С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 2 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВИДЫ НАУК: ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК: ПОДХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ.
Advertisements

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Классификация наук Модуль « Основы научных исследований в области образования » ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ.
Тема: Рождение новой европейской науки. Таблица: «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество». Учёные и мыслители.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
«А все- таки она вертится». Тема урока «Рождение новой «Рождение новой европейской науки» европейской науки»
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Великие математики ГКС(К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 33 города Ставрополя» Учитель математики Ляхова Г.Н.
Научная-исследовательская работа ученика Гимназии 8 6 а класса Луцая Александра По теме: Измерение ускорения свободного падения.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Эпоха XV-XVI веков. Николай Коперник Рождение новой науки Автор гелиоцентрической системы мира; Одним из первых высказал мысль о всемирном.
Урок по астрономии 10 класс Учитель физики, астрономии: Алёшина О.Г. Учитель информатики и ИКТ: Дикова Г.А.
Действует до г. Аспирантура – послевузовское образование Обучение по номенклатуре научных спец-ей ФГТ Форма 2.2 Вступает в силу с
Научное общество учащихся Направление «Математика»
Ученые и мыслителиСтрана Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов Николай Коперник ( ) Джордано Бруно ( ) Галилео Галилей.
Возникновение Солнечной Системы. «Одна вещь наполняет душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы.
Об эффективности работы аспирантур и докторантур В 2011 году.
Транксрипт:

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 2 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Ранее рассмотрели темы (лекция 1:) С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования2 Тема 1. О дисциплине «Методология диссертационного исследования». Тема 2. Институт защит диссертаций и история его развития в России. Тема 3. Диссертационное исследование как социальный институт. Тема 4. О науке, ее признаках, функциях, закономерностях (кратко).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования3 Темы лекции 2 Тема 1. О начале науки. Тема 2. Признаки диссертационного исследования (отличие от научного?).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования4 О начале науки Когда началась наука? (несколько версий) С чего началась наука? (мировоззрение, начала теоретизма, развития научного метода – научного обоснования) Что было до современной науки? (миф, вера, преднаука, современная наука – сосуществование мирообъяснений)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования5 Когда началась наука? Основная версия начала НАУКИ – феномен Античной науки в древней Греции «греческого чуда» (VI век до н.э.), связывается с появлением двух научных школ: I школа. Ионийцы: Фалес Милецкий, Анаксимен, Анаксимандр. II школа. Пифагорийцы: Пифагор Самоссий, Эпихарм, Алкмеон. Первые доказательства теорем геометрии, например, о равенстве вертикальных углов. Ввели понятия: аксиома, теорема. первое медиц. вскрытие Заложили основы теоретического обоснования нового научного знания (не допускали экспериментирования)

НАУКА древней Греции С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования6 V век до н.э. Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.) 40 апорий (парадоксов). Наиболее известны – три: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела». Демокрит Абдерский (460 – 370 до н.э. (понятие атома, объемы геом. фигур) IV век до н.э. Сократ (469 – 399 г.г. до н.э.) Сократ один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Платон (428 – 347 г.г. до н.э.) Учение Платона первая классическая форма объективного идеализма. Идеи вечные и неизменные прообразы невечных вещей. Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) Ученик Платона, учитель Александра Македонского. Основы научной философии, логики III век до н.э. Эвклид (325 – 265 до н.э.), Архимед (287 – 212 г.г. до н.э.)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования7 Начало НАУКИ Нового времени Начало науки – с периода Нового времени (XV - XVI в.в.) Николай Коперник (1473 – 1543) Польша, г. Торунь Гелиоцентрическая планетарная система (Первая научная революция) Иоганн Кеплер (1571 – 1638) г. Вайль-дер-Штадт, Св. Римская империя (ученик Тихо Браге ( ) Три закона И. Кеплера (пример изложения ННЗ) 1. Планеты движутся по эллипсу. Солнце в одном из фокусов эллипса. 2. За равные промежутки времени радиус-вектор (Солнце-планета) описывает равные площади. 3. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит планет.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования8 Начало науки Нового времени 1660 г. – год образования Лондонского королевского общества естествоиспытателей (1662 – утверждение Королевской хартией) Существует и сейчас (были и есть ученые из России: А.Д. Меньшиков, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, И.П. Павлов и др. более 30 чел.). Начало науки нового времени связано с именами ученых: Рене Декарт (1596 – 1650) Франция, г. Лаэ (ныне г. Descartes (Декарт)) Основные достижения: 1. Аналитическая геометрия (система коорд.) 2. Решения алгебраических уравнений. 3. Формулировка осн. теоремы алгебры. 4. Законы преломления и распр. света. 5. Ввел понятие количества движения. 6. Принцип рефлекторной деятельности.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования9 Наука Нового времени Френсис Бэкон (основоположник эмпиризма) (1561 – 1626) г. Лондон Основные достижения 1. Индуктивная методология научного исследования «Новый Органон». 2. Афоризм «Знание – сила» 3. Источники (идолы) человеческих ошибок. Опыт – это то, что получаешь, не получив того, что хотел. Галилео Галилей (1564 – 1642) г. Пиза (Италия) Основные достижения 1. Телескоп. Астрономические открытия. Горы на Луне. 4-е спутника Юпитера. 2. Трактат «Механика» о падении тел и колебаниях маятника. 3. Движение тела по параболе (1-я задача динамики). 4. Понятие движения «по инерции». 5. Термометр, чертежный циркуль, гидровесы.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования10 Исаак Ньютон (1642 – 1727) Великобритания. Основные достижения 1. Три закона механики. 2. Закон всемирного тяготения. 3. Дифференциальное и интегральное исчисления. 4. Разложение функции в ряд 5. «Новая теория света и цветов». 6. Вычислительная математика. Готфрид Вильгельм Лейбниц Германия (1646 – 1717) Основные достижения 1. Дифференциальное и интегральное исчисления (независимо от И. Ньютона). 2. Двоичная система исчисления. 3. Комбинаторика. 4. Закон сохранения энергии. Наука Нового времени

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования11 Методологическая версия начала Науки Связана с переходом от преднауки к собственно науке и развитием (эволюцией) методологии научного исследования! (преднаука – деятельность в виде передачи опыта, предписаний ремесла, без создания теоретических обобщений, обоснования достоверности)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования1212 Тема 2. Признаки диссертационного исследования В чем его отличие от научного?

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования13 Признак 1. Предполагает написание научно- квалификационной работы – диссертации и ее публичную защиту! Противоречие акцентов мотивации (что привлекает): квалификационная работа (ученая степень). или научно-исследовательская работа (научные результаты, имеющие значение). Какой акцент становиться приоритетным? Баланс акцентов мотивации и приобретение компетенций специалиста ВК: Производить новые научные знания и результаты. Создавать научный текст, делать доклад. Убедительно выполнять презентацию исследований. Признаки диссертационного исследования

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования14 ПРИЗНАК 2. НОРМАТИВНОСТЬ 1. Положение о порядке присуждения ученой степени. (Положение о порядке от 24 сентября 2013) 2. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Что устанавливают Положения: 1. Кому может быть присуждена ученая степень. 2. Каким образом организуется диссертационный совет. 3. Каким критериям должна отвечать диссертация. Какими компетенциями должен владеть диссертант? Другие нормы: отзывы, порядок защиты, присуждения…

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования15 ПРИЗНАК 2. НОРМАТИВНОСТЬ Критерии научно-квалификационной работы: Типы результата (п.9) (кандидатская – 2, докторская – 3 ). решение задачи – если теория; разработка – если технология (технологическая, экономическая,) Критерии (п.10): 1)совокупность результатов, имеющих внутреннее единство, 2) актуальность (в отзыве оппонента), 3) новизна, 4) обоснованность, 5)значение для теории и практики, 6) самостоятельность и личный вклад соискателя.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования16 ПРИЗНАК 3. Представление позитивных результатов исследования. Обязательное наличие позитивных и новых результатов Известно высказывание Томаса Куна (1922 – 1996). В рамках «нормальной» науки «нормальный» ученый не стремится создать что-то новое, работая в границах принятой парадигмы. Противоречие? Важна оценка уровня научной новизны новых научных результатов (вклад в копилку научных знаний цивилизации) Задача: придумать новее нового!

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования17 ПРИЗНАК 4. Диссертация выполняется самостоятельно Первая презентации нового научного знания ( первородный научный текст в виде рукописи – надо научиться излагать результаты научной работы). Гипотетичность результатов (новизна, правдоподобие объяснения и обоснование достоверности результатов, образованность диссертанта). Личный вклад диссертанта (научный этос (нравственность) и критерий оценки диссертации).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования18 ПРИЗНАК 5. Диссертация выполняется под руководством научного руководителя. Роль научной школы в становлении молодого ученого [коллективное мышление над проблемой, традиции, неявное знание, работа в команде по программе]. Дидактика диссертационной работы (знания, процесс исследования, результаты, презентация). Этика диссертационного исследования (при работе над одной проблемой, сходство и различие результатов).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования19 ПРИЗНАК 6. Итерационность выполнения ДИ Необходимость согласования компонентов при написании диссертации: 1. 1.Объект ДИ Предмет ДИ Наименование диссертации Научная проблема Цель и задачи исследования Гипотеза нового научного знания Методы выполнения ДИ Научно обоснованные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна Новое научное знание, представленное соискателем в диссертации Значение результатов для теории и практики.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования20 Гносеологическая цепочка и итерационные циклы ДИ Выбор объекта исследования Информационный поиск Выбор предмета исследования Поиск и постановка научной проблемы Формирование исследовательской и коллекторской программ ДИ Выбор методической формы и структуры изложения диссертации Формирование целей и задач (направлений) исследования Обоснование результатов исследования Оценка значимости результатов для теории и практики Оформление диссертации и подготовка к защите Защита диссертации Получение результатов ДИ

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования21 Итерационность и Матрица интересов Нормативные Личностные Методологические Социальные Профиль высшего образования Подготовленность соискателя Мотивация Господдержка. Гранты. Традиции НШ и ДС Нормы подготовки диссертации Паспорт научной специальности Выбор диссертационного совета Теория и методология ДИ История развития тематики База исследования.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования22 Признак 7. КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ Система научных знаний История развития систематизации научных знаний Аристотель (384 – 322 до н.э.) предлагал разделить научное знание на теоретическое, имеющее право существовать ради самого себя, практическое, руководящее поведением человека, и творческое для достижения чего-либо прекрасного. Френсис Бэкон (1561 – 1626) Основные способности человеческой души ПамятьВоображениеРазум ИсторияПоэзия Философия

КЛАССИФИКАЦИЯ научных знаний по Андре Амперу Селетков С.Г. МДИ (1775 – 1836) Андре Мари Ампер – «Ньютон электричества» (Джеймс Максвелл) Принципы составления классификации: «дихотомия» и «симметрия» Научные знания (всего 128 наук (6-кратное деление)) Науки о мире – космология Науки о мышлении – ноологии Ввел в оборот слова: кибернетика, кинематика (1834 г., после древней Греции ) одушевленныенеодушевленные

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования24 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ДИ Классификацией наук занимались: Георг Гегель, Анри де Сен- Симон, О. Конт, В. Дильтей (науке о духе и природе), В. Виндельбанд и Г. Риккерт, Ф. Энгельс, В.И. Вернадский, Б.М. Кедров, В.С. Леднев, В.В. Ильин и другие. Философия МатематикаПрактические науки (медицина, технологии, педагогика ) Структура научного знания по В.С. Ледневу Центральная область (физика, химия, биология, общественные науки, технические науки, антропологические науки)

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ в контексте ДИ С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования25 Классификации отраслей науки на сегодня нет. Есть только номенклатура. Номенклатура отраслей науки и специальностей создается в результате потребностей института защит диссертаций, диссертационного сообщества и устанавливается нормативно. Известные классификации научных знаний разрабатывались отдельными учеными-мыслителями прошлого и настоящего. Следствия: 1. Постоянно обновляется! 2. Слабое соответствие!

Номенклатура научных специальностей научных работников (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от ) С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования – физико-математические науки; – химические науки; – биологические науки; – технические науки (архитектура); – сельскохозяйственные науки (ветеринарные); ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ – исторические науки и археология; – филологические; – философские науки; – искусствоведение; – культурология;

Номенклатура научных специальностей научных работников (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от ) С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования27 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ – психологические науки; – экономические науки; – педагогические науки; – социологические науки; – юридические науки; политология – МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ; (медицинские, фармацевтические) – НАУКИ О ЗЕМЛЕ (географические, геолого-минералогические)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования28 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ В ДИССЕРТАЦИОННОМ ИССЛЕДОВАНИИ КЛАССЫ отраслей науки Естественно-научный [объекты природы] (5 отраслей) Отрасли науки и специальности (119) Технологический [объекты - технологии] (7 отраслей) Отрасли науки и специальности (225) Социологический [объекты: общество и человек](10 отраслей) Отрасли науки и специальности (81)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования29 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ДИ I. Естественно-научные отрасли науки 1. Физико-математическая (01), Химическая (02), Биологическая (03), - 29 Науки о Земле (25) (группа): Географическая (25), 5. Геолого-минералогическая(25) (Всего специальностей - 119)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования30 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ДИ II. Технологические отрасли науки 1. Техническая (05), Сельскохозяйственная (06), Ветеринарная (06* в гр. с/х ), 4. Экономическая (08), Медицинская (14), Фармацевтическая (14 в гр. мед. ), 7. Архитектура (05* в гр. техн. ). Специальные отрасли - группа (20) (Всего – 225 специальностей)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования31 КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ НАУКИ В КОНТЕКСТЕ ДИ III. Социологические отрасли науки 1. Историческая (07), Философская (09), Филологическая (10), Юридическая (12), Педагогическая (13), Искусствоведение (17), Психологическая (19), Социологическая (22), Политическая (23), Культурология (24). - 2 (Всего – 81 специальность)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования32 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Диссертационное исследование – научное, нормативное исследование, выполняемое соискателем ученой степени самостоятельно с целью получения значимых для науки результатов, подготовки и написания по ним научно- квалификационной работы в виде рукописи – диссертации или монографии и публичной их защиты, на основании которой соискателю присуждается ученая или академическая степень.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования33 Мы рассмотрели темы: Тема 1. О начале науки (Античная наука, Наука Нового времени. Развитие исследовательского метода). Тема 2. Признаки диссертационного исследования (7 признаков: диссертация, нормативность, позитивность результатов, самостоятельность, научное руководство, итерационность, классификация отраслей науки ).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования34 Спасибо! До встречи на следующей лекции!