С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 1 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Advertisements

Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Аспирантура НИУ ВШЭ по экономике: открытие специальностей в гг Экономическая теория Экономика и управление народным хозяйством.
Нормативные изменения в подготовке аспирантов, докторантов, соискателей Начальник отдела подготовки научно-педагогических кадров Е.В. Лаптева.
О МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ Докладчик Л.А. Свисткова.
Бичарева Ольга Николаевна, ученый секретарь, канд. биол. наук 02 октября 2014 г.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ MFUA.RU | Забелин А.Г. ректор МФЮА, доктор экономических наук, профессор, почётный работник высшего.
Научный руководитель программы – Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории.
Социологический факультет Магистерская программа Социология маркетинга Квалификация (степень): магистр социологии Москва – 2013.
Алматы 2014 Индикаторы состояния докторантуры PhD в Республике Казахстан.
Выпуск аспирантов и число защит кандидатских диссертаций по России с 2000 года по 2008 год Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Магистерская программа Управление рисками компаний МОСКВА Магистерская программа Управление рисками компаний МОСКВА Федеральное государственное.
1 Педагогические работники. Мониторинг Новое в законодательстве год.
Социально-психологическое пространство и эффективность малых групп: интегрированный учебный, методический и научный комплекс ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Министерство образования РМ Портфолио Серова Сергея Фёдоровича, учителя ГБНОУ РМ «Республиканский лицей – центр одаренных детей» Дата рождения:
Колесникова О.Н., декан факультета социологии Алтайский государственный университет.
Нижегородская научная школа экологического образования Квиташ Константин Сергеевич, Шакура Захар Владимирович.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» «Выбор темы исследования» Автор: Н.А. Червинская,
Транксрипт:

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования1 «Методология диссертационного исследования» Лекция 1 Профессор, д.т.н. Селетков Сергей Григорьевич Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

Введение в дисциплину «Методология диссертационного исследования» С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования2 Аспект1. Аспирантура – третий уровень ВО (Закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий с ) Изменение системы подготовки кадров высшей квалификации. Повышение эффективности работы аспирантуры (20%?). Наполнение образовательных программ. Научно-исследовательские компетенции диссертантов: Производить новые научные знания. Создавать инновационные разработки. Уметь писать научный (деловой) текст (статья, диссертация, проект). Уметь делать презентацию результатов. Аспект 2. Повышение квалификации ППС, научных и инженерных работников: Реализация личностного потенциала. Программы образования для взрослых. Начать работу над диссертацией.

Темы лекции 1 С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования3 Тема 1. О дисциплине «Методология диссертационного исследования». Тема 2. Институт защит диссертаций и история его развития в России. Тема 3. Диссертационное исследование как социальный институт. Тема 4. О науке, ее признаках, функциях, закономерностях (кратко).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования4 Тема 1. О дисциплине «Методология диссертационного исследования»

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования5 Два подхода к проблеме повышения качества диссертаций: Первый. «Внешний» по отношению к диссертационному исследованию (ДИ): изменение Положений о порядке присуждения и реорганизация ДС, аттестация членов диссертационных советов, введение ГОСТ-ов по написанию диссертаций (ГОСТ Р – 2011), введение шаблонов, например, ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДС по диссертации. Второй. «Внутренний» по отношению к ДИ - разработка и преподавание дисциплины «Методология диссертационного исследования» с целью научить соискателей выполнять научную работу, получать результаты и готовить диссертацию к защите.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования6 Главные вопросы учебной дисциплины МДИ: 1. 1.Что мы будем изучать? Систему знаний: методах научного исследования, научном творчестве, выполнении ДИ, подготовке диссертации и ее защите Для чего мы будем изучать? Мотивация изучения: Квалификация (ученая степень, ППС – 60%). Повысить качество научно-квалификационная работы, эффективность работы научного руководителя, сократить сроки выполнения. Получить результат, имеющий значение для науки и практики.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования7 Место дисциплины среди смежных дисциплин Дисциплина: « Методология диссертационного исследования» педагогическая система, история, содержание, дидактика Основы научного исследования нормы науки; исследовательский метод Философия науки Объект - наука, взгляд на развитие науки и ее роли в обществе, закономерности НИ Психология научного творчества. Как возникает изобретение, озарение, инсайт, гештальт (нем.: вид, образ)? Педагогика Включенность дисциплины в образовательные программы подготовки специалистов ВК

Коротко о истории дисциплины «МДИ» С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования8 1. Тимирязев К. А. Каким требованиям должна удовлетворять диссертация на степень доктора // Сочинения. – Т. 10 : Статьи разных лет. Предисловия и переводы. – М. : Сельхозгиз, – С. 18– Рейнберг С. А. Как работать над медицинской диссертацией. К методике и технике научно-исследовательской и научно-литературной работы. – М. : Медгиз, – 172 с. 3. Шевяков Л. Д. Как работать над диссертацией. – М. : Изд-во АН СССР, – 36 с. Издания второй половины XX века: М. Н. Скаткина (1967 г.), П. Т. Приходько (1973 г.), В. И. Загвязинского (1980 г.), А. С. Георгиевского (1982 г.), Э. И. Гитиса (1983 г.), И. Ф. Ладыги (1986 г.), Д. Б. Бабаева (1989 г.), Р. М. Мусаева (1990 г.), В. С. Леднева (1990 г.), Н. И. Загузова (1993 г.), А. Я. Найна (1995 г.), А. М. Новикова (1996), С.Г. Селетков (1996), Ф. А. Кузина (1997 г.). За первое десятилетие ХХI века появилось значительное число пособий (более 200).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования9 Условия изучения дисциплины: I. I.Экзамен (зачет). II. II.Самостоятельная работа по теме диссертации (личная страница на сайте). III. III.Методическое обеспечение курса: 3.1. Курс содержит 10 базовых лекций 3.2. Книги: 1. Селетков С.Г. Морфология диссертации – РАР. Германия. – Селетков С.Г. Теоретические положения диссертационного исследования : моног. / С.Г. Селетков– Ижевск: Изд-во ИжГТУ, – 344 с. 3. Селетков С.Г. Соискателю ученой степени. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, – 192 с. Сайты: ;

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования10 Дополнительная литература по дисциплине «Методология диссертационного исследования» 1. 1.Рыжиков Ю.И. Работа над диссертацией по техническим наукам. – СПб.: БХВ – Петербург, – 496 с Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, с Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Процедура защиты. - М., с Иванов В.А., Ощепков Г.С., Селетков С.Г. Подготовка диссертаций в системе послевузовского профессионального образования: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: МарГТУ, – 195с. (Имеет гриф МО РФ).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования11 Зарубежные работы: 1. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать ученым: Пер. с англ. / Общ. ред. М.Н. Кондрашевой и И.С. Хорола; Послесл. М.Г. Ярошевского и И.С. Хорола. – М.: Прогресс, – 368 с. 2. Филипс Э., Пью Д. Как написать и защитить диссертацию: Практическое руководство/ Пер. с анг. – Челябинск: Урал LDT, – 286 с. [HOW TO… GET A PDF, A handbook for student and their supervisors]

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования12 Задачи дисциплины «МДИ» 1. 1.Формирование представления о науке, критериях научного исследования, отраслях науки (научное и ненаучное, чем занимается наука?) Получение знаний о содержании и процессе выполнения диссертационной работы в соответствии с нормативами (критерии оценки диссертации, ГОСТ, ПОЛОЖЕНИЯ) Формирование научного (инновационного) стиля деятельности (сверхзадача). (создавать новое: значимое научное знание и инновационные разработки, уметь достойно их защитить).

Основные дидактические единицы (содержание) МДИ: С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования13 диссертационное исследование как социальный институт; признаки диссертационного исследования; классы отраслей науки, номенклатура научных специальностей; объект и предмет исследования диссертации и отрасли науки; современный информационный научно-исследовательский поиск; типы научных результатов, критерии их оценки; итерационность и проектность выполнения диссертационной работы, структура и методические формы рукописи диссертации; проблема, цель, задача; методы ДИ: поиска, получения, обоснования и презентации результатов; теоретические положения и эксперимент в диссертации; научная новизна результатов; актуальность и значение результатов для теории и практики; научные выводы; стиль написания диссертации; методы повышения продуктивной деятельности диссертанта; подготовка и защита научно-квалификационной работы.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования14 Тема 2. Институт защит диссертаций и история его развития.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования15 Актуальность и значение ДИССЕРТАЦИИ в России Статистика защит диссертаций в год (2010): докторских – около 3 000; кандидатских – более ; магистерских – около (2013). Социальное значение – пункт в анкете переписи населения 2010 г. ИСТОРИЯ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ИСТОРИЯ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ Первые защиты диссертаций: Италия – Болонский университет – 1130 г. Франция – Парижский университет – 1231 г. Россия – Медицинская коллегия (1764), позднее Московский императорский университет (ныне МГУ им. Ломоносова) г.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования16 Ученые степени в России Ученая степень Первая Ученая степень Вторая Ученая степень Третья Ученая степень Период 1803 – 1884Кандидат наук Магистр наук Доктор наук Магистр наук Доктор наук Ученый специалист 1934 – наст. время Кандидат наук Доктор наук-- История диссертации в России в трудах авторов: А.Е. Иванова, Г.Г. Кричевского, А.Н. Якушева, О.Н. Тропины

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования17 Тема 3. Диссертационное исследование как социальный институт.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования18 Структура: диссертация – ученая степень Минобрнауки РФ решение о выдаче диплома Магистрант Кафедра ГАК Магистр – МД (Академическая степень) Аспирант Кафедра Диссертационный совет (Научная специальность, присуждение) Кандидат наук - КД Эксп. совет МОиН Кафедра Докторант Доктор наук - ДД УНИВЕРСИТЕТ Аспирантура ДИССЕРТАЦИЯ Докторантура

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования19 Защиты диссертаций в РФ Число диссертационных советов в 2010 г. – Количество защит диссертаций по отраслям (2010 г.): Медицинская – 528(дд)/3391(кд); Техническая – 435(дд)/3353(кд); Экономическая – 336(дд)/3456(кд); Физико-математическая – 256(дд)/1251(кд) Возраст диссертантов по отраслям: Химия (КН) – 32,8 лет; Физика и математика (КН) – 33 года; Техника: КН - 36,5 лет, ДН Средний возраст: КН – 36 лет; ДН – 49 лет.

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования20 Статистика защит диссертаций (2010 г.) Наибольшее число защит по специальностям (КД): I. I – экономика и управление народным хоз. – 2338; II. II – теория и методика проф. образования – 634; III. III – общая педагогика, история педагогики и образования – 574; IV. IV – отечественная история - 545; V. V – хирургия – 390; VI. VI – финансы, денежное обращение и кредит – 388; VII. VII – теория и методика обучения и воспитания – 332; VIII. VIII – математическое моделирование, численные методы и комплексы программ Тенденции современных приоритетов диссертационных исследований

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования21 Тема 4. О науке, ее признаках, функциях, закономерностях (кратко).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования22 Что мы называем наукой? Наука – компонент культуры цивилизации и вид деятельности, направленный на поиск и производство нового научного знания о природе, технологиях и обществе (человеке). Научное исследование – это процесс получения нового знания отрасли науки. Новое научное знание – результат (продукт) научного исследования. Социальный институт (наука и общество). Сфера деятельности (профессия). Наука объединяет цивилизацию планеты !

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования23 Наука как социальный институт Наука насчитывает научных дисциплин (II научная революция: от механики к новым дисциплинам). Научные организации В России государственные АН: [РАН (национ.), РАМН, РАСХН], РАО, РААрх и Стр.наук, РАХудожеств (отрасл.); академические институты, исследовательские университеты, общественные академии. Доля научных публикаций в Мире: Россия – 2%, США – 30 % (пора догонять!) Нобелевские лауреаты Вручено более 550 премий (с 1901 г. физика: Вильгельм Рентген; Россия – 16 премий, И.П. Павлов – 1903 г.). Выделение грантов (РФФИ, РГНФ и др.). Система финансирования НИ (программы поддержки молодых ученых).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования24 Наука как социальный институт В России большинство научных достижений представляются через защиту научно- квалификационной работы – диссертации! Более диссертаций в год (магистры, кандидаты, доктора) и 2% НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ В МИРОВОЙ ДОЛЕ ?! Основная причина: отсутствие обучения научному труду!!!

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования25 Признаки научного исследования: 1. 1.Цель – получение нового знания отрасли науки Предметность (отрасли науки) Объективность ( относительная независимость от личности: генетика (зак. Менделя – К. Корренс, Г.Де Фриз), СТО (А. Эйнштейн, А.Пуанкаре, Х.А.Лоренц), сферическая геометрия (Н. Лобачевский, Ф. Гаусс) Интерсубъективность (внутри+субъектов, существование общих установок внутри сообщества, общность представлений) Логика (отсутствие противоречий) Обоснованность нового знания (верифицируемость (проверяемость), фальсифицируемость гипотез, но не все проверяется, например: история, космология, эволюция) Системность знаний Средства исследования ( инструментарий, методология) Язык выражения научных знаний (термины, символика) Способность к прогнозированию. Три кита науки – опыт, логика, критика (Т.Г. Лешкевич)

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования26 Функции научного исследования Основная функция науки – производство нового знания отрасли науки (ЗНАНИЯ ДОБЫВАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО В НАУКЕ). Выполняется посредством : 1. 1.Описания (регистрация, систематизация) Объяснения (понимания): каузальное: причина - следствие (знания о природе и технике)); телеологическое (интенциональное) – достижение цели (ценности, гуманитарное знание); функциональное – «для чего»; нормативное – нормы поведения (нравственность); процессуальное – мнение о логике процесса Обоснования (верификация, фальсифицируемость, вписывание в известные теоретические схемы, аккумуляция знаний, научные революции – изменение научной картины мироустройства) Предсказания (интерпретация фактов, теоретическое моделирование).

1. Обусловленность развития науки потребностям общественно-исторической практике. 2. Относительная самостоятельность – соответствие уровню развития отрасли науки. 3. Преемственность. 4. Цикличность развития: наличие периодов накопления знаний в рамках парадигмы и революционного изменения взглядов. 6. Взаимодействие и взаимосвязанность отраслей дисциплин и науки. 7. Свобода критики. Обоснованное опровержение гипотез. С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования27 Закономерности научного исследования (А.М. Новиков – «ДД?»)

Мы рассмотрели темы: С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования28 Тема 1. О дисциплине «Методология диссертационного исследования». Тема 2. Институт защит диссертаций и история его развития в России. Тема 3. Диссертационное исследование как социальный институт. Тема 4. О науке, ее признаках, функциях, закономерностях (кратко).

С.Г. Селетков: Методология диссертационного исследования29 Спасибо! До встречи на следующей лекции!