Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
Advertisements

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
География науки 9 класс Тема: «Третий сектор экономики России» Белан Л.Г. учитель географии МБОУ СОШ 5, г. Радужный.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 10 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Об интеграции образовательного и научно- исследовательского процесса в обучении студентов ИМЕНИТ И.Н.Глухих, зам директора по УР.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
1 Exactus Expert - система интеллектуального поиска и анализа научных публикаций Смирнов Иван Валентинович с.н.с. ИСА РАН.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Перспективы работы с одаренными и основные направления развития системы поиска, выявления, развития и поддержки одаренных Докладчик профессор Ф.Л. Ратнер.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ» Проф. Кутузов В.М. Ректор СПбГЭТУ Санкт-Петербург 30 сентября 2010.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 4 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Районное методическое объединение учителей начальной школы.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 9 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ЭКОНОМИКЕ»
Транксрипт:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования2 Ранее рассмотрели темы (лекция 2) Тема 1. О начале науки (Античная наука, Наука Нового времени. Развитие исследовательского метода). Тема 2. Признаки диссертационного исследования (7 признаков: диссертация как НК работа, нормативность, позитивность результатов, самостоятельность, научное руководство, итерационность, классификация отраслей науки ).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования3 Темы лекции 3 Тема 1. Соискатель, научный руководитель и консультант. Тема 2. Современная научная школа. Начало XXI века. Тема 3. Компоненты диссертационного исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования44 Тема 1. Соискатель, научный руководитель и консультант.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования55 Идеальный научный руководитель: 1. 1.Доктор наук, профессор Соответствие отрасли науки Соответствие научной специальности Член диссертационного совета Не обременен административными обязанностями Непосредственно руководит научными исследованиями в рамках научно-исследовательской программы (статьи) Исследования поддерживаются грантами (РФФИ, РФГНИ) Носитель продуктивных идей (идея и реализация) Способен к продуктивной совместной работе над планом и текстом диссертации, постановке эксперимента (передача неявного знания) По тематике защищены диссертации (направление, образцы) Исследования обеспечены материально и инструментально.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования66 О формах руководства аспирантами 1. 1.Традиционная – у диссертанта один руководитель, специалист по тематике диссертации (он должен знать все!? Теорию, практику. Эффективность?) Нетрадиционная – у диссертанта несколько консультантов (математик (модель), программист (ПО), ученый-методист (формат научной работы) ). Требуется лучший консультант!?

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования77 Почему нетрадиционная? 1. Повышение сложности научных задач. Отсюда выбор наиболее квалифицированных специалистов отрасли науки. 2. Революционное повышение интенсивности и информативности коммуникаций. Изменяется психологический тип ученого. Выход его из интровертной зоны в экстравертную. Исчезают территориальные границы сотрудничества 3. Проектная организация деятельности (задача как проект, грант, программа, коллектив, ресурсы, масштабность).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования88 Тема 2. Современная научная школа. Начало XXI века.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования99 СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА (формирование понятия) Признак. Научная школа (НШ) состоит из двух групп ее членов: a) a) имеющих ученую степень и b) b) не имеющих ученой степени, но желающих ее получить. «Возникновение научной школы – результат уровня научных знаний, при котором дальнейшее развитие возможно при объединении усилий в коллективный творческий труд» (Воронова Е.Ю.)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1010 Известные критерии НШ: Наличие лидера. Наличие исследовательской программы. Наличие защит диссертаций по исследовательской программе НШ. Сочетание научной и преподавательской деятельности членами НШ. Признание за рубежом. Производство продуктов научной и педагогической деятельности: статьи, монографии, учебники, патенты. Обмен неявным знанием, обучение в формате традиций НШ. Преемственность поколений. Наличие духовной общности. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА (формирование понятия)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования11 Мегаструктура НШ Учитель - ученик Исследовательская программа Организационная инфраструктура Университет Институт Академия Профессор - аспирант Грант РФФИ, РФГНИ

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1212 Особенности научных школ Научные школы имеют различные традиции в различных классах отраслей науки. Техника и технологии: ( (короткий жизненный цикл, сложность, масштабность) Освоение космоса. Энергетика. Информатика. Промышленность, машиностроение. Экология. Естественно-научные и логические Объекты природы (открытие) или математика (доказательство – аналитическое знание). Социальные и гуманитарные (описание, мысленный эксперимент, сценарий, прогнозирование)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1313 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ В РФ (Указ президента от ) 1. 1.Безопасность и противодействие терроризму Индустрия наносистем Информационно-телекоммуникационные системы Науки о жизни Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники Рациональное природопользование Транспортные и космические системы Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика. Доминирует техногенное развитие.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования14 Тема 3. Компоненты диссертационного исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования15 Компоненты, конструкты, регулятивы Компоненты = конструкты + регулятивы Конструкты – логические единицы структуры диссертации (конструкции или морфологии) ДИ. Регулятивы – логические единицы процесса выполнения диссертационного исследования. М.А. Розов: «Посмотрите и сравните друг с другом рефераты кандидатских и докторских диссертаций. Они различны по содержанию, но написаны по одной и той же схеме. Можно подумать, что они следуют какой-то официальной инструкции, однако такой инструкции не существует». Но! (ГОСТ Р – 2011) Розов М.А. (1930 – 2011) Морфология сказки (31 функция действующего лица) Вл.Як. Пропп (1895 – 1970 г.г.) профессор ЛГУ

Конструкты (10): Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования16 1.Объект ДИ. 2.Предмет ДИ. 3.Наименование диссертации. 4.Научная проблема (проблемная ситуация). 5.Цель и задачи исследования. 6.Гипотеза нового научного знания (разработки). 7.Методы выполнения ДИ. 8.Научно обоснованные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна (на защиту выносятся ?). 9.Новое научное знание, представленное соискателем в диссертации. 10.Значение результатов для теории и практики.

Конструкты и регулятивы Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования17 4 Конструкт (структура)Регулятив (процесс) 1.Объект исследования 1. Выбор объекта 2.Предмет исследования 2. Выбор предмета. 3. Актуализация объекта и предмета исследования. 3.Наименование диссертации 4. Формулирование наименования тематики и наименования диссертации. 5. Информационный поиск. 4.Научная проблема (проблемная ситуация) 6. Оценка проработанности предмета. 7. Описание проблемной ситуации (выявление недостаточного знания об объекте исследования); 8. Поиск идей нового научного знания или инновационных решений; 5.Цель и задачи исследования. 9. Определение целей и задач (направлений) исследования;

Конструкты и регулятивы (продолжение) Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования18 4 КонструктРегулятив 6.Гипотеза нового научного знания (разработки) Построение категориальной матрицы (концепции) ДИ. 11. Формулирование гипотез исследования и их следствий. 12. Анализ и выбор типа результатов. 7.Методы выполнения ДИ. 13. Выбор методической формы диссертации и структуры изложения диссертации; 14. Формирование исследовательской и коллекторской программ ДИ; 15. Выбор методов получения результатов; 16. Выбор методов обоснования результатов; 8.Новые научные результаты, полученные соискателем. 17. Получение результатов. 18. Формулирование научной новизны предмета исследования.

Конструкты и регулятивы (продолжение) Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования19 4 КонструктРегулятив 9.Новое научное знание, представленное в диссертации. 19. Обоснование достоверности результатов. 20. Построение теоретической и эмпирической интерпретаций, их сравнение, анализ; 10.Значение результатов для теории и практики. 21. Изложение нового научного знания в научных выводах диссертации; 22. Оценка значения результатов для теории и практики; 23. Формулирование рекомендаций для практического использования результатов диссертационного исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования20 Мы рассмотрели темы лекции 3: 1. 1.Соискатель, научный руководитель и консультант (идеальный руководитель, формы руководства) Современная научная школа. Начало XXI века (критерии, мегаструктура, традиции) Компоненты диссертационного исследования (10 конструктов + 23 регулятива = 33 компонента).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования21 ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ: ??? Поблагодарим друг друга за труд! До встречи на следующей лекции!