Выполнила: Сидорова О. Л. МОУ «СОШ 25 при МаГК». Содержание Введение Введение Введение Личностно-ориентированный подход в обучении Личностно-ориентированный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар педагогов дополнительного образования « Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования» Малова Татьяна Юрьевна.
Advertisements

Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Личностно ориентированная модель образования Учитель МОУ СОШ 1 Шмальц С.И.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности.
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Организация личностно ориентированного обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ученика, ее самоценность,
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя.
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
В ЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ : «О СОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА » Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Педсовет Личностно ориентированное обучение – залог развития творческих возможностей учащихся.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Автайкина О.Н. учитель начальных классов.
Личностно-ориентированная технология. В центре внимания –уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, способная.
Презентация на тему: Личностно-ориентированное обучение
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Транксрипт:

Выполнила: Сидорова О. Л. МОУ «СОШ 25 при МаГК»

Содержание Введение Введение Введение Личностно-ориентированный подход в обучении Личностно-ориентированный подход в обучении Личностно-ориентированный подход в обучении Личностно-ориентированный подход в обучении Аспекты личностно-ориентированного подхода Аспекты личностно-ориентированного подхода Аспекты личностно-ориентированного подхода Аспекты личностно-ориентированного подхода Компоненты личностно-ориентированного подхода Компоненты личностно-ориентированного подхода Компоненты личностно-ориентированного подхода Компоненты личностно-ориентированного подхода - первая составляющая первая составляющаяпервая составляющая - вторая составляющая вторая составляющаявторая составляющая - третья составляющая третья составляющаятретья составляющая Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Основные требования к разработке дидактического обеспечения Основные требования к разработке дидактического обеспечения Основные требования к разработке дидактического обеспечения Основные требования к разработке дидактического обеспечения Личностно-ориентированный подход на уроке иностранного языка Личностно-ориентированный подход на уроке иностранного языка Личностно-ориентированный подход на уроке иностранного языка Личностно-ориентированный подход на уроке иностранного языка Средства достижения основной цели урока Средства достижения основной цели урока Средства достижения основной цели урока Средства достижения основной цели урока Критерии деятельности учителя на уроке Критерии деятельности учителя на уроке Критерии деятельности учителя на уроке Критерии деятельности учителя на уроке Личностно-ориентированный подход в обучении в классах с неоднородным составом обучаемых Личностно-ориентированный подход в обучении в классах с неоднородным составом обучаемых Личностно-ориентированный подход в обучении в классах с неоднородным составом обучаемых Личностно-ориентированный подход в обучении в классах с неоднородным составом обучаемых Требования к учебным пособиям Требования к учебным пособиям Требования к учебным пособиям Требования к учебным пособиям Постановка целей урока Постановка целей урока Постановка целей урока Постановка целей урока Мотивационные моменты урока Мотивационные моменты урока Мотивационные моменты урока Мотивационные моменты урока Задания на выбор Задания на выбор Задания на выбор Задания на выбор Заключение Заключение Заключение Список используемой литературы Список используемой литературы Список используемой литературы Список используемой литературы

Введение Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетный целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося. Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетный целей школьного языкового образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося. Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, нравственных качеств личности. Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностранного языка закладывает основы иноязычной речевой деятельности, является дополнительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, совместно с изучением родного языка помогает лучше понять общечеловеческие способы речевого общения, способствует воспитанию чувств патриотизма, интернационализма, нравственных качеств личности. И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина заключается в том, что деятельностное обучение часто подменяется исполнительским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообщение готовых знаний), а развитие - декларативным. И это, разумеется, так, но названные направления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учебного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина заключается в том, что деятельностное обучение часто подменяется исполнительским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообщение готовых знаний), а развитие - декларативным. воспитывающих и развивающих возможностей воспитывающих и развивающих возможностей

Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода. Современный процесс обучения предполагает взаимодействие двух субъектов общения- учителя и ученика, что определяет специфику отношения учителя к детской личности, выступающей в качестве равного участника в акте коммуникации со всеми присущими данной личности особенностями и свойствами. Именно внимательное отношение учителя к личностным качествам детей, их интересам, желаниям и потребностям позволяет ему достичь необходимого для моделирования процесса общения непосредственного контакта с учащимися, основной предпосылки создания доверительной и открытой атмосферы урока, где возможна дискуссия, столкновение разных точек зрения, где любое, даже, казалось бы, ошибочное мнение имеет ценность и находит достойное место в процессе познания.

Личностно-ориентированный подход в обучении В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирование в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко-индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В- третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации их жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирование в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко-индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. В- третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации их жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников. Что же такое личностно-ориентированный подход? Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Что же такое личностно-ориентированный подход? Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Существуют важные аспекты данного подхода. Существуют важные аспекты данного подхода.

Аспекты личностно-ориентированного подхода - во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности; - во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий; - в третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

Компоненты личностно-ориентированного подхода Из каких компонентов складывается личностно-ориентированный подход? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить три составляющие данного подхода.

Первая составляющая Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или делают даже невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие: - индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей; - личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека; - самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности; - самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей; - субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности; - субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности; - Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; - Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим; - выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности; - педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

Вторая составляющая Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо учителя. Принципами личностно-ориентированного подхода являются следующие: Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние действия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние действия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Третья составляющая Третья составляющая – технологическая, которая включает в себя наиболее адекватные данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е. В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: Диалогичность Диалогичность Деятельностно-творческий характер Деятельностно-творческий характер Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка Предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Технология личностно-ориентированного обучения Личностно-ориентированный образовательный процесс предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомен даций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно- ориентированного процесса: · учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, вклю­чая опыт его предшествующего обучения; · изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика; · в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с содержанием задаваемых знаний; · активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; · учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач; · необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов про­работки учебного материала; · при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические пред­метные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии; · необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

Личностно-ориентированный подход на уроке иностранного языка Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. Рамки современного урока, 45 минут урока, классно-урочная форма обучения и т.д., конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно- ориентированный подход, но результаты этой работы неоспоримы. Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку. Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение многих десятков лет, обезличивает ученика, делает его несамостоятельным, безвольным, безынициативным, т.е. стирает в школьнике те качества, которым должен обладать высокообразованный воспитанный человек. Поэтому всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на уроке такой образовательной среды, в которой происходит социализация и развитие личности ребёнка, среды, создающей условия для творчества и самоактуализации личности. Каждый ученик, таким образом, воспринимается как уникальная целостная личность, которая должна развиваться в соответствии с природными способностями. Рамки современного урока, 45 минут урока, классно-урочная форма обучения и т.д., конечно, не всегда дают возможность учителю в полной мере осуществлять личностно- ориентированный подход, но результаты этой работы неоспоримы. Поэтому, выбрав эту проблему, я поставила перед собой задачу: найти такие методы и средства обучения и восприятия, которые позволяли бы мне как учителю на уроке в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку. Здесь необходимо сформулировать основные требования к личностно-ориентированному уроку, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения. Основной целью урока, по мнению И. С. Якиманской является создание условий для проявления познавательной активности учеников. Здесь необходимо сформулировать основные требования к личностно-ориентированному уроку, изложенные доктором психологических наук, профессором И.С. Якиманской, хорошо известной российской образовательной общественности своими многочисленными разработками в области психологии обучения. Основной целью урока, по мнению И. С. Якиманской является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Средства достижения основной цели урока использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; стимулирование учащихся высказыванием, использованию различных способов заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.; использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные; оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения; поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Критерии деятельности учителя на уроке наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса; использование проблемных творческих заданий; использование проблемных творческих заданий; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что мы узнали (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; обсуждение с детьми в конце урока не только того, что мы узнали (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому; стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; стимулирование ученика к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка; оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности; при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовывать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Личностно-ориентированный подход в обучении в классах с неоднородным составом обучаемых Ни для кого не секрет, что любой класс в современной средней школе является неоднородным, поскольку обучающиеся в нем школьники различаются по многим параметрам: уровень обученности, потенциальная способность к обучению, способность к овладению языками, способность к общению на иностранном языке в группе, интеллектуальные способности, опыт учения, мотивация к изучению иностранного языка. Школьники также могут различаться стилем учения, особенностями характера, интересами, общим развитием, степенью уверенности в своих возможностях, способностью к самодисциплине, а также культурными особенностями и особенностями родного языка. Поэтому погоня учителя за неким универсальным учебником, который позволит решить все методические задачи, обречена на неуспех. Ни один учебник не может удовлетворить все разнообразные потребности и интересы учащихся школьного класса, соответствовать уровню развития способностей, индивидуальным особенностям каждого из них.

Требования к учебным пособиям Хорошо известно, что учебник и содержащиеся в нем материалы являются одним из важнейших компонентов учебного процесса, поскольку они выступают в качестве некоего осязаемого воплощения учебной программы. И вместе с тем существует серьезная проблема, которая заключается в том, что готовые учебные материалы сковывают инициативу самого учителя, оставляя мало места для его собственного творчества и создавая иллюзию успешности учебной деятельности школьников. Хорошо известно, что учебник и содержащиеся в нем материалы являются одним из важнейших компонентов учебного процесса, поскольку они выступают в качестве некоего осязаемого воплощения учебной программы. И вместе с тем существует серьезная проблема, которая заключается в том, что готовые учебные материалы сковывают инициативу самого учителя, оставляя мало места для его собственного творчества и создавая иллюзию успешности учебной деятельности школьников. В системе обучения, ориентированной на учащегося, не все учебные материалы срабатывают одинаково эффективно по причине невозможности для авторов учесть все разнообразие учебных ситуаций, которые могут сложиться в том или ином классе. Поэтому одним из необходимых профессиональных умений учителя является умение адаптировать учебник, а также использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности. Учитель, хорошо изучивший личностные особенности и потребности своих учеников, может составить необходимый комплекс упражнений, который позволит включить в учебный процесс всех школьников. В системе обучения, ориентированной на учащегося, не все учебные материалы срабатывают одинаково эффективно по причине невозможности для авторов учесть все разнообразие учебных ситуаций, которые могут сложиться в том или ином классе. Поэтому одним из необходимых профессиональных умений учителя является умение адаптировать учебник, а также использовать широкий спектр учебных материалов различными способами для удовлетворения потребностей учащихся разного уровня обученности и степени мотивированности. Учитель, хорошо изучивший личностные особенности и потребности своих учеников, может составить необходимый комплекс упражнений, который позволит включить в учебный процесс всех школьников.

В ходе учебного процесса учителю приходится решать такие проблемы, как: Содержание обучения (как подобрать темы и проблемы для обсуждения, речевые ситуации и роли для обучаемых, тексты для чтения и восприятия на слух, которые заинтересовали бы всех учащихся); Содержание обучения (как подобрать темы и проблемы для обсуждения, речевые ситуации и роли для обучаемых, тексты для чтения и восприятия на слух, которые заинтересовали бы всех учащихся); Методы и приемы работы (как подобрать виды деятельности, упражнения, которые заинтересовали бы всех школьников и не оказались бы слишком трудными для одних и одновременно легкими для других учащихся); Методы и приемы работы (как подобрать виды деятельности, упражнения, которые заинтересовали бы всех школьников и не оказались бы слишком трудными для одних и одновременно легкими для других учащихся); Организация управления работой учащихся (как оценить уровень продвижения каждого учащегося; как включить в работу всех, а не только самых подготовленных и уверенных в себе школьников; как поддержать дисциплину в классе, где часть школьников не испытывает интереса к происходящему). Организация управления работой учащихся (как оценить уровень продвижения каждого учащегося; как включить в работу всех, а не только самых подготовленных и уверенных в себе школьников; как поддержать дисциплину в классе, где часть школьников не испытывает интереса к происходящему).

Постановка целей урока Важнейшей проблемой в планировании является постановка целей обучения. Учителю необходимо ставить перед учащимися такие цели, которые возбуждали бы интерес как можно большего числа обучаемых. Важное значение имеет сама формулировка цели. Например «сформировать у учащихся лексические навыки». Такая формулировка содержит описание деятельности учителя, а не учащихся и не ориентирует последних на достижение личностно значимого результата. Цель урока должна быть ориентирована на некий реально достижимый, обозримый и привлекательный для школьников результат и формулироваться в терминах деятельности. В таком случае и преподавателю легче отслеживать результат, т. к. он воплощается в некий конечный продукт и может быть оценен. И цель будет озвучена уже следующим образом – «использовать изученную лексику, рассказывая о своей семье». Сообщая учащимся цель данного урока, учитель может сформулировать ее еще более конкретно относительно изучаемой разговорной темы и привлекательно для обучаемых – «в письмах и при личных встречах зарубежные сверстники часто просят рассказать о том, как вы живете. Сегодня вы научитесь отвечать на этот вопрос. Новые слова вам в этом помогут».

Мотивационные моменты урока Во-первых, важна формулировка темы, т. к. она «задает тон», вызывает интерес учащихся с первых минут. Вызывают интерес темы, в которых звучит вопрос (Is it great to be famous? I like going to the theatre. And you? Can we save our planet?). У учащегося с первых минут появляется собственное мнение по данной теме, которое он обязательно захочет высказать и сравнить с остальными. Во-первых, важна формулировка темы, т. к. она «задает тон», вызывает интерес учащихся с первых минут. Вызывают интерес темы, в которых звучит вопрос (Is it great to be famous? I like going to the theatre. And you? Can we save our planet?). У учащегося с первых минут появляется собственное мнение по данной теме, которое он обязательно захочет высказать и сравнить с остальными. Во-вторых, весь ход урока требует от учителя и учеников предельной искренности. Дети имеют право поднимать и обсуждать любые интересующие их проблемы в рамках заданной темы. Учитель лишь направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов в нужное русло. Например, в рамках темы «Is it great to be famous дети могут обсудить такие аспекты темы, как: Во-вторых, весь ход урока требует от учителя и учеников предельной искренности. Дети имеют право поднимать и обсуждать любые интересующие их проблемы в рамках заданной темы. Учитель лишь направляет обсуждение с помощью наводящих вопросов в нужное русло. Например, в рамках темы «Is it great to be famous дети могут обсудить такие аспекты темы, как: - being famous is great - being famous is sometimes dangerous - famous people are just ordinary persons - I want to be famous because... - I hate when they even discuss famous people и т. д. В-третьих, на уроках обязательно наличие лексико-грамматических опор. Формулируя высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне речи. Необходимые опоры помогут снять трудности в высказывании. Необходимо также на определенном этапе повторить те грамматические формы, которые предположительно встретятся при обсуждении данной проблемы, либо при монологическом высказывании на данную тему. Опоры могут быть в виде подстановочных таблиц: В-третьих, на уроках обязательно наличие лексико-грамматических опор. Формулируя высказывание, ученик думает о содержательной и языковой стороне речи. Необходимые опоры помогут снять трудности в высказывании. Необходимо также на определенном этапе повторить те грамматические формы, которые предположительно встретятся при обсуждении данной проблемы, либо при монологическом высказывании на данную тему. Опоры могут быть в виде подстановочных таблиц: Кроме того, это может быть подбор синонимов или антонимов, которые можно расставить в пары вместе с учащимися на предварительном этапе урока. Это могут быть схемы (а в младших классах паровозики или кораблики) правильного построения различных типов предложений и т. д. В-четвертых, учащиеся должны по возможности сами добывать знания. Тот материал, с которым они работают, является лишь информационным. Он служит им опорой для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий. В качестве творческих заданий могут выступать различные дискуссии на заданную тему, поиск наиболее важных, по мнению учащихся, моментов в тексте, сообщения, обсуждения в диалогах, создание проектов на данную тему и т. д. В-четвертых, учащиеся должны по возможности сами добывать знания. Тот материал, с которым они работают, является лишь информационным. Он служит им опорой для дальнейшей работы, для выполнения творческих заданий. В качестве творческих заданий могут выступать различные дискуссии на заданную тему, поиск наиболее важных, по мнению учащихся, моментов в тексте, сообщения, обсуждения в диалогах, создание проектов на данную тему и т. д.

Задания на выбор Задания на выбор являются действенным средством, активизирующим мыслительную деятельность учащихся. Они делают учебный процесс привлекательным и интересным, заставляют учащихся «войти в образ», переживать, думать. При выполнении подобных заданий каждый ученик, независимо от степени обученности, сможет принять участие, выбрав для себя оптимальный по сложности вопрос. Это мощный стимул овладения языком. Задача учителя при разработке таких заданий состоит в том, что любая новая информация накладывалась на уже известный материал, чтобы лексика и грамматика ненавязчиво запоминались в естественной ситуации разговора, общения. Использование подобных заданий особенно продуктивно, когда учитель учитывает интересы учащихся. Например, при изучении в 10-м классе темы How can we enjoy ourselves? во время обсуждения музыкальных стилей или молодежных субкультур, можно предложить учащимся рассказать о наиболее близких им стилях с аргументацией выбора и последующим обсуждением.

Заключение Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем ов­ладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, пре­образование субъектного опыта, как важ­ного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (ус­воение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных спо­собностей на основе овладения соответст­вующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Список используемой литературы Ариян М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых// ИЯШ , 1 Ариян М. А. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых// ИЯШ , 1 Сицукова Г. С. Один из аспектов реализации личностно- ориентированного подхода в обучении иностранному языку// ИЯШ – 2007, 8 Сицукова Г. С. Один из аспектов реализации личностно- ориентированного подхода в обучении иностранному языку// ИЯШ – 2007, 8 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ М.: «Сентябрь», 1996 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ М.: «Сентябрь», 1996 Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования/ М.: «Сентябрь, 2000 Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования/ М.: «Сентябрь, 2000 В. П. Кузовлев и др. Английский язык – 9 класс//М. «Просвещение», 2005 В. П. Кузовлев и др. Английский язык – 9 класс//М. «Просвещение», 2005 В. П. Кузовлев и др. Английский язык – классы// М. «Просвещение», 2002 В. П. Кузовлев и др. Английский язык – классы// М. «Просвещение», 2002 http.//festival.1september.ru/ http.//festival.1september.ru/ http.//psy.tsu.ru/ http.//psy.tsu.ru/ http.//pedtech.fisikam.ru http.//pedtech.fisikam.ru