Методы работы с источниками информации Кластерный анализ текста Тезис-антитезис «Распаковка» понятия Синквейн Прием Д. Огле, ЗУХ План Конспекты 5 видов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация «кластер анализ текста» Автор: Елена Анатольевна Кореневская.
Advertisements

В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Подведение итогов. Рефлексия на уроках русского языка и литературы.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Искусство чтения текстов Некоторые методы работы с текстом на уроках.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Руководитель РМО учителей математики И.К.Воробьёва 14 января 2010 года Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Транксрипт:

Методы работы с источниками информации Кластерный анализ текста Тезис-антитезис «Распаковка» понятия Синквейн Прием Д. Огле, ЗУХ План Конспекты 5 видов Двойной дневник Графическая разметка текста Эссе Таблица Граф-схема «Толстые» и «Тонкие» вопросы Стратегия РАФТ Ассоциативный рисунок

Тезис- антитезис Регулятивные универсальные учебные действия Можно ли сформировать средствами своего предмета? «Да». «Нет». Аргументы за и против. ПРИМЕРЫ.

Синквейн – это стихотворение представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн состоит из 5 строк: в первой строке заявляется тема или предмет (1 существительное); во второй строке дается описание предмета (2 прилагательных); в третьей строке, состоящей из 3-х глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающей или расширяющий смысл темы или предмета (1 слово).

Кластерный анализ текста Кластер – англ. Cluster гроздь, способ графической организации материала Значение – позволяет: а) сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст; б) охватывать избыточный объем информации Алгоритм создания: 1.Написать ключевое слово или тезис («сердце» текста в центре листа 2.Вокруг «сердца» - «набросать» слова, предложения, выражающие идеи, факты, образы (записывать все, что приходит на ум) 3.Соединить с «сердцем» текста (спутники) 4.Создать «спутники» «спутников» (путем установления новых логических связей)

Кластерный анализ текста Кластер-фигура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле текста Умение структури- ровать информацию Оценка и преобра зование информации Умения Организовать мозг Хорошо Устроенный мозг «серьезное» творчество Лобовая конфронтация между идеями Изменение идеи изнкутри Конфликт Интуиция Совершен- ствование идей Образо- вание Культура Обмен воспр. идеями Внедрение идей Активное Усвоение информации Пример кластера

Методы работы с источниками информации Конспектирование - один из методов, направленных на осмысление, осознание и переработку информации Конспект – краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо Результат конспектирования – краткая запись, позволяющая восстановить полученную информацию с нужной полнотой Алгоритм конспектирования: А) восприятие информации устно или письменно Б) Запись информации после специфической обработки информации путем: - сокращения текста в виде «сворачивания» известной информации, чтобы потом суметь ее вновь «развернуть» - уменьшения в объеме главной (новой, важной) информации, где вычленение важнейший компонент обучения рациональному конспектированию

Конспектирование Виды конспектирования 1)Линейный конспект – форма развернутого тезисного плана 2)Кластер с текстовыми вставками – кроме ключевых слов и понятий дается комментарий 3)Конспект – таблица, может быть составлена в вопросно- ответной форме 4)Двухэтапный конспект: А) первая часть конспекта заполняется после прочтения текста Б) вторая часть – после выполнения всех видов заданий по тексту 5)Конспект на основе опорных сигналов – визуализация или выражение информации через образы (с помощью символов, схем, рисунков). Кодируется информация с помощью ключевых слов, фраз, рисунков, схем, символов.

Методы работы с источниками информации Прием ЗУХ «Знаю» - «Узнал»-«Хочу узнать»- ЗНАЮУЗНАЛ (А)ХОЧУ УЗНАТЬ

Методы работы с источниками информации Таблица – метод структурирования текста на стадии осмысления и переработки информации Таблица – результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк Алгоритм создания: 1.Определить основной смысл статьи (текста) 2.Выделить основания для классификации 3.Определить параметры классификации 4.Построить таблицу по горизонтали и вертикали, определяя адекватно основания(одно по горизонтали, другое – по вертикали)

Методы работы с источниками информации Двойной дневник Цель: изучающее чтение на основе возможности связывания прочитанного с личным опытом Фрагмент текста Комментарии. Ассоциации. Аналогии. Мысли по поводу прочитанного - Серьезное творчество - Олимпиада. Москва. - Успех олимпийских игр. Концепция. - Приемы развития творческого мышления В институт поступала в тот год -Сначала и не прочитала Почему-то подчеркнуто… - 12 лет надо, чтобы прочитать каждую информацию Надо же! - О творчестве много говорят, мало делают Немногие знают, что это такое Работала с этим. Статью писала. Так что же это такое? Попробую разобраться в авторской позиции

Методы работы с источниками информации Метод графической разметки текста Формы: - подчеркивание - выделение текстом - маркировка специальными значками Методики: ИНСЕРТ, ПМИ (плюс, минус, интересно)

Методика Инсерт: 1 этап – определение системы маркировки текста (^, +, -, ?) 2 этап – маркировка на полях абзацев и предложений 3 этап – систематизация информации в таблицу 4 этап – последовательное обсуждение каждого столбца ^+-? Если информация уже известна, она вписывается в столбик Неожиданное, новое, интересное Вызывает сомнение, несогласие Непонятно, требует Дополнительной информации, дополнительного чтения

Методика ПМИ (плюс, минус, интересно) Выбрать утверждение (тезис) Читая текст, маркировать : «+», если аргумент сильный в пользу утверждения « - », если слабый аргумент или АНТИТЕТИС «И» - если аргумент побуждает к размышлению

Стратегия РАФТ Р – роль, Платов А – аудитория, старый друг Иван Ф - форма, письмо Т – тема, танцующая блоха Дорогой мой друг, пишу тебе с отчаянием страшным. Император велел нашим мастерам одну вещицу аглицкую преобразить. Блоху танцующую, да чтоб непременно превзойти ихних мастеров. Поехал я, сам знаешь к кому, к тулякам. И вот эти оружейники сказали через недельку приехать за блохой. Приезжаю через недельку эту и вижу, что эти подлецы блошку танцующую сломали, верояций она боле не выделывает. Их ты, ещё говорят последнюю гвоздь заколачивать будут. Что за горе! Император голову с меня снимет, поэтому я и взял одного подлеца с выдранными волосьями, чтобы не только мне, но и ему несладко было….

Методы работы с источниками информации Эссе – жанр критики и публицистики, прозаический этюд, свободно трактующий философскую, моральную, социальную проблему… В эссе раскрывается авторская позиция, художественный дар автора, своеобразное чувство юмора, умение строить логические композиции Время написания эссе: от 5-10 минут во время занятий без ограничений времени - дома Эссе

ВОПРОС ТАСК - АНАЛИЗ ОТВЕТ 1.Какая тема обсуждается? 1.Каково основное утверждение по теме? 1.Сформулируйте контрутверждение: что, скорее всего, выскажет оппонент для защиты либо для опровержения данного утверждения? 1.Что поддерживает основное утверждение и контрутверждение? Перечислите эти доводы. 1.Содержит ли этот текст непонятные, сложные или «перегруженные» слова и выражения? Если да, то найдите и поясните их. 1.Проведите оценку защиты утверждения и контрутверждения. Определите спорные выводы, отвлеченные моменты, ошибочные заключения и другие слабые места спора. 1.Видите ли Вы какие-либо допущения, ценности или идеологическое влияние в основном утверждении или доводах в его защиту? Найдите их и укажите, насколько они влияют на справедливость утверждения. 1.Изложите свое утверждение полностью в следующей форме: Несмотря на то что... (укажите контрутверждение либо один из самых сильных доводов в его защиту),... (основное утверждение), поскольку...(главные причины, побуждающие верить в истинность основного утверждения). 1.Является ли полный тезис спорным, но в тоже время приемлемым для защиты, либо неприемлемым, либо слишком сложным для принятия? 1.В случае необходимости пересмотрите Ваше основное утверждение и повторите все стадии ТАСК-анализа.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо: компетентностный подход

Образование Сумма знаний «живое» знание, система мысли

«Живое» знание Построение собственного образа мира и своего места в нём мыследеятельность

Научный, творческий поиск Любопытство Стремление узнать Прочные знания Активная любознательность Укажите последовательность этапов познания

Любо- пыт- ство Удивление Активная любознательность Стремление узнать Прочные знания Научный, творческий поиск Увлечение учебным предметом

Технология развития критического мышления через чтение и письмо Развивающее обучение Технология сотрудничества Технология КСО

Цели РКМЧП Формирование нового стиля мышления Развитие базовых качеств личности Развитие аналитического, критического мышления Формирование культуры чтения Запуск механизмов самообразования, самоорганизации

Концепция технологии Умение управлять информацией Конструирование своего знания Коммуникативно- деятельный принцип обучения Умение мыслить критически

3 фазы технологии РКМ 1 стадия: 1 стадия: вызов 2 стадия: 2 стадия: осмысление 3 стадия: 3 стадия: рефлексия

Методические приёмы «Мозговая атака» Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Подбор ассоциативных рядов Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности)Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности) Разбивка на кластеры (построение логографа, семантического фрактала - выделение блоков идей)Разбивка на кластеры (построение логографа, семантического фрактала - выделение блоков идей) Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) Прием «Пометки на полях» (инсерт) («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по- другому, «?» - не очень понятно, я удивлён)

Чтение со стопами Составление древа предсказаний «Верите ли вы, что…» «Толстые» и «Тонкие» вопросы Стратегия РАФТ Ассоциативный рисунок Синквейн - способ творческой рефлексииСинквейн Прием «Написание эссе» Результаты работы

Любовь – это великое чувство, которое посылается нам в дар. И мы не должны бояться поделиться ею с кем-то. Она не убывает от этого, а, наоборот, растёт, усиливается, укрепляется. Человек при этом чувствует великую силу. Перед нею отступает грубая сила. Оказывается, поэтому говорят, что это сильное чувство. Я раньше никогда не задумывалась над вопросом «Почему любовь – самое сильное чувство?». Сегодня поняла, что только она может противостоять смерти, страху смерти. Человек, в котором живёт любовь, чувствует силу. Она может сподвигнуть на подвиг, героизм. Сила любви. Она может преодолеть многое в нашем непростом мире. И эти препятствия только усиливают это чувство, делают её непобедимой. Любовь, Крылатая и светлая, Рождается, живёт, царствует. Она неиссякаемый источник силы. Дар. Да, именно с бесценным даром богов людям ассоциируется слово «любовь». Они нам завещали это великое чувство, которое таит в себе неиссякаемый источник силы.

Любовь Крылья, утро жизни, свет, огонь, полёт, сердце, свадьба, семья, страсть, жизнь, смысл жизни, страдание, взаимопонимание, взаимоотношение

Поэзия Вдохновляющая и окрыляющая Просветляет, одухотворяет, обогащает «Поэзия – езда в незнаемое» Дневник Да, именно с дневником, лирическим дневником, ассоциируется у меня слово поэзия. Думаю, у каждого поэта есть свой лирический дневник. В нём отражается то или иное душевное состояние, радостный или печальный момент жизни. И мы, погружаясь в строки этого дневника жизни, совершаем некую поездку по сокровенным мыслям, мечтам поэта. А «езда в незнаемое» всегда просветляет и духовно обогащает нашу душу. А что же представляет собой лирический дневник Пушкина? Что он думает о поэте и поэзии? Толстякова Алена, 2005 г. Поэзия Чувственная и многогранная Волнует, зовёт, манит Каждого может тронуть до глубины души Слово Да, именно слова поэта проникают к нам в душу, затрагивают её и заставляют зазвенеть откликнуться на них. Как же откликается моя душа на слово А.С.Пушкина? Цыпандина Даша 2005 г.

Поэт Загадочный и непредсказуемый Пишет, сочиняет, творит Не каждый человек становится им Создатель. Баишева Юля 2005 год Человек Всесильный и беззащитный Рождается, живёт, умирает «Человек – это …живая загадка» Песчинка. Да, именно такую ассоциацию вызывает у меня слово «человек». В необъятном океане жизни человек, как и песчинка, может не только раствориться, затеряться, исчезнуть, но и найти своё место, обрети смысл жизни и принести пользу миру. А как вы объясните то, что в мире нет внутренне непохожих друг на друга людей? Это и является неразрешимой загадкой, которая волновала и волнует лучшие умы человечества. В этом отношении афоризм С.Н.Булгакова «Человек - это… живая загадка…» подтверждает данную истину и является универсальной формулой. ЕЁ применяют многие писатели-реалисты, известные мастера психологического, философского романа. С точки зрения «загадки» рассматривает своих героев и Л.Н.Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир». Назарова Варя 2005 год

Р – роль, Платов А – аудитория, старый друг Иван Ф- форма, письмо Т – тема, танцующая блоха Дорогой мой друг, пишу тебе с отчаянием страшным. Император велел нашим мастерам одну вещицу аглицкую преобразить. Блоху танцующую, да чтоб непременно превзойти ихних мастеров. Поехал я, сам знаешь к кому, к тулякам. И вот эти оружейники сказали через недельку приехать за блохой. Приезжаю через недельку эту и вижу, что эти подлецы блошку танцующую сломали, верояций она боле не выделывает. Их ты, ещё говорят последнюю гвоздь заколачивать будут. Что за горе! Император голову с меня снимет, поэтому я и взял одного подлеца с выдранными волосьями, чтобы не только мне, но и ему несладко было…. Стратегия РАФТ: «р» - роль, «а» - аудитория, «ф» - форма, «т» -тема

«Верите ли вы, что… 1.романтизм зародился в России? 2.в основе романтизма лежит разочарование в идеях Просвещения? 3.центральной проблемой является бесконечность человеческой индивидуальности, интеллектуальный и духовный мир? 4. основные черты романтизма – гуманизм, народность, изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром? 5.герой стремится к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира?

1. Почему направление названо романтизм? 2. Почему возник романтизм? 1. Где и когда зародился романтизм? 2. Что прославлял ? 3. Каковы основные черты, особенности? «Толстые» вопросы« Тонкие» вопросы

Носителем истины является Сатин, ему противопоставлен Лука. А рядом с ними есть ещё один человек, который тоже спорит об истине и сострадании. Лука силой своей мысли создаёт вокруг себя светлую, красивую ауру, несмотря на то, что вокруг него темнота, нищета. А у Сатина слабый характер, слабая аура. И поэтому его облако разгромила молния суровой правды

На рисунке показан колодец, чем я хотела отразить самое «дно» жизни. Над колодцем стоит ведро с грязной водой и капает потихоньку в колодец, чем я отразила странника Луку. В конце концов вся вода в колодце становится грязной. Максим Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году, он говорил: «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений за миром «бывших людей». А ведь за их жизнью он наблюдал сам, поэтому в рисунок вписывается глаз Горького.

Лирический герой Как персты девы молодой Не стану я жалеть о розах увядших с лёгкою весной Мне мил и виноград на лозах созревший Отрада осени златой Краса моей долины злачной Продолговатый и прозрачный