Оказание государственной поддержки малообеспеченным семьям и детям Министерство социального развития Кыргызской Республики Бишкек – 2014 г.
Презентация по Закону КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О государственных пособиях в КР» Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Закон КР «О государственных пособиях в КР» подписан 27 января 2014 года; Опубликован в газете «Эркин Тоо» 31 января 2014 года; Вступает в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования, т.е. с 1 мая 2014 года.
Проблемы действующей системы государственных пособий : -отсутствие конфиденциальности в назначении ЕСП детям, больным СПИДом, что приводит к не полному их охвату ЕСП; -возможность ущемления в выплатах в зависимости от диагноза при Конституционных гарантиях социальной поддержки; -при назначении ЕСП нарушение принципа социальной справедливости по отношению к пенсионерам, производившим страховые отчисления; -слабая мотивация развития формального рынка труда; -слабые механизмы адресности при назначении ЕПМС (464 сом) в случае выплат студентам, обучающихся на контрактной основе (35,0 тыс.сом. в год, 3,0 тыс. в месяц); -противоречие с законодательством (Кодекс о детях, Семейный кодекс, закон КР «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике», Конвенция о правах ребенка).
Основные изменения и дополнения в Закон КР «О государственных пособиях в КР» НормаОбоснование Назначать ЕПМС только на несовершеннолетних детей, не достигших возраста18 лет -ЕПМС распространяется только на детей, а ребенком в соответствии с Кодексом о детях Кыргызской Республики считается лицо, не достигшее возраста 18 лет. -оптимизировать бюджетные средства путем направления высвобожденных средств в объеме 55,4 млн. сомов на выплату пособий семьям, в составе которых имеются ЛОВЗ, получающие пенсии ниже базовой ее части и, которую предлагается не учитывать в доходе семьи. - как правило, родители студентов оплачивают контракт (существуют скрытые источники дохода) Исключить пенсии лиц с ограниченными возможностями здоровья, размер которых ниже базовой части пенсии из доходов при назначении ЕПМС Данная норма обеспечит поддержку семьям, имеющим детей, в состав которых входят пенсионеры по инвалидности, у которых размеры пенсий ниже базовой части пенсии
Основные изменения и дополнения в Закон КР «О государственных пособиях в КР» НормаОбоснование Если при назначении ежемесячного пособия малообеспеченным семьям, имеющим детей, срок действия одного из представленных документов истечет ранее, чем через двенадцать месяцев с момента назначения пособия, ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей, назначается до последнего числа месяца, в котором заявитель должен обновить необходимый документ. - избежание переплат и упорядочения механизмов обработки документов для назначения и выплаты государственных пособий, - контрольная функция
Внесение изменений и дополнений в Закон КР «О государственных пособиях в КР» НормаОбоснование Ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей, назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заявитель представил все необходимые документы. Практика показывает, что назначение ЕПМС с 1 числа месяца, в котором заявитель представил все необходимые документы, затрудняет формирование потребной суммы на выплату пособий. Формирование потребной суммы производится в 20-х числах месяца и лица, представляющие документы в конце месяца выпадают из отчета и включаются в следующий месяц.
Международная практика СтранаПредельный возраст для получения детского пособия Россия До 16 лет; Учащиеся общеобразовательных учреждений (до окончания учебных учреждений, но не более чем до 18 лет) Беларусь До 3-х лет; От 3-х до 16 лет Учащиеся общеобразовательных учреждений (до окончания учебных учреждений, но не более чем до 18 лет) УкраинаДо 18 лет УзбекистанДо 14 лет КазахстанДо 18 лет АзербайджанДо 3-х лет Таджикистан - в возрасте от 1,5 до 6 лет - в возрасте до 16 лет КыргызстанДо 3-х лет; От 3-х до 16 лет учащимся на очной форме обучения (включая платное обучение ) в ВУЗах, СУЗах, общеобразовательных учреждений до 23-х лет
Проблемы при назначении ЕСП пожилым гражданам Трудоспособный гражданин 1 Трудоспособный гражданин 3 Трудоспособный гражданин 2 Работает и производит отчисления: - в СФ КР; - в налоговую систему Работает, но не производит отчисления: - в СФ КР; - в налоговую систему (теневая экономика) Не работает и не производит отчисления: - в СФ КР; - в налоговую систему (иждивенец) Накопления в СФ КР, направляемые на выплату пенсий Налоговые поступления в государственный бюджет, из которого направляются средства на выплату ЕСП Гражданин 1 в случае наступления нетрудоспособнос ти будет получать пенсию Граждане 2 и 3 в случае наступления нетрудоспособности будут получать ЕСП Выводы: - пополнение бюджета СФ КР и государственного бюджета обеспечивается трудоспособным гражданином 1; - нарушается принцип социальной справедливости; -налицо слабая мотивации развития формального рынка труда
Международная практика Наименование страны Возраст выхода у мужчин наВозраст выхода у женщин на трудовую пенсию (лет) социальную пенсию (пособие) (лет) трудовую пенсию (лет) социальную пенсию (пособие) (лет) Кыргызстан63 58 Россия Украина Таджикистан Узбекистан Азербайджан Латвия Эстония
Проблемы при назначении ЕСП детям с ОВЗ Дети с ДЦП (3000 сом) Дети, живущие с ВИЧ/СПИДом (3000 сом) Дети с ОВЗ (3000 сом) -отсутствие конфиденциальности в назначении ЕСП детям, больным СПИДом. По данным РО«СПИД» на сегодняшний день по республике зарегистрированы 469 детей с ВИЧ-инфекцией или больных СПИДом, из них только 305 человек (65%) получают ЕСП. Родители остальных 35 % детей не обращаются за назначением ЕСП по этическим причинам; - возможность ущемления в выплатах в зависимости от диагноза при Конституционных гарантиях социальной поддержки. Проблемы:
Цель законопроекта - улучшение социальной политики путем перехода к справедливой системе социальной защиты и оптимизации государственных расходов, выделяемых на выплату государственных пособий. Законопроект разработан в рамках реализации Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на годы ССЗ была разработана при участии: -депутатов ЖК; -представителей госорганов; -органов местного самоуправления; -гражданского сектора (ЛОВЗ, пожилые, дети); -международных организаций.
Ожидаемые результаты: Социальная поддержка направлена только на детей из малообеспеченных семей (адресно); Обеспечена мотивация трудоспособного населения к трудовой деятельности; Обеспечен полный охват детей с ограниченными возможностями здоровья социальными пособиями; Исключение дискриминации и борьба со стигмами в отношении детей, рожденных от ВИЧ инфицированных матерей; Достигнута социальная справедливость в социальных выплатах; Государственные средства эффективно используются.
. Спасибо за внимание!