Тема выступления : « В чем проявляется качество образовательного процесса? ( к вопросу о социально экономической эффективности деятельности вуза )» «Совещание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.4 Основные понятия, закономерности компетентностного подхода и его связь с образовательными технологиями ( компетенции и результаты образования). Борисова.
Advertisements

Проектирование рабочих программ учебных дисциплин в компетентностном формате Свистунов А.А. Заместитель Председателя УМО по медицинскому и фармацевтическому.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Ф едеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Чернышева Р.И., доцент кафедры, к.х.н.. Какие изменения принесет новый стандарт общему среднему образованию? Если кратко сформулировать ответ, то получим.
Транксрипт:

Тема выступления : « В чем проявляется качество образовательного процесса? ( к вопросу о социально экономической эффективности деятельности вуза )» «Совещание проректоров по учебной и методической работе аграрных вузов «Особенности организации образовательной деятельности по программах высшего образования в условиях действия нового закона «Об образовании в РФ» (2012.) МСХА им. К.А.Тимирязева 6-7 февраля 2014 Круглый стол «Реализация основных образовательных программ в соответствии с требования ФГОС 07 февраля 2014г. Борисова Наталья Владленовна. к.пед.н. профессор, Институт качества высшего образования (ИКВО) НИТУ МИСиС

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации« ред. 1 сентября 2013 г.) Напомним определение, данное в законе. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

1. ХХI век вывел человечество на порог интеллектуально – информационной эпохи. Если это так и ничего кардинального не случится, то переступая этот порог, мы должны сделать следующий логичный шаг: обеспечить опережающее развитие качеств человека, качества общественного интеллекта (в структуру которого должны войти: наука, культура и образование) и качества образовательных систем в обществе. Для начала сформулируем несколько исходных положений. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

2. Образование тесным образом связано с конкурентоспособностью. Ведь оно создает качественные человеческие ресурсы, которые в соединении с физическими ресурсами позволяют решать стоящие перед страной задачи. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

3. Понятие эффективности приобрело в настоящий момент статус общенаучного понятия. Учитывая, что каждая образовательная организация представляет систему, предназначенную для подготовки высококвалифицированных специалистов, всестороннего развития личности обучающихся и создания условий для их самореализации, вопрос о социально-экономической эффективности такой системы приобретает общенациональное значение. 4. Классическое представление об оценке деятельности организации описывается моделью 4 Е: результативность (effectiveness), эффективность (efficiency), экономичность (economy) и этичность (ethics). Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Результативность вуза всегда связана с предназначением и стратегией организации и свидетельствует о степени достижения организацией своих целей. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС Рассмотрим эти понятия применительно к вузу:

Эффективность есть показатель того, насколько хорошо организация преобразует входные ресурсы в выходные результаты. В нашем случае можно говорить о том, что достижение заданных целей не должно осуществляться любой ценой для всех заинтересованных в высшем профессиональном образовании сторон. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС абитуриенты Высококвалифицирован- ные специалисты

Требования к качеству образования изменяются и возрастают по мере развития общества, производства, экономики и науки Закономерное возрастания роли качества образования качество контингента качество персонала качество результата качество процессов качество образовательных программ

Экономичность есть мера того, насколько дешево могут быть куплены входные ресурсы. Для системы образования это крайне сложный вопрос, т.к. ко входным ресурсам относятся главные действующие лица – абитуриенты и преподаватели. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

По показателю этичности судят о степени соответствия поведение организации и ее работников моральным нормам, принятым в обществе, в котором она существует. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

В условиях перехода к рыночной экономике в России кардинально изменилось представление об образовательной деятельности: от ореола возвышенности к прагматике товар/услуги. Это привело к изменению системы ценностей, с чем многим трудно согласиться и принять

Что определяет качество образовательного процесса (ОП)? 1.Процесс и результат проектирование ОП, куда входят : Выбор целей образования - формирование компетентностной модели выпускника Выбор содержания образования(формат дисциплин или модулей) Выбор образовательных технологий Выбор оценочных средств Информационно - методическое обеспечение ОП 2. Реализация ОП, которая определяется : Системной организацией взаимодействия обучающихся с преподавателями, содержанием образования и оценочными процедурами Профессиональной и педагогической компетентностью преподавателей и их статусом в обществе Уровнем ( образовательным и личностным) обучающихся Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС Анализ Выбор Реализация

Цель образования – это описание потенциального поведения обучающего, приобретаемого в результате образовательной и учебной деятельности. Цели – это не только стартовой точка дидактического процесса, но также оценочный стандарт для этого процесса. Они также играют ключевую роль в определении образовательных технологий. Такой подход определяет способ реализации образовательного процесса в форме интенсивного организационно-психологического интеллектуального взаимодействия обучающихся друг с другом, с представителями обучающей и управленческой структур в сочетании с самостоятельной экспериментально - исследовательской деятельностью. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

К о мпетентностный подход Акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблемы. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действием или из совершения этих действий.. Термин «компетенция » Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

В новой образовательной парадигме направление и конечную цель задают компетенции, структурированные на знания умения владения Именно они выступают в качестве результатов образования Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Картирование и паспорт формирования компетенций Это механизм задания свойств основному элементу образовательной системы – обучающемуся! Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

ФГОС ВПО 7.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

1.Формулирование цели, задач изучения дисциплины 3.Выбор формируемых данной дисциплиной (модулем), практикой компетенций 4. Картирование дисциплинарных компетенций (ОК и ПК ) 7.Создание системы ОТ и оценочных средств по дисциплине/мо дулю / практикам 6.Выбор ОТ, адекватных заявленным результатам образования по дисциплине /модулю/ практикам 5.. Составление матрицы соотнесения тем, разделов дисциплины/модуля/ практики и КМ дисциплинарного уровня Подготовка текстов программ учебных дисциплин/модулей, практик с элементами методического обеспечения 2.Определение места Д/М/П с точки зрения видов, объектов, задач деятельности АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ как технологическая основа реализация компетентностой ориентации Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Темы, разделы дисциплины Колич ество часов Компетенции n…n…n…n…Σ комп. комп.t ср. ОТОЦ Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины/модуля и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций как механизм выбора образовательных технологий и оценочных средств Сумма компетенций и их элементов, предлагаемых к формированию по каждой теме/разделу, и соотнесенная с часами на изучение данной темы/раздела, позволяет оценить реальность формирования компетенций и скорректировать распределение часов t ср.- среднее время на развитие компетенции ; ОТ – образ. технол.; ОЦ – оцен. ср. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Темы, разделы дисциплины Кол- во часов на СР Дисциплинарные компетенции n…n…n…n…Σ комп. комп.t ср. ОТОЦ Раздел 1 Тема 1 Тема 2 и т.д. Итого Матрица проектирования самостоятельной работы студентов как дополнение к матрице соотнесения тем/разделов учебной дисциплины и формируемых в них ПК и ОК, составляемой для аудиторной работы Предложенная матрица позволяет спроектировать во времени и пространстве содержание,технологии реализации и оценки выполнения СРС и обеспечить формирования заданных компетенций и соответствующих им результатов обрзования t ср.- ср. время на развитие компетенции ; ОТ – образ. технол.; ОЦ – оцен. ср ; СР – самос. работа. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Образовательные технологии – это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора. (Борисова Н.В.) Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Технология обучения Личность преподавателя Личность студента Содержание Сравнение технологии и методики Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

На основании триады понятий " методология - стратегия - тактика" Мы выделили образовательные технологии трех типов – методологические ( на уровне ВУЗа), стратегические ( на уровне кафедр и основных образовательных программ) и тактические (на уровне конкретного преподаватели и учебной дисциплины/модуля) Примеры первых двух типов приведены далее на двух слайдах Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Программированное Личностно – деятельностное Проективное обучение Модульное Концентрированное Дифференцированное Развивающее обучение Активное Контекстное обучение Дистанционное обучение Компетентностный подход Игровое обучение Поэтапное формирование умственных действий Рефлексивное Интегрированное Проблемное обучение Поле методологических образовательных технологий Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

КОНТИНУУМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ информацияинформация деятельностьдеятельность лекциилекции дискуссиидискуссии исследованияисследования тренингитренинги игры игры АктивизациятворчестваАктивизациятворчества п р а кт и к а самообучениесамообучение © Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Уровни образова- тельной системы Школа Среднее профессиональное образование ВУЗ Типы образовательных технологий началь- ная непол- ная средняя средняя техни- ческое гумани- тарное техни- ческое гумани- тарное Традиционные Инновационные Информационные Варианты модели сочетания образовательных технологий вузов* :. Уровень образовательной Типы системы образовательных технологий Система дополнительного образования Гуманитарное Техническое Традиционные 10 Инновационные Информационные *Данные в таблицах приведены в %

обучение действием проблемно- ориентированное обучение Интегрированное обучение рефлексивное обучение Личностно-ориентированный (личностно - деятельностный) подход – при котором в центре учебного процесса находится студент как самообучающийся субъект учебной деятельности. Ведущим принципом является ориентация на потребности, личный опыт и уровень актуального развития личности студента и построение образовательного процесса в зоне его ближайшего развития, т.е. личной траектории развития. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Образовательные технологии в силу их синтезирующей природы (объединяют все элементы образовательного процесса) способны выступить тем инструментом, с помощью которого можно добиться большей результативности, оптимальной эффективности и экономичности при значительном повышении этичности поведения основных субъектов образовательной деятельности. Предположение: Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Достоинство образовательных технологий (ОТ) в том, что они одновременно могут выступать как деятельностное средство оценивания сформированности компетенций, для чего необходимо: 1.Определить цели ОТ в терминах компетенций или их элементов 2.Установить критерии (мерило) достижения порогового/продвинутого уровней 3.Использовать соответствующие процедуры ОТ для оценивания совершаемых действий 4. Методически корректно обустроить каждую ОТ ( см. Памятку по оформлению любой ОТ) Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Общая классификация современных оценочных средств и их использование в управлении качеством образования

Образовательный процесс с точки зрения образовательных технологий - взгляд с высоты участвующих субъектов Варианты взаимодействия студента /слушателя и преподавателя и результаты Борисова Н.В., Кузов В.Б.

Наблюдается синергетический эффект Развитие в новой парадигме Студент/слушатель – просит инновационные технологии Преподаватель – широко использует весь спектр

Угроза потери спроса Тормоз в развитии Необходимость управляющего воздействия Борисова Н.В., Кузов В.Б. Студент/слушатель – просит инновационные технологии Преподаватель – использует традиционные технологии

Познавательный дискомфорт Необходимость управляющего воздействия (в части эволюционного обучения студентов инновационным подходам) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Преподаватель – широко использует весь спектр Студент/слушатель – не готов воспринимать инновационные технологии

Возможен кратковременный успех Зависимость от предпочтений первого лица Борисова Н.В., Кузов В.Б. Преподаватель – качественно использует только традиционные Студент/слушатель – положительно оценивает традиционные технологии (по незнанию)

Формальная организация образовательного процесса Должно быть управляющее воздействие (поиск стимулов) Борисова Н.В., Кузов В.Б. Преподаватель – не умеет, не меняет, не стимулирует Студент/слушатель – ничего не хочет менять

Общие правила проектирования образовательного процесса Представляется оптимальным такой способ проектирования образовательного процесса, при котором: Основной акцент делается на организацию различных видов познавательной деятельности студентов. Преподаватель выступает в роли менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Общие правила проектирования образовательного процесса Информация используется как средство организации, а не цель обучения Студент выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а его профессионально-личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Качество проектирования ООП в значительной степени определяется профессиональной и педагогической компетентностью преподавателей – разработчиков. Однако идея цепочки ценности, а также характер проектировочной деятельности предполагает максимальное вовлечение в этот процесс всех заинтересованных сторон, и в первую очередь всего персонала вуза. Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

41 Борисова Н.В., Кузов 2013 Информационно- виртуальное Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения Динамика компетентности преподавателя традиционноеинновационное очное заочноеочноедистанционное Транслятор знаний и умений в условиях непосредственного общения Организатор деятельности и транслятор информации в условиях непосредственного общения Лектор Игротехник Тьютор Организатор информации и самостоятельной деятельности при отсутствии непосредственного общения

Инновационный преподаватель – это творческий специалист в области образования, способный технологически спроектировать образовательный процесс ( технолог ), управлять процессом его реализации ( менеджер) и создавать на основе содержания образования спектакль ( профессионал и режиссер), Осуществляющей при этом комфортное движение по траектории «лектор- игротехник – тьютор» Борисова Н.В., Кузов В.Б. 2013

ПЕДАГОГ - МЕНЕДЖЕР Рассматривает обучающихся как ресурс образовательного процесса Рассматривает обучающихся как ресурс образовательного процесса Должен верить в способность обучающихся справиться со всем самостоятельно Передает ответственность (значительную её часть) за обучение и контроль обучающимся Работает в команде, проектирующей образовательный процесс как целостную программу: чему, как, где учить, чем обеспечить, критерии оценки, траектории движения –общие и индивидуальные Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Треугольник компетентности преподавателя ( по Борисовой Н.) Педагогический менеджмент ( управленческие аспекты проектирования образовательного процесса ) Педагогический выбор как функция педагогической деятельности Педагогическое проектирование в компетентностном формате Деятельность преподавателя может рассматриваться как синергетическое целое, в котором должны органично сочетаться как технология, так и искусство. Игротехническая подготовка Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

1. Учёт личностных особенностей и потребностей студента 2. Акцент на самостоятельную деятельность и рефлексию 3. Повышение личной ответственности за результаты обучения Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

ПРИНЦИПЫ АКТИВНОГО деятельностного ОБУЧЕНИЯ: 1 ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ АКТИВИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ( ВЫНУЖДЕННАЯ АКТИВНОСТЬ) 2 АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВСЕ ЕЕ ВИДЫ) СОПОСТАВИМА С АКТИВНОСТЬЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПОВЫШЕННАЯ СТЕПЕНЬ МОТИВАЦИИ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ, ТВОРЧЕСТВА 3 Обязательность взаимодействия обучающихся между собой и или с преподавателем 4 Направленность на преимущественное развитие и или приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки Наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала 6 5 Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Трудности и проблемы, возникшие при проектировании и реализации образовательного процесса Формулировки компетенций усложнены, имеют несколько объектов, что требует тщательности их картирования Оценочные средства не сопровождаются измеримыми критериями оценивания Образовательные технологии не осознаются как способ промежуточного оценивания сформированности компетенций Недостаточно используются виды, объекты и задачи деятельности как основа выбора деятельностных образовательных технологий Формат УТП не стимулирует преподавателей использовать интерактивные образовательные технологии Создание системы образовательных технологий не осознается как способ проектирования образовательного процесса от целей до результатов Цели и задачи дисциплины формулируются с позиций преподавателя, а не студента Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

На наш взгляд, это касается как студента - чему он должен научиться, так и преподавателя – чему от должен научить Важной становится триада : - компетенции как результат образования - образовательные технологии как способ их формирования -оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования Н.В.Борисова,. к.пед.н. профессор, ИКВО НИТУ МИСиС

Борисова Наталья Владленовна Желает Вам успехов ! (499)

Эмоциональная реакция на изменение Изучение изменени я Активное Пассивное Время Шок Отказ Гнев Сделка (попытка изменить ход событий) Депрессия Оценка новой реальности Принятие новой реальности Борисова Н. В., Кузов В.Б. 2013

Процесс возрастания объемов информации и знаний не имеет завершения. Он бесконечен. При этом увеличивать пропорционально сроки обучения невозможно. В этих условиях требуется не только непрерывность образования, но и интенсификация его получения. Важным фактором интенсификации образовательных процессов является их технологизация, использование образовательных технологий деятельностного/активного (интерактивного) типа. И ключевая роль здесь принадлежит не технике, а разработке и эффективному применению таких технологий.

Основные задачи нового закона об образовании: Создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики; Расширение образовательных возможностей граждан и совершенствование качества образования; Комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования; Обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования.

Дистанционные образовательные технологии; Электронное обучение; Сетевая форма реализации образовательных программ; Модульный принцип; Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования. Формы реализации образовательных программ

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно­- телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

И в чём разница? Слова расставлены в разном порядке?