Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга Районный конкурс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественное объединение «Мир искусств» Мир искусства художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием.
Advertisements

Эпическая тема в произведениях русской живописи В.Васнецов, М.Врубель, И.Билибин, Н.Рерих.
ИСКУССТВО XX века МОДЕРН В РОССИИ. Модерн в России «Серебряный век» «В России в начале века был настоящий культурный ренессанс. То была эпоха исключительно.
19(31) марта 1872 – 19 августа 1929г....великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное свободно, произведение.
Знаешь ли ты представителей творческого объединения « Мир искусства »? Самостоятельная работа Путилова Е.Л. моу сош 25 г.Нижний Тагил.
Знаешь ли ты представителей творческого объединения « Мир искусства »? Учитель МОУ СОШ 91 г. Красноярска Кириллова Н. О. Самостоятельная работа.
Шаляпин Федор Иванович (1873, Казань-1938, Париж) Шаляпин Ф.И. (в шубе, 1920), Кустодиев Б.М.
XVIII век «Мира искусства», Сергея Дягилева и Русских сезонов.
Братья В. М. и А. М. Васнецовы В. М. Васнецов. Автопортрет, 1873 г. Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопьял Вятской губернии – 1926, Москва), русский.
МАРЧЕНКО Е.В. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ СОШ 3 Г. КРАСНЫЙ СУЛИН РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.
ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 9 КЛАССА ХИТУНОВА ЮЛИЯ ПРОВЕРИЛА: МАКЕРОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Валентин Александрович Серов Валентин Александрович Серов 2012 г.
Живопись Серебряного века. Объединения художников.
Василий Васильевич Кандинский(16 дек дек. 1944)– русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма.
{ Тема: Архитектура России конца ХІХ- начала ХХ века. Фёдор Осипович Шехтель.
Заочная экскурсия в Мордовский республиканский музей им. С. Д. Эрьзи. Подготовила: учитель русского языка и литературы Обухова О. В.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Постовалова Г.М., г.Ноябрьск. Семья Маковских - одна из самых значительных художественных династий в истории России. Династия дала отечественной культуре.
В 1661 Людовик XIV создал Королевскую академию музыки и танца. В Париже началось строительство оперного театра. В 18 в. стремительно развивались 2 стиля.
Методическая разработка по технологии (6 класс) на тему: презентация "Химические волокна"
Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева.
Транксрипт:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга Районный конкурс проектов «Знаменитые иностранцы России» Номинация «Знаменитые иностранцы – гордость России: архитекторы, художники, скульпторы» Автор: Мельникова Мария Николаевна, ученица 10 класса ГБОУ школы 430 Руководитель проекта: Стрельникова Елена Михайловна, учитель информатики ГБОУ школы 430

Путеводитель по презентации Художник- иллюстратор КартиныАльбом Судьба А.Н. Бенуа «Мир искусства» Сценография Русские сезоны Хранитель Эрмитажа Семья

Александр Николаевич Бенуа Александр Николаевич Бенуа родился 3 мая 1870 в Петербурге. Шура Бенуа г. Л. С. Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898

А.Н. Бенуа В своем кабинете. Фото сделано до 1914 г. Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Вид из окна дома Бенуа на Никольской улице. Акварель.

Гимназические годы Петербургская школа Карла Мая учебное заведение Санкт-Петербурга, основанное в 1856 году Карлом Ивановичем Маем. В школе учились целые поколения Рерихов, Римских-Корсаковых, Бенуа. Представители разных сословий находились в абсолютно равных условиях. По утрам у входа стоял сам директор Карл Май и здоровался с каждым учеником за руку. Если директор не подал руку, значит, ученик провинился и должен зайти к нему в кабинет на перемене. Именно несостоявшееся рукопожатие было для ученика высшей мерой наказания. Впрочем, был в школе и карцер. В нем хранились книги. Если уж ученика сажали туда, то ему ничего не оставалось, как коротать время за чтением. Шура Бенуа г.

А.Н. Бенуа. Университет Александр Бенуа поступил на юридический факультет Петербургского университета в 1887г., а живописью занимался самостоятельно. Выбрал он университет, так как там учились его друзья, и лучшего учебного заведения не было в Петербурге, где «надлежало получить право для определения затем на государственную службу». Учеба в университете не была тяжелой и давала много свободного времени для увлечений театром и живописью г.

Объединение «Мир искусства» С 1898 года Бенуа активно участвовал в деятельности объединения "Мир искусства", идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения. К «мирскуссникам» примкнули Бенуа, Лев Бакст, Николай Рерих, Михаил Врубель, Александр Серов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Иван Билибин, Сергей Дягелев и др.Бенуа, Лев Бакст, Николай Рерих, Михаил Врубель, Александр Серов, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Иван Билибин, Сергей Дягелев и др. Обложка журнала «Мир искусства» Е. Е. Лансере. Заставка в журнале «Мир искусства». 1904

Объединение «Мир искусства» Групповой портрет художников «Мира искусства». (1916) Эскиз неосуществленной картины Б.М. Кустодиева. Изображены (слева направо): И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

А. Бенуа плодотворно работал как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке», начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" ( ; издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России"; создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). Объединение «Мир искусства» Еще фото «мирискуссников»…

Художник театральных постановок. Сценография Театр и, прежде всего, музыкальный и балетный спектакль находились в центре творческих интересов Бенуа. Александр Бенуа является реформатором русской театрально-декорационной живописи. Эскиз декорации к спектаклю «Праматерь» г.

Театральные постановки. Сценография Константин Сомов. Портрет Александра Бенуа Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Балет «Павильон Армиды» г. А. Бенуа. Заставка журнала «Мир искусства».

Театральные постановки. Сценография Под вдохновением от Версаля Бенуа далее рисует эскизы к одному из самых первых балетов Дягилева, показанных в Париже – «Павильону Армиды» композитора Черепнина. Армида, мифическая волшебница, жившая в гроте, привиделась Бенуа в виде дамы, одетой в стиле времен рококо. Зинаида Серебрякова написала портрет балерины А. Даниловой в костюме "Армиды". Черепнин Н. - Большой вальс (сюита из балета "Павильон Армиды", соч. 29) - часть 4 (04:46)

Театральные постановки. Русские сезоны «Итальянская комедия» Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже - "Русские сезоны". Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского "Петрушка" (1911). А. Бенуа эскиз к декорациям «Петрушки» Александр Бенуа неповторимый мастер в картинах и в театральных постановках. Бенуа редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами. Н. Рерих Послушать балет «Петрушка» И.Стравинского

Русские сезоны. Эскизы костюмов к театральным спектаклям. «Петрушка» И. Стравинского

Художник театральных постановок. Работа с К.С.Станиславским в МХТСтаниславским Берта. Эскиз костюма В.Ф. Комиссаржевской для постановки трагедии Ф. Грильпарцера "Праматерь" на сцене театра В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге Эскиз костюма Сганареля («Брак по неволе») Бенуа А.Н., эскиз костюма Мирандолины в спектакле Гольдони «Хозяйка гостиницы»

Художник театральных постановок. Работа со Станиславским в МХТ Бенуа А.Н., спектакль «Каменный гость», Памятник Командору Бенуа А.Н., Эскиз декорации ко 2-ой картине спектакля "Моцарт и Сальери". Еще о сценографии посмотреть и послушать…

Художник-пейзажист. Петербург Бенуа А.Н. Петербург. Акварель г.

Художник-пейзажист. Ораниенбаум Петербург и его пригороды были второй страстью художника, бесконечно любившего город на Неве и роскошные загородные резиденции правителей. Источниками вдохновения служили и красота их архитектурного убранства, и притягательная тайна прошлого, все еще жившая в великолепных дворцах. «Ораниенбаум. Японский сад» «Ораниенбаум». 1901

Художник-пейзажист. Петергоф ПЕТЕРГОФ. БОЛЬШОЙ КАСКАД гг Вольер. Петергоф Музей Бенуа, Санкт-Петербург.

Художник-пейзажист. Петергоф Александр. Бенуа. Петергоф. Вазы у канала г. Нижний фонтан у Каскада Петергоф Музей Бенуа, Санкт-Петербург.

Художник-пейзажист. Царское Село Александр Бенуа. Царское Село. Врата г. Царское Село. Павильон Китайская беседка г. Еще пейзажи…

Художник-иллюстратор Одним из пунктов программы «Мира искусства» было установление тесного контакта художников с литературой и издательским делом. Плод их сотворчества книга. Вот почему важную область печатной графики Бенуа составляют иллюстрации к произведениям классики. Кумиром Бенуа был А. С. Пушкин, с ним и связан его дебют и триумф в книжной графике. Вариант фронтисписа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» 1905 Смерть графини. Иллюстрацию к повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». 1910

Иллюстрации А.Н. Бенуа к «Пиковой даме» А.С. Пушкина Издание 1911 г.

Г. С. Верейский. Портрет Александра Бенуа Художник-иллюстратор Его первой иллюстрированной книгой стал «Медный Всадник» Пушкина, появившийся в Мире искусства в 1904 г. и вновь изданный в 1923 г., отличающийся графическим изяществом иллюстраций, созвучных пушкинским строкам. Выполненные им иллюстрации не только стали классическими, но оказали огромное влияние на русскую книжную графику.

А. Н. Бенуа. Эскиз к повести «Капитанская дочка». Благословение Художник-иллюстратор Вышедшее в свет издание «Капитанской дочки» в 1919 году представляло собой маленькую «карманную» книжку, одетую в простую бумажную обложку. Здесь герои, обстановка, приметы быта, костюмы даны как жизненные реалии, сведенные в историческую жанровую сцену. А. Н. Бенуа. Эскиз к повести «Капитанская дочка». Расправа над побежденными А. Н. Бенуа. Эскиз к повести «Капитанская дочка». Ночная беседа Гринева с Пугачевым

Художник-иллюстратор. «Азбука Бенуа» В 1904 Александр Николаевич Бенуа выпустил свою первую книгу, систему оформления которой продумал сам, найдя оптимальное соотношение графики и текста. Книга предназначалась для маленьких детей и называлось: «Азбука в картинах». Александр Бенуа Картина художника Бориса Кустодиева Смотреть Азбуку в формате pdf (35 Мб)

«Азбука в картинах» А. Бенуа Смотреть Азбуку в формате pdf (35 Мб)

«Азбука в картинах» А. Бенуа Смотреть Азбуку в формате pdf (35 Мб)

Портрет Александра Николаевича Бенуа, 1921 г. Неизвестный фотограф. Государственный Эрмитаж Хранитель Эрмитажа В годах А.Н. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа. Он формирует гигантские запасы музея, делает экспертизы картин, поступающих из частных коллекций покинутых дворцов, делает все, чтобы Эрмитаж стал общедоступным. Экспозиции приобретают историческую последовательность и логическую ясность.

А.Н. Бенуа. 40-е годы Сергей Иванов. Художник Александр Николаевич Бенуа г. В Париже Бенуа работал театральным художником. Он сотрудничал с миланским театром «Ла Скала» декоратором, которого был Николай Бенуа, его сын. В Париже А. Н. Бенуа работал главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и других стран: сотрудничал с Гранд- опера (1924, 1927, ), с театром Французской Комедии, с театром Колон в Буэнос-Айресе (1932) и с лондонским Ковент-Гарден (1957). Особенно много оперных и балетных постановок Александр Бенуа создал для Миланского театра Скала (с 1930 по 1956 г.)

А.Н. Бенуа. 50-е годы За свои художественные заслуги Бенуа А.Н. награжден орденами Почетного Легиона (в 1906 кавалер, в 1916 офицер), офицерским крестом Corona d'Italia (1911) и орденом св. Владимира. До конца дней А.Н. Бенуа тосковал по той России, в которой родился и вырос, по дореволюционной России. Эта тоска отражена в его эпистолярном творчестве. «К Петербургу я буду возвращаться в своих воспоминаниях по всякому поводу как влюбленный к предмету своего обожания». А.Н. Бенуа. «Мои Воспоминания»

Род Александра Бенуа со стороны матери имел венецианские корни. Дед Александра Бенуа - Альберт Катеринович Кавос был архитектором. Он построил здание Мариинского театра в Петербурге и занимался восстановлением Большого театра в Москве. Семья Бенуа. Дед А.К. Кавос Альберт Катеринович Кавос Сцена Мариинского театра. Театр построен в 1860 году.

Семья Бенуа. Отец Н.Л. Бенуа Отец Александра Бенуа - Николай Леонтьевич Бенуа был главным архитектором Петергофа и императорских театров. Главные императорские конюшни строились с 1848 по 1855 год. Здание Петергофского вокзала было построено в 1857 году по проекту Н.Л. Бенуа Николай Леонтьевич Бенуа Виктор Димитрашко. Российский архитектор Николай Леонтьевич Бенуа г.

В 1848 году Бенуа получил звание академика, в 1850 году назначен главным архитектором Петергофа. В годах архитектор работал в Лисинском учебном лесничестве, а в годах был главным архитектором императорских театров, а в годах – председателем Петербургского общества архитекторов. Семья Бенуа. Отец Н.Л. Бенуа Портрет Н.Л.Бенуа г. Василий Матэ. Здание Петергофского вокзала было построено в 1857 году по проекту Н.Л. Бенуа

Семья Бенуа. Мать К.А. Кавос Дочь Альберта Кавос и мать Александра Бенуа - Камилла, не унаследовала художественных или музыкальных способностей предков. Вышла замуж за Н.Л. Бенуа и из девяти детей, рождённых в этом браке, наиболее известны Леонтий, Альберт и Александр Бенуа. Фото начала 50-тых годов XIX века. Камилла Альбертовна Кавос

Семья А.Н. Бенуа Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна Бенуа с детьми. Фотография 1880 г. Санкт-Петербург.

Семья Бенуа. Брат А.Н. Бенуа Альберт Николаевич Бенуа Старший брат Александра Николаевича Бенуа - Альберт Николаевич Бенуа русский художник, архитектор, академик и преподаватель акварельной живописи в Академии Художеств. В 1918 году Альберт Николаевич Бенуа заведовал Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности. В 1924 году эмигрировал в Париж. Произведения А.Н.Бенуа хранятся в Государственном Русском музее. Вид Кронштадта с пирса Петергофа, (1889)

Леонтий Николаевич Бенуа Брат А.Н. Бенуа – Леонтий Николаевич Бенуа. Русский архитектор, заслуженный деятель искусств Республики (1927). Академик архитектуры (1885) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств. Доходный дом первого Российского общества в Санкт-Петербурге (совместно с Гунстом А. О.), Семья Бенуа. Брат Л.Н. Бенуа

Проект корпуса Бенуа был исполнен в годах архитекторами Л.Н.Бенуа и С.О.Овсянниковым. Его закладка состоялась 27 июня 1914 года, но начавшаяся война приостановила работы и строительство было закончено только в 1919 году. В 1932 году был создан отдел современного искусства Русского музея, разместившийся в корпусе Бенуа.

Жена А.Н. Бенуа Анна Карловна Кинд По окончании университета в 1894 г. Александр Бенуа женится на Анне Карловне Кинд. Их роман начался, когда им было по 16 лет, и продлился всю жизнь – 58 лет. А. К. Кинд и А.Н. Бенуа. Париж. 1955

Дети А.Н. Бенуа. Сын Николай Автопортрет с сыном. Набросок Сын Александра Николаевича, художник и сценограф Николай Александрович Бенуа ( ), несмотря на то, что родился и получил образование в России, считается итальянским художником. Сын Николай Алексанрович Бенуа был декоратором Миланского театра «Ла Скала» в Италии. Сын и жена художника, Николай Бенуа, Крым

Атя - Бенуа-Черкесова Анна Александровна с сыном Александром. Автор: Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1924). Дети А.Н. Бенуа. Дочь Анна Его первая дочь, Анна Бенуа, так же избрала художественное поприще, как и ее сын Александр Юрьевич Черкесов. Вторая дочь мастера, Елена, тоже стала художницей. Ее сын (внук А. Бенуа) Петр Александрович Браславский - архитектор. Анна Александровна Бенуа

«Анна Бенуа в доме художника в Париже» (1944) Дочь Анна Бенуа Анна Николаевна Бенуа училась живописи у отца, в 1916–1917 – в Новой художественной мастерской у А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева, с 1918 г. – в Петроградских свободных художественно-учебных мастерских у К. С.Петрова-Водкина. С 1926 жила в Париже. Была секретарем отца, хранила его архив, который в 1969 передала в Русский музей. Похоронена на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Племянница художника Надежда Леонтьевна и дочери Анна и Елена. В лодке. Бумага, акварель, тушь. Конец 1910-х г.

Дочь Елена Бенуа Елена Александровна Бенуа - Браславская г. Художник Зинаида Серебрякова С 1926 года Елена жила в Париже, работала как художник – постановщик в Гранд Опера, писала сюрреалистические композиции, создала эскизы витражей церкви в Розенбрюке.

Родословное древо семьи Бенуа

Альбом Семья Товарищи по «Миру искусства» Современники и соратники Сценография Объединение «Мир искусства» Живопись Музей семьи Бенуа

Альбом. Семья Бенуа Михаил Николаевич ( ), брат Александра Бенуа. Автор портрета: Серебрякова Зинаида Евгеньевна (урожд. Лансере), 1910г. Михаил Николаевич Бенуа ( ) служил на флоте, а потом, выйдя в отставку, поступил на государственную службу. Сын Михаила Константин Бенуа ( ) был известным метеорологом, преподавателем Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, а вот уже его сын Михаил Константинович Бенуа ( ) продолжил дело деда Леонтия и стал архитектором. Его жена Ирина Николаевна Бенуа ( ) тоже была архитектором-реставратором и одной из основателей ленинградской школы реставраторов.

Фотоальбом. Семья

Вальтер Фёдорович Нувель Дмитрий Владимирович Философов Константин Андреевич Сомов Сергей Павлович Дягилев Леон Николаевич Бакст Фотоальбом. Товарищи по «Миру исскуства» Евгений Евгеньевич Лансере Николай Константинович Рерих Михаил Александрович Врубель

Фотоальбом. Соратники Анатолий Васильевич Луначарский Константин Сергеевич Станиславский Владимир Иванович Немирович-Данченко Федор Яковлевич Головин Михаил Борисович Кустодиев Игорь Федорович Стравинский

Фотоальбом. Сценография Танцовщица Тамара Карсавина в костюме Жар-птицы в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». Костюмы и сценография Леона Бакста. «Русские сезоны» в Париже г. И.Стравинский. Хоровод царевен из балета "Жар-птица" (04:34)

Альбом. Сценография Эскиз к балету А. Адана «Жизель». Деревушка в горах г. Сценография и эскизы костюмов А.Н. Бенуа Балетмейстер Михаил Фокин

Альбом. Сценография Эскиз декорации к 1 акту балету А. Адана "Жизель« г. Сценография и эскизы костюмов А.Н. Бенуа Анна Павлова в роли Жизели. 1910

Фотоальбом. Объединение «Мир искусства» Художники общества "Мир искусства« в школе Общества поощрении художеств. Петербург. Март 1914 г.

Фотоальбом. Объединение «Мир искусства» А.Н. Бенуа среди художников. Август 1898 г.

Альбом. Живопись. Франция. Версаль Прогулка в любую погоду (из серии «Последние прогулки короля») Купание маркизы. 1906

Оранжерея Озеро Примель. Бретань Альбом. Живопись. Франция. Версаль Аллея в Версале. 1906

Петергоф Павловский дворец Петергоф. Фрейлинские дома Петергоф У Монплезира в Петергофе Альбом. Живопись. Пригороды Петербурга

Павловск: 12 дорожек Петергоф. Римские фонтаны у Шахматной горы Альбом. Живопись. Пригороды Петербурга

Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе Петергоф. Купеческая лестница в Большом дворце Альбом. Живопись. Пригороды Петербурга

Фотоальбом. Музей семьи Бенуа Расположен в здании бывшего Фрейлинского корпуса, построенного в 1854 г. по проекту Николая Леонтьевича Бенуа, одного из представителей известной династии, давшей не один десяток замечательных архитекторов, художников, скульпторов, театральных и музыкальных деятелей. Открыт в 1988 году по инициативе Николая Александровича Бенуа, выдающегося театрального художника, оформившего около 300 спектаклей в театрах мира, в том числе и в знаменитом миланском «Ла Скала». Экспозиция музея знакомит с разнообразными явлениями российской и мировой художественной жизни второй половины XIX – XX веков. Она состоит из живописных, скульптурных и графических работ, предметов театрально- декоративного искусства, архитектурных проектов, редких фотографий и подлинных вещей, принадлежавших наиболее известным представителям нескольких поколений династии Бенуа, среди которых такие имена, как талантливый живописец и театральный декоратор, автор трудов по истории русской и мировой живописи, участник художественного объединения «Мир искусства» Александр Бенуа, виртуозный акварелист Альберт Бенуа, архитектор Леонтий Бенуа, художники Зинаида Серебрякова и Евгений Лансере и др.

1. иллюстрации к «Капитанской дочке» 2. картины, семейные портреты 3. энциклопедия русской портретной живописи 4. сайт Наследие А.Н. Бенуа сайт Наследие А.Н 5. альбом «Бенуа. Петергоф» 6. музей семьи Бенуа 7. генеалогическое древо семьи Бенуа 8. сайт художника А.Н. Бенуа 9. Азбука Бенуа 10.«Пиковая дама» А.С. Пушкина с ил. А.Н. Бенуа (формат pdf 4Мб)«Пиковая дама» А.С. Пушкина с ил. А.Н. Бенуа (формат pdf 4Мб) 11.«История искусства», А. Н. Бенуа, гг., электронная версия старого дореволюционного издания«История искусства», А. Н. Бенуа, гг., электронная версия старого дореволюционного издания 12.А. Н. Бенуа. «История русской живописи в XIX веке»А. Н. Бенуа. «История русской живописи в XIX веке» 13. сайт о художниках «История графики» музыкальные файлы mp3 «Классика» Ссылки на интернет-ресурсы с иллюстрациями