Модель муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) В.И. Нифонтов Курсы подготовки и повышения квалификации экспертов-аудиторов, занятие 1. (27 января 2011года)
Качество образования Это характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям субъектов совместной образовательной деятельности.
Особенность ситуации Незавершенность проектных работ по разработке и большая длительность работ по внедрению ФГОС второго поколения в образовательную практику. Отсутствие единой системы показателей качества образования, удовлетворяющих требованиям компетентностного подхода и международных стандартов менеджмента качества. Отсутствие в практике ОУ процедуры образователь- ного аудита как разновидности экспертизы качества.
Следствия Отсутствие сопоставительной системы оценки качества образования МОУ различного статуса. Неадекватность систем оценки современным требованиям, что не позволяет использовать результаты оценки в выработке адекватных управленческих решений с целью обеспечения высокого качества образования. Отсутствие профессионально подготовленных команд экспертов-аудиторов, способных обеспечить мониторинг качества образования, владеющих методиками экспертной оценки показателей качества.
Проблема При использовании традиционных (устарев- ших) подходов к оценке качества образова- ния невозможна его адекватная оценка в компетентностной форме. Нормативные основания для решения проблемы – Положение о системе оценки качества образования Свердловской области, утвержденное приказом 672 от
Цели МСОКО 1. Формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в муниципальной системе образования. 2. Получение объективной информации о состоянии качества образования в городе Екатеринбурге, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. 3. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием. 4. Принятие обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления образованием.
Задачи построения МСОКО 1. Формирование системы аналитических показателей. 2. Оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся. 3. Оценка состояния и эффективности деятельности образо- вательных организаций и учреждений управления образованием. 4. Выявление факторов, влияющих на качество образования. 5. Разработка учебно-методических материалов для подготовки всех субъектов МСОКО по оценке различных аспектов качества образования 6. Содействие повышению квалификации ПиРР, принимаю- щих участие в процедурах оценки качества образования. 7. Расширение общественного участия в управлении образованием на территории города Екатеринбурга.
Цель образовательной программы Подготовиться к проведению апробации критериев и показателей муниципальной системы оценки качества образования в учебном году.
Задачи образовательной программы курсов повышения квалификации 1. Изучить нормативные документы по организации экспер- тизы качества образовательной деятельности ОУ и ее результата, а также образовательного аудита в муници- пальной системе образования города Екатеринбурга. 2. Познакомиться с новой муниципальной системой показателей, методиками оценки качества образования. 3. Освоить практические умения и навыки ведения образо- вательного аудита. 4. Подготовить и защитить проект программы внутреннего аудита ОУ.
Структура и объем образовательной программы 1. Экспертиза качества образовательной деятельности и ее результата - 6 часов. 2. Методики экспертной оценки показателей муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) – 31 час. 3. Менеджмент образовательного аудита – 23 часа Итого: 60 часов (сертификат)
Концептуальные основы современной оценки качества образования Процессный подход: оценка качества ресур- сов (условий), качества процессов по преоб- разованию ресурсов и качества результатов деятельности образовательных организаций. Оценка качества результатов совместной образовательной деятельности субъектов, выраженная в компетентностной форме. Образовательный аудит как условие постоян- ного улучшения качества образования.
Объекты анализа и оценки качества Условия (ресурсы). Динамика процессов преобразования (развития) ресурсов. Результаты деятельности образовательных организаций и динамика их изменения.
Деятельность как объект анализа и оценки качества Учебно-воспитательная деятельность ПиРР и ее результаты как главное условие, необходимое для эффективного развития УУД детей в ходе учебно- познавательной и внеучебной деятельности учащихся ОУ. Универсальные учебные действия и результаты их применения в учебно-познавательной и внеучебной деятельности учащихся ОУ как условие развития и саморазвития их личности в дальнейшей жизни.
Принципы создания МСОКО 1. Объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании. 2. Реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости. 3. Открытости, прозрачности процедур оценки качества образования. 4. Оптимальности использования источников первичных данных для сбора информации о состоянии и динамике качества образования с учетом возможности их многократного использования.
Принципы создания МСОКО 5. Оптимизации количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования. 6. Инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию). 7. Сопоставимости системы показателей с областными, федеральными и международными аналогами. 8. Доступности информации о состоянии качества образования для различных групп потребителей. 9. Соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
Структура системы показателей МСОКО для МОУ 1. Школьные показатели внутренней промежуточной оценки качества образования, выраженные в компетентностной форме. 2. Муниципальные статистические показатели, отражающие состояние ресурсов МОУ в абсолютных количественных данных. 3. Муниципальные оценочные показатели, позволяющие с помощью балльной шкалы оценить степень соответствия ресурсов и динамики их преобразования нормативным требованиям. 4. Областные оценочные показатели, позволяющие с помощью балльной шкалы оценить степень соответствия результатов и динамики их развития нормативным требованиям.
Структура ресурсов (условий) 1. Постоянные и переменные человеческие ресурсы 2. Базовые материальные ресурсы 3. Научно-методические ресурсы 4. Информационные ресурсы 5. Финансовые ресурсы 6. Нормативно-правовые ресурсы 7. Технологические ресурсы
Особенности системы показателей МСОКО Все показатели носят сопоставимый характер, что позволяет определить рейтинг МОУ в каждой категории (кластере) образовательных организа- ций. В основу отбора показателей положен принцип коллективного взаимодействия субъектов : результаты работы субъектов выше стоящих организаций являются условиями устойчивого функционирования и эффективного развития процессов совместной деятельности нижестоящих организаций.
Структура оценки результата 1. Промежуточная оценка: внутренняя оценка качества образования учащихся, выраженная в компетентностной форме; независимая, внешняя оценка качества образования по результатам сдачи учащимися ГКР. 2. Итоговая оценка: внешняя, независимая оценка качества образования по результатам сдачи выпускниками 9 и 11 классов ЕГЭ; внешняя, независимая оценка качества образования по результатам по результатам творческих соревнований и конкурсов, в том числе профессионального мастерства; внешняя, независимая оценка степени удовлетворенности субъектов качеством образовательных услуг.
Менеджмент качества В основу эффективного управления качеством положен принцип взаимодополнения целенаправленной и ценностно-ориентационной составляющих менеджмента. Отношения субординации Отношения координации Регулярная оценка руководством качества деятельности своих подчиненных на каждой ступени вертикали управления Непрерывная взаимооценка и самооценка ПиРР качества собственной деятельности в образовательной организации +
Образовательный аудит как условие постоянного улучшения качества Образовательный аудит – систематическая и аргументированная деятельность по измерению качества условий, процессов преобразования (развития) условий и результатов совместной образовательной деятельности субъектов системы образования с целью оценки их соответствия аттестационным и аккредитационным требованиям, требованиям ФГОС и (или) содержанию образовательных программ.
Типы образовательного аудита 1. Внутренний аудит - систематическая, регулярно проводимая внутренними экспертами (аудиторами) промежуточная самопроверка состояния условий, динамики их развития и результатов деятельности образовательной организации в течение учебного года. 2. Внешний аудит – экспертиза (проверка) качества образовательной деятельности осуществляемая внешними экспертами по указанию государственного (городского или районного) органа управления образованием. 3. Инициативный аудит – экспертиза качества, осуществляемая добровольно по заказу образовательной организации независимым экспертом (аудитором) на основе заключенного договора в удобное для организации время при соблюдении условий полной конфиденциальности.
Цель образовательного аудита Цель – выработка практических рекоменда- ций педагогам и руководителям образова- тельных организаций по решению выявлен- ных проблем, сдерживающих повышение качества совместной образовательной деятельности субъектов экспертируемой системы образования или достижение стабильно высоких показателей качества образования.
Задачи образовательного аудита 1. Определение степени соответствия ресурсов, динамики их преобразования и результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям субъектов совместной образовательной деятельности на основе единой системы критериев и показателей МСОКО. 2. Выявление противоречий, проблем и причин рассогласования текущего состояния и планируемых результатов. 3. Выработка рекомендаций по оперативной коррекции условий и процессов образовательной деятельности. 4. Выработка рекомендаций по модернизации системы текущего контроля и оценки качества образования. 5. Выработка рекомендаций по модернизации существующей системы повышения квалификации и аттестации ПиРР. 6. Содействие разработке объективной системы оплаты труда ПиРР.
Этапы реализации программы внедрения МСОКО 1 этап (2010 – 2011 и 2011 – 2012 уч.г.) – апробация системы показателей в деятельности МОУ. 2 этап (2012 – 2013 и 2013 – 2014 уч. г.) – внедрение МСОКО в деятельность МОУ и апробация системы показателей в деятельности МДОУ. 3 этап (2014 – 2015 и 2015 – 2016 уч. г.) – внедрение МСОКО в деятельность МДОУ и апробация системы показателей в деятельности МОУ ДОД. 4 этап (2016 – 2017 и 2017 – 2018 уч. г.) – внедрение МСОКО в деятельность МОУ ДОД и апробация системы показателей в деятельности ИМЦ. 5 этап (2018 – 2019 и 2019 – 2020 уч. г.) – внедрение МСОКО в деятельность ИМЦ и апробация системы показателей в деятельности РОО и Управления образованием. 6 этап (2020 – 2021 уч. г.) – введение МСОКО в штатный режим.
Уважаемые коллеги! Благодарю за внимание! Мои координаты: Нифонтов Виталий Иванович – начальник отдела мониторинга качества образования МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», кабинет 16, тел