РМО школьных библиотекарей г.Лысьва Структура Программы развития школьной библиотеки Тюленева Е.В., методист 2013, декабрь
1. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы развития школьной библиотеки приоритетным задачам образования в целом и задачам конкретной школы. 2. Характеристика проблемной ситуации. 3. Цели и задачи Программы. 4. Ожидаемые результаты Программы. 5. Механизмы реализации Программы. 6. Основные направления и основные проекты Программы: –Информатизация библиотечно-информационного центра. –Библиотечно-информационный центр – поддержка учебно-образовательного процесса. –Библиотечно-информационный центр – центр приобщения к чтению. –Библиотечно-информационный центр – досуговый и культурный центр. –Сотрудничество библиотечно-информационного центра с другими институтами образования и социализации. 7. Индикаторы для оценки достижения ожидаемых результатов. 8. Ориентировочные сроки и этапы решения. 9. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы.
1. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы развития школьной библиотеки приоритетным задачам образования в целом и задачам конкретной школы …. цели и задачи Программы развития школьной библиотеки, соответствуют : Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» «Закону об образовании РФ» далее необходимо указать все названные выше программы по развитию образования разного уровня.
2. Характеристика проблемной ситуации Анализ деятельности школьной библиотеки (краткое описание исходных ресурсов библиотеки). Представить сильные и слабые стороны деятельности библиотеки. Состояние и модернизация фонда информационных ресурсов.
3. Цели и задачи Программы Цели программы сформулировать в максимально общем виде, в качестве целей школьной библиотеки можно представить цели школы в целом, т.к. библиотека является структурным подразделением школы. Задачи должны максимально конкретными, отражающими проблемы библиотечно- информационного обслуживания.
Цели Преобразование школьной библиотеки в библиотечно-информационный центр. Повышение эффективности библиотечно- информационного обеспечения урочной и внеурочной деятельности всех участников учебного процесса. Совершенствование информационно-библиотечного обслуживания. Модернизация состава информационных ресурсов. Увеличение ассортимента информационно- библиотечных услуг. Формирование информационной культуры учащихся.
Задачи – О рганизационные (создание нормативно-регламентирующей документации библиотечно-информационного центра, приобретение программного обеспечения, создание электронного каталога, получение дополнительного помещения и т.д.). – Учебные (разработка и внедрение программ формирования информационной культуры учащихся, создание и проведение интегрированных уроков совместно с учителями- предметниками и т.д.). – Материально-технические (приобретение новых информационных ресурсов на различных носителях, соответствующих учебно-образовательному процессу школы; организация библиотечной среды; оборудование читального зала и т.п.); – Кадровые (обоснование необходимости введения в штат библиотеки библиографа и медиаспециалиста).
4. Ожидаемые результаты Программы Библиотечно-информационное обслуживание школы будет соответствовать современным требованиям образовательной практики. Образовательное учреждение получит библиотечно-информационный центр для более качественной поддержки учебно-образовательного процесса. Увеличится количество учащихся, пользующихся библиотечно- информационным обслуживанием. Возрастёт количество и качество информационных ресурсов; повысится уровень информационной культуры учащихся и педагогов. Будет сформирована система приобщения детей к систематическому чтению. Существенно расширится сотрудничество школьной библиотеки с другими институтами образования и социализации. Активизируются контакты с родителями. Библиотечно-информационный центр станет организатором досуговой деятельности учащихся и т.д.
5. Механизмы реализации Программы Совместная работа с административно-педагогическим составом. Опора на лучшую практику, уже имеющуюся в системе школьного библиотечно-информационного обслуживания (опыт). Приоритетное значение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. «Внешние» ресурсы: - возможности города как культурного и интеллектуального центра (музеи, выставочные залы, концертные залы, парки, учреждения науки), - вовлечение семей учащихся в библиотечно-информационное пространство и содействие семей функционированию библиотечно-информационного центра.
5. Механизмы реализации Программы Использование механизмов, обеспечивающие следующие подходы: - целевой подход, при котором решение задач Программы должно быть направленно на системные изменения в библиотечно-информационном обслуживании; - комплексный подход, предусматривающий аналитическое обоснование, методическое сопровождение, получение соответствующих результатов, нормативное обеспечение, а также кадровое, информационное и материально-техническое обеспечение.
6. Основные направления и основные проекты Программы Определить типовую принадлежность школьной библиотеки (библиотека, медиатека, библиотечно- информационный центр). Обоснование потребностей пользователей. строиться на основе утверждённых федеральных образовательных стандартов (усиление воспитательной функции образования, внедрение новых педагогических технологий, переход к компетентностной парадигме образования, внедрение проектных форм обучения, увеличение доли исследовательской деятельности школьников).
Пример: преобразование школьной библиотеки в библиотечно- информационный центр Аккумуляция всех информационных ресурсов на различных носителях, в том числе, созданных в данном образовательном учреждении. Оперативное содействие доступу пользователей к информации, необходимой для учебной и профессиональной деятельности. Активизация консультативной функции библиотеки).
7. Индикаторы для оценки достижения ожидаемых результатов Инструментами для оценивания деятельности библиотечно- информационного центра (БИЦ) будут следующие качественные и количественные показатели
8. Ориентировочные сроки и этапы решения Программа будет реализована в 2012–2016 годах в два этапа На первом этапе (2012–2014 годы) будет создана нормативно-регламентирующая документация библиотечно-информационного центра, осуществлено обновление материально-технической базы БИЦ, расширение направлений и видов деятельности, пересмотр спектра библиотечно- информационных услуг. На втором этапе (2015–2016 годы) будет сформирована модель и налажена работа библиотечно-информационного центра
9. Предложения по объёмам и источникам финансирования Программы Приложения могут включать: – список желаемого оборудования БИЦ, – перечень программного обеспечения, – отчёт о работе библиотеки за определённый промежуток времени, – таблицу с указанием предполагаемых средств на приобретение материалов для БИЦ, – должностные инструкции вводимых должностей библиографа и медиаспециалиста, – примерные программы формирования информационной культуры учащихся и т.д.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ : Адамский А. Информационные технологии в российском образовании / А. Адамский. – М. : Эврика, – 144 с. – (Библиотека культурно- образовательных инициатив). Иванова, Е.В. Школьные библиотеки в информационно- образовательной среде: практ. пособие / Е.В.Иванова. – СПб. : Профессия, – 240 с. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: / Концепция развития школьной библиотеки [Электронный ресурс] – Режим доступа: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Электронный ресурс] – Режим доступа: