Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида. Подготовила Социальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогически запущенный ребёнок – это устойчивое отклонение от нормы в поведении ребёнка, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся.
Advertisements

Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с ОВЗ; оптимизировать семейный микроклимат, социальные контакты семьи,
Взаимодействие семьи и школы – одно из основных направлений деятельности ОУ.
Организация работы по повышению воспитательного потенциала семьи в условиях ДОУ. Доклад из опыта работы. Комольцева Лариса Савельевна социальный педагог.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
ПЕДАГОГИ - ПСИХОЛОГИ Направления работы Консультирование Коррекционно – развивающая работа Проектная и клубная деятельность Диагностирование.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 87 компенсирующего вида 2 категории» Г. Читы ЛЕКОТЕКА для слабовидящих малышей.
План работы семинара регистрация участников семинара анкетирование «Что мы знаем о ПАВ?» (Шадрова Е.К.) представление.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Перед проблемой воспитания детей должны отступать на задний план все наши остальные проблемы» Иоанн Златоуст.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ЦЕЛЬ: ЦЕЛЬ: создание благоприятных условий для выявления и самореализации творческих возможностей учеников, формирование на основе исторических и культурных.
Транксрипт:

Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида. Подготовила Социальный педагог ГБОУ СПО МОТОТ Сальковская О.Ю.

Цель взаимодействия специалиста и родителей: Взаимодействие образовательного учреждения и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности ребенка, а также его адаптации и комфортности.

Работа социального педагога С родителями одаренных детей С родителями трудных детей С родителями ребенка – инвалида С родителями педагогически- запущенного ребенка

Одаренный ребенок Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Работа с родителями одаренного ребенка ведется по направлениям : (по работе учителя Романовской Е.А.) : 1. психологическое сопровождение семьи способного ребенка; 2. информационная среда для родителей; 3. совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей; 4. поддержка и поощрение родителей на уровне образовательного учреждения.

Психологическое сопровождение семьи способного ребенка: Работа с психологом: расширение возможностей понимания одаренного ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. (тесты, тренинги и т.д.)

Информационная среда: цикл родительских собраний, круглые столы, конференции, практикумы, творческие копилки (тесты, анкеты, разные ситуации для дискуссии).

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей: Совместная исследовательская деятельность: -фоторепортаж, -наблюдение, -зарисовки, -совместные экскурсии, -презентации

Поддержка и поощрение родителей на уровне школы: Концерты для родителей Благодарственные письма Грамоты Одним из критериев результативности является удовлетворенность учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одаренных детей в образовательном учреждении!

Трудный ребенок Трудный ребенок - это такой ребенок, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм.

Типы "трудных" семей: 1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Работа с родителями трудного ребенка ведется по направлениям : 1.Диагностика проблем семьи. 2.Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав. 3.О содействие в получении социальной помощи. 4.Анализ результатов работы.

Диагностика проблем семьи Социально- медицински е Социально- педагогические Социально- психологическ ие Социально- экономичес кие Социально- юридические: физические недостатки, патологии самих родителей; гиперопека ребенка;недостаток элементарных педагогических и психологических знаний низкий материальный уровень семьи; незнание своих прав и обязанностей как родителей; физические недостатки, патологии ребенка; ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей; конфликты в семье. плохие жилищные условия; юридическая некомпетентность психические растройства одного из родителей; расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями; низкая предметная обеспеченность психические заболования ребенка; языковый барьер (двуязычие). алкоголизм, наркомания и т.п. ;

Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав Пропаганда ЗОЖ Проведение индивидуальных профилактических бесед с родителями Организация встреч учителей и специалистов техникума с родителями Приглашение на заседания Совета профилактики Родительские собрания Консультации по вопросам занятости во внеурочное время Обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетних

О содействие в получении социальной помощи: Совместная работа с органами соц. защиты: Пособия Патронаж Компенсации Оздоровление и лечение Реабилитация Соц. карта Помощь в трудной жизненной ситуации Пенсии и т.д.

Анализ результатов работы. Показателем успешности работы с родителями трудных подростков будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Ребенок - инвалид Ребенок- инвалид - это ребенок с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталый ребенок.

Работа с родителями ребенка - инвалида ведется по направлениям : 1.формирование адекватного восприятия родителями своего ребенка: важно отойти от понятия «болезни» и перейти к понятию «особых законов развития»; 2.формирование благоприятного микроклимата в семье для максимального раскрытия имеющихся у ребенка личностных ресурсов; 3.формирование партнерских взаимоотношений родителей с учреждениями, реализующими взаимосвязь и взаимодополнение знаний, обогащение опытом; 4.личностное и социальное развитие родителей, формирование навыков социальной активности и конструктивности поведения.

Формы работы: 1.индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка; 2.организация выездных мероприятий: посещение театров, музеев, выставок, выезд за город и пр.; 3.образовательные семинары; 4.психологические тренинги; общественные акции; 5.пресс-клубы и тематические круглые столы; публикации опыта воспитания ребенка в семье; встречи с представителями власти; 6.занятия в системе «ребенок – родитель – специалист»; участие в экспертизе динамики развития ребенка.

ИЛИ (если личный контакт невозможен): 1. Доски объявлений: – объявления о собраниях; – объявления о предстоящих мероприятиях; – информация о деятельности в группе: какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе; – высказывание детей в течение дня; – ежедневные расписания; – благодарности родителям. Информация на стенде может дублироваться или развивать информацию, фигурирующую в записках, в беседах. 2. Брошюры: – помогают родителям ознакомиться с заболеванием и другими темами. Они могут содержать различную информацию. 3. Информационные бюллетени: могут рассылаться раз или два раза в месяц, (цели могут быть разными): – информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д.; – описание событий, происходящих в интернате; – описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома; – изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе («Осень», «Моя семья», «Домашние животные» и т. д.).

4. Индивидуальные кармашки: (один раз в неделю). В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях. 5. Личные фотоальбомы, альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно: – короткие сообщения о достижениях ребенка; – извещение о особых событиях; – благодарность родителям; – здоровье ребенка; – личный рост. Этот способ особенно подходит родителям, которые легко выражают свои мысли в письменной форме. Для тех, кто не привык пользоваться такой техникой, подойдут другие варианты. 6. Закрытые ящики (в виде почтового ящика) для предложений. Анонимные записки, где родитель может выразить свое отношение к группе, идеи по оформлению, советы, предложения и т. д.

Из опыта работы МБОУ СОШ 9 г. Бирска. Основные проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии: 1.материальное положение 2.проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. 3.получение полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания.

Работа социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка – инвалида (Из опыта работы МБОУ СОШ 9 г. Бирска). Целью социально-педагогической деятельности является реализация программы комплексной поддержки. 1.Этап – диагностический (Диагностика семьи: материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, эмоционально-психологический климат и характер взаимоотношений между ее членами, жизненный опыт и культурно- образовательный уровень, распределение обязанностей и наличие свободного времени, характер организации совместной деятельности, стиль общения, уровень педагогической компетенции взрослых членов семьи, семейные традиции.) 2.Этап - организационный (обучение родителей специфическим способам и приемам работы с ребенком на основе индивидуальной программы; активизация участия одного из членов семьи как организатора реабилитации; подбор дидактического материала для специальных занятий, изготовление наглядных пособий, приспособлений; отработка организационных форм работы, условий обучения; налаживание стиля семейного общения.) 3. Этап - оценка эффективности проделанной работы. (устойчивость психоэмоционального состояния ребенка и родителей; уровень сформированности совместной деятельности;уровень развития навыков общения).

Программа психолого- педагогической работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов Работа с родителями с использованием методов активного социально- педагогического обучения Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности.

Работа с родителями с использованием методов активного социально- педагогического обучения (Из опыта работы МБОУ СОШ 9 г. Бирска). Цели: обучение родителей выходу из стрессовых ситуаций; снижение тревоги и страха отвержения; коррекция личностных нарушений и установок. укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений; обретение уверенности в своих силах; закрепление гармоничного образа семьи;

Работа с детьми и родителями с использованием игровой деятельности (Из опыта работы МБОУ СОШ 9 г. Бирска). Цели: групповое взаимодействие, знакомство, развитие координации, органов осязания и обоняния. укрепление внутрисемейных связей, формирование гармоничных взаимоотношений; обретение уверенности в своих силах; развитие мелкой моторики, телесного контакта, повышение самооценки.

Педагогически запущенный ребенок Педагогически запущенный ребенок – это устойчивое отклонение от нормы в поведении ребенка, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью

Формы педагогической запущенности (Э.С. Заседателева): I Форма - несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причина: индивидуальные особенности интеллектуального развития. Следствие: плохая успеваемость. II форма - несформированность мотивации учения; направленность на другие нешкольные (не соответствующие возрасту) виды деятельности Причина: инфантилизм воспитания; гиперопека; неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию (межличностные отношения, неадекватная оценка учебной деятельности). Следствие: плохая успеваемость и поведение на фоне достаточного уровня познавательных возможностей. III форма - неспособность произвольной регуляции внимания, учебной деятельности. Причина: особенности семейного воспитания (потворствующая либо доминирующая гиперпротекция), тот же тип воспитания в детском саду и начальной школе. Следствие; неорганизованность, невнимательность, зависимость, ведомость, нарушения общения, слабая успеваемость.

Классификация В.Г. Баженов 1 группа2 группа3 группа Школьники, степень педагогической запущенности которых незначительна. У них отрицательные черты и качества неустойчивы. Интерес к школе у них сохраняется, отношение к учебе в основном положительное. Нет конфликтов с учителями и сверстниками. Детей этой группы отличает легкая внушаемость, неустойчивость, неуверенность в себе. Им свойственны такие качества, как лень, неумение противостоять своим отрицательным ситуативным желаниям, рассеянность, неорганизованность, безынициативность, несамостоятельность. Положение таких детей в коллективе может быть благополучным, они, как правило, не оказываются в изоляции. Характеризуется низкой успеваемость, конфликтные отношения со сверстниками, учителями. Такие дети, как правило, из неблагополучных семей. Их отличает показная грубость. Познавательные интересы их развиты недостаточно, в начальных классах они не осваивают учебные действия. В основном у этих детей интересы направлены на внеучебную деятельность. Они отличаются легкой внушаемостью, а отсутствие нравственных убеждений способствует тому, что они легко поддаются отрицательному влиянию. Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостатком выдержки, неумением владеть собой, вспыльчивостью, озлобленностью, недоброжелательностью. Однако конфликты со сверстниками не носят затяжного характера, а конфликты с учителями возникают из-за неуспеха в учебной деятельности. Характеризует отрицательное отношение к нравственным и правовым нормам. Они откровенно грубы по отношению к родителям, учителям и одноклассникам. Обстановка в семье, как правило, неблагополучная. Для таких детей характерна очень слабая успеваемость. Изолированность в классе они компенсируют в общении с себе подобными. Их отличает безволие, склонность к эффектным вспышкам, слабое развитие процессов торможения и тому подобное.

Работа с родителями педагогически запущенного ребенка ведется по направлениям : Разработка схем организации контактов с детьми и родителями. Консультирование. Работа с психологом (обязательно) А.К. Лукина

Спасибо за внимание!