ФГТ и ФГОС ДО, их структура и содержание Материал подготовила Андрианова С.В. старший воспитатель МДОУ детский 16 «Елочка»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные области, как структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей дошкольного возраста.
Advertisements

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Основные направления развития детей и образовательные области.
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
учебный год Приоритетные направления работы Годовые задачи Образовательные области Виды деятельности Сквозные механизмы.
Обновление образовательного процесса в ДО с учетом введения ФГОС дошкольного образования МБДОУ-д/с 119.
Образовательная программа дошкольного образования «Рябинушка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 34 «Рябинка»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Содержание образовательной Программы дошкольного образования ( ФГОС )
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС ДО.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 441 комбинированного вида» , г. Новосибирск, ул. Киевская.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Готовность к школе сквозь призму Проекта ФГОС ДО Полякова М.Н. РГПУ имени А.И.Герцена Институт детства, кафедра дошкольной педагогики.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических.
Транксрипт:

ФГТ и ФГОС ДО, их структура и содержание Материал подготовила Андрианова С.В. старший воспитатель МДОУ детский 16 «Елочка»

Основные понятия ФГОС Единство образовательного пространства Зона ближайшего развития Индивидуализация образования Образовательная область Педагогическая диагностика Социальная ситуация развития и др. ФГТ Основные понятия отсутствуют

Основные понятия (ФГОС) Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Индивидуализация образования – построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром.

Общие положения ФГОС Базовые ценности ДО Принципы ДО Цели ДО Задачи ДО ФГТ п.1.1 – 1.4 Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.. (для чего разработаны ФГТ?)

Базовые ценности Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека; Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; Уважение личности ребенка...; Осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Принципы (ФГТ) принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости; соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; учет принципа интеграции образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов; предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Принципы дошкольного образования (ФГОС): ИндивидуализацииИндивидуализации дошкольного образования; сотрудничества детей и взрослыхСодействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; Поддержки инициативыПоддержки инициативы детей в различных видах деятельности; Партнерства с семьейПартнерства с семьей; Приобщения детей к социокультурным нормам...; Формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; Возрастной адекватности (соответствия условий, методов возрасту и особенностям развития).

Задачи: преемственностиОбеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; развития каждого ребенкаСоздания благоприятных условий развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала... целостный образовательный процессОбъединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей… Формирование общей культуры личности, развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка...

Программа ДО (ФГТ): направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Программа ДО (ФГОС): направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные, социальные и деятельностные условия (сотрудничество, формы общения, доступность, разнообразие видов деятельности и др.).

Ключевое место в структуре требований настоящего Стандарта занимают требования к условиям реализации Программы в Организации, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности ребенка. (оценка качества образования?)

Образовательные области ФГОС 1.Социально- коммуникативное развитие 2.Познавательное развитие 3.Речевое развитие 4.Художественно- эстетическое развитие 5.Физическое развитие ФГТ 1.«Физическая культура» 2.«Здоровье» 3.«Безопасность» 4.«Познание» 5.«Труд» 6.«Коммуникация» 7.«Чтение художественной литературы» 8.«Музыка» 9.«Художественное творчество» 10.«Социализация»

Социально-коммуникативное развитие 1.присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; 2.развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; 3.становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; 4.развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 5.формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, 6.формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; 7.формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие Развитие любознательности и познавательной мотивации; Формирование познавательных действий, становление сознания; Развитие воображения и творческой активности; Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие Владение речью как средством общения; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Виды деятельности (ФГОС ДО) Ранний возраст: 1.Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. 2.Экспериментирование с материалами и веществами. 3.Самообслуживание и действия с бытовыми предметами (ложка, лопатка и др.). 4.Восприятие смысла музыки, сказок, стихов. 5.Рассматривание картинок. 6.Двигательная деятельность.

Виды деятельности (ФГОС ДО) Дошкольный возраст: 1.Игровая. 2.Коммуникативная. 3.Познавательно-исследовательская. 4.Восприятие художественной литературы и фольклора. 5.Самообслуживание и элементарный бытовой труд. 6.Конструирование из разного материала. 7.Изобразительная (рисование, лепка, аппликация). 8.Музыкальная. 9.Двигательная.

Структура Программы: Обязательная часть – не менее 60% от общего объема; Часть, формируемая участниками образовательных отношений – не более 40%

Структура образовательного процесса: 1.Непосредственно образовательная деятельность (не связана с одновременным проведением режимных моментов). 2.Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах. 3.Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

Дополнительный раздел Программы Краткая презентация Программы: Возрастные и иные категории детей, которые могут получать дошкольное образование в данной организации; Реализуемые Примерные программы; Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; Иные характеристики.

Требования к условиям реализации ООПДО Психолого-педагогические условия Кадровые условия Материально-технические условия Финансовые условия

Психолого-педагогические условия Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми; Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям... инициативы и самостоятельностиПоддержка инициативы и самостоятельности детей; Возможность выбораВозможность выбора детьми материалов, видов деятельности; Вовлечение семейВовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс

Оценка индивидуального развития детей Оценка проводится педагогом в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: 1.Индивидуализация образования 2.Оптимизация работы с группой

Психологическая диагностика Используется при необходимости; Проводят квалифицированные специалисты; Только с согласия родителей.

Основные компетенции педагогического работника: Обеспечение эмоционального благополучия ребенка; Поддержка индивидуальности и инициативыПоддержка индивидуальности и инициативы детей через.. (указаны пути); Установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях; Построение развивающего образования через...Построение развивающего образования через...; Взаимодействие с родителями по вопросам образования.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Насыщенность среды Трансформируемость пространства Полифункциональность материалов Вариативность среды Доступность среды Безопасность среды

Требования к результатам освоения ООПДО Целевые ориентиры дошкольного образования – возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач: Аттестация педагогических кадров; Оценка качества образования; Оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга; Оценка выполнения муниципального задания; Распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Интегральные характеристики к началу дошкольного возраста (к 3-м годам) Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначения бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Владеет активной и пассивной речью; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; Ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства; У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Интегральные характеристики к завершению дошкольного образования Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями; Ребенок может следовать социальными нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; Ребенок проявляет любознательность. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями художественной литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.