Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Опыт работы по теме Развитие вокально-хоровых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ШЛЫКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА МДОУ «НОВОМИЧУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 2» музыкальных.
Advertisements

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
" Мы очень дружим с песенкой: я- с ней, она- со мной"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.
ДОКЛАД. Музыкальное воспитание, как средство раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями. Вихрова О.А.
Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Озерненская.
Тема: Педагогическая технология организации самостоятельного песенного творчества, посредством музыкально- дидактических игр Цель: научить ребенка выразительному,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида Технология обучения здоровому образу жизни Серия игр.
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА Подготовила: музыкальный руководитель Кагитина Ольга Васильевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 479 комбинированного вида города Челябинска Подготовила: Подготовила: Стрельникова.
ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА ГУО «Ясли-сад д. Остромечево» Подготовила музыкальный руководитель: Игнатчик Елена Викторовна октябрь 2015 г.
МАСТЕР- КЛАСС представляет воспитатель Постовалова Н.А. МБДОУ д/с24 «Берёзка»
Анализ работы муниципального методического объединения воспитателей ДОУ за учебный год Руководитель: Атрощенко А.Р., старший воспитатель МДОУ.
Р АЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Предпроектный этап 2.Этап реализации проекта (организация работы) 3.Промежуточный этап (рекомендации по полученным результатам.
Каким оно должно быть и как его организовать? ВОПРОС.
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» 50 «Колокольчик» Проект по театральной деятельности в средней группе 9 « Театр и Мы» Воспитатель: Сакина И.В.
Дружите с музыкой друзья Ведь музыка всегда прекрасна. Она не бросит, не предаст И приоткроет двери в сказку.
Особенности работы с детьми с признаками музыкальной одаренности Музыкальная одаренность – это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого.
Использование фольклора в музыкальном воспитании и в развитии творческих способностей дошкольников КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Ермакова Светлана Владимировна.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 комбинированного вида г. Североморска Опыт работы по теме Развитие вокально-хоровых навыков старших дошкольников Музыкальный руководитель Лабутина Нина Викторовна

Актуальность выбранной темы В дошкольном возрасте создаются условия для получения детьми удовольствия от музыкальной деятельности и общения, которое её сопровождает, а вокальное искусство и активная эстетическая деятельность создают атмосферу свободы самовыражения, вызывают радость от коллективного исполнения, наполняют особой энергией творчества, т.е. оказывают влияние на формирование духовно-эстетических потребностей дошкольников.

«Человеческий голос - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». (Золтан Кодаи)

Новизна и педагогическая целесообразность опыта В опыте систематизированы инновационные методы работы с детьми по развитию вокально-хоровых навыков; Представлены формы работы с родителями, направленные на повышение их компетентности в вопросах развития музыкальности детей; Разработан диагностический инструментарий по определению уровня развития певческих навыков; Составлены психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по охране детского голоса.

Противоречия между реальным и желаемым Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы дошкольных учреждений направлены на повышение уровня музыкальной культуры дошкольников, но современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является падение уровня их исполнительского мастерства, что свидетельствует о недостаточном уровне овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства.

Цель работы Совершенствование певческого голос и вокально-слуховой координации у дошкольников

Задачи 1. Воспитывать любовь и интерес к пению; 2. Формировать вокально-хоровые навыки (певческая дикция, дыхание, правильное звукообразование, чистота интонации, слаженность); 3. Развивать способность к эмоциональному выразительному исполнению песен; 4. Расширять певческий опыт и вокальный репертуар: подводить к исполнению нескольких песен разных по тематике, характеру, жанрам; 5. Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него; 6. Развивать музыкальную память.

Методологические основы Данный опыт основан на: - -теоретических подходах к изучению природы детского голоса (Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов); - -изучении системы работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста ( Б. Асафьева, К. Орфа, В. Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного); - -научных исследованиях по развитию вокально – хоровых навыков дошкольников (Л.Б. Безбородовой, Л.Г. Дмитриевой, В.М, Никитиной, Г.А. Стуловой, Н.М. Черноиваненко и др.); - -методиках и рекомендациях (М.Ю. Картушиной, В.В. Емельянова, О.В. Кацер, Е.Н. Тиличеевой); - -современных музыкальных концепциях педагогов - новаторов В. Жилина, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой.

Система работы Работа с детьми: Непосредственно образовательная деятельность ; Непосредственно образовательная деятельность ; Совместная деятельность музыкального руководителя и детей; Совместная деятельность музыкального руководителя и детей; Самостоятельная деятельность дошкольников. Самостоятельная деятельность дошкольников. Взаимодействие с семьями воспитанников: Знакомить родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей; Знакомить родителей с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей; Раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций; Раскрывать возможности влияния музыки на психоэмоциональное развитие, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций; Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ; Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в ДОУ; Повышение профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников.

Этапы работы над темой Подготовительный: Организация предметно-развивающей среды; Анализ психолого-педагогической литературы; Мониторинг развития вокально-хоровых навыков детей; Определение предполагаемых результатов; Составление календарно-тематического плана работы с детьми; Перспективное планирование работы с родителями. Основной: Внедрение в практику разработанных мероприятий с детьми, родителями, педагогами. Итоговый: Повторный мониторинг, анализ полученных результатов; Подведение итогов; Разработка рекомендаций ; Прогнозирование дальнейшей деятельности.

Предполагаемые результаты К концу обучения дети должны: - проявлять интерес к пению, исполнять песни различные по характеру, тематике, жанрам; - петь в удобном диапазоне, исполняя песни выразительно, правильно передавая мелодию; - уметь петь коллективно и индивидуально, с сопровождением и без него; - иметь сформированные базовые вокально-хоровые навыки (поют естественным голосом, чётко артикулируют все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу); - петь слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета; - осознанно контролировать слухом собственное пение.

1. Певческая установка. 2. Вокальные навыки: - певческое дыхание; - звукообразование; - дикция. 3. Хоровые навыки: - строй; - ансамбль. Основные средства формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста

Вокальные навыки – взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции Певческое дыхание - основа вокальной техники. Звукообразование - естественное, легкое, ненапряженное пение, напевное (протягивая звуки), спокойное, без толчков. Дикция - чёткое произнесение всех звуков в словах песни, способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса.

Хоровые навыки Строй – чистота интонации, строй связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально-слуховых представлений); Ансамбль – согласованное пение. Чувство ансамбля требует слухового внимания, умения слышать друг друга.

Методические приемы по пению, используемые в работе с дошкольниками Пение вслух, про себя Эхо Цепочка Хлопаем и маршируем Пение закрытым ртом «м…» «М…» с переходом на «а…» Пение «по секрету» Пение по сигналу Вокализация мелодии «а…» Пение piano Хор и дирижер Пение с транспонированием мелодии Показ карточек с положением губ «Музыкальная лесенка» Пение a'cappella Сольное и ансамблевое пение Пение дуэтом «Помоги другу» Часики-ходики «хлоп-топ» Пение со слогами (ду-ду, ла-ла) Пение музыкальных интервалов

Перспективный план работы с родителями Перспективный план работы с родителями Цель: повышение педагогической компетентности родителей МесяцСодержание работы сентябрь Анкетирование «Музыкальное воспитание в детском саду и в семье». октябрь Консультация «Значение пения в художественно-эстетическом развитии дошкольников». ноябрь Семинар- практикум « Музыкально-дидактические игры и упражнения на развитие слухового восприятия, речевого и певческого дыхания, певческой активности». декабрь Оформление наглядно- стендовой информации «Охрана детского голоса». январь Музыкальная гостиная для детей и родителей «Рождественская сказка». февраль Музыкально-спортивное развлечение с участием родителей «Слава Армии родной!». март Участие родителей в праздничном утреннике, посвящённом 8 Марта. апрель Круглый стол с участием родителей и педагогов «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах музыкального воспитания дошкольников». май Отчётный концерт для родителей.

Критерии качества освоения ребёнком певческой деятельности (по Э.П.Костиной) Критерии качества освоения ребёнком певческой деятельности (по Э.П.Костиной) Высокий уровень – ребёнок исполняет песню самостоятельно, естественно, непринуждённо, эмоционально; точно интонирует мелодию и ритм, исполняет на одном дыхании фразы песни, соблюдает правила певческой дикции, с удовольствием исполняет песни в свободной деятельности. Средний уровень – ребёнок исполняет правильно многие песни, в достаточной мере владеет вокальными навыками, но испытывает трудности в чистоте интонирования мелодии и передаче ритмических особенностей, затрудняется самостоятельно исполнять песни без поддержки инструмента. Любит петь вне занятий, но исполняет их зачастую неверно. Уровень ниже среднего – ребёнок имеет слабые музыкально-эстетические певческие представления: не может вспомнить ни одной песни, отказывается петь индивидуально, неправильно (или частично) интонирует мелодию, ритм. Не проявляет интереса к пению, в повседневной жизни почти не поёт. п/п ФИОВыразит ельност ь исполне ния Вокальные навыки Хоровы е навыки Музыкал ьные способн ости Проявле ние желания солиров ать Творчес кие импрови зации 1.Иванов Н.

Мониторинг развития вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста год нач.г.кон.г.нач.г.кон.г.нач.года Высокий 18,6% 28% 32,7%56,6% 58,4% Средний 64,1%58,8%55%34,2%36,6% Ниже среднего 17,3%13,2%12,3%9,2%5%

Результаты работы Дети: Проявляют интерес к пению; Показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; Умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру, жанрам, тематике песни; Могут исполнять песни самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него; Проявляют музыкальные способности. Родители: Познакомились с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей; Познакомились с возможностями детского сада в музыкальном воспитании детей; Имеют представление о влиянии музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций; Имеют представление о влиянии музыки на психоэмоциональное развитие дошкольников, формирование детско-родительских отношений и семейных традиций; Принимают активное участие в разнообразной совместной музыкально- художественной деятельности. Принимают активное участие в разнообразной совместной музыкально- художественной деятельности. Педагоги: Повысилась компетентность педагогов в вопросах музыкального воспитания дошкольников. Повысилась компетентность педагогов в вопросах музыкального воспитания дошкольников.

Рекомендации по обучению пению и охране детского голоса Занятия с детьми проводить в хорошо проветренных помещениях; Выбор песенного репертуара осуществлять с учётом диапазона голоса детей дошкольного возраста; Количество песен на музыкальном занятии подбирать в с учётом возрастных особенностей дошкольников; Следить, чтобы дети пели без напряжения, не кричали; Удерживать детей от длительного громкого пения; Пение должно быть естественным нефорсированным; Учить брать дыхание перед началом пения и между фразами, а не посередине слова; Недопустимо исполнение детьми песен из репертуара взрослых; Не петь на улице при низкой температуре воздуха; Не использовать фонограмму при разучивании песен.

Вывод Вывод Таким образом, систематичная, целенаправленная работа по развитию вокально-хоровых навыков способствует становлению полноценной творческой личности, развитию духовно-эстетических потребностей дошкольников, сохранению и укреплению психо-эмоционального здоровья детей. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. Комплексный подход, интеграция содержания музыкального образования в различных видах детской деятельности, использование разнообразных методов и приёмов развития певческих и вокально-хоровых навыков, дифференцированный подход к детям, учёт возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, активное заинтересованное отношение родителей способствовало достижению положительных результатов.

Распространение опыта: Муниципальный уровень: 2009 г.– ГМО музыкальных руководителей, круглый стол «Подарите детям радость. Праздники и досуги в детском саду (коллекция идей)», сообщение из опыта работы «Оформление зала и сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях». 2010г. – ГМО музыкальных руководителей, Педагогические чтения «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования как один из основных документов ДОУ», выступление «Обзор новинок методической литературы» г. – ГМО воспитателей групп раннего возраста, семинар-практикум «Организация физкультурных занятий в группах раннего возраста». Участие в открытом сюжетном занятии в 1 младшей группе «Прогулка с зайчиком в осенний лес» г. - МО учителей музыки. Семинар: «Найти свой голос, найти свою песню», выступление по теме «Охрана детского голоса». Областной уровень: 2013 г. – МГГУ, Педагогическая мастерская «Образовательная деятельность ДОУ в условиях стандартизации дошкольного образования» для студентов Психолого- педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета. Выступление с докладом «Музыкально-дидактические игры в развитии музыкальных способностей дошкольников».

Всероссийский уровень: 2010 г. – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», организованный издательским домом «Первое сентября». Публикация опыта работы по музыкальному воспитанию Праздник 8 Марта для дошкольников 6–7 лет "Поздравляем с женским днем" представлена на сайте г. – публикации на сайте «Социальная сеть работников образования» - консультация «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на занятии» zanyatii; - методическая разработка «Нетрадиционное оборудование в организации и проведении утренников и развлечений. Сюрпризные моменты» netraditsionnoe-oborudovanie-v-organizatsii-i-provedenii-utrennikov-i; - консультация «Охрана детского голоса» /okhrana- detskogo-golosa ; - сценарий осеннего праздника «Солнышко и тучка» prazdnikov/stsenariy-osennego-prazdnika-solnyshko-i-tuchka г. – публикации на сайте «Ресурсы образования» personal/articles/. - досуг «Наши мальчики» /49339/; - конспект занятия «Знает каждый гражданин – этот номер – 01» - конспект занятия по музыкальному воспитанию в подготовительной группе /49336/; - сценарий утренника «В поисках Деда Мороза» resobr.ru /materials/1381/48520/.