1 ИТОГИ диагностик метапредметных умений учащихся образовательных организаций города Москвы в 2013-2014 учебном году Чтение (понимание текста), 4 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Advertisements

Итоговая диагностика познавательных метапредметных умений, 5 класс Демидова М.Ю., МЦКО
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ОВЛАДЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫМИ ПОНЯТИЯМИ декабрь январь 2014.
Департамент образования города Москвы ГАУ «Московский центр качества образования» Методическое сопровождение независимой диагностики учебных достижений.
1 Диагностика метапредметных результатов обучения выпускников начальной школы 1. Результаты диагностики метапредметных результатов обучения выпускников.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Основные результаты итоговой диагностики
Анализ результатов стартовой диагностики образовательных достижений обучающихся 5АБ классов (сентябрь 2012 г.)
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Комплексные работы в начальной школе. Цель комплексной проверочной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным.
Результаты диагностик, оценивающих овладение математической грамотностью учащимися 9 классов 1) «Результаты диагностики учебных достижений по математике.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
Г. Вологда, 11 декабря 2014 г. Первые результаты оценки качества начального образования в Вологодской области в 2013/2014 учебном году Ковалева Галина.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Основные итоги стартовой диагностики ОУУ в 2011 г. Демидова М.Ю.
* умения, лежащие в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов); * умения по работе с информацией (понимание информации, представленной.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Транксрипт:

1 ИТОГИ диагностик метапредметных умений учащихся образовательных организаций города Москвы в учебном году Чтение (понимание текста), 4 класс Диагностика читательской грамотности, 7 класс Диагностика овладения межпредметными понятиями на основе предметов социально-гуманитарного цикла, 9 класс Диагностика овладения межпредметными понятиями на основе предметов естественнонаучного цикла, 10 класс

2 Нормативная база Распоряжение Департамента образования города Москвы от 22 июня 2013 г. 102р. ФК ГОС 2004 г. ФГОС ООО 2010 г. О сертификации качества педагогических тестовых материалов (Приказ Минобразования России от г. 1122).

3 Департамент образования города Москвы ГАУ «Московский центр качества образования» Результаты диагностики читательской грамотности 4 и 7 классы Февраль, 2014 Методист экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО Киселева Нина Анатольевна

4 Чтение, 4 класс Характеристика инструментария Блок 1: художественный текст, 8 заданий ВО 8 Б 7, П 1 Блок 2: познавательный текст, 6 заданий ВО 4, КО 2 Б 3, П 3

5 Характеристика инструментария Проверяемые читательские умения Группа 1 – общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: определение основной темы и главной мысли (идеи) текста, деление текста на смысловые части, составление простого плана к тексту, нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде. Группа 2 – глубокое понимание текста, элементарное обоснование высказанного суждения; нахождение в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию.

6 Характеристика инструментария: шкала выставления оценок за тест Отметка«2»«3»«4»«5» Тестовый балл меньше 66–89–1112–14

7 Участники диагностической работы Количество учащихся: Количество ОО: 956 Количество классов: 1895

8 Основные результаты выполнения диагностической работы Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов

9 Основные результаты выполнения диагностической работы Отметка«2»«3»«4»«5» Школьная отметка 10%47%43% Отметка за тест 12%26%40%22%

10 Структура читательских умений

11 Анализ результатов овладения читательскими умениями КодКонтролируемые читательские уменияВыполнение (%) Определение главной мысли (идеи) текста57,9% Деление текста на смысловые части. Определение основной темы текста 67,0% Составление простого плана к тексту. Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности 80,4% Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде 73,4%

12 Анализ результатов овладения читательскими умениями Определение главной мысли (идеи) текста Пример Какая пословица наиболее точно отражает главную мысль текста 1? 1) Мир да лад – большой клад. – Правильный ответ 2) По ученику и об учителе судят. 3) Нет для вороны лучшего певца, чем родной воронёнок. 4) На безрыбье и рак рыба.

13 Анализ результатов овладения читательскими умениями Проверяемые умения Средний процент выполнения художественный текст познавательный текст Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде 75%69%

14 Анализ результатов овладения читательскими умениями Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде Пример Теперь, после чтения текста 1, ты знаешь, что 1) сестра героя Людмила работает в научно- исследовательском институте 2) отец поощрял частое участие сына в драках 3) рассказчик ниже Костика всего на полголовы + правильный ответ 4) героя журили за тройки, считая их слишком низкими для него оценками

15 Анализ результатов овладения читательскими умениями Контролируемые читательские умения «2»«3»«4»«5» Определение главной мысли (идеи) текста 23%39%64%88% Деление текста на смысловые части. Определение основной темы текста 31%55%72 %92 % Составление простого плана к тексту. Вычленение содержащихся в тексте основных событий и установление их последовательности 40 %72 %89 %98 % Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде 33 %60 %82 %96 %

16 Анализ результатов овладения читательскими умениями КодКонтролируемые читательские уменияВыполнение (%) Установление связей, не высказанных в тексте напрямую, их интерпретация, соотнесение с общей идеей. Формулирование на основе текста простых выводов 66,9 % Установление связей, не высказанных в тексте напрямую, их интерпретация, соотнесение с общей идеей. Формулирование на основе текста простых выводов 68,8% Элементарное обоснование высказанного суждения, нахождение в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов 39,1% Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста 74,1% Умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания 31%

17 Анализ результатов овладения читательскими умениями Нахождение в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов Пример 3 Для каждого слова из первого столбца найди верное толкование его значения в тексте 2 из второго столбца, обозначенное буквой СЛОВО А) предание Б) ваятель ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА 1. художник, занимающийся высеканием, вырезанием фигур 2. нарушение верности кому-либо или неисполнение долга 3. военный, который стал правителем завоёванного государства 4. переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда

18 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания Пример 4 Установи соответствие между текстами и книгами, из которых они взяты: для каждой позиции из первого столбца подбери соответствующую позицию из второго столбца, обозначенную цифрой НОМЕР ТЕКСТА А) текст 1 Б) текст 2 НАЗВАНИЕ КНИГИ 1.Толковый словарь 2.Мифы Древней Греции 3.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» 4. Басни 5. Рассказы современных писателей

19 Анализ результатов овладения читательскими умениями Проверяемые уменияСредний процент выполнения художеств енный текст познавате льный текст Установление связей, не высказанных в тексте напрямую, их интерпретация, соотнесение с общей идеей. Формулирование на основе текста простых выводов 78%46%

20 Уровни овладения читательскими умениями

21 Читательская грамотность, 7 класс Характеристика инструментария Блок 1: художественные тексты,12 заданий Блок 2: тексты естественнонаучного характера, 12 заданий Тип заданияКоличество заданий Поиск информации и понимание текста Преобразовани е и интерпретаци я информации Критический анализ и оценка информации ВО КО 7331 РО 6123

22 Участники диагностики учащихся 7-х классов 1642 класса 910 образовательных организаций города Москвы.

23 Результаты диагностики Распределение учащихся по количеству полученных тестовых баллов

24 Уровень сформированности читательских умений у учащихся 7 классов УровниВысокийСреднийНизкий 7 класс (январь 2014года) 19%68%13% 6 класс (апрель 2013 года) 20%67%13%

25 Структура овладения читательскими умениями

26 1. Поиск информации и понимание текста Контролируемые читательские умения % Определять главную тему, общую цель или назначение текста 64 Отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию 72 Выстраивать последовательность, делать выводы по содержанию текста 55 Понимать смысл терминов, неизвестных слов66 Работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений 66

27 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение понимать смысл терминов, неизвестных слов Пример При чтении текста вам встретились слова "экспортировать" и "алкалоид". Из содержания текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой. СЛОВА А)экспортировать Б) алкалоид ТОЛКОВАНИЕ 1) ввозить из-за границы какие-либо товары 2) возбуждающее средство 3) успокоительное лекарственное средство 4) вывозить за границу какие-либо товары

28 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение работать с метафорами - понимать переносный смысл выражений Пример Как вы понимаете выражение из стихотворения Н. Рубцова «я чист душою…» (текст 2)? 1) я беспечный 2) я свободный 3) я искренний – правильный ответ 4) я прямолинейный

29 Контролируемые читательские умения % Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора 44 Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме 72 Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных задач Преобразование и интерпретация информации

30 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов Текст Форма задания Выполнение (%) ХудожественныйКО59 ХудожественныйРО40 Научно- популярный ВО53 Научно- популярный РО32

31 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора Пример При подготовке сообщения о монгольском дзерене Мария изучила сайт Даурского заповедника (текст 5) и выяснила, что Даурский заповедник первоначально был организован для охраны птичьих гнездовий, потому что на его территории 1) очень тяжелые условия для жизни птиц 2) небольшое видовое разнообразие птиц 3) гнездятся виды птиц, занесенные в Красную книгу – правильный ответ 4) отсутствуют места, заселённые человеком

32 Анализ результатов овладения читательскими умениями Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора Пример В выводе по исследовательской части проекта Сергей написал: «Из листьев любого чайного куста можно получить чаи разных типов, однако получить желтый или красный чай простым смешением зеленого и черного невозможно». Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свою точку зрения.

33 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач Пример К какой категории животных, согласно рекомендациям Красной книги Российской Федерации, вы бы отнесли монгольских дзеренов? 1) «1» 2) «2» 3) «3» – правильный ответ 4) «0»

34 Контролируемые читательские умения % Подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов 57 Выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию 32 Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) Критический анализ и оценка информации

35 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов Пример Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту 1 и найдите ошибки, которые допустил ученик. «В романе «Герой нашего времени» М.А. Лермонтова есть эпизод, в котором Казбек рассказывает о своем коне Карагезе. По тому, как заинтересованно он говорит о лошади, мы понимаем его мысли и отношение к своему товарищу». Запишите предложение, в котором вы нашли ошибки, в исправленном виде. Подчеркните те слова (словосочетания), которые вы исправили.

36 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение выявлять противоречивую, конфликтную информацию Пример Сравните тексты 1 и 2. Используйте не менее четырёх различных признаков, по которым эти тексты различаются.

37 Анализ результатов овладения читательскими умениями Умение выявлять противоречивую, конфликтную информацию Пример В 1720 году во время вспышки чумы врачи носили специальные костюмы. Птичьего вида облачение из кожи покрывало врача с головы до пят. Люди полагали, что такое одеяние способно защитить от любой заразы. В большой клюв клали приятно пахнущие травы для фильтрации заразы, передающейся по воздуху; в жезле был ладан, который, как думали, может защитить от нечистой силы. Даже отверстия для глаз, в которые вставляли стеклянные линзы, были защищены. Мог ли грозный костюм врача в XVIII веке гарантировать защиту от инфекционных заболеваний (текст 5)? Приведите два довода для обоснования своей точки зрения

38 Уровень овладения читательскими умениями при работе с текстами различных стилей и жанров ТекстВыполнение теста учащимися с разным уровнем читательских умений (%) высокимсреднимнизким Художествен ный Естественно научный

39 Уровни овладения учащимися читательскими умениями

40 Выводы Базовые читательские умения освоены 87% семиклассников и 88 % четвероклассников 13% семиклассников и 12% четвероклассников показали низкий уровень читательской компетенции и нуждаются в специальной помощи по развитию читательских умений. По сравнению с результатами диагностики читательской грамотности в 2013 году результаты учащихся 4 и 7 классов в целом стабильны. Из проверяемых групп умений наиболее освоенными являются умения, связанные с поиском информации в тексте. Учащиеся демонстрируют более высокий уровень сформированности умения, если оно проверяется на основе художественного текста.

41 Рекомендации По результатам проведённой диагностики необходимо организовать адресную помощь учащимся в зависимости от тех дефицитов умений, которые обнаружены в ходе диагностики. Осуществляя преемственность образования при переходе выпускников начальной школы в основную, необходимо проинформировать всех учителей-предметников о дефицитах читательских умений четвероклассников и выработать стратегию обучения чтению как основному метапредметному умению на уроках по всем предметам и во внеурочной деятельности. Результаты диагностики могут стать основанием для управленческих решений в школе для создания эффективной образовательной среды, способствующей развитию интереса к чтению и формированию читательских компетенций. Как известно, учащиеся с положительным отношением к чтению имеют более высокие результаты в обучении. Как показывают результаты российских и международных исследований, наибольшего успеха в чтении достигают учащиеся, воспитывающиеся в семьях, где родители уделяют серьёзное внимание чтению и развитию своих детей. Поэтому необходимо активно использовать ресурсы семьи в процессе формирования читательской грамотности учащихся.

42 Рекомендации При формировании читательских умений необходимо: включать задания, для выполнения которых требуется интерпретировать, преобразовать, оценивать информацию, использовать задания, требующие аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников, формировать критический взгляд на достоверность информации, уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т.д.), включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса, обучать различным видам чтения.