БалетноеискусствоКазахстана. Казахское хореографическое искусство начало формироваться с танцевальных фрагментов в драматических и оперных спектаклях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока : «БалетноеискусствоКазахстана». 1.Учащиеся познакомятся с историей развития балетного искусства в Казахстане 2.Познакомятся с выдающимися.
Advertisements

Русская советская Бале, балетный педагог. Народная артистка СССР. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и четырёх Сталинских (1941,1946,
Биография Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссёром; мать, Мария Романова,
Культура совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Из опыта работы Кирсановой Ольги Ивановны педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
Сибирский народный хор Хор при Новосибирской филармонии начал свою деятельность в сентябре 1944 года. Основой будущего профессионального хора стал небольшой.
Русские балерины Работа Меркурьевой Натальи, 5 в класс учебный год.
ШАКЕН АЙМАНОВ Народный артист СССР, режиссёр и актер.
Выдающиеся танцоры балета. Выполнила: Буланова Дарья 9 А класс.
Великие русские балерины Работу выполнила Аристархова Екатерина 7 «Б»
Выполнил: Ученик 10 класса Солдатов Алексей. История создания.
Тема: «Школьные годы с Д.Б. Кабалевским» Посвящается 105-летию со дня рождения Правительство Москвы Департамент образования Москвы Восточное окружное управление.
января Майкл был удостоен звания Почетного Члена в University College Dublin Law Society. Как особый гость-спикер, он с другими выдающимися спикерами.
( фр. ballet, от итал. ballo танцую) вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально- хореографических образах. Основными.
Театры Уфы Башкирская государственная филармония Филармония была основана в 1939 г. и уже более 70 лет собирает под своей крышей любителей самых разных.
Развитие Музыки и театра. Театр Для театра 19 века были характерны громкие монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть.
По праву харьковский Дом Актера считается театральным центром европейского уровня. На базе Дома Актера постоянно работает около 15 негосударственных театральных.
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано.
Володина Яна 7 «г» класс МОУ СОШ 63 с УИП. РИТМИКА. Понятие Р. употребляется в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей,
Всемирно известный Государственный академический русский оркестр имени В.В. Андреева (бывший Императорский Великорусский оркестр) имеет более чем столетнюю.
Транксрипт:

БалетноеискусствоКазахстана

Казахское хореографическое искусство начало формироваться с танцевальных фрагментов в драматических и оперных спектаклях. В начале 30-х годов был создан профессиональный театр и древние казахские танцы наполнились новым содержанием. Музыкальная студия, открытая при драматическом театре в 1933 г., была преобразована в Казахский музыкальный театр в 1934 г. (с 1936 г. объединенный казахско-русский театр). Балетная труппа Казахского музыкально-драматического театра. В центре балетмейстер А.А. Александров г. Его первый коллектив составили певцы Казахского театра драмы, студенты музыкально-драматического техникума, певцы и танцоры из кружка художественной самодеятельности Казахского педагогического института. Казахский театр оперы и балета был создан из музыкальной студии, поэтому там была организована и балетная группа. С1933 г. по инициативе С.М.Кирова в хореогра­фическом училище Ленинграда начинает обучаться танцу талантливая молодежь Казахстана.

Из Ташкента приезжает профессиональная танцовщица Екатерина Лифанова. В музыкальную студию переходит артистка драматического театра Шара Жиенкулова. Здесь под руководством М.П. Арцибашевои получали уроки балета А.Едизова, Х.Жиенкулова, Ш. Аукенова, В.Карамысова, М.Ходжибекова, С.Абсалямова, У.Мустагалиева, Е.Рамазанов, С.Жанибеков, М.Утегенов, Х.Мусабеков, И.Култаев. В музыкальной студии под руководством режиссера Ж.Шанина начинается подготовка музыкальной пьесы М.Ауэзова "Айман- Шолпан".

Родилась 1912 года в Алма-Ате. Казахская советская танцовщица, педагог. В гг. училась на историческом факультете КазПИ, затем работала в Казахском драматическом театре. Первая роль - Пулиш по пьесе Б.Майлина "Майдан" ("Битва"). Исполняла роли Енлик, Карагоз ("Енлик - Кебек", "Карагоз" М.О.Ауэзова) и др. С 1934 г. работала в музыкально-драматическом театре (ныне Казахский театр оперы и балета). Здесь она исполняла народные танцы в музыкальной драме "Айман - Шолпан" Ауэзова, в операх "Кыз Жибек", "Жалбыр" и "Ер Таргын" Е.Г. Брусиловского. Жиенкулова танцевала партию Мамыр в первом казахском национальном балете "Калкаман - Мамыр" (1938). Сыграла роль Балым в кинофильме "Амангельды". Совместно с балетмейстером Л.А.Жуковым осуществила постановку балета И.Н.Надирова "Көктем" ("Весна", 1940).В гг. Жиенкулова работала в Казахской филармонии; в гг. была руководителем ансамбля песни и танца КазССР. В гг. Жиенкулова работала директором Алматинского хореографического училища. Ее ученицы: народная артистка КазССР Г.Талпакова; заслуженные артистки КазССР К.Карабалинова, Б.Байжуманова и др.

17 января 1934 г. была поставлена музыкальная драма Б. Майлина и И. Коцыка "Шуга". С этого дня музыкальная студия Казахского драматического театра преобразована в музыкальный театр. В подготовке этого спектакля большую помощь оказал Александр Артемьевич Александров, приехавший из Москвы. В "Шуге" первый раз танцевала Шара Жиенкулова, которая вскоре становится ведущей солисткой балетной труппы. В ее репертуар вошли все сольные танцы в национальных операх. Особенно ярко проявился талант танцовщицы в спектакле музыкального театра "Кыз Жибек". Этому музыкально-драматическому спектаклю в искусстве Казахстана принадлежит особое место. Он является основой национальной оперы и его "золотым фондом". Постановщики спектакля "Кыз Жибек" решили ставить не просто танцы, а танцевальные сцены, которые, как и в предыдущих спектаклях, были бы тесно связаны с общей тематикой и структурой музыкальной пьесы. Поэтому танцы в "Кыз Жибек" явились яркими эмоциональными сценами, развивающими действие.

А.Александров внес огромный вклад в создание Казахского хореографического училища. С 1934 г. он художественный руководитель и учитель школы балета. 1 сентября 1934 г. 32 ученика из детского дома, у которых были способности к танцам, начали обучаться танцевальному искусству. В самом начале занятий возникли трудности из-за нехватки учебных кабинетов, отсутствия специальной обуви, одежды и учебной программы, незнания учащимися русского языка. Но постепенно эти трудности стали преодолеваться. По расписанию проводились уроки классического и характерного танцев, ритмики и фортепьяно. Среди учащихся выделились наиболее талантливые: Даурен Абиров, Магзум Манасов, Абилхай Сатенов, Гульбахрам Ахимбекова и Асия Сулейменова. В репертуар учащихся балетного отдела вошли "Вальс" из первого акта балета "Спящая красавица" и "Казахский марш" А. Затаевича.Спящая красавица

А.Александров также поставил танцевальные номера в спектаклях "Жалбыр" и "Ер Таргын". В них появляются калмыцкие, персидские танцы и новые формы казахских танцев. В 1936 г. в дни Декады литературы и искусства Казахстана в Москве в филиале Большого театра были показаны музыкально-драматические спектакли с 20-ю казахскими танцами "Кыз Жибек" и "Жалбыр". Древние народные танцы, обработанные для сцены, понравились зрителям. Они дали возможность знакомиться с искусством других народов, обменяться опытом, обогатили содержание национального искусства, развивая хореографическое искусство.

Конец XIX – начало XX века. Бытовые обрядовые танцы - Танцевальная культура носит прикладной характер, не является самостоятельным видом искусства 1917 – 1934 гг.Появление народных танцев в драматических спектаклях для оживления действия - Этап связан с творчеством А.Ардобуса, А.Александрова. Постановка народных танцев на профессиональной сцене, в том числе и казахских танцев. Введение народных танцев в балетные спектакли 1934 – 1941 гг.Становление классической хореографии - Творчество А.В.Селезнева. Обучение балету переводится на профессиональную основу. Хореографическое училище начинает выпускать свои профессиональные кадры 1941 – 1945 гг. Приезд в Казахстан балетной труппы Большого театра - Творчество Г.С.Улановой. Репертуар театра обогащается спектаклями мирового классического наследия 1945 – 1958 гг. Становление национальной педагогики хореографии - Педагогическая деятельность Д.Абирова и Ш.Жиенкуловой. Педагогика хореографии в Казахстане получает первые национальные профессиональные кадры

Три четверти века - большой срок, и то, как сложилась судьба театра, то, чего он достиг, зависит от труда и таланта нескольких поколений композиторов, педагогов, артистов, балетмейстеров, музыкантов. Поэтому следует сделать небольшой экскурс в прошлое, чтобы вспомнить некоторые даты и имена год - открытие театра музыкальным спектаклем "Айман - Шолпан" на либретто Мухтара Ауэзова год - Декада казахской литературы и искусства в Москве. С большим успехом прошла опера "Кыз-Жибек" с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила почетное звание "Народная артистка СССР".

1938 год - появление балетной труппы. Первым спектаклем было "Лебединое озеро" Петра Чайковского, за тем - "Конек-Горбунок", "Раймонда". Поставлен также первый казахский балет "Калкаман и Мамыр" на музыку Василия Великанова год - закончилось строительство нового здания. Театру было присвоено почетное звание "Академический". Началась Великая Отечественная война год - в Алма-Ату было эвакуировано много деятелей культуры и искусства со всего Советского Союза. Тогда в нашем театре работала Галина Уланова, которая осуществила постановку балета "Жизель". Она выступала также в балетах "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан". В связи с этим спектаклем стоит вспомнить великолепную танцовщицу, красавицу Нурсулу Топалову - исполнительницу народных танцев, которая самостоятельно освоила пальцевую технику балета. В балете Асафьева "Бахчисарайский фонтан", где Уланова исполнила партию Марии, Топалова танцевала Зарему год - рождение казахской оперы "Абай" Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, либретто Мухтара Ауэзова год - к 100-летию великого казахского просветителя, философа, гуманиста, поэта Абая Кунанбаева Театру оперы и балета было присвоено его имя год - завершилась генеральная реконструкция ГАТОБ им. Абая. Говоря о казахстанском балете, нельзя не вспомнить Александра Александрова, благодаря которому открылось балетное отделение музыкально- хореографической школы в Алма-Ате, и Александра Селезнева, сменившего его на посту директора училища и воспитавшего многих звезд казахстанского балета, таких как народные и заслуженные артисты КазССР: Заурбек Райбаев, Булат Аюханов, Сара Кушербаева, Инесса Манская, Сания Тулусанова, Гани Акжанов, Эдуард Мальбеков, Рамазан Бапов и другие.

Регалий и званий у него множество, перечислять все - места не хватит, но все- таки самая высокая степень признания - любовь зрителей, и она не замедлила проявиться: как только маэстро вышел на сцену, зал взорвался рукоплесканиями. Народный артист Республики Казахстан, профессор искусствоведения, академик Международной академии информатизации, лауреат Государственной премии и Независимой премии "Платиновый Тарлан"

- Говорят, казахских танцев не было. Им некогда было танцевать, они кочевали. Возможно, но все обряды несут театральное действие. Оттуда же, из детства, всплывают в памяти обрывки легенды. Существует, по меньшей мере, 16 оригинальных версий "Кыз-Жибек", на их основе были созданы опера и фильм. - История Кыз-Жибек - очень благодарная тема. Романтичная, танцевальная, сердечная, где есть нежность, женственность, человечность и теплота. Ее можно развивать в любом жанре. Лично меня она греет потому, что ее так спела Куляш Байсеитова. В своем балете я использовал отрывок записи с ее голосом, и каждый второй зритель прослезился. Музыка - это плоть балета. Слово рождает музыку, музыка рождает движение. Вот моя философия.

"Гак-Ку" - четвертая постановка Аюханова на тему "Кыз-Жибек". "К этому балету я шел 40 лет, все то время, что существовал наш коллектив, - признался на открытии вечера именитый хореограф - поставлен он по мотивам эпоса "Кыз-Жибек", 500-летие которого в прошлом году отмечали под эгидой ЮНЕСКО". Возрождение древней легенды Первая постановка была осуществлена в 1967 году, когда после окончания ГИТИСа молодой режиссер вернулся домой и начал создавать ансамбль "Молодой балет Алма-Аты", через семь лет последовала вторая постановка, а еще через девять лет - третья. Все они назывались "Кыз-Жибек", в основу спектакля была положена одноименная опера Евгения Брусиловского. Но Аюханов мечтал создать оригинальный балет. Сочинить к нему музыку было предложено Аиде Исаковой. Пианистка, педагог, талантливый композитор, она уже на протяжении многих лет сотрудничает с коллективом.

Булат Аюханов не только артист, хореограф, педагог, он издал три замечательные книги - остроумные, полные доброй иронии к себе и другим. Его наблюдения, так же как народные пословицы и поговорки, дают заряд бодрости и заставляют иногда посмеяться, иногда задуматься и посмотреть на себя со стороны. Меня мама с детства так настраивала: "Чем быть плохим танцором, уж лучше хорошо улицы подметать". Нескромно? Но скромность украшает только могилу. Люди нашей профессии умирают дважды. Один раз - когда покидают сцену, второй - когда идут своей дорогой в вечность. Сцена способна возвращать силы, уверенность и даже молодость. Скрыть вдохновенный танец так же невозможно, как запретить светить солнцу! Балет - это семь нот и семь чувств радуги. Классический балет на пальцах приподнимает нас над жизнью, над прозой. Он воздушный и необъяснимый.

Сегодня это один из самых молодых музыкальных театров страны, носитель традиций казахской и мировой музыкальной культуры, осмысливающий классическое наследие и реализующий духовные запросы обновляющегося казахстанского общества. Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой начал свою историю с памятного 2000 года, когда в целях дальнейшего развития города Астаны как политического и культурного центра страны по инициативе Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева в январе 2000 года был создан театр оперы и балета «Ак-Орда». В связи с объявлением 2000 года «Годом поддержки культуры», а также в целях увековечивания памяти выдающейся казахской певицы Куляш Байсеитовой, Указом Президента Республики Казахстан в июле 2000 года театр оперы и балета г. Астаны переименован в Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой.