Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 7 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метапредметность.. Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА... (от греч. meta между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование.
Advertisements

ТРИЗ: постулаты, источники и составные части. Вопросы лекции 1.Основные понятия ТРИЗ 2.Источники ТРИЗ 3.Постулаты и принципы ТРИЗ 4.Составные части ТРИЗ.
1 Exactus Expert - система интеллектуального поиска и анализа научных публикаций Смирнов Иван Валентинович с.н.с. ИСА РАН.
1. Наука – исследовательская деятельность ученых, направленная на получение новых общественно значимых знаний. 2. Наука – это система особого рода знаний,
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ АРИЗ - пошаговая программа для анализа и решения изобретательских задач. 3 основных инструмента ТРИЗ: - программа.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 3 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
1 © Vladimir Petrov Саммит Разработчиков ТРИЗ – 2009 ТRIZ Developers Summit – 2009 Структура АРИЗ-2010 Владимир Петров.
1 Понятие «Информация» 1. Информация фундаментальная научная абстракция 2. Информация фундаментальная философская категория. 3. Информация это определенный.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования 1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 6 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.
Формирование исследовательских знаний и умений преподавателя.
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Программа социологического исследования.
Экспериментальная работа в школе Теоретические аспекты.
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
Транксрипт:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 7 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования Формы и структуры диссертации О методах диссертационного исследования. На предыдущей лекции 6 рассмотрели темы:

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования3 Темы лекции 7 Тема 1. Информационный поиск. Тема 2. Эвристический поиск.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования4 Информационный поиск. Что мы ищем? ПОИСК Темы (объект, предмет) Гипотезы (новизны диссертации) Теории (модель, расчет) Данных ( наблюдения, эксперимента, статистики)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования5 Структура поиска. Как мы ищем? ПОИСК Информационный Творческий (эвристический) (Интернет, библиотека, коллеги НШ, образцы-шаблоны, аналоги, патенты, авторов, ПРОТИВОРЕЧИЯ, известные методы) (поиск нового научного знания, новой разработки)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования6 Тема 1. Информационный поиск.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования7 Итерационный цикл информационного поиска (исследовательская программа) Информационный поиск (сравнение) Противоречия и несоответствия Проблемная ситуация, критика, поиск позиции Цель, задачи, актуализация. Признаки нового результата Творческий поиск решения Новый научный результат ??? Обоснование новизны и достоверности результатов Новый научно обоснованный результат Решение задачиИнновационная разработка

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования8 Информационный поиск в ДИ Функции информационного поиска в ДИ: 1. 1.Поиск прототипов результатов диссертации Формирование коллекторской и исследовательской программ ДИ Систематизация и сравнительный анализ точек зрения по предмету исследования Определение возможных новых признаков научных положений диссертации Обращение к известным трудам как к средству аргументации и сокращения (!) (не увеличения ?) объема текста диссертации.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования9 Факторы успешного ИП Подготовленность соискателя к ИП (знает, что ищет). Соответствие ИП классу отраслей науки. Наличие ИДЕИ (концепций диссертации). Достоверность информационных источников. Творческое отношение к информации: аналоги и прототипы: естественнонаучное знание (открытие или переоткрытие существующего?), или технологическое знание (создание и модернизация артефактов ), или социальное знание (новая интерпретация социального решения).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования10 Основные источники информации (в порядке снижения достоверности информации!) Интернет – средство поиска информации. учебники и учебные пособия, желательно имеющие рецензию или гриф МОиН РФ, переиздаваемые учебные пособия и монографии; патенты и авторские свидетельства; периодические издания из перечня журналов ВАК; нормативные документы (стандарты, нормативные условия);

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования11 Основные источники информации (в порядке снижения достоверности информации!) информационные издания (аналитические обзоры, выставочные проспекты); словари и справочники; оригиналы иностранной научной литературы; переводы научной литературы; диссертации и авторефераты; отчеты о научно-исследовательской работе.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования12 Тема 2. Эвристический поиск.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования13 Матрица новых результатов по классам отраслей Класс отраслей науки Естествен- нонаучные Технологи- ческие Социологи- ческие Тип результата Теория (задача) Открытие объекта, объяснение нового факта, явления Теория создания ТО, модель Теория развития, отношений социумов, личности Разработка Технологии исследования природных процессов. Способы, устройства … (патенты) Социальные технологии

Как возникает новое научное знание? Т. Кун – новый этап «нормальной науки» – накопление необъясняемых фактов – смена парадигмы. В.С. Степин, М.А. Розов – в результате взаимодействие традиций. Виды нового: незнание и неведение. Незнание – «Я не знаю об этом объекте вот это!» Объект известен, но что-то о нем неизвестно. Неведение – «Я не ведаю, что я еще могу узнать». Объект неизвестен в объектно-предметной области (слабый контур). Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования14

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования15 Акты появления новаций (открытий) Преднамеренные (целевые). и Непреднамеренные (нецелевые). Какие типы актов появления возможны при выполнении ДИ? Преобладают преднамеренные, то есть из области целеполагания, т.е. когда мы знаем о существовании неизвестного знания об объекте или возможной технологии. «Требуется сделать неизвестное известным в известной объектной области».

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования16 Как можно найти что-то новое!? Методы поиска нового знания Прогнозируемое (целевое) Непрогнозируемое (неведомое, нецелевое) Комбинирование и сравнение. «Все познается в сравнении» Выполнение поисковой процедуры Классифицирование Побочный результат

Получение нового прогнозируемого знания Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования17 Прямое сравнение (методы) Аналогия: сравнение с аналогом: природа, продвинутые технологии Идеализация (сравнение с идеалом): признаки, свойства, состояние, потребности. Случайных объектов (сравнение объекта со случайным объектом и их признаков) Инверсия (сделать наоборот): сравнение с «противоположным»

Получение нового прогнозируемого знания Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования18 Сравнение образов по матрицам категорий морфологический анализ (Ф.Цвикки, 1942 ). синектика (Дж. Гордон, 1944), мозговой штурм (категории участников, А. Осборн 1957) эвристические приемы (перечень действий, типа: «вред в пользу»), метод контрольных вопросов (Д. Пойт, 1945; Т. Эйлоарт, 1972; Г. Буш, 1972), теория конструирования Коллера (перечень действий), вепольный анализ (комбинации структур вещество-поле, Г. Альтшуллер, 1978),

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования19 Выполнение последовательности операций Методы поисковых процедур: Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ, Г. Альшуллер, 1956). Функционально-стоимостной анализ (ФСА, Ю. Франк, 1959; Л. Майлз, 1967). Обобщенный эвристический алгоритм (ОЭА, (Е1,…,Е17; М1,…,М8) А.И. Половинкин, 1976).

А.И. Половинкин Обобщенный эвристический алгоритм Е1, …, Е17 – этапы проектирования: Е1 – определение потребности; Е2 – определение цели … Е11 – поиск идей решения … Е17 – обобщение результатов решения. М1, …, М8 – массивы информации: М1 – список требований; М2 – методы выявления недостатков; … М8 – список методов оценки и выбора вариантов решения. Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования20

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования21 Законы развития технических систем Тренды (закономерности) развития систем отраслей науки – эффективные средства поиска новаций (природа, техника, общество и человек). Технологические отрасли науки породили около двух десятков законов развития технических систем: Прогрессивной эволюции. Стадийного развития. Повышения динамичности. Стремление к идеальному решению. Увеличения вепольности системы. Перехода с макро- на микроуровень (наноуровень). Перехода в надсистему. Гомологических рядов (Техсистемы с близкими функциями и действующими факторами имеют совпадающие конструктивные признаками). Корреляции параметров. Развитие по S-образной кривой. Расширения потребительских функций.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования22 Как можно извлечь новое знание из области неведомого? Гипотеза: Один из путей от «неведомого» к «незнанию», а затем к новому научному знанию лежит через систематизацию объектно-предметной области исследования.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования23 I.Иерархическая классификация – образование новой клетки как компонента заполнения всего объема понятия. II.Морфологическая классификация – автоматическое появление новых клеток. Новообразование нового знания через его формообразование Не- Ве- До- Мое Признак 1 Признак 2 Признак 3 Единица незнания Единица знания Понятие Контур и фон (психология восприятия)

Иерархическая классификация (принцип деления, например – дихотомия и симметрия) Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования24 ОБЪЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ

КЛАССИФИКАЦИЯ научных знаний по Андре Амперу Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования25 (1775 – 1836) Андре Мари Ампер – «Ньютон электричества» (Джеймс Максвелл) Принципы составления классификации: «дихотомия» и «симметрия» Научные знания (всего 128 наук (6-кратное деление)) Науки о мире – космология Науки о мышлении – ноологии Ввел в оборот слова: кинематика, кибернетика (1834 г., после древн. Греции) одушевленныенеодушевленные

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования26 Морфологическая классификация как поиск нового непреднамеренного научного знания Создание классификации – это систематизация нового мира или систематизация нового видения старого мира.

Таблица химических элементов Д.И. Менделеева Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования27 Пример (факт, обоснование) – таблица химических элементов Д.И. Менделеева (координаты: атомный вес элемента (периоды) и химическое сходство (группы)). Было известно (середина XIX в. – 63 элемента).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования28 Новое в различных классах отраслей науки Различают объекты, которые мы «открываем»: не изменяющие свою сущность (элементарные частицы), объекты эволюционирующие (объекты живой природы), или «изобретаем»: объекты модернизируемые (технологии человека), или «пишем сценарии» (история, педагогика, социология)

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования29 Техническое производство и наука Почему техника способна развиваться независимо от науки? Она развивается в результате модернизации на примерах известных образцов. Когда технологи обращаются к ученым и науке? Наукоемкие, передовые технологии связаны с появлением: 1. 1.Новых принципов действия (конкуренция) Неочевидных аварий (требуется анализ и расчет) Непонятных техногенных эффектов (загрязнение, потепление…).

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования30 Когда появляется новое в технологиях? Большинство систем развивается при ограниченных ресурсах. РЕСУРС КРИТЕРИЙ эффективности

Выводы: Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования31 1. Информационный поиск – ответственный, важный и творческий этап работы. Он определяет научный уровень диссертации. Научиться делать ссылки. 2. Эвристический поиск – метод создавать новое. Личностное знание, комбинаторика, сравнение, поисковые процедуры, приемы – современный ученый должен ими владеть.

Селетков С.Г. Методология диссертационного исследования32 Спасибо! До встречи на следующей лекции!