История искусства Блок 1 «Древнейшие цивилизации» Педагог Крючкова Е.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Памятники культуры Древнего Египта Архитектура Нафикова А. Тагирова В. Рукодитель Исламова Р.О.
Advertisements

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Пирамида Снофру, 27в. до н.э., Египет, Медум.
Архитектура Древнего Египта Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. АБУ-СИМБЕЛ.
Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
Палетка (каменная плита для растирания красок) фараона Нармера, IV-III тыс. до н. э. – объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство. Палетка.
1 Архитектура страны фараонов Тема 2 10 класс 2 Одно из семи чудес света – ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ Архитектура страны фараонов Архитектура страны фараонов.
Культура Древнего Египта. Архитектура: Строительство пирамид. Храмовая архитектура. Живопись и скульптура. Иероглифическая система.
Архитектура Древнего Египта Учитель истории: Калугина Светлана Александровна Урок МХК в 10 классе.
Архитектура страны фараонов. МХК 10 класс. Искусство Египта.
Автор :Скоробогатова А.Г. МБОУ СОШ : Художественная культура Древнего Египта – олицетворение ВЕЧНОСТИ. Урок 1-3.
Презентация по М.Х.К. Выполнила ученица 8 класса Плеханова Вика Архитектурный облик в Корнаке (храм Амона)
Шедевры архитектуры Древнего Египта презентация темы по МХК Ученицы 10 «Б» класса Средней школы 9 Доможировой Евгении.
} ? скульптура живопись архитектура Искусство проектировки и строительства зданий Искусство создания объёмных художественных произведений путём высекания,
Искусство Египта.. План Пирамиды Храмы – жилища богов Гробница Тутанхамона Музеи мира.
Храмовые комплексы в Луксоре и Карнаке. Аллея сфинксов перед храмовым комплексом.
После объединения древнеегипетское государство достигло необыкновенной силы и могущества. На полях, орошаемых благодатным Нилом, трудились сотни тысяч.
Пирамиды Хефрена(Хафры) Презентация по М.К.Х. Выполнила ученица 8 кл. Брухаль Люба.
Египет расположен в Северной Африке, является одной из наиболее процветающих стран на материке. Основная статья экономики – туризм. Основной язык - арабский,
Как зародилась древнеегипетская архитектура? Существует три периода становления древнеегипетской архитектуры: I период – Архитектура Древнего царства.
Храмы Древнего Египта
Транксрипт:

История искусства Блок 1 «Древнейшие цивилизации» Педагог Крючкова Е.В.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н. э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет - страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово "Египет" ("загадка", "тайна") греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает "чёрная земля". В III в. до н. э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке "Историю Египта", в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозили неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами реки. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук Чёткая организация государственного управления стала возможной благодаря созданию иероглифической письменности. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона (греч. "фарао", от егип. "пер-о" - "большой дом") - так традиционно называли местных властителей. Фараон был обожествлён при жизни и носил титул "сына Солнца". В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, податель влаги и урожая. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывёт в лодке солнечный бог Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа.

Нут – богиня неба, Геб – бог земли, Ра – бог солнца.

Боги: Гор, с головой сокола. Осирис – бог земледелия и подземного царства. Исида – жена и сестра Осириса, мать Гора. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскресающей природы, считался четвёртым мифическим царём Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой - богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал богу Гору, своему сыну, царский престол, он удалился в царство мёртвых, став владыкой, а также судьёй в загробном мире.

Бог Анубис совершает обряд мумификации. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго.

Книга мёртвых это сборник разрозненных заупокойных молитв заклинаний, который клался вместе с погребённым. Именно поэтому этот сборник и получил такое название: первые папирусные свитки, которые находились вместе с древними мумиями в начале середине XIX века арабы прозвали «Книгами мёртвых», это название впоследствии утвердилось в европейской науке. На смену этому, старому именованию сборника приходит новое «Книга о восхождении к свету» (или, что ещё лучше «Книга просветления»), как называли его древние египтяне. Ведь жизнь для египтянина это свет, а в книге, как раз даются заклинания для того, чтобы покойный победил все тёмные силы и перешёл в вечную жизнь с Ра источником света. Книга мертвых

По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу - архитектурное сооружение, размеры и пышность убранства которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшими его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово "художник" имело значение "творящий жизнь".

Пирамида и Сфинкс. Долина Гизе. Долгие годы имена древнеегипетских мастеров оставались неизвестными. Между тем зодчие, скульпторы и живописцы занимали высокое положение в обществе. Они гордились деяниями своих рук, совершенством знаний. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды искусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

Высшим культом был культ солнечного божества. Египет называли страною Солнца, фараонов - сынами Солнца. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг - подобие солнечного диска - постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск - архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй. В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип пирамида.

Имхотеп. Пирамида Джосера. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня белых известняковых блоков. Пирамида Джосера первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.

Имхотеп ( «входящий в мир») - выдающийся древнеегипетский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера ( до н.э.) и верховный жрец Ра, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Раньше предполагалась, что Имхотеп лицо вымышленное, его считали мифологическим персонажем, но позднее было доказано, что Имхотеп – реальная историческая личность. Имхотеп. Пирамида Джосера.

Пирамиды долины Гизе – одно из чудес света. В дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена). Самая грандиозная пирамида из трех пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести.

Внутреннее устройство пирамиды. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии. Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

План монументального комплекса в Гизе. Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, отражает господствовавшие в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, так же как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона располагались мастабы царских приближенных, влиятельных сановников и высших должностных лиц, для которых возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, величайшей честью, ибо таким образом и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы.

Египетский храм священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски.

Храм Амону-Ра в Карнаке. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах Карнакский и Луксорский.

1.Дорога, ведущая к храму, аллея, вдоль которой иногда стояли сфинксы, иногда солнечные бараны или просто каменные глыбы. 2.Один или несколько пилонов. Они представляли двери, которые одновременно соединяют и разъединяют человеческий мир и мир божественного; это подступы к Священному. Аллея сфинксов, соединявшая храмы в Луксоре и Карнаке.

3.Открытый дворик, окруженный многочисленными колоннами, на которых были высечены и расписаны сцены из жизни, со всеми ее переживаниями, победами и поражениями. 4.Гипостильный зал, обычно небольшой и уединенный. Здесь игра света и тени отражала двойственность человеческого сознания и переход от внешнего к внутреннему. Зал заканчивался стеной с маленькой дверкой. за ней начинался Мир Таинств.

Гипостильный (от греч. "хипости-лос" - "поддерживаемый колоннами") зал Карнакского ансамбля (XVI-XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами.

Колонны храма олицетворяют жизнь, развитие, отраженную в образах цветов с раскрытыми и закрытыми бутонами- капителями, напоминают по форме растения Египта – пальму, папирус, лотос. Колонны в виде стеблей папируса. Храм в Луксоре.

5. Зал Ладьи, где хранилась ритуальная ладья. Она переносила в другое измерение. 6.Святилище. Здесь находилась статуя божества. Это священное место, где высшими жрецами храма совершались тайные обряды, давались обеты служения Богу. 7. Отверстия в потолке, обычно выполненные в форме воронки и расположенные в особом порядке, позволяли лучам солнца в разное время дня освещать изображения разных богов или определенные участки пола, освещая скрытые знаки на полу.

Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма и Малого. Большой был посвящён фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом жены Рамзеса II Нефертари.

Фасад Большого храма в Абу-Симбеле (XIII в.), посвящённого Амону- Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на троне в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи стоят фигуры царицы Нефертари - они кажутся совсем небольшими, но на самом деле достигают высоты человеческого роста. Всё архитектурно-пластическое построение ансамбля подчинено идее власти и силы. Малый храм, более простой и меньшего масштаба, украшен на фасаде стоящими в глубоких скальных нишах статуями Рамсеса II и царицы Нефертари в облике богини Хатор, которой храм посвящался. Расположенный у воды храмовый ансамбль Абу-Симбела встречал восходящее солнце. Ряды сидящих павианов с молитвенно воздетыми передними лапами - торжественный и наивно-поэтический мотив в скульптуре Египта - приветствовали бога солнца Ра. Их небольшие статуи размещались на крыше храма. Храм стоял так, что обращённые на восток каменные колоссы окрашивались красками утренней зари. Два раза в год, 22 февраля и 21 октября (по другой версии, один раз в год - в день рождения фараона), можно было наблюдать, как первый луч солнца проникал через входной портал в проход длиной шестьдесят пять метров, ведущий к святилищу, и последовательно освещал статуи Амона- Ра и фараона Рамсеса II.

Вырубленный в скале храм Рамзеса II. Наружные и внутренние стены зданий, а также колонны были покрыты иероглифами и фресками и были окрашены в яркие цвета. Мотивы многих египетских орнаментов, такие как изображения скарабея или священного жука, солнечного диска и кречета, являются символическими. Другие распространенные мотивы включают пальмовые листья, растение папируса, а также почки и цветки лотоса. Иероглифы наносились для декоративных целей, а также для записи исторических событий или заклинаний. Планировка многих культовых сооружений соотносилась с явлениями солнцестояния и равноденствия.

Фронтальный вид храма богини Хатор, построенного царицей Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Фивы). Архитектор Сенмут. Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимающий всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являющаяся продолжением пандуса.

Храм в Дейр эль-Бахри - выдающийся памятник древнеегипетского зодчества - построил архитектор Сенмут, царский фаворит, наделённый огромной государственной властью. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трёх террасах, соединённых пандусами (наклонными площадками) и обрамлённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нужно было пройти по аллее сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри (Фивы). Реконструкция.

Пандус-наклонная площадка, заменяющая лестницу. Царица Хатшепсут. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях (верхних частях) которых была высечена голова богини Хатор; росписи и раскрашенные рельефы (на многих из которых изображалось путешествие в далёкую страну Пунт). На просторных террасах располагались водоёмы, росли деревья.

1. Перечислите виды архитектурных сооружений, которые строили в Древнем Египте. 2. Как называется самая простая гробница в Древнем Египте? 3. Назовите имя архитектора, который придумал и построил первую пирамиду? 4. Имя фараона, для которого построили первую ступенчатую пирамиду. 5. Назовите долину, где построены самые большие пирамиды. 6. Для кого была построена самая высокая пирамида в Египте? 7. Какая высота у самой большой пирамиды? 8. Название архитектурного сооружения, которое является входом в египетский храм. 9. Как называется архитектурное сооружение в виде столба с пирамидкой наверху? 10. Что такое пилоны в Древнем Египте? 11. Формы, каких растений напоминают египетские колонны? 12. Как называется пологая поверхность, заменяющая лестницу и ведущая в храм?