«Новые подходы к содержанию математического образования в условиях введения ФГОС общего образования» Выступление на РМО учителей математики Ивановой Натальи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формированиеуниверсальных учебных действий в начальной школе «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь» Китайская мудрость.
Advertisements

У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Сущность и виды универсальных учебных действий. Рефлексия Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: 1.Что я знаю об УУД? 2. Что я хочу узнать? 3. Какие.
интеллектуальное развитие учащихся : развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Методическая конференция ФГОС ООО как механизм обновления содержания основного общего образования.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
Сущность и виды универсальных учебных действий Учитель математики МБОУ «Дус-Дагская СОШ» Донгак М.А.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
МБОУ «Инсарскя средняя общеобразовательная школа 2» Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Психологические особенности подросткового возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

«Новые подходы к содержанию математического образования в условиях введения ФГОС общего образования» Выступление на РМО учителей математики Ивановой Натальи Львовны, учителя МБОУ «Ситне-Щелкановская средняя общеобразовательная школа» г.

Новые подходы к содержанию математического образования в условиях введения ФГОС общего образования «Новый мир имеет новые условия и требует новых действий…» Н. Рерих

Основная цель ФГОС - Новые подходы к содержанию математического образования в условиях введения ФГОС общего образования личностный результат каждого обучающегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

СТАНДАРТ – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние

Структура нового ФГОС общего образования Требования к условиям реализации стандарта

Стандарт(Тр+Тс+Ту) Нормативное сопровождение Инструментальное сопровождение Технологическое и информационно- методическое сопровождение Мониторинг достижения результатов (внешний и внутренний) Стандарт и его сопровождение Фундаментальное ядро содержания. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания. Примерная основная образовательная программа Программы по учебным предметам. Процедуры оценки. Примеры планов Педагогические технологии СанПиН Контроль исполнения стандарта Учебники и ЦОР. Учебное оборудование Порталы

Примерная (типовая) учебная программа документ, рекомендуемый Минобрнауки России; детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения; требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету. Авторская учебная программа документ, созданный на основе ФГОС и примерной учебной программы ; имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); разрабатывается одним автором или группой авторов. Рабочая программа учебного предмета, курса Рабочая программа по математике для 5 класса учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта по предмету:

«…значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. … использование компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике.» ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

Цели и образовательный результат Цели и образовательный результат ГОС ФГОС Овладение умениями Практическое применение знаний и умений (ключевые компетенции) Освоение знаний формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в старшей школе воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной и саморегуляции

Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей: В направлении личностного развития развитие логического и критического мышления, культуры речи способности к умственному эксперименту; формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; развитие интереса к математическому творчеству и развитие математических способностей;

В метапредметном направлении: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

В предметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Содержание математического образования ГОС ФГОС Устанавливает обязательный минимум содержания (обобщенное содержание) основных образовательных программ общего образования Определяет инвариантную (обязательную) часть содержания основной образовательной программы, соотношение обязательной её части и части, формируемой участниками образовательного процесса

Структура содержания ГОС Отличия ФГОС Содержательн ые компоненты: арифметика алгебра геометрия элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей Содержательные разделы: арифметика алгебра функции вероятность и статистика геометрия Дополнительные методологические разделы: логика и множества математика в историческом развитии

Структурные элементы рабочей программы по предмету: Титульный лист. Пояснительная записка. Общая характеристика курса Описание места учебного курса в учебном плане Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Содержание учебного предмета, курса Тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьника Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностные метапредметные предметные воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку; освоение социальных норм, правил поведения; развитие морального сознания; умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; специфические умения, освоенные в ходе изучения учебного материала; виды деятельности по получению новых знаний; формирование научного типа мышления; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и идеями.

Основной результат образования – овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни… «Великая цель образования – это не знания, а действия…» Г. Спенсер

УУД – инвариантная основа образования Приоритет образования сегодня – развитие личности через формирование УУД. ЛичностныеЛичностные РегулятивныеРегулятивные ПознавательныеПознавательные Самоопределение: жизненное, личностное, профессиональное Смыслообразование и действие нравственно – этического оценивания Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция Общеучебные Логические Действия постановки и решения проблем КоммуникативныеКоммуникативные Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) «От действия к мысли». А.Валлон

ЛичностныеЛичностные РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные Познавательные общеучебные смыслообразование; нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания проблематизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий, рефлексия способов и условий действия использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, работа в парах, группах Познавательные логические поиск и выделение необходимой информации; моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия, классификация, ранжирование объектов, причинно-следственные связи, логические рассуждения, выдвижение гипотез, доказательства, практические действия Приоритеты предметного содержания в формировании УУД Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Основные функции УУД Обеспечение возможностей учащимися самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания Создание условий для развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности

ЛичностныеЛичностные РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные ПознавательныеПознавательные Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия Виды заданий, формирующие универсальные учебные действия участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события, происшествия; дневники достижений Найди отличия» (можно задать их количество); «Поиск лишнего»; «Лабиринты»; «Цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами, графиками; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями. «Преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; самоконтроль и взаимоконтроль; взаимный диктант; диспут; заучивание материала наизусть в классе; «Ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по выполнению заданий; парный опрос; ролевая игра «Отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» …

ЛичностныеЛичностные РегулятивныеРегулятивные Рекомендации по развитию универсальных учебных действий Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый – это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально- психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите школьника контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике. Научите ученика контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу, правилу, алгоритму. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

ПознавательныеПознавательные КоммуникативныеКоммуникативные Если вы хотите, чтобы школьники усвоили материал по предмету, учите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала). Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Научите школьника высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста. Не бойтесь «нестандартных уроков», пробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

любит свой край и своё Отечество; осознаёт и принимает ценности человеческой жизни; активно и заинтересованно познаёт мир; умеет учиться; социально активен, уважает закон и правопорядок; уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог; осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни; ориентируется в мире профессий. «Портрет» выпускника основной школы:

ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации … ЦЕННОСТЬ современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...» Д. А. Медведев

Спасибозавнимание!

1.ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО. 3.Пак В.Н., Голубева Е.А. «Обновление содержания математики в условиях введения ФГОС» Нижний НовгородПак В.Н., Голубева Е.А. «Обновление содержания математики в условиях введения ФГОС» Нижний Новгород Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 6. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ: