И.А. Петранцова – заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Переход на федеральный государственный образовательный стандарт как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Advertisements

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 2-3 февраля 2010 г. Москва.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
1 Начало обновления стандартов общего образования: что делать? Москва, февраль 2010.
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
1 Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к результатам : -метапредметным ( освоенные обучающимися.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
1 Особенности формирования федеральных перечней учебников на учебный год декабрь 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
Организация введения ФГОС начального общего образования Всероссийский семинар-совещание руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании май 2010 года г. Москва.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
ФГОС НОО Родительское собрание МОУ Саккуловская СОШ 2011.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Михайлов Андрей Петрович, начальник отдела развития общего образования.
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З « 6 » __октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Транксрипт:

И.А. Петранцова – заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Переход на федеральный государственный образовательный стандарт как направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

2 Зафиксированы в: Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы Федеральной целевой программе развития образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Приоритеты образовательной политики

3 Приоритеты образовательной политики в области Долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Вологодской области на годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от Основные направления модернизации образования в Вологодской области на годы, утвержденные постановлением Правительства Вологодской области от Стратегия развития образования Вологодской области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от План действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2010 году национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденная постановлением Губернатора Вологодской области от

4 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа - это медиатека и библиотека, высокотехнологичное учебное оборудование, широкополосный Интернет, грамотные учебники и интерактивные учебные пособия, условия для занятий спортом и творчеством.

5 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ Основные направления инициативы «Наша новая школа»

6 Переход на новые стандарты - 1 От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

7 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Переход на новые стандарты - 2

8 В школе должны быть созданы кадровые, материально- технические, финансовые, учебно-методические, информационные условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"). При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности. Переход на новые стандарты - 3

9 Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах. Уже в 2010 году будут введены новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности. Переход на новые стандарты - 4

10 Ст. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами Правовое поле стандартов

11 Правовое поле стандартов Ст. 29, п. 6.1 обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ

12 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве –Декабрь 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – Декабрь 2010 года) Состояние разработки и утверждения стандартов

13 новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно - деятельностный подход) Основные характеристики нового стандарта

14 Зафиксированы требования к : -метапредметным ( освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями) ; - личностным ( готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); -предметным ( освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы

15 Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности Требования к структуре основной общеобразовательной программы

16 Структура примерной основной образовательной программы 1.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 3.Базисный учебный план начального общего образования. 4.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 5.Программы отдельных учебных предметов, курсов. 6.Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 7.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 8.Используемые понятия, обозначения и сокращения.

17 Внеурочная деятельность виды деятельности Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Познавательная Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Игровая ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Спортивно- оздоровительное Художественно- эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность

18 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

19 ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Любящий свой народ, свой край и свою Родину. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

20 Организация образовательного процесса Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

21 Предмет итоговой оценки - достижение предметных результатов, необходимых для продолжения образования, - достижение метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: - ценностные ориентации обучающегося, - индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

22 кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); финансовым (нормативное подушевое финансирование; новая система оплаты труда) Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы

23 Что делать? Федеральный уровень и уровень субъекта Российской Федерации: -разработка примерной образовательной программы, включающей в том числе: - базисный учебный план; -примерные программы учебных предметов; - остальные примерные программы в соответствии со стандартом, в том числе – внеурочной деятельности.

24 - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности уч.год уч.год 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС Введение федерального государственного стандарта общего образования

25 -разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; -нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); -приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; -определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; - разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; Критерии готовности ОУ к введению стандарта

26 - определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; -осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Критерии готовности ОУ к введению стандарта

И.А. Петранцова – заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Переход на федеральный государственный образовательный стандарт как направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»