Особенности физического и психического развития детей разных возрастных групп. Учёт этих особенностей в педагогических целях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дети индиго.
Advertisements

Выполнила: Гессель Т.И.. Де́ти инди́го термин, введённый экстрасенсом Нэнси Энн Тэпп для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
СЕМИНАР « МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ ОБУЧАЮТСЯ ПО- РАЗНОМУ» ( ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)
Готовность детей к обучению в школе «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему.
Психологические особенности мальчиков подростков..
Презентация "Подросток. Особенности возраста."
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа 184 Кризис подросткового возраста Автор: педагог-психолог Е.А. Смирнова.
Возрастные особенности подросткового возраста. Техники эффективного общения с подростками Психолог:Баянова А.В.
словесно-логический характер познавательных процессов склонность к абстрагированию и обобщению доминирование левого полушария (левополушарные) конкретно-образное.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Особенности физического и психического развития детей разных возрастных групп. Учёт этих особенностей в педагогических целях.

РАННИЙ ВОЗРАСТ Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно- выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются: предметная деятельность и деловое общение со взрослым; активная речь; произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность.

Кризис трех лет К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам». Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Симптомы кризиса трех лет: негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот); упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал); строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше); своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности. Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя: стремление к достижению результата своей деятельности; желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение; обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве. Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка к предметному миру, к другим лицам и к самому себе. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно- ролевая игра. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В 6-7 лет общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику. Кризис шести лет К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

Характеристика младшего школьника Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Учитель является не временным заместителем родителей, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям

Характеристика подросткового возраста В подростковом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст». Когда ребенок становится подростком, подросток юношей, юноша взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего подростком. Но применительно к летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от 11 до лет. Переходный возраст включает в себя два ряда процессов: натуральный процессы биологического созревания организма, включая половое созревание; социальный процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова.

Характеристика подросткового возраста Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны: различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в лет выглядит взрослым, другой ребенком); существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики; социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.). Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства.

Характеристика подросткового возраста Этот период выделяется своими трудностями, такими как: 1. «Развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность. 2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера. 3. Чувство взрослости – реакции эмансипации. 4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакции группирования. 5. Потребность в самоутверждении – патологические увлечения и хобби-реакции. 6. Потребность в активности и социальной значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации. 7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа. 8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение. 9. Повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность».

Характеристика подросткового возраста Кризис подросткового возраста Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров. Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

Характеристика раннего юношеского возраста Возраст ранней юности лет При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо различать: хронологический возраст прожитое человеком число лет; физиологический возраст степень физического развития человека; психологический возраст степень личностного развития; социальный возраст степень гражданской зрелости. Главное психологическое приобретение ранней юности это открытие своего внутреннего мира. Старший школьный возраст это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника Характерная черта ранней юности формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план это план деятельности.

Характеристика раннего юношеского возраста В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого. Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Валантен де Булонь «4 возраста человека» Густав Климт «Три возраста женщины»

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек. Учёт этих особенностей в педагогических целях.

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Зачем природе мужское и женское Первая задача - это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая - это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его - по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс. Поэтому природа "бережет" женский пол, а мужской ей не так "жалко". На особях мужского пола отрабатываются все "новинки" эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений).

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин (дальтонизм). Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. периода детства - больше выражен у мальчиков, т.е детство длится дольше, чем у девочек.

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый...).

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Доказано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства" - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Кроме того мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам.

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола? Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек. Учат и девочек, и мальчиков чаще женщины: дома - мама и бабушка, в детском саду - воспитательница, в начальной школе - учительница, и лишь в средней и старшей школе изредка появляются учителя-предметники - мужчины.

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек

Если попросить детей нарисовать дорогу в детский сад, то мальчики чаще рисуют транспорт или схему, а девочки себя с мамой за ручку. И даже, если девочка нарисует автобус, то из окошка обязательно она сама выглядывает: с ресничками, щечками и бантиками. Как мальчики и девочки отвечают на занятиях в детском саду или школе? Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно, а девочка смотрит в лицо воспитателю или учителю и, отвечая, ищет у них в глазах подтверждение правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. И в вопросах детей прослеживается та же линия. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации (А какой у нас следующий урок?), а девочки для установления контакта со взрослым (А вы к нам еще придете?). То есть мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) - на отношения между людьми.

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Специалисты отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот они достигли пика работоспособности. А девочки, наоборот, уже начали уставать. Учитель сразу заметил это, т.к. контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчикам бы именно сейчас и надо дать ключевой для урока материал. Но самое важное уже дано, а они его пропустили или не поняли, т.к. в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен. Но был ли он рассчитан на мальчиков, на особенности их физиологических и психологических функций?

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Если группе детей задать вопрос, например, о происхождении человека, то вперед выступают девочки и, перебивая друг друга, говорят о том, что человек произошел от обезьяны. Мальчики молчат. Тогда попробовали увести девочек и задать тот же вопрос только мальчикам. Сначала тишина, а потом фейерверк версий: от обезьяны, от "клетки ребра человека", прилетели из космоса и т.д. Почему же так происходит? У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Особенности физического и психического развития мальчиков и девочек Педагогическая технология преодоления барьеров половой дифференциации обучения школьников предполагает поэтапную организацию обучения детей 1) мотивационный этап проведение совместного для мальчиков и девочек вводного занятия в начале изучения темы, когда учитель дает общее представление о теме всему классу; 2) операционный этап - на уроке освоения материала, построенном по принципу самостоятельной- работы учащихся с использованием заданий, проблемного характера, коллективного способа обучения; даются дифференцированные задания девочкам (выполнение заданий по алгоритму при обязательном повторении, закреплении каждого шага обучения) и мальчикам (задания частично поискового характера); 3) результативный этап обобщение знаний проводится при совместной работе класса.

Правополушарные и левополушарные. Правши и левши. Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга. Правополушарные и левополушарные, характеристика данных типов. Правши и левши. Особенности работы с леворукими детьми.

Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга. Первая и вторая сигнальные системы И.П. Павлов рассматривал поведение человека как высшую нервную деятельность, где общим для животных и человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов окружающей среды, составляющих первую сигнальную систему действительности-то что мы видим, слышим, чувствуем В результате трудовой деятельности, общественных и семейных отношений у человека развилась новая форма передачи информации. Человек стал воспринимать словесную информацию через понимание значения слов, произносимых им самим или окружающими, видимых – написанных или напечатанных. Это привело к появлению второй сигнальной системы, свойственной исключительно человеку. Вторая сигнальная система является результатом социальности человека как вида. Однако следует помнить, что вторая сигнальная система находится в зависимости от первой сигнальной системы.

Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга Дети, родившиеся глухими, издают такие же звуки, как и нормальные, но, не подкрепляя издаваемые сигналы через слуховые анализаторы и не имея возможности подражать голосу окружающих, они становятся немыми. Известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, унесенные дикими животными и жившие в зверином логове (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что молодые люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь.

Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга

Информированность каждого полушария строго ограничивается подчиненной ему половиной тела (левое полушарие управляет правой стороной тела, а правое – левой). Правое полушарие отличный конструктор. Левому полушарию, напротив, легче даются задания по поиску различий Б. Белый: "Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а левополушарные за отдельными деревьями не видят леса".

Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга Левое полушариеПравое полушарие Устная речь Метафорный смысл речи. Чувство юмора. Эмоциональная окраска речи. ЧтениеИнтонация устной речи (просодия). Письмо Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке. Вербальное мышление. Интерпретация мимики и жестов Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве. Размер прозы и поэзии Пространственные координаты, общая пространственная ориентация. Ритм музыкиГеометрия, игра в шахматы. Название цветовВосприятие «гештальтов» Классификация цветовЛевая и правая части внешнего пространства. СчетРаспознавание мимики и жестов Правая часть внешнего пространстваУзнавание лиц Эмоциональные реакции Распределение функций между двумя полушариями у взрослых здоровых испытуемых-правшей.

Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга Определение ведущей руки Тест – скрещивание рук или «поза наполеона» - обследуемый должен быстро, не думая скрестить руки, положив их при этом на плечи. У правши правая кисть первой ложится на левое плечо и оказывается на нем сверху, тогда как левая кисть оказывается под правым плечом, у левши – наоборот. Тест на аплодирование - обследуемого просят имитировать движение кистей рук при аплодировании. У правшей рука совершает ударные движения о левую руку, у левшей - наоборот. Тест на точность попадания - испытуемый выбирает точку на чистом листе бумаги при открытых глазах. И далее пытается попасть в нее карандашом при закрытых глазах, рука при этом должна быть на весу. Тест на одновременное действие обеих рук - обе руки должны одновременно выполнять одни и те же движения, а затем необходимо оценить точность движения каждой руки. Фигуры, сделанные ведущей рукой, обычно выглядят более четкими и полными.

Особенности строения и работы больших полушарий головного мозга Моторная асимметрия ног Тест на «закидывание ноги на ногу» - обследуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху оказывается функционально преобладающая нога. Тест измерение длины шага - измерить величину шага каждой ногой, обычно шаги ведущей ноги длиннее. Тест «скакалка» - испытуемый должен прыгать как будто через скакалку. Нога, совершавшая движение первой, считается ведущей. Моторная асимметрия лица Тест улыбка - испытуемого просят улыбнуться, затем только одной стороной, а потом другой. Какой стороной лица легче выполнить? Тест – подмигивание - подмигнуть вначале левым глазом, потом правым. Каким глазом удобнее?

Правши и левши. Особенности работы с леворукими детьми. Кому легче учиться в школе? Ясно, что легче учиться "левополушарным", обучение ведь прямо таки подстроено под них. А вот "правополушарные" и учатся читать дольше и считают медленнее и грамотностью не отличаются, зато хорошо рисуют и поют. А лучше всё-таки "равнополушарным", ведь они обладают и теми и другими качествами одновременно Но нельзя сказать, что левополушарные это одни математики и гуманитарии, а правополушарные – художники и музыканты, то это совсем не так. Например к правополушарным (л) художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Левополушарным (п) художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это Пикассо, Кент. К правополушарным (л) композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным (п) Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. К равнополушарным гениям относятся Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов.

Правши и левши. Особенности работы с леворукими детьми. 1 этап (мотивационный) Правополушарные дети (левши) Левополушарные дети (правши) Пространственная организация (часть доски) леваяправая Цветовая организация(цвет доски и мела) светлая доска и темный мел темная доска и белый мел Условия для успешной деятельности образы, контекст, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой ритм технология, детали, абстрактный, линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке

1 этап (мотивационный) Правополушарные дети (левши) Левополушарные дети (правши) Формирование мотивации завоевание авторитета, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, в образовании 2 этап (операционный) Восприятие материала целостное, зрительное, интонация речи дискретное (по частям), смысл речи Переработкабыстрая, мгновенная медленная, последовательная Интеллект несловесный, интуитивный словесный, логический Деятельностьпрактическаятеоретическая

2 этап (операционный) Правополушарные дети (левши) Левополушарные дети (правши) Эмоции экстравертированность, страх, гнев, печаль, ярость интравертированность, радость, чувство наслаждения Память непроизвольная, наглядно-образная произвольная, знаковая Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное 3 этап (результативный) Самоконтроль не контролируют правильности речи, смысловые пропуски, свободная конверсация высокий самоконтроль речи, изложения материала

3 этап (результативный) правополушарные дети левополушарные дети Характерные ошибки ударные гласные, словарные слова, пропуски букв, описки, имена собственные пишут со строчной буквы безударные гласные, пропуск мягкого знака, написание лишних букв, замена одних согласных другими, падежные окончания Методы проверкиустный опрос, ограниченный срок выполнения задания, вопросы открытого типа (собственный развернутый ответ) письменный опрос, неограниченный срок опроса, вопросы закрытого типа (выбрать готовый вариант ответа)

Правши и левши. Особенности работы с леворукими детьми. Вилы деятельности и обучения Правополушарные дети (левши) Левополушарные дети (правши) Математика Синтез. Задания на время. Работа в группе. Формулировка теорем. Задания в картинках. Геометрия (простран­ственное мышление). Схемы, таблицы, кар­точки Анализ. Вневременные задания. Работа в одиночку. Доказательство теорем.. Задания в символах. Алгебра (логическое последовательное мышление на плоско­сти). Многократное повто­рение Иностранный язык Интуитивный способ изучения. Образные представле­ния и конкретные ситуации. Работа с наглядными пособиями, фильмами, карточками. Проверки на уроке. Групповые задания. Деятельность, требующая быстрой реакции. Задания на правописание. Рационально-логический способ. Усвоение правил и грамматических конст­ рукций. Лингафонная система, восприятие на слух. Проверки после уро­ков. Индивидуальная рабо­та. Деятельность, требую­щая отсроченной реак­ции. Задания на поиск оши­бок.

Правши и левши. Особенности работы с леворукими детьми Вилы деятельности и обучения Правополушарные дети (левши) Левополушарные дети (правши) Естественные науки Мозговые штурмы. Просмотры фильмов. Предсказание резуль­татов. Аналитическая работа. Лингафонная система. Анализ результатов. Логические задания. Словесность Сочинения Составление слов и предложений из частей. Чтение-пересказ Задания на правописание Анализ рассказа Разбор слов и предложений по составу Задания на поиск ошибок Применение правил

Особенности работы с леворукими детьми Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей: восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп; формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр); выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник); копирования; неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы); зеркальное написание букв, цифр, графических элементов; очень медленный темп письма.

Де́ти инди́го псевдонаучный термин, впервые введённый Нэнси Энн Тэпп, женщиной, считающейся экстрасенсом, для обозначения детей, которые, по её мнению, обладают аурой цвета индиго. Широкую известность термин получил в конце 1990-х Детям индиго приписывают множество различных свойств, такие как: высокий уровень интеллекта, необычайная чувствительность, телепатические способности. Утверждается также, что «дети индиго» будто бы представляют собой «новую расу людей». Несмотря на широкую известность, не существует ни одного научного доказательства существования этого феномена. Скептически настроенные педагоги и журналисты отмечают, что само явление «дети индиго» носит характер мистифкации. Кроме того, большая часть признаков и качеств «детей индиго» давно известна психиатрам и психотерапевтам и описывается диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. Перечень качеств и основных признаков, которые обычно приписывают «детям индиго». асоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе[; асоциальностькоммуникабельность самоуважение, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов; самоуважениеиндивидуализмавторитетов большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта; склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам[;эмпирическим неусидчивость, энергичность, дефицит внимания;дефицит внимания импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, при неблагоприятном стечении обстоятельств склонность к депрессиям;депрессиям чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности; невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания; развитая интуиция и чувство опасности; способность быстро осваивать использование цифровых технологий.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. Очень точную оценку дал феномену Индиго доктор философии из США. Роберт Джерард, которого авторы книги «Дети Индиго» Ли Кэролл и Джен Тоубер называют пророком и целителем. Он сам - отец двоих Детей Индиго. Он пишет: «Индиго пришли служить этой планете, своим родителям и друзьям как эмиссары Небес, они - носители глубочайшей Мудрости, если к ним прислушаться. …Они высокодуховные сущности и имеют свою собственную жизненную программу. …Для меня Дети Индиго - посланцы Творца, пришедшие с Небес на Землю с серьёзными намерениями. Дети Индиго несут в себе небесные послания, которые пока недоступны нашему пониманию.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. Родители Детей Индиго прислали авторам книг Ли Кэролл и Джен Тоубер множество писем с рассказами о своих детях. Из этих рассказов можно получить представление о том, что знают, о чём думают, о чём говорят эти дети, в чём их oтличие от детей обычных: 1. Прежде всего, Дети Индиго имеют хорошо развитую интуицию (чувствознание), то есть умеют слушать голос своего сердца. Интуиция совершенно необходима этим детям. Ведь они выполняют сверхтрудную миссию помощи человечеству в осуществлении перехода к новому бытию. Они несут людям новый взгляд на жизнь. Они взывают к людям Земли, чтобы те доверяли и своей интуиции, и своему сердцу.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. 2. Дети Индиго приходят в эту жизнь с непоколебимой уверенностью, что они - дети Творца нашей звёздной системы. Они считают, что все взрослые, и их родители также являются духовными сущностями, детьми Бога. Их очень разочаровывает и огорчает, если родители не разделяют это их знание. Они часто рассказывают о своём общении с ангелами-хрантелями или о других духовных явлениях, о которых они не могли узнать из какого-либо литературного источника, или услышать от кого-либо. Эти дети часто не принимают церковно-религиозных догм, о которых говорят им родители. Дети Индиго стремятся корректировать примитивные церковные взгляды родителей.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. 3)Дети Индиго знают о Законе Перевоплощения, то есть, о многократности воплощения бессмертного духа человека на Земле в разные физические тела. Из древних восточных учений нам известно, что каждый человек воплощается на Земле тысячи раз, проходя школу развития и совершенствования в разных странах и среди множества народностей, накапливая духовный опыт. Дети Индиго часто рассказывают, что они уже жили на Земле раньше. Некоторые рассказывают о своих прежних жизнях (воплощениях) на других планетах. 4)Они знают и Единство всего Сущего в этом мире. Поэтому они одарены сочувствием ко всем существам на планете: к животным и растениям, к другим людям. Отсюда проистекают такие их прекрасные качества как щедрость, сердечность, справедливость, гуманность, милосердие... 5) Для них характерны умственные способности, намного превосходящие способности обычных земных детей и взрослых. По американским тестам их способности оцениваются как способности высокого и высочайшего уровня. У одного из мальчиков, неуспевающего в школе, по тестам были выявлены способности и знания, какие встречаются среди детей его возраста один раз на десять тысяч человек. Эти дети почти обо всём осведомлены, их трудно чем-то удивить, так как это оказывается им известным.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. 6) Дети Индиго прекрасно владеют современной техникой с самого раннего возраста. 7) Дети Индиго обладают особыми способностями, называемыми обычно «паранормальными». Большинство Индиго ощущают и видят сущностей Тонкого Мира, обладают даром целительства, видят ауры людей, обладают телепатическими способностями, читают чужие мысли. 8) Дети Индиго с момента рождения проявляют определённые таланты и стремятся к их реализации. Индиго уже рождаются мастерами какого- либо дела или обладателями уникальных способностей. 9)Детей Индиго отличает совершенно особый, самостоятельный взгляд на мир. Ни один из этих детей не строит жизнь по правилам взрослых, которые обычно заставляют Индиго подстраиваться под себя. Каждый ребёнок Индиго имеет свою миссию - принести людям новое знание, перестроить мир по новым правилам. Основной принцип воспитания Детей Индиго помнить, что эти дети принадлежат всему Миру, что они чаще всего выше своих родителей духовно и нравственно, и… много больше знают!

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. Самое тяжкое для Детей Индиго - авторитарность учителей и родителей. Дети Индиго - существа независимые, что есть очень хорошее качество. Предыдущие поколения страдали именно от боязни чужого мнения и чувства вины, от страха и недоверия к интуиции. «Свобода очень важна для Детей Индиго. Настоящая же свобода неотделима от ответственности за принятые решения и за сделанный выбор. …Родители должны не только направлять, поддерживать и вдохновлять своих детей, но позволять им извлекать уроки из собственных ошибок самостоятельно. Индиго становятся особенно дерзкими, если чувствуют, что чужая воля давит на них» Авторы книги «Дети Индиго» дают следующие советы о том, как строить отношения с Детьми Индиго: 1) Обращайтесь с детьми Индиго уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье. 2) Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается, их дисциплины. 3) Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось!

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. 4) Никогда не унижайте их – никогда! 5) Всегда объясняйте им, почему вы даете им какие-то инструкции. И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде "потому, что я так сказал"? Если да, то вернитесь к своим инструкциям и измените их. Дети будут уважать вас за это и подождут. Но если вы приказываете им в диктаторском, авторитарном духе без веских оснований, то дети отстраняться от вас. Они не будут слушаться, и, даже более того, они выдадут вам целый список причин, почему это нехорошо! Иногда ваши объяснения могут быть самыми простыми – вроде "потому, что этим ты окажешь мне помощь, а я сегодня жутко устала". Честностью завоюйте их сердца. Сначала они будут думать о том, что вы сказали, а затем начнут и выполнять. 6) Сделайте их своими партнерами в их собственном воспитании. 7) Пока они еще малы, объясняйте им все, что вы делаете. Они не всегда поймут вас, но почувствуют образ ваших мыслей и ваше к ним уважение.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. 8) Ваша поддержка их действий должна выражаться прежде всего в формировании у них чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к ним. Всегда давайте им понять, что вы поддерживаете их начинания. Они станут более восприимчивыми к вашим словам – и удивят вас. Не заставляйте их достигать чего-либо, но позвольте им действовать с воодушевлением. 9) Не говорите им, кто они сейчас или кем они станут впоследствии. Они знают это лучше вас. Позвольте им самим решать, что им интереснее. Не заставляйте их продолжать вашу династию и не приобщайте их к семейному бизнесу только на том основании, что так поступали несколько поколений в вашей семье. Такой ребенок останется абсолютно глух к этим аргументам. 10) Определяя для детей Индиго границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию 11) Давайте выход их безмерной физической энергии. 12) Позвольте ребенку самому устанавливать границы, а не наоборот, они будут рады сами устанавливать правила игры при поддержке взрослых.

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. 13) Обращайтесь с ними как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности. 14) Давайте этим детям подробные объяснения, а также предоставляйте им право высказывать свое мнение при принятии решений по разным вопросам. Не говорите с ними свысока. 15) Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые вам неведомы. 16) Проявляйте к ним уважение ничуть не меньшее, чем к своим родителям или близкому, нежно любимому другу. 17) Если говорите, что вы их любите, но относитесь к ним неуважительно, они вам не поверят. Никакие слова в мире не заменят проявления искренней любви. 18) Ваш образ жизни и ваше поведение в семье помогут со всей очевидностью ответить ребенку индиго на вопрос, любите вы его или нет! 19) Общение с ребенком индиго – это одновременно тяжелый труд и привилегия. Они заметят любую хитрость. Даже не пытайтесь с ними хитрить!

Некоторые аспекты взгляда на наличие детей- индиго на современном этапе. В России новая педагогика, пригодная для воспитания и обучения Детей Индиго, уже разработана и постепенно входит в жизнь, хотя и не является пока главным направлением официального образования. Это - Гуманная Педагогика, основателем которой и автором книг, освещающих её содержание, является Ш.А.Амонашвили. «Эта педагогика принимает ребёнка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природо-сообразность в качестве высшего закона. Она видит в ребёнке его безграничность, осознаёт его космичность и ведёт, готовит его к служению эволюционным процессам человечества на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребёнке путём выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм и высшая духовная нравственность. Она в основу всякого развития ребёнка кладёт утверждающее развитие его духовности и человечности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Цели и задачи этой высшей формы педагогического мышления связаны с созиданием облагороженного человека»