Русская культура вторая половина XV в. - XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский Кремль Кремль при Иване III В гг. белокаменную крепость сменила крепость из красного кирпича. Строят итальянские зодчие, во главе.
Advertisements

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
Культура и быт в XIV – XV веках 10 класс. История.
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. Авторы: Елисеева В.И., 2010 г.
Искусство периода образования Российского государства Учитель Солодова О.Р. МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Архитектура XIII-XVII в.. Каменное зодчество на Руси возобновилась лишь в конце XIII века. Однако много из достижений древнерусской архитектуры после.
ПЕСНИ СКАЗАНИЯ ПОСЛОВИЦЫПОГОВОРКИ СКАЗКИ БЫЛИНЫ Успенский собор в Кремле Аристотель Фиорованти 1475 – 1479 г.г. Застройка Московского Кремля.
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV-XVII ВЕКАХ. Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Русская культура XIV - XVII веков. Подъем русской культуры начался в конце XIII – начале XIV века Заново отстраивались города Заново отстраивались города.
Архитектура в веках В это время центром зодчества становиться Москва.
Собор строился почти пять лет ( ). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве.
Архитектура XVI века. Церковь Вознесения в Коломенском.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Начинается земля, как известно, от Кремля В. В. Маяковский.
СОБОРЫ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Здесь стоят её святыни, Здесь стоят её святыни, За кремлёвскою стеной! Автор: Афонина Елена Владимировна, МОУ Калманская СОШ.
Транксрипт:

Русская культура вторая половина XV в. - XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий.

При Иване III был составлен «Судебник» общерусский свод законов того времени. Судебник Ивана III

«Судебник» сильно отличался от древней «Русской Правды». Запрещались месть и самоуправство, суд полностью возлагался на государство (бояр и окольничих). Рябушкин А.П. Боярская дума.

Строже стали наказания были введены смертная казнь (за тяжкие и государственные преступления) и торговая казнь принародное битье кнутом. Битье в проводку по торгам и рядам. Из книги Н. Евреинова «История телесных наказаний в России»

«Судебник» Ивана III объединял теперь все земли Московского государства едиными законами. Это также способствовало укреплению единства России. Коваленко И.А. Великий князь Иоанн III Васильевич принимает великое посольство. Славен трон и велик у Московских владык (1487г.).

В течение двух столетий монголо-татарского ига на Русской земле были забыты многие ремесла и профессии, утеряны секреты мастерства. Возрождение хозяйственной жизни И. Глазунов. Зарево

По заказу Ивана III из Германии на Русь были привезены мастера, умевшие находить золотую, серебряную, медную руду. В Печорской, Югорской землях и на Северном Урале началась добыча полезных ископаемых.

Литейное дело ставилось на широкую ногу. Итальянские мастера отливали в Москве пушки, колокола, чеканили монеты. Пушечно-литейный двор на р.Неглинной. Васнецов А.М.

Украшение Кремля В связи с усилением власти московского государя и укреплением международного положения Русского государства одной из важнейших задач при Иване III становится укрепление и украшение столицы и её центра – Московского Кремля София Палеолог Ζωή Παλαιολογίνα Иван III

Для строительных работ Иваном III были приглашены и итальянские архитекторы, которые в то время знали секреты строительного мастерства лучше, чем русские умельцы. Каменных дел мастера. В. Алтухов

Каменные стены, поставленные Дмитрием Донским и вытерпевшие немало вражеских нашествий, изрядно обветшали и начали разрушаться. Иван III на строительстве Кремля. О. Гроссе

Вместо них итальянские мастера возводят новые крепкие стены с большим количеством башен, ворот, каменными мостами, с многочисленными тайниками и потайными переходами. Московский Кремль времен Ивана III.

Стены и башни Московского Кремля были построены в гг. Стены Кремля должны были отвечать требованиям современной фортификации. Башни были увенчаны деревянными шатрами, каждая имела площадку с навесными бойницами (машикулями)

Успенский собор был построен Иваном III в 1475–1479 годах на месте старого собора времен Ивана Калиты. Успенский собор Строительство нового Успенского собора в Московском Кремле. Миниатюра Лицевого летописного свода 16 века. Главный собор Кремля должен был стать символом духовного могущества Руси.

Фиораванти, Аристотелем Для его постройки из Венеции был приглашен искуснейший зодчий своего времени Фиораванти, за мудрость прозванный Аристотелем. Строительная деятельность в Москве итальянского мастера Аристотеля Фиораванти Миниатюра летописного свода XVI в. Фрагмент. Прежде чем начать постройку собора, Фиораванти по указанию князя отправился по Руси изучать древнерусскую архитектуру.

Строя московский Успенский собор, Фиораванти взял за образец Успенский собор предыдущего административного и духовного центра Руси города Владимира. Успенский собор во Владимире

Успенский собор Возведение кремлёвских соборов, которые сохранились до наших дней, началось ещё в 1470-х гг. с главного Успенского собора. Итальянский мастер Аристотель Фиораванти, как мастер Возрождения, подверг его ясному, логически последовательному расчленению. Все членения здания служат выявлению основных соотношений высоты и ширины, и это создаёт впечатление ясности, мощи и простоты Аристотель Фиораванти,

Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и патриархов всея Руси.

В Успенском соборе Московского Кремля несколько столетий находилась знаменитая Владимирская икона Божией Матери. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. Владимирская икона Божией Матери

Благовещенский собор Строителями Благовещенского собора были псковичи. Этот собор представляет собой образец раннемосковской архитектуры Небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. История его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества

Замечательный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором стоит иконостас, написанный самими Феофаном Греком и Андреем Рублевым…

Архангельский собор Третий из основных кремлёвских соборов, выходящих на Соборную площадь, - Архангельский – служил местом погребения московских государей Строил Архангельский собор итальянский мастер Алевиз Новый

Снаружи собор похож на светскую постройку. Стены его разделены на два этажа карнизом и обработаны ордером: расчленены пилястрами, арками, филёнками Закомары украшены декоративными раковинами

Палата предназначалась для торжественных приёмов. Фасадом своим она выходит на Соборную площадь, и гранёные камни её облицовки, которые дали основание для её названия, контрастируют с гладкой поверхностью Успенского собора Грановитая палата Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Внутри Грановитой палаты находится большой зал с низким и мощным столбом посредине, от которого отходят четыре крестовых свода. Столб этот служит опорой и архитектурным центром обширного парадного помещения

Иван Великий Миновав его, посетитель оказывался на площади, где находились кремлёвские соборы, со всех сторон его обступали главнейшие сооружения Кремля, созданные при Иване III и Василии III – соборы, Грановитая палата и царские терема с знаменитым Красным крыльцом В глубине обширной Ивановской площади высился столп Ивана Великого

Посвящение первого храма типа "иже под колоколы" Иоанну Лествичнику вполне закономерно, т.к. этот святой был тезоименитым самому князю Ивану Даниловичу ( ). Весной 1329 г. главенствующее положение Москвы среди русских земель было закреплено закладкой столпообразной церкви Спасителя Лествицы Иоанна "иже под колоколы"

Боном Фрязином Столп церкви-колокольни, возведенный итальянским архитектором Боном Фрязином в гг., представляет собой трехъярусную башню, все арки которой, кроме двух северной и северо-восточной на первом ярусе, к которым позже примкнула церковь- звонница во имя Рождества Христова, включают в себя колокола разных времен отливки, весов и звучания.

Храм Василия Блаженного Собор был задуман как памятник победе русского оружия над Казанским ханством и присоединением Казани. Строителями собора были два мастера – Барма и Постник. Своим местоположением на торговой площади он должен был служить связующим звеном между группой кремлёвских соборов, с «Иваном Великим» во главе, и посадом.

Шатровое зодчество В ХVI в. в каменном зодчестве Руси происходят значительные изменения. До этого времени преобладал тип крестово- купольного храма. В ХVI в. под влиянием традиций, сложившихся в деревянном зодчестве, получил распространение новый тип храма - шатровый

Церковь Вознесения в Коломенском Самым замечательным памятником такого рода является Вознесенская церковь в селе Коломенском, сооружённая в память рождения долгожданного наследника Василия III, царевича Ивана, будущего царя Ивана Грозного. Окончание постройки было ознаменовано устроенным князем роскошным пиршеством

Живопись Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре. Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не записывались. Фигуры легкие, стройные, удлиненные (маленькие головы, длинные ноги, высокие талии), как бы парящие в воздухе. Краски напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде Дионисий использовал не местные, а итальянские краски). Архангел Михаил Архангел Гавриил

Ферапонтов Белозерский монастырь

Житийная икона Святой митрополит Петр с житием. Дионисий. Успенский собор Московского Кремля

В IX в. в Византии появляется новая форма икон – житийные Свт. Никола Чудотворец в житии. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай Поля Средник Горний мир Земное пространство

Свт. Николай Чудотворец, в житии, со святыми Косьмой и Дамианом XIV в

Прп. Сергий Радонежский, с житием XVI в. Со сценами жития Особенно широкое распространение в России житийные иконы получают с XVI века.

Святители Петр и Алексий, митрополиты Московские, с житием Дионисий, 1480-е гг.

Икона «Распятие» Дионисий

Русская культура XVII в.

Литература Появляются первые «светские» произведения В XVII веке стали записываться произведения устного народного творчества Появились новые литературные жанры – сатира и стихосложение. Автобиографическая повесть «Житие» протопопа Аввакума

Симеон Полоцкий Образованный человек, писатель, ученый, переводчик Обучал и воспитывал детей царя Алексея Михайловича

Архитектура Теремной дворец Московского кремля 1635 – 1636 гг

«Восьмое чудо света» Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Новый стиль «Нарышкинское» или московское барокко

Церковь Покрова в Филях, в Москве Нарышкинское барокко

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде.

Новое явление в русской культуре – театр Пастор лютеранской церкви Иоганн Грегори по поручению Алексея Михайловича создал придворный театр Возникновение театра

Характерной чертой творчества Симона Ушакова был пристальный интерес к изображению человеческого лица. В своих теоретических трактатах он утверждал, что изображать Христа, Богоматерь и святых следует такими, какими они были при жизни («яко живы»). Икона Богоматери Елеуса-Киккская. Симон Ушаков год. Симон Ушаков ( )

Лик Христа изображен в натуральную величину, соразмерным по своим чертам, идеально прекрасным. Создается образ идеальной Божественной Личности Спасителя, существующей в неком подобии материального мира. Спас Нерукотворный, написан для Троице- Сергеевой Лавры в 1658

Симон Ушаков. Древо Государства Российского («Похвала иконе Богоматери ­ Владимирской») г.Из церкви Св. Троицы в Никитниках. ГТГ

. Симон Ушаков. Троица Ветхозаветная г. ГРМ

Парсуна Возникновение портретной живописи. Князь М.В. Скопин- Шуйский. Парсуна. Ок. 1630

Появляются парсуны (конец 16 века)– изображения людей, имеющие черты портретного сходства Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца), выполненный иконописными приемами. Парсуна конца XVI – начала XVII века, считается наиболее достоверным изображением царя Ивана Грозного, автор неизвестен, парсуна находится в Национальном музее Дании в Копенгагене Парсуна – светский портретный жанр