Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» На тему: «Приёмы обучения непроверяемым написаниям младших школьников»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Активизация познавательной деятельности при работе над словами на уроках русского языка Выступление учителя начальных классов МОУСОШ 16 Улыбышевой З.Н.
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А.П. Стройкина.
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка по развивающей системе Л.В.Занкова.
Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый.
Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками Недосекова И.М.
Словарная работа – залог повышения грамотности и развития речи.
Развитие мыслительных операций на уроках русского языка Балакина Е. Ю.
Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов.
Русский язык Русский языкТема: « « « «Опасные места» в словах русского языка МОУ СОШ 10 села Суворовского Усть-Лабинского района Учитель начальных классов.
Семинар - практикум для учителей начальных классов для учителей начальных классов « Школа молодого педагога » Подготовила руководитель МО учителей начальных.
Система упражнений по русскому языку «Работа над ошибками».
«Фонематический подход при формировании орфографической зоркости у учащихся» Автор работы: Лапаева В.Н.
МОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для слепых и слабовидящих детей г. Королёва Букиной Татьяны Алексеевны ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся по УМК «Гармония» Квалификационная работа по методике.
Задачи уроков чтения Образователь ные задачи Воспитательные задачи Коррекционные задачи.
Егоровой А.Н.. «Нужно научить ребёнка наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом. Слово является носителем знаний» В. А. Сухомлинский.
Рабочие тетради для систематического списывания.(1,2,3,4 кл.) Цель: сформировать у младших школьников орфографический навык методом непроизвольного запоминания.
Тема урока: Выполнила: учитель-логопед Ларина Надежда Алексеевна 2010 г.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» На тему: «Приёмы обучения непроверяемым написаниям младших школьников» Учитель первой квалификационной категории Бровченко Н. А г.

Проблема Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Нет необходимости доказывать, что наиболее упо- требительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчи- вающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми орфограммами. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями школьники не могут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой.

Причины образования проблемы Одной из причин является неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.

Условия, обеспечивающие эффективность работы с непроверяемыми написаниями Активизация умственной деятельности учащихся и их памяти Обучающий характер учебной деятельности Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами В основу формирования орфографических навыков должна быть положена активная учебная работа учащихся.

Научить детей без ошибок писать наиболее часто употребляемые слова с непроверяемыми написаниями Обогащать и систематизировать словарный запас учащихся Развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, устную и письменную речь, мыслительные операции, внимание, память. Воспитывать ценностное отношение к родному слову, осознание себя носителем русского языка.

В классе 9 человек. Особенности контингента учащихся 3 «Б» класса неполное семьи – 56% многодетные – 33% оформлена опека – 11% из семей служащих – семей рабочих – 100%

Уровень подготовки первоклассников к школе 100% нуждаются в квалифицированной логопедической помощи.

Уровень умственного развития младших школьников

Приёмы обучения непроверяемым написаниям 1. Запись слов по алфавиту. 2. Выборочный диктант. 3. Выборочный ответ. 4. Группировка и запись слов по орфографическим признакам. 5. Подбор однокоренных слов других частей речи. 6. Сопоставление и запись слов с противоположными орфограммами. 7. Подбор и запись синонимов и антонимов. 8. Составление предложений с данными словами. 9. Дописывание орфографических таблиц. 10. Замена описательных оборотов словами-синонимами. 11. Письменный пересказ текста с использованием данных слов. 12. Сочинение по опорным словам.

Знание детьми порядка расположения букв в алфавите я использую и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске вразбивку несколько слов с таким написанием, предлагаю переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту. По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв.

Исходный этап в работе над словами с непроверяемыми написаниями – обучение учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте. Методика выборочного диктанта проста. Я вслух читаю текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившие в нём слова с данными орфограммами. В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, а в другой – с непроверяемыми.

Суть его в том, что, предлагая учащимся задание, я сопровождаю его несколькими ответами, из которых один правильный (или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ. Например: СловаОтветы 1234 м. шинаАОАО п. льтоОААО с. бакаОАОО

Этот приём состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведённые на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Я даю слова с непроверяемыми безударными гласными и предлагаю записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а в другой – с безударной гласной о и т.д. Группировка и запись слов по орфографическим признакам

Задание: выпишите в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной а, а в другой – с безударной гласной о. Вокруг, альбом, заря, гвоздика, картофель, овёс, столица, завтрак, трамвай, помидор, ракета, горох

Подбор однокоренных слов – других частей речи Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, я предлагаю записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи. Такие упражнения предлагаются в III и IV классах. Учащиеся записывают: металл – металлический, группа – групповой, группировать; суббота – субботний и т.д.

Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами Здесь имеется в виду слова типа аллея – билет и т.п. Учащимся III и IV классов я предлагаю написать на уроке две-три таких пары (под диктовку или с доски; в последнем случае интересующие нас согласные заменяются точками), сгруппировав их по наличию двух или одной согласных

Учащиеся записывают, например: аллея – билет аппетит – капуста медленно – агроном пассажир - беседа аккуратно – ракета коллектив – земляника коллекция – малина расстояние – экскурсия

Подбор и запись синонимов и антонимов Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами. Учащимся предлагается домашняя работа на подбор и запись синонимов к существительным метель, граница, Отечество. Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные: метель – вьюга, буря, метелица, пурга; граница – рубеж, межа, край, предел; Отечество – Родина, Отчизна.

Составление предложений с данными словами Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способст- вует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы и для закрепления непро- веряемых написаний. Например, учащимся предлагается составить предложения со словами: класс, Родина, суббота, Москва, собака, корова.

Учащиеся составляют и записывают предложения: По субботам мы всем классом ходим в музей. Москва – столица нашей Родины. Собака и корова являются домашними животными.

Дописывание орфографических таблиц Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован приём дописывания таблиц. Например, учащимся, начиная со II класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарём, дописать таблицу: ао аа – аоо – о апрелькарандашкороваогород ………… ………… …………

Замена описательных оборотов словами - синонимами При использовании этого приёма я предлагаю вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Эти задания вполне посильны учащимся III и IV классов. Примерный перечень таких слов может быть дан на доске вразбивку.

Описательные обороты Слова Ящичек для ручек, карандашей. Коллективная поездка, посещение чего-нибудь. Собрание однородных предметов. Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения. БиблиотекаПеналЭкскурсияКоллекция

Письменный пересказ текста с использованием данных слов Этот приём состоит в том, что учащиеся кратко в письменном виде передают содержание какого-нибудь текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми безударными гласными и удвоенными согласными.

Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Я предлагаю детям написать сочинение на тему «На огороде», используя слова: огород, огурец, погода, помидор, растение, улица, земляника, капуста, морковь, урожай, ягода, картофель.

На огороде. Весной на огороде много работы. Нужно подготовить землю к посадке растений. Мы выходим на огород всей семьёй. Папа копает лунки, а мы с братом бросаем в них картошку. На огороде мы посадили морковь, капусту, огурцы, помидоры. Я люблю овощи и фрукты со своего огорода. Глушкина Аня. На огороде Пришла весна. На улице хорошая погода. Все люди вышли работать на огород. Надо подготовить землю к посадке растений. Скоро на грядке будет расти: морковь, капуста, огурцы, помидоры. Желаю всем богатого урожая. Пашкевич Толик На огороде На дворе – весна. Все рады хорошей погоде. Мы пошли работать на огород. У нас на огороде растёт земляника. Скоро на ней появятся ягоды. Мама сажает помидоры и капусту. Я ей помогаю. Мы любим работать на огороде. Громов Артём

Планомерное применение названных приёмов даёт возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям на % по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приёмов.