Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки ИгрыПраздники.
Advertisements

Устное народное творчество
Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») поначалу охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную.
Подготовила ученица 6 – В класса МБОУ- СОШ 4 города Тула Фатеева Мария.
Занятие по детской литературе по теме "Жанры детского фольклора"
Слава русской стороне, Слава русской старине ! ( устный журнал)
Духовное воспитание через уроки краеведения Работу выполнила учитель Нестерова Е.Н. МОУ Подужемской СОШ.
Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.
Тюбарова Екатерина Александровна МОУ Верх - Каргатская СОШ.
Фольклорные жанры русского народа. Содержание Фольклорные жанры русского народа Устное народное творчество Жанры устного народного творчества Былины Пословицы.
Народный фольклор Составитель: Каман Лариса Николаевна Технический оформитель: Ольховская Мария Валерьевна Школа-интернат (I вида) 31 Невского района Санкт-Петербурга.
Опыт работы воспитателя: Гребневой Натальи Владимировны.
Автор – Гвоздикова Е.И., учитель русского языка и литературы школы 97 г. Ижевска.
Устное народное творчество Фольклор Жанры фольклора Загадки Определение Что выражается в загадках? При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?
Фольклор Выполнила: Таранкова Ксения Ученица 10 класса «А» МБОУ СОШ 9.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 «Солнышко» «Влияние фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста» Логопед Колпакова.
Устное народное творчество Габерман Алина Михайловна Учитель начальных классов МОУ Батуринская средняя общеобразовательная школа Томский район, Томская.
Устное народное творчество Проект по теме : Выполнил :Поляшов Петя 2 «г» класс.
Русский фольклор Выполнил ученик 5 А класса Гук Егор.
Транксрипт:

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009,

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество. М. Горький говорил: … Начало искусства слова – в фольклоре. МАКСИМ ГОРЬКИЙ

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Сказки Песни Потешки Поговорки Считалки Пословицы Заклички Загадки Игры Праздники

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Сказка, с которой мы все знакомы с детства, – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки – счастливый финал.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями – национальными героями, бытом. Мой любимый сборник сказок – «Тысяча и одна ночь». Сказки сочиняли и сочиняют писатели всех стран. Например, сказки Пушкина – это уже сокровища мировой литературы.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, По своему жанровому своеобразию сказки бывают: социально-бытовые, сказки о животных, волшебные сказки.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Сестрица Алёнушка Гуси-Лебеди Волшебные сказки

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Сказка Морозко Социально-бытовые сказки Два брата

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Сказка – Бобовое зернышко Сказки о животных Лиса, Заяц и Петух

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Перунов день Василий Казимирович

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – это песня, автор которой не известен; автор народной песни – сам народ. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - это песня, которую все поют, но никто не знает автора. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, досочинять продолжение, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Колыбельные песни Хоровод – Месим тесто

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Уж ты, Груня ягода моя Ерёма да Фома Песни шуточные

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, По ельничку, по березничку Да вот Масленица, ох на двор взъезжает Песни календарные

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Частушки нескладушки А я умница, я разумница. Частушки

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, ПОТЕШКА - жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест ( в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, ПОГОВОРКА – это краткое образное выражение, речевой оборот. Поговорка определяет какое-либо явление и без контекста не является логически законченным высказыванием. Пример поговорки: «комар носа не подточит».

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Русские народные поговорки Русские народные поговорки (А-В) Русские народные поговорки (Г-З) Русские народные поговорки (И-М) Русские народные поговорки (Н-О) Русские народные поговорки (П-С) Русские народные поговорки (Т-Я) Поговорки народов Кавказа Поговорки народов Закавказья Поговорки народов Средней Азии Поговорки народов Поволжья и Южного Урала Поговорки народов Китая и Монголии Поговорки народов Ближнего Востока Поговорки народов Индии и Непала Поговорки народов Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока Поговорки

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Прибаутки и небылицы

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Что такое считалки и для чего они нужны? Прежде всего, СЧИТАЛКА – это короткий рифмованный стишок, которым определяют ведущего в игре. Интересно, что корнями считалки уходят в далекие языческие времена, когда охотники верили, что пересчет убитой дичи принесет неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счет заменялся иносказательными формами. Отсюда и азы, двазы, тризы, ризы… или эна-бэна-раба… Конечно, сейчас роль у считалок совсем другая, но что-то магическое в них все-таки осталось: на кого выпадет выбор – тому и повезет.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Щелкни мышкой по тому шарику, который тебе нравится, и увидишь считалку! Считалки

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Детские считалки

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, ПОСЛОВИЦА – это жанр фольклора. Представляет собой логически законченную фразу или образное афористическое изречение. Пословица всегда несет в себе поучительный смысл и в большинстве случаев имеет ритмическую организацию. Пример пословицы: «Цыплят по осени считают». ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора. В пословице есть определённый законченный смысл в отличии от поговорки.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Где хвост всем заправляет, там добра не бывает. Глупый ищет большого места, а умного и в углу знают. Дураки только в сказках удачливы. Коли нет ума, то не даст и кума. Красота приглядится, а ум пригодится. Народ богат умными людьми. Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит. Умный не осудит, а глупый не рассудит.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, ЗАКЛИЧКИ это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой людей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Божья коровка, Ты лети на небо, Принеси нам хлеба Черного и белого, Только не горелого. Дождик, дождик, лей, лей На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по тысячу ведру!

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Заклички и приговорки Солнышко, выгляни! Красное, высвети! На холодную водицу, На шелковую травицу, На аленький цветочек, На кругленький лужочек!

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, ЗАГАДКА – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого- либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, ЗАГАДКА - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава. ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, 1. Загадки – описания свойства, признаков предмета. 2. Загадки – противопоставления. 3. Загадки – сравнения. 4. Загадки – описания действий предмета. 5. Загадки – вопросы.

Примеры к каждому виду загадки, найденные в различной литературе: 1.Крашеное коромысло Через реку повисло. 2. Не ездок, а со шпорами, Не сторож, а всех будет. 3. Что слаще и что горче? 4. Кафтан на мне зеленый, И Сердце, как кумач, На вкус, как сахар, сладок, На вид похож на мяч. 5. У кого из зверей Хвост пушистее и длинней? СЛОВО

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Вода, реки, ручьи Загадки Занятия, ремесла и музыка

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Грамота, книги, время Животные в доме и на огороде

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Я качу колечко Старинная игра – Коза

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Уж я улком шла Игра Бабка Ёшка

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, Праздник пастушков к Егорьеву дню Первый, второй и третий Спас в августе

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, Латвия, 2009, 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы Сценки – Деревенские посиделки