Комплексное решение задач по укреплению здоровья. Здоровье ребенка – основа его гармоничного развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Заведующий МДОУ детский сад 15 «Золотая рыбка» Семёнова Е.А.
Advertisements

1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Использование здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий в педагогическом процессе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение.
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
Зеленчукский муниципальный район. «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни дошкольников»
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
«О состоянии образовательных учреждений в Московской области» Начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. В нашем районе созданы все условия для занятий с детьми.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 83 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Мониторинг.
«Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Доз-14-1 Кочуева Е.Н.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Обобщение опыта работы по теме: «Внедрение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
«Создание условий для сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе – задача первостепенной важности»
Творческая презентация: « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Л.А.Грибкова заведующая детской поликлиникой, врач высшей категории МЛПУ «Чайковская центральная городская больница »
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
«Движение + движение = формула здоровья» Воспитатель: Дугина А. Н.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 63» Проект программы «Здоровье детей – забота семьи и школы»
Тема проекта: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Автор проекта : Дмитриева Юлия Александровна Воспитатель МОУ СОШ 27 г. Твери.
Транксрипт:

Комплексное решение задач по укреплению здоровья. Здоровье ребенка – основа его гармоничного развития

Одной из самых актуальных на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благо- получие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологи- ческие характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образо- вания детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благо- получие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологи- ческие характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образо- вания детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства.

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, наградив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше всё зависит от того, как мы распорядимся природным даром, зависит от нашего образа жизни. К факторам, влияющим на здоровье детей являются условия окружающей среды и природно-климатические факторы, биологические и генетические обстоятельства, социально-экономические условия, гиподинамия, детские стрессы, которые являются следствием дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психологической обстановки в семье.

Карта здоровья детей. 2006г.2007г г.2010 Списочный состав:76 (30/46)74 (28/46)74 (30/44)76 (30/46)78 (32/46) Имеют паталогию: понижение зрения---- -нарушение осанки3 (-/3)1 (-/1)2 (-/2)- -нервно-псих.заболевания2 (1/1)5 (1/4)4 (2/2) 2 (-/2) -сердечно-сосудистые7 (3/4)10 (1/9)14 (3/11)8 (4/4)10 (4/6) -пиелонефрит1 (1/-) 3 (2/1)2 (1/1) -бронхиальная астма2 (-/2) - -избыток веса3 (2/1) 5 (2/3) 3 (1/2) -дефицит веса12 (2/-)1 (1/-)4 (3/1)2 (2/-) -недостаток роста5 (1/4) 5 91/4)1 (1/-)2(1/1) Группы здоровья: 1-ая 2-ая 3-я 45(20/25) 60% 27(8/19) 35% 4 (2/2) 5% 39(15/24) 53% 30(13/17) 41% 5 (-%) 6% 32(12/20)44% 36(15/21)49% 5(2/3) 7% 32(9/23)42% 42(21/21)55% 2(1/1) 3% Здоровье детей в последнее время имеет тенденцию к ухудшению: около 30% детей д/сада имеют патологии

Анализ заболеваемости. 2006г.2007г.2008г.2009 Всего(я/с) Число пропусков по болезни405(182/223)446 (247/199)413 (263/150)566 (332/234) Число пропусков на 1 ребенка5,6 (6,3/4,8)6,0 (8,8/4,3)5,6 (9/3,3)7,4(10/5) Всего случаев заболевания74 (36/38)81 (41/40)68 (45/23)114 (64/50) Простудные заболевания:58 (30/28)68 (38/30)58 (40/18)97 (52/45) Инфекционные заболевания:-12(ветрянка)5(скарлатина1(ветрянка) Количество случаев на 1 ребенка1,0 (1,2/0,8)1,1 (1,4/0,8)0,9(1,3/0,5)1,5 Количество «чб» детей2 (1,1)1 (-/1)2 (1/1) Ни разу не болели13 (6/7)10 (3/7)6 (-/6)2 (-/2) Всего детей (30/44)79 Мы обеспокоены ухудшением состояния здоровья, увеличением числа болеющих детей.

Дважды в год мы проводим диагностику уровня физического развития детей и их физической подготовленности. Состояние здоровья детей анализируется ежемесячно по картам и листам здоровья. По кривым мы видим, на какие периоды приходятся пики заболеваемости, выявляем причины, стараемся сократить распостранение случаев заболевания.

Работая не первый год по пути сохранения и укрепления здоровья детей, мы постарались выделить некоторые причины заболеваемости в д/саду 1.постоянный контакт детей друг с другом, инфекции быстро передаются от одного ребенка к другому. 2. недостаточная компетенция родителей в вопросах здоровьясбережения, в результате чего дети получают перегрузку дома (нарушение режима сна, отдыха и активности, питания, почти неограниченный просмотр телевизионных программ). 3. адаптация к условиям ДОУ является непрерывным процессом, приводящим к негативным результатам (стресс) у некоторых детей. 4. отсутствие преемственности в области здоровьесбережения между детским садом и семьей.

Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей. Поэтому мы провели опрос родителей, педагогов и детей о сохранении здоровья, об их отношении к здоровому образу жизни.

Исследования опроса родителей показали, что большинство семей (78 %) обеспокоены здоровьем детей и методами их оздоровления, у 22% родителей недостаточно сформирован интерес к физическому воспитанию, к закаливающим процедурам, почти во всех семьях (68%) есть отклонения от режима, особенно в выходные и праздничные дни, в неправильном питании признались 54% родителей, одна из форм укрепления здоровья – выезды на природу, вид деятельности ребенка в вечернее время – просмотр телепередач. Если учесть, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов(физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный), то родители выделили в основном только физический, оставив без внимания все остальные, что совершенно неверно! - физический ( функционирование нашего организма, здоровье всех его систем.) - интеллектуальный (получение информации и возможность ее использования) - личностный (осознание себя личностью, развитие нашего «я», стремление к успеху - социальный ( взаимодействие с окружающим) - эмоциональный (понимание своих чувств и умение руководить ими) - духовный ( внутренняя потребность)

Был проведён опрос детей средних и старших групп: «Что такое здоровье?», «Какого человека можно назвать здоровым?», «Кто заботится о вашем здоровье?» О здоровье, здоровом человеке дети высказали общие представления: красивый, умный, хорошо питается, улыбается, занимается спортом. нездоровый человек « плохо спит, не гуляет, ест вредную пищу, он грустный и сопливый» Заботу о здоровье, по мнению детей, проявляют педагоги (зарядка), родители (дают таблетки), врачи (прослушивают) Педагоги д/сада,признавая важность работы по сохранению и укреплению здоровья детей, не в полной мере используют средства активизации двигательной активности детей, возможности развивающей среды, разработки новых технологий.

Итоги анкетирования показали, что работа по здоровьесбережению в ДОУ должна проводиться в трех направлениях: с детьми. Реализация детских и совместных проектов. -«Я и мое тело»; «Библиотека бабушкиных советов» «Лесная аптека» «Полезно-вредно», «Витамины с грядки» Программа «Разговор о правильном питании» Спортивные праздники и развлечения Большая спортивная спартакиада (зимняя и летняя) Осмотр врачами - специалистами Закаливание, профилактические мероприятия Физкультурные занятия Утренняя гимнастика Витаминотерапия Фитотерапия Оздоровление фитонцидами Чесночные настойки. Проведение профилактических прививок Выставка – конкурс детских работ по программе «Разговор о правильном питании» Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью

с родителями с родителями Цель: создание полной преемственности детского сада и семьи в вопросах здоровьесбережения Анкетирование Консультации Спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья» Семинары-практикумы по оздоровлению дошкольников Участие в совместных проектах «Я и мое здоровье» Информационные бюллетени, памятки

с педагогами: Консультации, информационные бюллетени, памятки Реализация детских и совместных проектов. «Я и мое тело»; «Библиотека бабушкиных советов» «Лесная аптека» «Полезно- вредно», «Витамины с грядки» «Я и мое здоровье» Тренинг общения для педагогов Тренинг для педагогов по эмоциональному выгоранию Семинары-практикумы по оздоровлению дошкольников Программа «Разговор о правильном питании» Цель: Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов в вопросах здоровьесбережения ДОУ.

Таким образом в ДОУ разрабатывается система мероприятий, охватывающая всех участников образовательного процесса, которая способствует формированию привычек здорового образа жизни, ценностного и ответственного отношения к здоровью. Данная система включает два взаимосвязанных направления: социально-педагогические мероприятия - система мер, направленная на объединение участников процесса ( педагоги, родители, дети). поддерживающие мероприятия – создание условий содержания детей, способствующих укреплению их здоровья.

Рациональный режим способствует нормальному функционированию всех органов и систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для всестороннего развития.

Воздушно-тепловой режим создается при правильном и систематическом проветривании и регулярно проводимой влажной уборке, соблюдении санитарно-гигиенического режима и нормативной освещенности помещений. Рациональный подбор мебели способствует формированию нормальной осанки и предупреждает различные нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Санитарно-просветительная работа уделяет внимание таким вопросам, как профилактика различных заболеваний, закаливание, привитие гигиенических навыков, физическое воспитание детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил в д/ саду.

Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, в соответствии с возрастными потребностями растущего организма.

Выполнение продуктовых норм. /сентябрь/ нарастающий итог норма ясли норма сад план ясли факт ясли план сад факт сад план общи й факт общи й - +% планфакт - +% 1хлеб пшен.0,0550,0828,428,067,168,095,596,0-0,5101%787,0 0,0100% 2хлеб ржаной0,0250,0412,913,033,634,046,547,0-0,5101%382,4383,3-0,9100% 3крахмал0,003 1,50,52,51,04,11,52,637%33,719,514,258% 4 мука пшен.0,0160,028,38,016,817,025,0 0,0100%206,7206,30,4100% 5крупы-мак.0,020,0310,320,025,231,035,551,0-15,5144%292,4415,0-122,6142% 6картофель0,120,1961,980,0159,4170,0221,3250,0-28,7113%1822,01972,0-150,0108% 7овощи0,180,292,982,0167,8140,0260,7222,038,785%2156,21454,0702,267% 8фрукты свеж0,090,0646,444,050,358,096,8102,0-5,2105%806,7839,0-32,3104% 9фрукты сухие0,01 5,2 8,4 13,6 -0,1100%112,3112,5-0,3100% 10кондит.издел.0,0040,012,1 8,4 10,5 0,0100%85,685,8-0,2100% 11сахар0,0350,04518,119,037,837,055,856,0-0,2100%460,7461,7-1,0100% 12масло слив.0,0120,026,2 16,8 23,0 0,0100%189,0188,90,1100% 13масло растит0,0050,0072,63,55,96,58,510,0-1,5118%69,781,0-11,3116% 14яйцо0,25 1/2129,0140,0419,5420,0548,5560,0-11,5102%4502,84548,0-45,3101% 15молоко0,50,4258,0184,0335,6250,0593,6434,0159,673%4933,93505,01428,971% 16творог0,04 20,617,033,633,054,250,04,292%449,0383,066,085% 17мясо0,060,131,032,083,984,0114,9116,0-1,1101%944,9956,0-11,1101% 18рыба0,020,04510,317,037,839,048,156,0-7,9116%394,2382,012,297% 19сметана0,005 2,61,54,23,06,84,52,366%56,134,022,161% 20сыр0,0030,0051,5 4,24,55,76,0-0,3104%47,251,5-4,3109% 21чай0,0002 0,1 0,2 0,3 0,0111%2,22,3-0,1102% 22кофе0,0010,0020,5 1,7 2,2 0,0100%18,1 0,0100% 23дрожжи0,001 0,5 0,8 1,41,30,196%11,211,00,298% 24соль0,002 1,0 1,72,02,73,0-0,3111%22,523,2-0,8103%

Комплекс профилактических мероприятий может варьироваться в зависимости от сезона и заболеваемости детей, включает в себя различные общеукрепляющие напитки, витаминизацию, профилактику различных заболеваний.

Организация двигательной активности стимулирует функциональные возможности и активизирует детскую самостоятельность; создает оптимальные условия для разностороннего развития детей, удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении.

Таким образом, в ДОУ разработана система работы, охватывающая всех участников образовательного процесса, которая способствует формированию ценностного и ответственного отношения к здоровью, формированию привычек здорового образа жизни. Ожидаемые результаты 1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы новых технологий. 2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д/с. Родители и члены семей станут более активно включаться в организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья. 3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.