Русский наряд.. Содержание Традиции русского быта Женский костюм: знать и народ Женский костюм: знать и народ Виды ткани. Накладные одежды Сарафан Летники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Advertisements

Одежда XIV-XVI вв.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Добры молодцы. Тело облегала широкая, не доходившая до колен рубаха из простого холста или шелка, смотря по достатку хозяина. У нарядной рубахи, обычно.
Учитель ИЗО МБОУ Ак-Чыраанской СОШ Кыргыс Надежда Владимировна.
1 Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства (Пословица) Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
РУССКАЯ КРАСАВИЦА. КРАСОТА ЛИЦА Русские женщины, красивые от природы, сильно красили щеки, белили лицо, сурьмили брови. Использовали на Руси натуральную.
Казахская национальная одежда отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными и климатическими условиями.
РУССКИЙ КОСТЮМ 19 ВЕКА. Русский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
Мужская одежда.. Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи и штанов. Молодые мужчины надевали ситцевые рубахи, плисовые или нанковые шаровары,
«По одёжке встречают, по уму провожают». В древности русские называли одежду – одёжа. Главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда -
Выполнили: Ученицы 10«А» класса Средней школы 5 Капарова Анар, Абрамова Валерия.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь. Хвалят на девке шёлк, когда в самой девке есть толк.
История русского костюма Внеклассное мероприятие МОУ Чикская СОШ 7.
Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения, каких- либо особых различий не отмечалось. Нательное белье мужчины состояло.
Транксрипт:

Русский наряд.

Содержание Традиции русского быта Женский костюм: знать и народ Женский костюм: знать и народ Виды ткани. Накладные одежды Сарафан Летники Опашни и телогреи Обувь Женские наряды. «Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи» «Семьдесят одежек и все без застежек» «Коса девичья краса!» Венцы или венчики Венцы Столбунец Кокошник Подбрусник и кика

Цель: Прививать любовь к русскому народному творчеству. Познакомить с историей народного костюма.

С древнейших времен до конца XVII в. русская бытовая культура отличалась национальным своеобразием. Бытовая культура знати и народа была приближена друг к другу. Костюмы отличались богатством и качеством тканей и меха, количеством украшений и спецификой головных уборов. Повседневная жизнь строилась на основе «Домостроя», была замкнутой и не распространялась далее терема. В результате реформ Петра I дворянский быт включился в общеевропейский процесс, а народная культура продолжала древнерусские традиции и сохранила самобытность. Наиболее ярко это проявилось в костюме, который резко разграничил дворянство и другие сословия. Вместе с европейским костюмом и брадобритием Петр I почти силой вводил новые праздничные увеселения и нравы: организовывал фейерверки, ассамблеи, театр, праздники на воде. Традиции русского быта Русский быт допетровской эпохи века

Для изготовления одежд знати использовали парчовые плотные ткани. Они были в основе шелковыми с золотыми и серебряными нитями в утке. Женский костюм: знать и народ А молодки под убрусы Прячут волосы свои: В старину была коса Только девичья краса! Н.П.Кончаловская Итальянские и турецкие ткани XVII в.: аксамит петельчатый, камка, атлас золотный, бархат золотный, бархат рытый, парча.

Виды ткани. Виды ткани. Плотной тканью был алтабас (от тур. затканная золотом) парчовая ткань, при изготовлении применялась золотая или серебряная проволочка, вытянутая вручную до тонкости волоса. Восточные алтабасы не сгибались, поэтому одежды из них казались металлическими листами. Западные алтабасы были не такими тяжелыми, в них было меньше драгоценных нитей. Рисунки на тканях называли травчатыми, лапчатыми, струйчатыми, репьяными и др. Более мягкие,например, объярь (от перс. «абдар» волнистый, струйчатый) тонкая шелковая ткань с волнистыми разводами, которые получали после горячей обработки. Тафта тонкая шелковая ткань. Делали ее и одноцветной, и узорчатой. с узором из Популярностью пользовался атлас (от араб. гладкий). Бархат шелковую или хлопчатобумажную ткань с мягким густым ворсом. По бархату вышивали петлями пряденого золота и серебра, ткали красивые узоры. Штоф плотная шелковая ткань, гладкая или с орнаментом. употреблять и тонкое привозное Зуфь была тонким привозным сукном. Камлот грубой шерстяной тканью диагонального переплетения. Для отделки костюмов использовали: Запоны украшения из драгоценных камней, нашитые на ткань Позументы шитые золотом и серебром широкие тесьмы. Жемчужную обнизь плотно пришитые друг к другу и к ткани жемчужины, которые смотрятся как ожерелья. Слово «обнизь» происходит от глагола «обнизывать», то есть расшивать, разукрашивать ткань. На одежду нашивали красивые бляхи аламы. Канителью назывались украшения из крученой золотой или серебряной нити.

Накладные одежды Женский костюм был похож на мужской, хотя шился еще более длинным и широким, так как обтягивать фигуру считалось неприличным. Женская рубаха была прямого покроя и больше напоминала длинное платье до полу (отсюда слово «подол») с длинными рукавами и круглым воротом. Рукава рубахи были узкими и облегающими. Запястья пристегивались отдельно и вышивались золотом, серебром и жемчугом. Для этой цели использовали браслеты и обручи. Ворот рубахи был с прямым разрезом посредине, отделывался вышивкой и застегивался на пуговицу. Красные рубахи, как и у мужчин, были в почете, но делали еще и белые. Богатые женщины непременно носили по две рубахи сорочку, или исподницу, то есть нижнюю полотняную рубаху, и верхницу шелковую, верхнюю. Домашняя рубаха, не предназначалась для посторонних глаз, поэтому ее носили с поясом, обозначавшим талию и грудь. Пояс служил оберегом так же, как и вышивка. Показываться же людям в рубахе считалось неприличным. Душегрея Душегрея Девушка в Сзади спереди рубахе Душегрея Душегрея Девушка в рубахе сзади спереди Д

Сарафан Сарафан На рубахи в Древней Руси в качестве домашней одежды надевали глухие, прямые или расклешенные цельные платья на двух лямках без рукавов сарафаны. Подтянутые под грудью и распашные книзу, они имели множество пуговиц. Позднее сверх рубашки русские женщины стали носить летники. Одежда эта была не такой длинной, как рубаха, не доходила до пят, а лишь до щиколотки, была глухой, надевавшейся через голову, сильно расклешенной книзу. Рукава летника были такой же длины, что и сам летник, и чрезвычайно широки, колоколообразной формы и сшивались лишь до локтя.

Летники Летники Женщины среднего достатка носили летники из зуфи, киндяка, дороги, расшивали цветной пряжей и шелком. Особенностью всех летников были вошвы вшитые места из дорогих кусков ткани атласа, бархата или особого шелка. Вошвы нашивали на рукава и на полы летника по обеим сторонам от разреза, как нашивки на мужских кафтанах. Руки женщины старались держать согнутыми в локте, чтобы вошвы не мялись и были видны. Все домашние женские одежды рубахи, сарафаны, летники надевались через голову, как тогда говорили, «накладывались».

Опашни и телогреи Опашни и телогреи Женский опашень представлял собой длинную просторную одежду с клиньями по бокам, с частыми пуговицами сверху донизу. У богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у средних слоев оловянными. Другой вид женской верхней одежды телогрея. Она была длиной до пят, уже в плечах и шире в подоле. Рукава телогреи были длинными, с проймами под мышками, как и в опашне, к краям рукавов пристегивалось запястье из другой материи, обыкновенно вышитое. Подол имел подпушку в виде широкой полосы другой материи. Опашень Душегрея. Боярышня в шубке

Обувь Обувь В боярском быту женщины прятали руки зимой в длинные рукава. С этой целью рукава зимних одежд специально отделывали собольими хвостиками, украшали кистями. Рукавами называли муфты на меху, покрытые материей. Изготовление дорогой женской обуви почти не отличалось от производства мужской. При пошиве также не различали правую и левую ноги, но использовали более мягкую кожу и бархат.

Женские наряды. Женские наряды. Девушка в короткой шубке Платье в древнерусском стиле Женские наряды: телогреи и шубы. Рисунок Мейерберга. XVII в.

«Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи» «Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи» Рубаха доходила до середины голени, но могла быть и до пят, состояла из стана и рукавов. Стан делали из отбеленного домотканого холста обычно белого цвета, а рукава из кумача или вытканные красной нитью по белому холсту. Украшали рубахи вышивкой, затканкой, аппликациями в виде геометрического орнамента. Рубаха девичья Поверх рубахи носили поневу полотнище ткани, располагавшееся вокруг бедер, прообраз юбки. Она напоминала широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Понева делалась из трех и более кусков шерстяной ткани. Цвет поневы зависел от местных особенностей и возраста женщины: пожилые носили темные поневы без украшений, молодые вышивали и отделывали ее гарусом. Понева

«Семьдесят одежек и все без застежек» Основным видом женской народной обуви были лапти, белые или черные онучи, чоботы из сыромятной кожи и коты башмаки с высоким передом вроде полусапожек на невысоком каблуке и с подковками. Сарафан Праздничная крестьянская одежда Коты Это была выходная праздничная обувь. Вся обувь на ноге крепилась оборами черными или красными шерстяными шнурами, пропущенными через петлю в заднике.

«Коса девичья краса!» «Коса девичья краса!» С древних времен на Руси девушки носили волосы заплетенными в косы, а замужние женщины должны были тщательно скрывать их под головным убором. Причина прикрывания волос замужней женщины заключалась в том, чтобы обезопасить и предохранить род мужа от их вредной магической силы. Головной убор женщины был символом брака и плодородия. Считалось, что во время свадьбы жених овладевал девичьей косой, и теперь только муж мог видеть волосы своей жены. Следуя правилам христианской традиции, в Древней Руси выражение «опростоволоситься», то есть открыть свои волосы, было синонимом слова «опозориться», бесчестьем. Неприкосновенность покрова головы замужней женщины охранялась законом. Срывание головного убора с головы женщины каралось высокими штрафами и порицалось обществом. В наказание за супружескую неверность с женщины снимали головной убор и остригали ей волосы, и муж отказывался от такой женщины.

Венцы или венчики Московская девушка XVII в Примерка головных уборов. Девичьи уборы.

Кокошник Кокошник Знатные русские женщины стали носить на головах кокошники. Слово произошло от слова «кокошь», то есть наседка, курица. Кокошники напоминали по форме луковицу. Край кокошника обрамляли поднизи в виде сеточки или бахромы. Обшивали кокошники темно-красной материей и красиво унизывали жемчугами и камнями. Кокошники для богатых боярынь и боярышень изготовляли специальные мастерицы. Боярышня в кокошнике

Кокошники и венцы замужние женщины надевали на повойники плотно прилегающие к волосам чепцы. В XVI в. к ним добавляли подубрусники и волосники. Подубрусник был домашней женской шапочкой наподобие тафьи, которую делали из шелковой материи. Выходя в гости или церковь, богатые женщины надевали кику шапку с возвышенной плоскостью на лбу Боярыня в убрусе. Подбрусник и кика Подбрусник и кика Кика

Венцы Венцы Главным их головным убором были венцы, называемые также красой. Например, изображение терема в несколько ярусов, разделенных жемчужной обнизью. Венец представлял собой наклеенную на твердую прокладку ленту из византийской парчи, один край которой приподнят и вырезан зубьями. Венчик изготавливали из серебра или бронзы. На концах венчика устраивали крючки либо ушки для шнурка, которым он завязывался на затылке. Затылок у девушек в таких головных уборах оставался открытым. Вдоль щек спускались от венца рясы нити бус из камней или чаще жемчуга, а лоб украшали поднизью. ВолосникВенцы

Столбунец Столбунец Зимой девицы покрывали голову высокой шапкой, которая называлась столбунец. Низ ее оторачивали бобровым или собольим мехом, а высокий верх делали из шелка. Из-под столбунца выпадали косы с красными лентами. Дело в том, что под столбунец надевали еще повязку, спереди широкую и сзади узкую, которая там же и завязывалась лентами. К девичьим лентам пришивали косники плотные треугольники из кожи или бересты, обтянутые шелком или расшитые бусами, жемчугом, полудрагоценными камнями. Они вплетались в косу с помощью золотой крученой нити.

Голову прикрывали различными уборами. На голову незамужняя женщина надевала повязку в виде широкой ленты, с твердым околышем и хвостом из лент. Украшали повязку бисером. С сарафанами девицы носили коруны широкие богато украшенные обручи. Молодые, недавно вышедшие замуж женщины по старой русской традиции носили кокошники. Нижним головным убором замужних женщин был повойник холщовый чепец, прикрывавший волосы. На повойник надевали подзатыльник, закрывавший волосы сзади, и укрепляли тесемками, а затем сверху напяливали кичку или сороку. Все эти головные уборы женщина надевала после рождения первого ребенка. Кичками часто называли вообще сложные головные уборы замужних женщин из ряда элементов.

От повязки до сороки От повязки до сороки

От прялки до сундука Русская одежда всех сословий имела две главные функции: престижную (социальную) и сберегательную (защитную). По одежде, украшениям и целой системе символов различали богатых и бедных, бояр и купцов, ремесленников и крестьян. Легко можно было определить и семейное положение человека. Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили.