 5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М. Просвещение, с. 6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, – 159 с.