Функционирование дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГТ Корякина О.А., ведущий специалист-эксперт Управления государственного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модульная накопительная система повышения квалификации «ДВИЖЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» (36 часов)
Advertisements

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября.
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГТ Рассчет времени, необходимого для реализации обязательной и вариативной частей основной общеобразовательной.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Дошкольное образование в федеральных нормативно- правовых документах 2014.
О проекте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н.,
МКДОУ ДСКВ 14 « Дельфин ». Основные программные документы по организации образовательного процесса. В МКДОУ ДСКВ 14 «Дельфин» реализуются программы дошкольного.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Основная образовательная программа ДОУ» г. Бородино,
Разработка основной общеобразовательной программы дошкольного образования Федина Нина Владимировна, к.п.н., заместитель директора по дошкольному образованию.
Регламент непосредственно образовательной деятельности на 2013 – 2014 учебный год в МКДОУ д\с 35 учитывает особенности контингента детей и составлен на.
Расчет времени, необходимого для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Богомолова Ю.А., начальник отдела МСДО МБОУ.
Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Семинар «Проектирование образовательной программы дошкольной.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ручеек» «Вариативная часть образовательной программы ДОУ»
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 11 марта 2011 г. N 164 ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Транксрипт:

Функционирование дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГТ Корякина О.А., ведущий специалист-эксперт Управления государственного надзора и контроля в области образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл 1

Закон Российской Федерации «Об образовании» Статья 13. Устав образовательного учреждения п.п. 4 цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; п.п. 5 основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); п.п. 7 порядок управления образовательным учреждением, в том числе: б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; п.п. 9 перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения» 2

Цели образовательного процесса: Закон РФ «Об образовании»: Статья 18 п. 3 «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» 3

Цели образовательного процесса: Типовое положение о ДОУ: п. 3 «ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет»; п. 4 «ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования». п. 5 Определяет задачи ДОУ: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально- личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. 4

Типы реализуемых образовательных программ: Закон РФ «Об образовании»: Статья 9 п. 1 «В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки» п. 3 «К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования» Дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования 5

Виды реализуемых образовательных программ: Типовое положение о ДОУ: п. 8 «Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения. В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, а также комплекс санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей». Дошкольное образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной направленности 6

Содержание образования: Закон РФ «Об образовании»: Статья 14 п. 5 «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». Статья 9 п. 6.2 «К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации …. устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы». ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования установлены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования находятся в стадии разработки. Проект данных требований расположен на сайте Минобразования и науки РФ. 7

Режим занятий обучающихся, воспитанников: Закон РФ «Об образовании»: статья 51 п. 1 «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН », утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН » Раздел XII. Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям п.12.9 «Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность должна составлять не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 мин. Допускается осуществлять непосредственно образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по минут). п Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) – 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут. п Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. п Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку». 9

ГруппаМах допустимое время занятий в неделю Количество занятий в неделю в т.ч. доп. образов. (не чаще) Мах допустимый объем образов. нагрузки в 1 пол. дня Мах допустимое кол-во занятий (1 / 2 пол. дня) Продолжи- тельность (не более) ранний возраст (от 1,5 до 3 лет) 2 гр. раннего возраста, 1 мл. группа 1,5 час (90 мин.) мин.1 / мин. дети 4 года жизни 2 младшая группа 2 час. 45 мин. (165 мин.) 111 р./нед.30 мин.2 / 1*15 мин. дети 5 года жизни средняя группа 4 час. (240 мин.) 122 р./нед.40 мин.2 / 2*20 мин. дети 6 года жизни старшая группа 6 час. 15 мин. (375 мин.) 152 р./нед.45 мин. 2 / 1+ 2* (во 2 пол. дня - не чаще 2-3 р./нед.) 25 мин. дети 7 года жизни подготовительная группа 8 час. 30 мин. (510 мин.) 173 р./нед.90 мин. 3 / 3* (во 2 пол. дня - не чаще 2-3 р./нед.) 30 мин. Допустимое количество занятий и их продолжительность, включая реализацию дополнительных образовательных программ * занятия по дополнительному образованию 10

Дополнительные образовательные услуги (в т.ч. платные), порядок их предоставления: 1. Устав Учреждения 2. Образовательная программа Учреждения: 2 часть – формируемая участниками образовательного процесса Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: п. 2.7 Часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: 1)видовое разнообразиеприоритетных направлений обеспечению равных стартовых возможностей санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно- эстетическому развитию детей 1)видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно- эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); национально-культурных, демографических, климатических условий 2)специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Правила оказания платных образовательных услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г

п. 5 «Платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований…), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. п. 6 Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями. п. 12 Исполнитель обязан соблюдать утвержденные им учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. п. 13 Исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. п. 14 Договор заключается в письменной форме». Правила оказания платных образовательных услуг: 12

Порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей): Закон РФ «Об образовании»: Статья 18 не может ограничивать установленные законом права сторон п. 4 «Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон». Типовое положение о ДОУ: включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон длительность пребывания ребенка расчет размера платы, взимаемой с родителей п. 39 «Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении». 13

Структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности: Закон РФ «Об образовании»: Статья 35 п.2 «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. п.2.1 В части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения» 14

Перечень видов локальных актов: приказы руководителя учреждения; локальные акты, регламентирующие деятельность органов самоуправления: локальные акты, регламентирующие права и обязанности участников образовательного процесса; локальные акты, регламентирующие ход образовательного процесса; локальные акты, регламентирующие деятельность структурных подразделений учреждения; локальные акты, регламентирующие деятельность служб сопровождения образовательного процесса; локальные акты, регламентирующие деятельность общественно-профессиональных объединений педагогов; локальные акты, регламентирующие проведение мероприятий; локальные акты, регламентирующие деятельность по охране труда и технике безопасности; локальные акты; регламентирующие финансово- экономическую деятельность. 15

Учебный план : Закон РФ «Об образовании»: Статья 15 п.1 «Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий». Учебный план является составной частью образовательной программы. Документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на предмет. (БСЭ) 16

Как разработать учебный план ДОУ? 17 модель процесса образования состав и содержание образовательных областейинтеграцию распределение по годам образованиянедельное и годовое распределение времени В ДОУ учебный план - это дидактическая модель процесса образования детей дошкольного возраста, содержащая общие цели дошкольного образования, состав и содержание образовательных областей, интеграцию между ними в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, их распределение по годам образования, недельное и годовое распределение времени, отводимое на каждую образовательную область. Учебный план объяснительная (пояснительная) записка сетка часов, отводимых на каждую образовательную область и ее составляющие Компоненты УП: обязательная часть (федеральный компонент - ФК) часть, формируемая участниками образовательного процесса (национально-региональный компонент - НРК и компонент образовательного учреждения - КОУ)

18 Образовательные области Занятия 1 младшая группа 2 младшая группа средняя группа 1.Обязательная часть (федеральный компонент (80%))10 1.1Познавательно-речевое развитие3,5 ПознаниеРебёнок и окружающий мир111 Формирование элементарных математических представлений -11 Конструирование0,5 Коммуникация. Чтение художественной литературы Развитие речи. Художественная литература Художественно-эстетическое развитие3,5 МузыкаМузыкальное222 Художественное творчество Рисование10,750,5 Аппликация-0,250,5 Лепка0,5 1.3Физическое развитие333 Физическая культураФизкультурное Социально-личностное развитие* Часть формируемая участниками образовательного процесса (национально-региональный компонент, компонент ДОУ (20%)) Бассейн Марийский язык--0,5 «Послушная глина»--0,5 ИТОГО: Образец учебного плана ДОУ

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН »: «Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Их проводят: - для детей 4-го года жизни - не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут; - для детей 5-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 6-го года жизни - не чаще 2 раз в неделю продолжительностью не более 25 минут; - для детей 7-го года жизни - не чаще 3 раз в неделю продолжительностью не более 30 минут» 19

Сетка занятий - ежедневный повременной график образовательной деятельности с воспитанниками каждой возрастной группы по образовательным областям образовательной программы 20 Сетка занятий (расписание основных видов организованной образовательной деятельности) :

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно- образовательной работы в целом 21 Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности воспитателем Перспективный план Перспективный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательного процесса Перспективное планирование осуществляется на основе циклограммы. Составляется по месяцам на весь учебный год по образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

22 Календарный план: Календарный план Календарный план учебно-воспитательного процесса в возрастных группах - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления учебно-воспитательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. Составляется в соответствии с режимом дня: планирование утреннего отрезка времени; планирование обучения на занятиях; планирование прогулки; планирование второй половины дня.

п. 10 «В ходе проверки проводятся следующие мероприятия: государственного надзора за соблюдением законодательства б) при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования организациями: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов, по вопросам, подлежащим проверке; анализ соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования при осуществлении образовательного процесса; анализ наличия и достоверности информации, размещенной организацией на ее официальном сайте в сети Интернет, а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п.4 и 5 статьи 32 Закона «Об образовании») Государственный контроль (надзор) в области образования : Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. 164: 23

государственного контроля качества образования в) при осуществлении государственного контроля качества образования: анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно- методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов); анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно- методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса; экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ; анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации. Государственный контроль (надзор) в области образования : 24

Управление государственного надзора и контроля в области образования Министерства образования и науки Республики Марий Эл Адрес: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 24 б, каб. 119 Тел – начальник Управления,