Изобразительно- выразительные средства ТРОПЫ (А3) Подготовила: Попова Г.Н., учитель русского языка и литературы
ТРОПЫ – это слова и выражения, используемые автором в переносном значении ЭПИТЕТ – образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? И обычно выраженное именем прилагательным Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевлённых предметов действиями, свойственными человеку Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин) Спит земля в сиянье голубом. (М.Ю. Лермонтов)
СРАВНЕНИЕ Сопоставление в тексте двух предметов или явлений. Чаще всего вводятся с помощью союзов КАК, БУДТО, ТОЧНО, СЛОВНО Лёд неокрепший на речке студёной, словно как тающий сахар лежит
МЕТАФОРА Перенос свойства с одного предмета на другой на основании сходства. Скрытое сравнение Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костёр заката (И.А. Бунин» (Небеса прозрачны как стекло = небес прозрачное стекло)
МЕТОНИМИЯ Иносказательное обозначение предмета речи «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь Все флаги в гости будут к нам (А.С. Пушкин) Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Выпил всю бутылку
МЕТОНИМИЯ Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) Я прочитал всего Тургенева. Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский)
ГИПЕРБОЛА Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. В сто тысяч солнц закат пылал.
АНТИТЕЗА Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, ты и всесильная, Матушка – Русь!
АНАФОРА Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди
Лексический повтор Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!
АССОНАНС Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою.
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки как хрусталь
ФРАЗЕОЛОГИЗМ Устойчивое сочетание слов, понимаемое не буквально, а в переносном смысле. За тридевять земель, зарубить себе на носу
Алгоритм выполнения А3 1.Вспомни, что означает указанный в задании лингвистический термин; 2.Внимательно прочитай каждое предложение, содержащееся в выборке ответов 3.Определи, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности 4.Выбери правильный ответ
Задание 1. В каком предложении средством выразительности является инверсия 1.Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто?.. 2.Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котёнка. Принёс его к себе и теперь воспитывает. 3.«Коржиков – это новенький в нашем классе», - объяснила Таня. 4.Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса
Задание 2. укажите предложение, в котором содержится гипербола 1.Женщины кинулись искать припрятанную мелочь и выскочили обгоняя одна другую. 2.Продавец спрашивал просто так от нечего делать, но мальчишка ответил серьёзно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3.- Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4.- Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах.
Задание 3. Укажите предложение. В котором средством выразительности речи является эпитет. 1.Есть у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька. 2.Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку. 3.На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил. 4.Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звёзд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
ЛИТЕРАТУРА С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Русский язык, 2012г. – М., «Интеллект – Центр, Шаблон для презентации взят на одном из сайтов