«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания» Учитель истории и обществознания МКОУ Ныгдинская СОШ Бухаева Г.П.
ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ XXI в : умеет самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. ИДЕАЛ УЧЕНИК ШКОЛЫ XXI в : Подвержен мощному потоку «ненужной» информации, которая ему интересна!!! Зачастую инфантилен. Предпочитает избежать активной мыслительной деятельности. Не может самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем. Ему трудно быть коммуникабельным, контактным. Он не умеет дружить. Низкая мотивация к обучению в школе
Как учить детей без принуждения? Как сделать предмет простым для понимания? Как пробудить интерес к обучению?
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США американскими педагогами: Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом, Скоттом Уолтером.
Цель ТРКМ: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. «Мы не учим их; Мы создаем условия, в которых они учатся» С.Паперт
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения; - коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми; объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. (Л.С. Выготский)
ФАЗЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Фаза вызова Самостоятельная актуализация знаний Пробуждение познавательной активности Самостоятельное определение направлений темы Фаза осмысления Активная работа с информацией Самостоятельное сопоставление изученного материала Фаза рефлексии Самостоятельная систематизация нового материала Определение направлений для дальнейшего изучения темы
Приемы используемые на фазе вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Кластеры; Таблицы
Фаза осмысления Стадия осмысления содержания может осуществляться по-разному: чтение текста, рассказ учителя, просмотр видеофильма. Тут большую роль играет внимание, поэтому что не у всех учеников получается правильно. После завершения индивидуальной работы проверяют друг друга, сверяются либо в группах, либо в парах. В конце всего этого звучит верный вариант, и все могут проверить качество своей работы.
Приемы, используемые в фазе осмысления Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун». Ведение различных записей: бортовой журнал; Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Приемы, используемые в фазе рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Синквейн; Кластер; Возврат к ключевым словам; Устный круглый стол; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам
Приемы используемые в ТРКМ Инсерт – маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы.
Инсерт При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу: В первоначальные записи вносятся изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем. «V»«V»«+»«-»«?» Уже знал новоеДумал иначе Есть вопросы, не понял
Из практики (5 кл.): «V» – уже знал «+» – новое (требует записи в тетрадь) «-» – не понял, есть вопросы. Результат: продуктивное чтение текста
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») Это способ позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Последовательность действий: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «центром» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») Управление в Римской республике Народное собрание Народный трибун Форум Сенат 2 консула Марсово поле Красный флаг 5 класс Право вето Граждане Законы и война Огромная власть
Памятка для работы с кластером Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины) Учитель выбирает 47 ключевых слов (в зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить. (Н.: историческое сочинение в 5 кл. «Саламинское сражение» - Саламин, персы, Аттика, афиняне, стратег Фемистокл, хитрость, победа)
Сюжетная таблица Суть работы с этой таблицей – читая текст ученик делает пометки, создавая «скелет» текста: (Н.: «Русско-японская война гг») таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом КТО?ЧТО?КОГДА?ГДЕ?ПОЧЕМУ? Генерал А.М. Стессель Падение Порт- Артура г Ляодунски й п-ов Предательс тво, трусость
«Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты, свойства, по которым это сравнение происходит.
Линии сравненияЮго-Запад Руси (Галицко- Волынское княжество) Северо-Запад (Новгород) Северо-Восток (Владимиро- Суздальское княжество) 1.Климат и геостратегическое положение 2.Занятия и экономическое развитие 3.Социально- политическое развитие 4. Князья- правители 5. Политические модели правления 21
Сводная таблица «Плюс. Минус. Интересно» «+» (факты носят положительный характер) «-» (отрицательное значение) «!» (мне это интересно) Введены пенсии колхозникам, паспорта Возросли темпы роста с/х. продукции Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности Запуск первого в мире иск. спутника Земли Искусств. материалы, тепловозы, электровозы Потеря кадров механизаторов и др. Упадок личного хозяйства «Кукурузная» эпопея Кризис в освоении целинны – эрозия почв Продовольственный кризис Предприятия лёгкой пром. отставали в развитии Реформа управления народным хозяйством Экономический курс Маленкова – интенсивный путь Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь Социальная политика направлена на улучшение жизни народа
Взаимоопрос Один из способов работы в парах. 1)Используется в фазе «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. 2)Используется в фазе «вызова». Технология применения: Два ученика получают карточку с понятием, датой, именем на оборотной стороне записывают объяснение, задают друг другу вопросы по содержанию написанного, передают следующей паре. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
РЕЗУМЕ ( используется в фазе «рефлексии ». 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я выполнял задания… 5.я понял, что… 6.теперь я могу… 7.я почувствовал, что… 8.я приобрел… 9.я научился… 10.у меня получилось … 11.я смог… 12.я попробую… 13.меня удивило… 14.мне захотелось…
Что дает ТРКМ обучающимся -повышение эффективности восприятия информации -повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; -умение критически мыслить; -умение ответственно относиться к собственному образованию; -умение работать в сотрудничестве с другими; -повышение качества образования учеников; -желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Что дает ТРКМ учителю -умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; -возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; -стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
« Вы прекрасные учителя, и у вас прекрасные ученики !»