Методика организации работы с творческими заданиями (история и обществознание) Опыт учителя истории и обществознания МОУ «Лицей 64» Макаренко Надежды Владимировны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Advertisements

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Система предметного контроля при подготовке к ГВЭ по обществознанию ( из опыта работы учителя ОГБОУ « Школа 10»г. Рязани Котягиной Елены Николаевны)
Эссе Как написать и оценить эссе?. Эссе – мини-сочинение 1 Философия 2 Социальная психология 3 Экономика 4 Социология 5 Политология 6 Правоведение.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Математика 1.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Система работы учителя истории по подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С-6) Полетаева.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Духовная сфера» Обществознание 9 класс.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В.Г.Белинский.
ЕГЭ 2012 Части работыЧисло заданий Максимальный первичный балл ( вклад в общий результат ) Тип заданий Часть 1 ( А ) 2020 (34%) С выбором ответа Часть.
Транксрипт:

Методика организации работы с творческими заданиями (история и обществознание) Опыт учителя истории и обществознания МОУ «Лицей 64» Макаренко Надежды Владимировны

2 Обществознание Обществознание - С-1 – С-9

3 З адания С1 – С4 - составное задание с фрагментом текста З адания С1 – С4 - составное задание с фрагментом текста Структура задания: фрагмент документа, четыре задания к нему. Структура задания: фрагмент документа, четыре задания к нему. Проверяемые умения: Проверяемые умения: - С-1 умение точно произвести информацию, содержащую в тексте в явном виде; - С-2 умение преобразовывать и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний; - С-3 умение характеризовать текст с опорой на полученные знания курса; - С-4 умение использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, аргументировать и формулировать оценочное суждение, связанное с положениями текста.

4 С1 – С4 - Методика работы Системная работа с документами по учебнику в индивидуальной и групповой формах Системная работа с документами по учебнику в индивидуальной и групповой формах Использование банка заданий при организации практической работы Использование банка заданий при организации практической работы Использование тематических тестовых заданий на промежуточном контроле (целенаправленно) уровня С Использование тематических тестовых заданий на промежуточном контроле (целенаправленно) уровня С

5 С-5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте Структура: теоретический вопрос и требование практического объяснения Структура: теоретический вопрос и требование практического объяснения Проверяемые умения: сравнивать, определять понятия и оперировать ими в обществоведческом контексте Проверяемые умения: сравнивать, определять понятия и оперировать ими в обществоведческом контексте Задание. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества Задание. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «институты общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества Методика работы: Методика работы: - Алгоритм работы над заданиями подобного типа (слайд 9) - Алгоритм работы над заданиями подобного типа (слайд 9) - Доп. Использовать опорную таблицу (см.далее) - Доп. Использовать опорную таблицу (см.далее)

6 С-5 – ответ (содержание и структура) - Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей - Институт общества – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующая определённые функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей 1) Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. 1) Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты, действующие в духовной области. 2) Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями 2) Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями Доп.лит-ра: «Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ». П.А.Баранов Доп.лит-ра: «Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ». П.А.Баранов

7 С-5 - дополнительный материал Фрагмент таблицы «Общество». Признаки социального института: - потребность (предпосылка); - необходимые ресурсы; - действия для удовлетворения потребностей; - особая система правил поведения; - система ценностей и норм.

8 С-6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни С-6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни Структура задания: краткое теоретическое суждение и требование практического объяснения Структура задания: краткое теоретическое суждение и требование практического объяснения Проверяемые умение: раскрывать на примерах теоретические понятия Проверяемые умение: раскрывать на примерах теоретические понятия Задание: Психологи различают потребности подлинные и мнимые. Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения. Задание: Психологи различают потребности подлинные и мнимые. Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия её удовлетворения.

9 С-6 - методика работы Алгоритм работы над заданиями подобного типа: Алгоритм работы над заданиями подобного типа: Выделите смысловые части: - вспомните понятия «потребность», виды потребностей; - приведите два примера соответствующих потребностей; - выделите последствия. Оформите ответ в соответствии с требованием задания - Система работы в контексте изучаемых тем

10 С-6 - ответ (содержание и структура) - Подлинная – потребность в трудовой деятельности. - Мнимая – потребность в курении. Последствия. Последствия. - Подлинная потребность – побуждает человека к активной жизни, ведёт к самосовершенствованию. - Мнимая потребность – несёт вред физическому здоровью человека и обществу. Доп.лит-ра: «Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ». П.А.Баранов Доп.лит-ра: «Обществознание. 50 типовых вариантов экзаменационных работ». П.А.Баранов

11 С-7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической С-7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической Структура задания: вопрос, требующий теоретического обоснования Структура задания: вопрос, требующий теоретического обоснования Проверяемые умения: применять социальные знания для решения познавательных и практических задач Проверяемые умения: применять социальные знания для решения познавательных и практических задач Задание. Гражданин Б. распространял сведения, порочащие честь и достоинство гражданина В. К какому виду правонарушений относятся действия гражданина Б.? Охарактеризуйте этот вид правонарушений. Задание. Гражданин Б. распространял сведения, порочащие честь и достоинство гражданина В. К какому виду правонарушений относятся действия гражданина Б.? Охарактеризуйте этот вид правонарушений.

12 С-7 - методика работы Алгоритм работы (см.слайд 9) Алгоритм работы (см.слайд 9) Использование банка заданий по отраслям: Использование банка заданий по отраслям: - Семейного права; - Уголовного права; - Административного права; - Трудового права; - Гражданского права. Проведение практикумов с использованием источников (кодексов) права.

13 С-8 – задание, требующее составление плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса С-8 – задание, требующее составление плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса Структура задания: требование составить развёрнутый план по конкретной теме Структура задания: требование составить развёрнутый план по конкретной теме Проверяемые умения: актуализировать знания по предложенной теме, структурно и лаконично изложить материал. Проверяемые умения: актуализировать знания по предложенной теме, структурно и лаконично изложить материал. Задание. Составьте развёрнутый план по теме: «Право в системе социальных норм» Задание. Составьте развёрнутый план по теме: «Право в системе социальных норм» Методика работы: Методика работы: - Алгоритм. - Вспомните теоретический материал по данной теме - Составьте не менее трёх пунктов плана - Не менее двух пунктов из них поясните более подробно - Система работы: в контексте любой изучаемой темы

14 С-8 – ответ (содержание и структура) 1 ) Социальные нормы – образцы поведения человека в обществе. 2) Два основных вида социальных норм: А - право, А - право, Б – мораль. 3) Особенности права как социального регулятора: А - Общеобязательность норм; Б - Обеспеченность санкций; Г - Чёткие границы действия. 4) Право – социальный регулятор поведения человека в обществе. Доп.м. Демоверсия 2010г. Доп.м. Демоверсия 2010г.

15 С-9 альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний Структура. Афористическое высказывание с указанием отрасли знаний Структура. Афористическое высказывание с указанием отрасли знаний Проверяемое умение - формулировать оценочное суждение с использованием обществоведческих понятий Проверяемое умение - формулировать оценочное суждение с использованием обществоведческих понятий Задание. «Мораль без Политики бесполезна. Политика без Морали бесславна». А.П. Сумароков Задание. «Мораль без Политики бесполезна. Политика без Морали бесславна». А.П. Сумароков

16 С-9 - методика работы Применение алгоритма «Как писать эссе» Применение алгоритма «Как писать эссе» Систематизация тем по отраслям знаний Систематизация тем по отраслям знаний Специфика работы над эссе в 10 и 11 классах Специфика работы над эссе в 10 и 11 классах Проблематика эссе (для пользования учителем) Проблематика эссе (для пользования учителем) Формы работы: коллоквиумы, семинары, практикумы Формы работы: коллоквиумы, семинары, практикумы

17 С-9. Дополнительный материал. Алгоритм «Как писать эссе»(фрагмент) Внимательно прочти тему эссе. Определи свою позицию (согласен(а) или нет) Определи свою позицию (согласен(а) или нет) Чётко сформулируй проблему высказывания. Чётко сформулируй проблему высказывания. Подумай над теорией вопроса. Теория должна отражать не только смысл высказывания, но и соответствовать отрасли знаний Подумай над теорией вопроса. Теория должна отражать не только смысл высказывания, но и соответствовать отрасли знаний Приведи конкретный аргумент (пример должен быть в контексте теории) Приведи конкретный аргумент (пример должен быть в контексте теории) Сделай умозаключение. Сделай умозаключение. Прочти, что получилось (запись должна быть чёткой) Перепиши на чистовик, соблюдая структуру эссе: Прочти, что получилось (запись должна быть чёткой) Перепиши на чистовик, соблюдая структуру эссе: А) вступление – твоя позиция, проблема; А) вступление – твоя позиция, проблема; Б) основная часть – теория вопроса и аргумент; Б) основная часть – теория вопроса и аргумент; В) заключительная часть – умозаключение В) заключительная часть – умозаключение

18 С-9. Дополнительный материал «Темы по отраслям знаний» (фрагмент). «Маргинальность– это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд «Маргинальность– это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд «Чем поддержал ты родителей своих, такой поддержки жди и от детей». Фалес «Чем поддержал ты родителей своих, такой поддержки жди и от детей». Фалес «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения». В.Г.Белинский «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения». В.Г.Белинский «Всё познание возникает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них». «Всё познание возникает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них». «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные». А. Смит «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные». А. Смит «Коллектив всегда прав». «Коллектив всегда прав». «Человек – это данность, формируемая историей». «Человек – это данность, формируемая историей». «Мораль без политики бесполезна. Политика без Морали бесславна» А.П.Сумароков «Мораль без политики бесполезна. Политика без Морали бесславна» А.П.Сумароков

19 С-9. Проблематика эссе.«Мораль без политики бесполезна. Политика без Морали бесславна» А.П. Сумароков. Дополнительный материал. Автор поднимает проблему взаимодействия морали и политики. Мораль – система общечеловеческих ценностей, регулятор общественных отношений. Политика – искусство управления, власть. Мораль – разновидность социальных норм. Цель моральной регуляции человеческих отношений – создание гармонии между общественными и личными интересами отдельного человека. Она в некоторой степени отражена в правовых нормах, которые поддерживаются силой закона. Политика без морали ведёт к нарушению прав человека, осуждению обществом. Политика несёт в себе нравственное начало, ибо её главная цель – всеобщее благо. При выборе средств, в политике предполагается нравственный выбор. Иначе – имморализм (высшие ценности морали не являются таковыми сами по себе. Их рассматривают как средство для достижения целей.), политическое ханжество и лицемерие.

20 История История С-1 – С-7 С-1 – С-7

21 С4 – задание, требующее развёрнутого ответа по заданной теме, проблеме. Структура задания: требование развёрнутого ответа на вопрос Структура задания: требование развёрнутого ответа на вопрос Проверяемые умения: Проверяемые умения: - систематизировать исторический материал, - ориентироваться во времени и пространстве, - анализировать исторические ситуации. Задание. Назовите основные этапы и направления походов войск Батыя на Русь в 13 веке и их последствия для Руси. Задание. Назовите основные этапы и направления походов войск Батыя на Русь в 13 веке и их последствия для Руси.

22 С-4 - методика работы Методика работы: Методика работы: - Составление таблицы «Этапы завоевания» - Составление опорной схемы «Направления завоеваний» - Работа с картой «Направления походов» Ответ. Этапы, направления: 1) 1937\ cеверо - западное: Рязань, Владимирское княжество 2) 1939/1940 – южное, юго-западная Русь: Переяславль, Чернигов, Киев, Галицко-Волынское

23 С-4 – продолжение ответа - последствия: 1.Огромные физические потери (гибель, плен..) 1.Огромные физические потери (гибель, плен..) 2.Материальные потери (разрушены города из 74 – 30 разорены..) 2.Материальные потери (разрушены города из 74 – 30 разорены..) 3.Упадок культуры, утеря целых профессий и ремёсел. 3.Упадок культуры, утеря целых профессий и ремёсел. 4.На Руси установилось иго на 240 л. 4.На Руси установилось иго на 240 л.

24 С-5 – задание, требующее выбрать одну точку зрения и аргументировать её. Структура задания: две взаимосвязанные, посвящённые одной исторической проблеме точки зрения и требование аргументировать одну из них Структура задания: две взаимосвязанные, посвящённые одной исторической проблеме точки зрения и требование аргументировать одну из них Проверяемые умения: Проверяемые умения: - анализировать исторические версии и оценки; - устанавливать причинно-следственные связи; - интерпретировать исторические факты, явления и процессы.

25 С-5 – формулировка задания Задание. Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Задание. Вопрос о роли монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России издавна принадлежит к числу дискуссионных. Большинство историков утверждало, что воздействие завоевателей на жизнь древнерусского общества было крайне негативным. Какая другая точка зрения на роль монгольского нашествия, ордынского владычества в истории Руси, России вам известна? Какую из них вы считаете более убедительной? Назовите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

26 С-5 – методика работы Алгоритм работы над содержанием и оформлением ответа. Алгоритм работы над содержанием и оформлением ответа. - Вспомните материал по данной теме. - Определитесь с выбором точки зрения. - Приведите аргументы, подтверждающие твою точку зрения (не путай с фактами). - Оформите на письме аргументы так, чтобы видно было их количество. Составление таблицы по теме: «Нашествие» Составление таблицы по теме: «Нашествие» Дополнительный материал (см.слайд 27) Дополнительный материал (см.слайд 27)

27 C-5 – дополнительный материал (фрагмент) Рассматривать альтернативные точки зрения по ходу изучаемых событий в истории. Например: Рассматривать альтернативные точки зрения по ходу изучаемых событий в истории. Например: 1.Традиционная – иго – большое зло. Зависимость: даническая, военная, политическая. С. Соловьёв, В. Ключевский 2.Альтернативная – ига не было. Л.Н.Гумилёв 3.Иго – особый период:- мирное население, управляемое князем- регулярное войско, управляемое ханом. Фоменко Применять алгоритм работы над содержанием материала (знания) и оформлением задания (умение) Применять алгоритм работы над содержанием материала (знания) и оформлением задания (умение) Определять точку зрения до экзамена (например, к зачёту) с целью рационального подбора аргументов Определять точку зрения до экзамена (например, к зачёту) с целью рационального подбора аргументов

28 С-6 – задание, требующее анализа исторической ситуации Структура. Альтернативные способы решения спорных ситуаций Структура. Альтернативные способы решения спорных ситуаций Проверяемые умения: Проверяемые умения: - анализировать историческую ситуацию; - анализировать историческую ситуацию; - устанавливать причинно-следственные связи; - выстраивать логическую линию ответа. - выстраивать логическую линию ответа. Задание. Задание. Каковы итоги индустриализации в СССР? В чём вы видите их противоречивость?

29 С-6 – методика работы (из методических рекомендаций П.А.Баранова) С-6 – методика работы (из методических рекомендаций П.А.Баранова) Важно! Внимательно прочти формулировку задания. Следует дать ответ не об индустриализации вообще, а сконцентрировать внимание на изложении итогов процесса, продемонстрировав на примерах из разных сторон жизни советского общества их противоречивый характер. Важно! Внимательно прочти формулировку задания. Следует дать ответ не об индустриализации вообще, а сконцентрировать внимание на изложении итогов процесса, продемонстрировав на примерах из разных сторон жизни советского общества их противоречивый характер. Подсказка. Ответ следует начать с определения хронологических рамок, сущности и задач индустриализации в СССР. Подсказка. Ответ следует начать с определения хронологических рамок, сущности и задач индустриализации в СССР. Доп.-1. Составьте систематическую таблицу «Индустриализация в СССР». Самостоятельно озаглавьте графы и столбцы. Доп.-1. Составьте систематическую таблицу «Индустриализация в СССР». Самостоятельно озаглавьте графы и столбцы.

30 С-7 – задание, требующее сравнения с указанием общих и различных параметров С-7 – задание, требующее сравнения с указанием общих и различных параметров Структура задания – вопрос и пустая таблица – образец оформления ответа Структура задания – вопрос и пустая таблица – образец оформления ответа Проверяемые умения: Проверяемые умения: - сравнивать исторические события и явления; - выделять общее и различное. Задание. Сравните систему управления Российским государством в середине 18в. И в середине 19в. Укажите, что было общим (не менее трёх положений), а что различным (не менее двух положений).

31 С-7 – методика работы Использовать для сравнения алгоритмы - характеристики войн, революций, восстаний, периодов развития культуры, идеологий Использовать для сравнения алгоритмы - характеристики войн, революций, восстаний, периодов развития культуры, идеологий Составление сравнительных таблиц Составление сравнительных таблиц Система опорных конспектов Система опорных конспектов Применение банка заданий Применение банка заданий Использование тематических заданий при проведении промежуточного контроля уровня С Использование тематических заданий при проведении промежуточного контроля уровня С Составление опорных схем «Органы власти» Составление опорных схем «Органы власти» Акцентировать внимание на структуру оформления Акцентировать внимание на структуру оформления

32 Обратная связь Апробация опыта проведена в социально- экономических классах Апробация опыта проведена в социально- экономических классах Буду рада, если мой опыт будет Вам полезен Буду рада, если мой опыт будет Вам полезен Предложения и замечания присылайте по адресу: Предложения и замечания присылайте по адресу: Спасибо! Спасибо!