«Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Цель урока: Познакомиться с теорией «трёх штилей» М. В. Ломоносова и новым жанром: «одой». Задачи урока: Коротко.
Advertisements

Тема: «Ломоносовская реформа русского стихосложения, её значение для эволюции поэтического языка»
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. жажда науки была сильнейшей страстью сей души,
Теория трех штилей. Автор: обучающаяся 9 а класса Мироненко Дарья Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Рассохина Ю.В.
Михаил Васильевич Ломоносов реформатор русского языка и стихосложения Выполнили: Ключникова Александра Шабалина Екатерина Старикова Анастасия.
М.В.Ломоносов. Оды. урок литературы в 7 классе урок литературы в 7 классе.
Силлабическое (слоговое) стихосложение О коль ве – ли – ю ра – дость // аз есмь об – ре – тох Ку – пи – до Ве – не – ри – ну // ми – лость при – не –
Ведь может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов российская земля рождать.
Литература Презентации - биографии писателей. Неизвестный художник XVIII век «М.В.Ломоносов»
ГОДЫ ЖИЗНИ: 8 НОЯБРЯ 1711 – 4 АПРЕЛЯ 1765 «...Слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов». Г. Р. Державин 2.
Работу подготовила Ученица 7 «Г» класса Утробина Алёна М.В. Ломоносов «Теория трёх штилей»
Устаревшие слова. Слова, которые употребляли на Руси рассказывая: - об одежде - о частях тела - о названии жилища - о снаряжении воинов Диаграмма.
Бесценный вклад Михаила Васильевича Ломоносова в литературу.
ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ КАЛЬЯНОВА Н.Н. МКОУ «ВЕРХ-ЖИЛИНСКАЯ ООШ» «
Басня как эпический жанр - краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Литература и искусство России в середине 18 века Работу выполнила: Шамоян Термина ученица 7 а класса.
Нормы стихосложения Презентация по дисциплине Введение в литературоведение
ЛИТЕРАТУРА © Иванченко Татьяна Ильинична, ЛИТЕРАТУРА Жанры литературы Роды художественной литературы Язык художественной.
РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Силлабо-тоническая система : в ней ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
В.М. Васнецов «Бой Ивана –царевича с трёхглавым змеем»
Транксрипт:

«Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский)

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка…» А. С. Пушкин.

«Стихотворство – моя утеха, физика – моё упражнение» (М.В. Ломоносов) (М.В. Ломоносов)

«О пользе книг церковных в российском языке» 1757 г.

Российский язык «по приличности имеет разные степени» («речения»): Первое «речение»: «К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны», т.е. общие для славянского и русского языков, например: Первое «речение»: «К первому причитаются, которые у древних славян и ныне у россиян общеупотребительны», т.е. общие для славянского и русского языков, например: бог, слава, рука, почитаю бог, слава, рука, почитаю Русские слова с небольшой Русские слова с небольшой примесью старославянских. примесью старославянских.

Российский язык «по приличности имеет разные степени» («речения»): Второе «речение»: «…принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю»; Второе «речение»: «…принадлежат, кои хотя обще употребляются мало, а особливо в разговорах, однако всем грамотным людям вразумительны, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю»; В основном слова из В основном слова из старославянского языка. старославянского языка.

Российский язык «по приличности имеет разные степени» («речения»): Третье «речение»: «К третьему роду относятся, которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Выключаются отсюда Третье «речение»: «К третьему роду относятся, которых нет в остатках славенского языка, то есть в церковных книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь. Выключаются отсюда презренные слова, которых ни в каком штиле употребить непристойно, как только в подлых комедиях». Слова разговорного Слова разговорного русского языка русского языка

«Штиль», стиль (греч. Stylos, (греч. Stylos, лат. Stilus, лат. Stilus, франц. Style – франц. Style – палочка для письма) палочка для письма) Стилем стали называть почерк писавшего, затем почерк писавшего, затем идейно-художественные идейно-художественные особенности писателя особенности писателя

Сочетания слов разных «речений» составляют различные «штили»: «Высокий штиль» - слова первого и второго «речения»; торжественный, величественный стиль для героических поэм, од, ораторских речей «Средний штиль» - слова первого и третьего «речения»; стиль для посланий, элегий, исторических сочинений «Низкий штиль» - слова третьего«речения»; стиль для комедий, эпиграмм, песен, дружеских писем, описания обычных дел

Практическая работа: Определите стиль отрывка (высокий, средний, низкий): 1) Восстал всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их; Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Щадить неправедных и злых? (Державин «Властителям и судиям») (Державин «Властителям и судиям») 2) Прощай, свободная стихия! 2) Прощай, свободная стихия! В последний раз предо мной В последний раз предо мной Ты катишь волны голубые Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. И блещешь гордою красой. ( Пушкин «К морю») ( Пушкин «К морю») 3) Голодная кума Лиса залезла в сад; В нём кисти винограда рделись. В нём кисти винограда рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдёт, Отколь и как она к ним ни зайдёт, Хоть видит око, Хоть видит око, Да зуб неймёт. Да зуб неймёт. ( Крылов «Лиса и виноград») ( Крылов «Лиса и виноград»)

Силлабическое стихосложение В каждой строке стихотворения было определённое было определённое количество слогов, количество слогов, место ударений строго место ударений строго не регламентировалось не регламентировалось В.К. Тредьяковский

Силлабо-тоническое стихосложение Ударные и безударные слоги чередуются слоги чередуются в определенном в определенном порядке порядке

Размеры стиха Хорей (от греч. Choros - хор) – двусложный размер с ударением на первом слоге Хорей (от греч. Choros - хор) – двусложный размер с ударением на первом слоге Ямб (от греч. Jambos – название музыкального инструмента) – двусложный размер с ударением на втором слоге Ямб (от греч. Jambos – название музыкального инструмента) – двусложный размер с ударением на втором слоге Дактиль (от греч. Daktilos - палец) – трехсложный размер с ударением на первом слоге Дактиль (от греч. Daktilos - палец) – трехсложный размер с ударением на первом слоге Амфибрахий (от греч. Amphibrchys – с двух сторон краткий) – трехсложный размер с ударением на третьем слоге Амфибрахий (от греч. Amphibrchys – с двух сторон краткий) – трехсложный размер с ударением на третьем слоге Анапест (от греч. Anapaistos – отраженный назад) – трехсложный размер с ударением на третьем слоге Анапест (от греч. Anapaistos – отраженный назад) – трехсложный размер с ударением на третьем слоге

Практическая работа: (Сравнить отрывки из стихов, сделать вывод о том, какое это стихосложение – силлабическое или силлабо-тоническое) Уже незрелый, плод недолгой науки! Покойся, не понуждай к перу мои руки. Не писав, летящи дни века проводити, Можно и славу достать, хоть творцом не слыти. (А.Д. Кантемир «К уму своему») (А.Д. Кантемир «К уму своему») Шумит с ручьями бор и дол: «Победа, Русская победа!» Но враг, что от меча ушел Боится собственного следа. (М.В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина») (М.В. Ломоносов «Ода на взятие Хотина»)

Ода Ода (от греческого «песнь») – (от греческого «песнь») – жанр лирической жанр лирической поэзии; поэзии; стихотворение стихотворение восторженного восторженного характера характера в честь в честь какого-либо какого-либо лица, события лица, события Императрица Императрица Елизавета Петровна Елизавета Петровна

Да, велико его значенье – Он, верный Русскому уму, Завоевал нам Просвещенье, Не нас поработил ему. Ф. Тютчев

Выводы: Какова заслуга М. В. Ломоносова в развитии русского языка и литературы? Какова заслуга М. В. Ломоносова в развитии русского языка и литературы? С какими «речениями» вы сегодня познакомились? С какими «речениями» вы сегодня познакомились? Каким «штилем» надобно писать оды, героические поэмы? Каким «штилем» надобно писать оды, героические поэмы? «Низким штилем» надобно писать..? «Низким штилем» надобно писать..? Что такое ода? Что такое ода? На каком этапе развития русской литературы жанр оды был особенно популярен? На каком этапе развития русской литературы жанр оды был особенно популярен? Система стихосложения до Ломоносова? Система стихосложения до Ломоносова? Какую систему стихосложения предложил Ломоносов? Какую систему стихосложения предложил Ломоносов? Этот урок расширил Ваши знания о Ломоносове? Этот урок расширил Ваши знания о Ломоносове?