Времена глагола Презентация к уроку русского языка в 5 классе Автор презентации: Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка БОУ г. Омска «Гимназия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол - окончания. Что такое глагол? Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал?
Advertisements

I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Цель: - сформировать понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и числам); - развивать умение определять.
Глагол Часть речи. Обозначает действие предмета..
Морфологический разбор глагола. Урок русского языка в 5 классе Учитель: Ташкинова Любовь Юльевна.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
О чем это ? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пишет, Или забивает гол, Варит,
Тема урока: Проверь свои умения Выполнила: учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Благовещенска Макарова Оксана Николаевна.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Проверь себя.
Правописание -ите и -ете в глаголах 5 класс Автор урока: Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка БОУ г. Омска «Гимназия 62» 2013.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
О чём идёт речь ? Что без меня предметы ? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. А.С.Пушкин.
Что делать? Что делал? Что делала? Что делали? Что будет делать? Что сделать? Что сделал? Что сделала? Что сделали?
Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
… И кораблик подгоняет ; Он б ежит себе в волнах На поднятых парусах …
Транксрипт:

Времена глагола Презентация к уроку русского языка в 5 классе Автор презентации: Крюкова Марина Анатольевна, учитель русского языка БОУ г. Омска «Гимназия 62» 2013

План урока 1.Проводим лингвистическую разминку. 2.Формулируем тему и цели урока. 3.Проводим лингвистические исследования (работа по группам). 4.Озвучиваем результаты исследований. 5.Работаем с обобщающей таблицей. 6.Решаем лингвистические задачи. 7.Подводим итоги урока.

Шестнадцатое марта, суббота Классная работа

Этап 1 Проводим лингвистическую разминку

1.В каком слове буква Е обозначает 2 звука? Почему? 1 – лететь 2 – лепетать 3 – решение 4 - осень

2. В корне какого слова безударная гласная проверяется ударением? 1 – умерший 2 – замирать 3 – помириться 4 - вымерли

3. В каком слове есть непроизносимый согласный? 1 – ужас…ный 2 – колес…ница 3 – лес…ница 4 – тес…ный

4. В каком глаголе можно выделить следующие морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание? 1 – приедет 2 – утомился 3 – тает 4 - прилетает

5. В каком предложении перед союзом И запятая не ставится? 1 – Распустилась черёмуха и позеленели кусты смородины. 2 – Дождевые капли повисали в траве и в каждой отражалось солнце. 3 – Ветер раздувал снежинки и они плясали под его музыку. 4 - Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

Этап 2 Формулируем тему и цели урока

Что изображено на картинках? Назвать одним словом

Сопоставьте угаданное слово с той частью речи, которую мы изучали на последних уроках. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока Времена глагола

На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? Сформулируйте цели урока.

Цели урока 1.Повторить и систематизировать знания по теме «Времена глагола». 2.Научиться определять временные формы глагола и правильно образовывать.

Что такое время глагола? Время - это категория глагола, которая выражает отношение действия к моменту речи.

Этап 3 Проводим лингвистические исследования (работа по группам)

Распределение заданий по группам: 1 группа – прошедшее время 2 группа – настоящее время 3 группа – будущее время (прост. ф.) 4 группа – будущее время (слож. ф.) 5-7 минут

Предмет исследования 1 группы: глаголы прошедшего времени смотрел смотрела смотрело смотрели посмотрел посмотрела посмотрело посмотрели

Вопросы для исследования 1. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи? 2. На какие вопросы отвечают? 3. К какому виду относятся? 4. Какие имеют окончания? 5. Как изменяются? (определить число, лицо, род)

Результаты исследований 1 группы: глаголы прошедшего времени смотрел смотрела смотрело смотрели посмотрел посмотрела посмотрело посмотрели 1. Какое действие обозначают? действие, которое предшествует моменту речи

Результаты исследований 1 группы: глаголы прошедшего времени смотрел смотрела смотрело смотрели посмотрел посмотрела посмотрело посмотрели 2. На какие вопросы отвечают? что (с)делал? что (с)делала? что (с)делало? что (с)делали? 3. К какому виду относятся? к совершенному и несовершенному

Результаты исследований 1 группы: глаголы прошедшего времени смотрел смотрела смотрело смотрели посмотрел посмотрела посмотрело посмотрели 4. Какие окончания имеют? - - а - о - и Родовые окончания

Результаты исследований 1 группы: глаголы прошедшего времени смотрел смотрела смотрело смотрели посмотрел посмотрела посмотрело посмотрели 5. Как изменяются? по числам по родам

Предмет исследования 2 группы: глаголы настоящего времени читаю читаем читаешь читаете читает читают учу учим учишь учите учит учат

Вопросы для исследования 1. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи? 2. На какие вопросы отвечают? 3. К какому виду относятся? 4. Какие имеют окончания? 5. Как изменяются? (определить число, лицо, род)

Результаты исследований 2 группы: глаголы настоящего времени читаю читаем читаешь читаете читает читают учу учим учишь учите учит учат 1. Какое действие обозначают? действие, которое происходит в момент речи

Результаты исследований 2 группы: глаголы настоящего времени читаю читаем читаешь читаете читает читают учу учим учишь учите учит учат 2. На какие вопросы отвечают? что делаю? что делаем? что делаешь? что делаете? что делает? что делают? 3. К какому виду относятся? к несовершенному

Результаты исследований 2 группы: глаголы настоящего времени читаю читаем читаешь читаете читает читают учу учим учишь учите учит учат 4. Какие окончания имеют? -у, -ю -ем, -им -ешь, -ишь -ете, -ите -ет, -ит -ут, -ют -ат, -ят Личные окончания

Результаты исследований 2 группы: глаголы настоящего времени читаю читаем читаешь читаете читает читают учу учим учишь учите учит учат 5. Как изменяются? по числам по лицам

Предмет исследования 3 группы: глаголы будущего времени (простая форма) поеду поедем поедешь поедете поедет поедут увижу увидим увидишь увидите увидит увидят

Вопросы для исследования 1. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи? 2. На какие вопросы отвечают? 3. К какому виду относятся? 4. Какие имеют окончания? 5. Как изменяются? (определить число, лицо, род)

Результаты исследований 3 группы: глаголы будущего времени (простая форма) поеду поедем поедешь поедете поедет поедут увижу увидим увидишь увидите увидит увидят 1. Какое действие обозначают? действие, которое произойдёт после момента речи

Результаты исследований 3 группы: глаголы будущего времени (простая форма) поеду поедем поедешь поедете поедет поедут увижу увидим увидишь увидите увидит увидят 2.На какие вопросы отвечают? что сделаю? что сделаем? что сделаешь? что сделаете? что сделает? что сделают? 3. К какому виду относятся? к совершенному

Результаты исследований 3 группы: глаголы будущего времени (простая форма) поеду поедем поедешь поедете поедет поедут увижу увидим увидишь увидите увидит увидят 4. Какие окончания имеют? -у, -ю; -ем, -им -ешь, -ишь; -ете, -ите -ет, -ит; -ут, -ют -ат, -ят Личные окончания

Результаты исследований 3 группы: глаголы будущего времени (простая форма) поеду поедем поедешь поедете поедет поедут увижу увидим увидишь увидите увидит увидят 5. Как изменяются? по числам по лицам

Предмет исследования 4 группы: глаголы будущего времени (сложная форма) буду знать будем знать будешь знать будете знать будет знать будут знать

Вопросы для исследования 1.Как образуется сложная форма будущего времени? 2.Какая часть выражает лексическое значение глагола, какая – грамматическое? 3. В чём отличие сложной формы будущего времени от простой? 4. В чём сходство сложной формы будущего времени с простой?

Результаты исследований 4 группы: глаголы будущего времени (сложная форма) буду знать будем знать будешь знать будете знать будет знать будут знать 1. Как образуется сложная форма будущего времени? БЫТЬ в личной форме + инфинитив несоверш. вида

Результаты исследований 4 группы: глаголы будущего времени (составная форма) буду знать будем знать будешь знать будете знать будет знать будут знать 2. Какая часть выражает лексич. значение гл., какая – грамматическое? гл. БЫТЬ – грамматическое инфинитив - лексическое

Результаты исследований 4 группы: глаголы будущего времени (составная форма) буду знать будем знать будешь знать будете знать будет знать будут знать 3. В чём отличие сложной формы будущего времени от простой? гл. прост.ф. состоят из 1 слова гл. сост.ф. состоят из 2 слов

Результаты исследований 4 группы: глаголы будущего времени (составная форма) буду знать будем знать будешь знать будете знать будет знать будут знать 4. В чём сходство сложной формы будущего времени с простой? глагол БЫТЬ изменяется по лицам и числам и имеет такие же окончания, как и гл. буд. вр. прост. ф.

Этап 5 Работаем с обобщающей таблицей

Работа с обобщающей таблицей Какие особенности есть у каждой временной формы глагола? Чем отличаются временные формы глагола друг от друга? Что общего?

Вопрос 1 По каким признакам можно определить время глагола?

Ответ по вопросу по виду по окончанию по суффиксу –Л-

Вопрос 2 Глаголы какого наклонения изменяются по временам?

Ответ По временам изменяются только глаголы изъяв. наклонения.

Вопрос 3 Сколько времён у глаголов несовершенного вида?

Ответ У глаголов несовершенного вида 3 времени: 1.прошедшее 2.настоящее 3.будущее сложное

Вопрос 4 Сколько времён у глаголов совершенного вида?

Ответ У глаголов совершенного вида 2 времени: 1.прошедшее 2.будущее простое

Этап 6

1.Установить соответствия 1.Прошедшее время 2.Настоящее время 3.Будущее время 1.прыгаю 2.запомню 3.остановился 4.подсох 5.откроешь 6.решаем 7.отдыхать

2.В каком ряду все глаголы прошедшего времени? 1)отступался, принёс, отступать 2)избрал, отвёз, засох 3)постараюсь, увезти, заметил 4)говорит, выйдет, находился

3.В каких вариантах ответа форма прошедшего времени глагола образована неверно? 1)увянул 2)пнул 3)засунул 4)засох 5)вымокнул 6)вильнул 7)повиснул

4.В каких глаголах неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)клАла 2)далА 3)полОжила 4)убралА 5)брАла 6)рвАла 7)взялА

5.Выписать из текста глаголы: 1 группа – прош.вр.; 2 группа – буд.вр., 3 группа – наст.вр. Перепёлочка ходит по клетке и тихонько насвистывает. А то ляжет на бочок и купается в песке, как настоящая курица, чистит пёрышки, крыльями похлопывает. Мы её покажем червячка. Она подойдёт и клюнет из руки. Мы её даже на руки брали, как игрушку. Сидит на ладошке и не улетает.

Это интересно! Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном, в значении других времён.

Определите время выделенных глаголов. В значении какого времени употреблён каждый глагол ?

Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь лошадки мои стоят смирнёхонько около Ивана Михайловича. Выделенные глаголы употреблены в форме настоящего времени, но имеют значение прошедшего времени.

У меня уже всё готово, в после обеда отправляю вещи. Выделенный глагол употреблен в форме настоящего времени, но имеет значение будущего времени.

Бежать, бежать! Иначе я умер. Выделенный глагол употреблен в форме прошедшего времени, но имеет значение будущего времени.

Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг. Выделенный глагол употреблен в форме будущего времени, но имеет значение прошедшего времени.

Этап 7 Подводим итоги урока

Какие открытия сделали сегодня на уроке? Что нового узнали?