Расколотый мир Франца Кафки Презентация к уроку литературы. 11 класс Подготовила Кулина Ольга Васильевна
Тема урока Франц Кафка «Превращение» Франц Кафка «Превращение» «Расколотый мир» «Расколотый мир» Франца Кафки. Франца Кафки. Трагическое бессилие Трагическое бессилие человека перед человека перед абсурдностью абсурдностью окружающей окружающей действительности. действительности.
Франц Кафка Странный, кошмарный, непонятный, абсурдный, завораживающий, скучный Странный, кошмарный, непонятный, абсурдный, завораживающий, скучный и, наконец, и, наконец, гений, пророк гений, пророк - все эти полярные оценки даны одному - все эти полярные оценки даны одному и тому же писателю - Францу Кафке и тому же писателю - Францу Кафке
Цель урока: Выделить особенности сюжета и структуры новеллы «Превращение»; Выделить особенности сюжета и структуры новеллы «Превращение»; Разобраться в сложной ситуации, в какой оказался Грегор Замза; Разобраться в сложной ситуации, в какой оказался Грегор Замза; Увидеть итог жизни «маленького человека»; Увидеть итог жизни «маленького человека»; Совершенствовать навыки и умения формулировать свои взгляды и аргументировать их; Совершенствовать навыки и умения формулировать свои взгляды и аргументировать их; Воспитывать чувство уважения к человеческой личности. Воспитывать чувство уважения к человеческой личности.
Семья Франца Кафки Грегора Замзы «…Я живу в своей семье более чужим, чем самый чужой» «…Я живу в своей семье более чужим, чем самый чужой» Ф. Кафка Ф. Кафка И невольно вспоминается дневниковая запись Ф.Кафки: Всё фантазия – семья, служба, друзья, улица и жена; ближайшая же правда только та, что ты бьёшься головой о стенку камеры без окон и дверей. И невольно вспоминается дневниковая запись Ф.Кафки: Всё фантазия – семья, служба, друзья, улица и жена; ближайшая же правда только та, что ты бьёшься головой о стенку камеры без окон и дверей. А теперь что? – спросил себя Грегор, озираясь в темноте.
«Письма к отцу» Отец Франца Кафки «…Я с давних пор прятался от тебя – в свою комнату, в книги, в сумасбродные идеи, у полоумных друзей; я никогда не говорил с тобою откровенно… никогда не проявлял родственных чувств…» «…Спустя годы я всё ещё страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, - вот, значит, каким ничтожеством я был для него». «…У тебя особенно красивая, редкая улыбка – тихая, спокойная, доброжелательная, она может совершенно осчастливить того, к кому она относится. Я не помню, чтобы когда-нибудь в детстве она явственно была обращена ко мне». «Ты сказал: «… ты живёшь в городе и не знаешь другого выхода, как жениться на первой встречной…» Вряд ли ты когда-нибудь глубже унижал меня словами, и никогда столь отчётливо Ты не показывал мне своего презрения…» "Из-за Тебя я потерял веру в себя, взамен приобрел безграничное чувство вины".
Ренато Гуттузо портрет Франца Кафки Итальянский живописец, график, почётный член Академии художеств СССР (1962) Итальянский живописец, график, почётный член Академии художеств СССР (1962) Портрет создан в экспрессионистской манере: мы видим элементы деформации в чертах худого, страдальческого лица, крутые изломы бровей, огромные печальные глаза и напряжённый взгляд. Тревожный красно- багровый фон ещё больше подчёркивает беспокойство и внутреннюю тревогу Ф. Кафки.
Национальная галерея, Осло, Норвегия 1893 г. Национальная галерея, Осло, Норвегия 1893 г. Эдвард Мунк ( ) ( ) Крик Невозможно даже дать представление об этой картине, - Невозможно даже дать представление об этой картине, - все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание - это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания - клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров... И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы". И небо кричит, - вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы". Писатель и друг Мунка Писатель и друг Мунка Станислав Пшибышевский Станислав Пшибышевский
Кафка Франц Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: Есть два главных человеческих греха, из которых вытекают все прочие: нетерпение и небрежность. нетерпение и небрежность. Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, Из-за нетерпения люди изгнаны из рая, из-за небрежности они не возвращаются туда. из-за небрежности они не возвращаются туда. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. А может быть, есть только один главный грех: нетерпение. Из-за нетерпения изгнаны, Из-за нетерпения изгнаны, из-за нетерпения не возвращаются. из-за нетерпения не возвращаются.
Начало ХХ века. Германия. Именно эта страна явила миру имена художников, почувствовавших и передавших страх, отчаяние нового нарождающегося века без Бога, безрелигиозной цивилизации, века мировых катаклизмов. Начало ХХ века. Германия. Именно эта страна явила миру имена художников, почувствовавших и передавших страх, отчаяние нового нарождающегося века без Бога, безрелигиозной цивилизации, века мировых катаклизмов. Новый художественный язык художественное направление экспрессионизм (лат. expressio выражение) стремится передать чувства в напряжённой, крайне заострённой форме. Новый художественный язык художественное направление экспрессионизм (лат. expressio выражение) стремится передать чувства в напряжённой, крайне заострённой форме. Это всегда крик боли, вопль отчаяния. Это всегда крик боли, вопль отчаяния.
Вопросы для диспута - Грегор Замза – человек или насекомое? - В чём причины катастрофы, произошедшей в семье Грегора Замзы? - Почему погиб Грегор? - Есть ли выход из абсурдного мира Кафки? - Каков он? В чём заключается?