Словарное и фольклорное представление слова «баня» Работу выполнил: ученик 5б класса, Сазонов Павел Константинович. Научный руководитель: Цхварадзе Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История вокруг нас. Что такое история? (греч.Historia) - рассказ о прошлых событиях происшествие, повесть о событиях, о быте и жизни народов процесс развития.
Advertisements

«Влияние представлений человека о добре и зле на образ кота в русском фольклоре» Научно-исследовательская работ а ученицы 7 «Б» класса Киселевой Татьяны.
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово 6 класс. Урок 1.
Возникновение, развитие, жанры.. Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами. Дать представление.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Авторы работы: Зыбина Юлия Дмитриевна, Серова Татьяна Александровна Ученицы 10А класса Руководители: Кудрявцева Наталья Юрьевна Васин Иван Вячеславович.
СРС Тема: История латинского языка Выполнил: Культуманов А. Курс: 1 Факультет: ОМ Группа: 119 Проверила: Нургазина М. С. Министерство науки и образования.
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
(Введение) Кустова Ольга Анатольевна Учитель русского языка и литературы © Гимназия 56, 2007 © Кустова Ольга Анатольевна, 2007.
Фольклор в Древней Руси Выполнила: Востренкова Лиза, 10 А класс.
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
МБ О У Ужовская СОШ Тема проекта: По страницам древнерусской литературы. Учебный проект по литературе для учащихся 7 класса Автор: Ширкина И.В.
Образ души в стихотворениях Н. Рубцова. Подготовили: Вольвакова Мария и Ваганова Елизавета. Учитель: Васильченко Инна Владимировна.
Модуль «Основы светской этики» Тема урока « РОССИЯ – НАША РОДИНА»
«Тема гадания в литературе 19 века» Гадать – узнавать будущее или прошлое по картам, на кофейной гуще и другими способами. – (Словарь русского языка. С.И.Ожегов).
«Семья в пословицах и поговорках русского народа» Выполнили ученицы 8Бкласса: Алексеева Виктория Левицкая Оксана Руководитель проекта: Кирсанова Ольга.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Тема: «История возникновения праздника Хэллоуин» Выполнил: ученик 9 класса Алханайской средней общеобразовательной школы Нимаев Эрдэм Научный руководитель:
Транксрипт:

Словарное и фольклорное представление слова «баня» Работу выполнил: ученик 5б класса, Сазонов Павел Константинович. Научный руководитель: Цхварадзе Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы

Введение Работа посвящена изучению слова «Баня» в лексикографических источниках и фольклоре. Цель исследования – выяснить лексическое значение слова «баня», показать, как оно представлено в словарях русского языка и установить, какое значение и место имеет данное слово в современной языковой картине русского языка. Для достижения данной цели было необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать и проанализировать иллюстративный материал различных лексикографических источников; 2. Изучить этимологию данного слова и его историю; 3. Выяснить, какое из значений исследуемого слова актуально существует для современного носителя языка; 4. Представить структуру слова «баня» не только в современной языковой картине мира, но и фольклорной; 5. Выяснить, какие ассоциативно – образные компоненты сопровождают основное (понятийное) значение слова «баня»; 6. Одной из вспомогательных задач исследования является попытка выявить, кто из русских и зарубежных писателей и поэтов в своих произведениях употреблял слово «баня» и в каком значении представлял данное слово на страницах своих произведений. В первой главе представлено толкование слова «баня» в различных словарях русского языка и на основе анализа лексикографического описания данного слова выявлено основное лексическое значение данного слова в современной языковой картине мира. Во второй главе рассматривается история слова «баня», его функционирование в фольклорных текстах, в художественной литературе, представлен материал, раскрывающий значение слова «баня» для русского народа, а также на основе анализа изученного материала сделана попытка в выявлении образных компонентов, сопровождающих основное (понятийное) значение слова «баня». В заключении представлены общие выводы о проделанной работе.

Глава1. Лексикографическое представление слова «баня» Словарь. Виды словарей Словарь это книга, содержащая перечень слов. Принято выделять два основных типа словари энциклопедические и лингвистические. Слово как таковое, слово как единица языка объект лингвистического словаря. Объектом же энциклопедических словарей является не само слово, а вещь, реалия. Рассмотрим, как представлено слово «баня» в лингвистических словарях и в энциклопедических изданиях. Слово, как таковое, как единица языка – объект лингвистического словаря. Предметом же энциклопедического словаря является не само слово, а вещь, реалия, её различные параметры. В нашем исследовании мы будем рассматривать материалы о слове «баня» в различных словарях, так как данное слово является частью русского быта, а, следовательно, имеет свою историю, свои традиции, является своеобразным объектом архитектуры, уникальным культурно эстетическим явлением.

Этимологические словари русского языка Начнём со словаря этимологического, так как он содержит историю слова (его появление, развитие значения и т. п.), объясняет его происхождение. Для исследования возьмем два словаря: Семёнова А.В. и М.Р. Фасмера. Из приведенных словарных статей мы видим, что слово известно с 11 века, является заимствованным из старославянского, восходит к латинскому, куда пришло из греческого. Это слово общеславянское, имеет родственные корни в романских языках.Основное значение – «место, где моются и парятся».

Толковый словарь великорусского живого языка Даля Исследование лексикографического представления слова «баня» продолжим со словаря Даля, так как он является первым опытом создания толкового словаря именно разговорного русского языка и до сих пор является непревзойденной сокровищницей меткого народного слова, разнообразной диалектной речи. Интересно, что словарная статья к слову «баня» у Даля начинается не с рассматриваемого нами слова, а с глагола «банить». Из этого словаря мы узнаём о том, что уже в 19 веке слово «баня» имело много значений: в разных местах, у различных народов России оно бытовало по – своему. В объяснении значений данного слова автор использует и народный язык, и слова книжно–письменного языка, устаревшие и заимствованы слова, областные и местные слова и выражения. В статье представлено много пословиц, поговорок, народных обычаев и поверий, связанных с баней. Кроме того, указывает на слова, неразрывно связанные со словом «баня» : веник, шайка, суббота, квас.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова В данном словаре представлено только два значения изучаемого слова, одно – основное, которое представлено и в других словарях, второе – «мытьё», т. «процесс, действие» с пометой «разг.». Особый интерес представляет выражение «кровавая баня». В данном случае – это фразеологизм.

Большая советская энциклопедия Статья о бане в энциклопедии как и в вышерассмотренных словарях показывает основное значение данного слова: «помещение, оборудованное для мытья». Здесь же мы обзорно узнаем о том, что бани существуют с давних времён и у разных народов. Особое внимание в статье уделено строительству бани: как, из чего строить, представлена сама конструкция бани, типы бань. Кроме того, указано как баня влияет на организм человека.

Глава 2. Фольклорное представление слова «Баня» Фольклор, шире - народное искусство, составляет существенную, неотъемлемую часть народного быта и мировоззрения. К фольклору обращались в своем творчестве многие русские писатели. Авторы с огромным вниманием относились к народным афоризмам, в пословицах и поговорках пытались найти правду о народе, так как пословицы всесторонне характеризуют народ, в них сконцентрирована его мудрость, весь его многовековой опыт, идеалы. Фольклор является частью культуры народа, поэтому представление культурных концептов требует обращения к фольклору. В связи с этим необходимо рассмотреть историю русской бани, в частности, петербургской, с опорой на фольклор и литературные источники. «Бани у нас народны до того, что по ним определяют любовь к отечеству и истинность русского происхождения». А. Забелин.

Первые бани. История появления История возникновения такой реалии, как баня, уходит в глубокую древность. Первые бани по сообщению Геродота (ок. 484 – 420 гг. до н.э.), появились у разных народов, по – видимому, одновременно, на стадии родовых и племенных общин. Геродот также упоминал о том, что в степных районах местные жители парились в хижинах, поливая воду на раскаленные камни. Баня уже тогда пользовалась вниманием и уважением, так как кроме гигиенической процедуры, она являлась местом священнодействий; в бане происходило соединение двух стихий, почитавшихся священными у древних народов, - воды и огня.

Первые бани. История появления Доподлинно известно, что жители Египта уже шесть тысяч лет назад ходили в баню. Исторические источники свидетельствуют, что наибольшими «чистюлями» были древние греки, которые еще до бань для очистки тела пользовались песком; для этих целей его привозили даже с берегов Египта. Гиппократ, Гомер, Солон, Пифагор, Сократ, Платон и многие другие отмечали важную оздоровительно-гигиеническую роль бани. Сократ, например, говорил, что «баня очищает не только тело, но и все мое существо».

Первые бани. История появления История бани также затрагивает Древний Рим, у жителей которого был практически культ бани. Сохранившаяся до наших времён надпись на одной из построек древних римлян гласит : «Баня, любовь и радостьдо старости мы вместе». Известный римский врач Асклепий – за свою любовь к баням был прозван Купальщиком. Он считал, что необходимое условие, для излечения большинства болезней – это чистота тела, правильное питание, потение в банях и физические упражнения.

Баня на Руси Когда точно появилась баня на Руси, никто не знает. Кажется, она была всегда - так неразрывно связан ее образ с русской историей. Одни ученые считают, что баня завезена на Русь якобы арабами или спартанцами. Другие же предполагают, и вполне обоснованно, что она является собственным изобретением славян. Третьи утверждают, что первая баня проделала путь с Востока на север через славянские племена. Собственно на Руси первые документальные упоминания о бане содержатся в «Повести временных лет» (дошедшая до нас последняя редакция относится к 1113 году), составленной летописцем Нестором - монахом Киево- Печерского монастыря. Из текстов Нестора совершенно очевидно следует, что задолго до XII века баня на Руси была абсолютно обыденным явлением. Есть много известных исторических фактов, которые описывает Нестор и в которых баня так или иначе выступает характерной чертой образа жизни древних русичей.

Баня на Руси Вот один из примеров существования в то время бани: Как известно из многих источников, киевская княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам за убийство князя Игоря. Один из эпизодов этой истории связан с баней. Послы древлян прибыли к княгине, чтобы передать ей предложение своего предводителя стать его женой. Ольга велела растопить для них баню, чтобы по обычаю попариться с дороги. Когда же они, ничего не подозревая, стали мыться, слуги Ольги закрыли баню снаружи и подожгли. Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти. В летописях Х - Хll веков часто упоминается о банях на Руси, однако в те далекие времена наши предки их называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др. В уставе князя Новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство и назван был в народе Красное Солнышко, бани именовались заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

Баня на Руси В летописях Хl-Хll веков упоминается водопровод, построенный для дворища Ярослава. Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI века, по приказу Ивана Калиты проложили от реки за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого ее потом черпали ведрами- бадейками и разносили по домам. Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений, в частности, за строительство бани в Петербурге не нужно было платить пошлину, как в других местах России. Позднее Петр учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились бани Петербурга. Стоимость входа была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог посетить баню без ущерба для своего кошелька. С петровских времен прижилось в России почитание античной культуры. Возводились сооружения в стиле Древней Эллады и Рима.

Русская баня в представлении иностранных учёных, журналистов и путешественников Никакая баня в истории не описана иностранцами столь подробно, как русская. В более поздние времена говорить о ней почитали своим долгом едва ли не все мастера русского слова Европейские путешественники, а позже и журналисты, попадая в Россию, считали баню одной из главных составляющих российской экзотики. Публикуя свои впечатления на Западе, приезжие европейцы способствовали тому, что образ русских неразрывно связывался с любовью к парилке. Арабский путешественник Ибн Руста в начале Х века бани северян описывал так: «…В их стране холод до того силён, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому придумывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются они совсем семейством, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне до красна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, отчего распространяется пар, нагревающий жильё до того, что снимают даже одежду» Врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес утверждал, что баня помогает русским от оспы, заболеваний внутренних органов, от простуды, хронических болезней, вызванных чрезмерным питьем и едой. «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Русская баня в представлении иностранных учёных, журналистов и путешественников Наш древний соотечественник летописец Нестор писал, что бани встречаются по всей стране и что русские очень любят, попарившись в бане, поваляться в снегу или окунуться в прорубь. Это сладостное «мученье» издревне было неотъемлемой частью уклада жизни русского человека. «Дмитрий Самозванец, - писал Н.М. Карамзин, - никогда не ходил в баню: жители московские заключили из того, что он не русский!» Другой известный историк, Н.И. Костомаров, сообщал следующее: «Русские вообще ходили в баню очень часто: она была первою потребностью в домашней жизни, как для чистоплотности, так и для какого – то наслаждения. Почти в каждом зажиточном доме была своя мыльня; сверх того, для простонародья и для приезжих везде по городам существовали общественные или царские мыльни, где за вход платили деньги, составляющие во всем государстве ветвь царских доходов… Баня для русского была такою необходимостью, что по поводу запрещения топить их жители грозили правительству разбрестись врознь из своих домов».

Веник и баня Рассказывая о русской бане, нельзя не вспомнить о её незаменимом друге – венике. «Веник в бане господин», «Веник в бане всем начальник», «В бане веник дороже денег», «Баня без веника, что самовар без трубы», - гласит народная мудрость. Веники готовили деревенские жители, в основном женщины, которым помогали дети. Вязались они из берёзы, крапивы, смородины, солодки, можжевельника. Самый ходовой – берёзовый, связанный из молодых ветвей, когда листья ещё мягкие, ароматные, однако ломали берёзку не раньше Иванова дня, чтоб листики уже окрепли и побольше были, чтоб держались крепко, к телу не прилипали ( всем известно выражение: «Пристал, как банный лист»). Веник своего рода массаж для тела: сначала его выпаривают, подержат в горячей воде, затем лёгкое похлопывание им одними листьями, затем концами веточек, вдоль рук, ног, лопаток, позвоночника. Веник в старину употреблялся и для заговора. Вот как, например, можно было при помощи веника просить о здоровье: «Щелков веник, тело бумажно, хвощись на здоровье раба Божья (имя), Аминь!»

Баня в мифологии и фольклоре русского народа Неудивительно, что бани часто упоминаются в фольклорных жанрах и мифологии русского народа. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием, либо с похищением некого важного для него атрибута.Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён с мотивом изжаривания и последующего съедания героя, например, Змеем – Горынычем, Бабой- Ягой, колдуном и т. п. Баня в русской культуре издревне считается особым местом. Как ни странно, именно в бане человек входит в соприкосновение со всеми четырьмя стихиями - с огнем, водой, землей и воздухом. Здесь осуществляется переход из мира обыденного в мир мифологический. Человек очищается и заряжается новой энергией - энергией созидания и спокойствия. Без бани не обходилась ни одна народная свадьба, ибо баня символизировала чистоту брачного ложа и чистоплотность вообще. Мать невесты благословляла к венцу молодых хлебом (его называли банником); вместе с хлебом в скатерть зашивали соль, жареную птицу и всё это отдавала свахе, которая на другой день, по выходе молодых из бани, расшивала скатерть. В бане в старину русские женщины рожали детей. Существовал также обряд перепекания. Ребёнка на лопате сажали в печь и перепекали (в русских сказках Баба – Яга тоже сажает главного героя на лопату), а у простонародья ребёнку сначала давали банное имя, а через сорок дней его заменяли постоянным, взяв из святцев.

Баня в мифологии и фольклоре русского народа В бане, согласно славянской мифологии, обитал злой дух, которого называли банником (банным, байником, баенником, анчуткой). Это существо, прятавшееся обыкновенно за печкой или под лавкой, являлось то в образе хозяина бани, то в виде животного, то в облике старика с волосатыми руками и длинными ногтями. А поскольку банник – это тот же чёрт ( только очень теплолюбивый), то встречи с ним избегали. Никто, к примеру, не отважился бы пойти в баню около полуночи – в это время черти как раз моются (церковь требовала мыться до шести часов вечера, ибо после этого времени в бане проходил шабаш). Считалось, что баннику нужно оказывать всяческое почтение, проявлять смирение, покорность, учтивость. При входе в баню у банника спрашивают попариться, а по выходе из бани ласково благодарят его за баню. Ему последний посетитель оставляет теплую воду, пар и кусочек мыла. Расположения банника добиваются и преподнесением ему угощения. Самым лучшим угощением считалось преподнесение ему кусочка ржаного хлеба, обильно посыпанного солью, а еще лучше черной корицей. Принесший угощение должен выйти из бани задом наперед, беспрестанно отвешивая при этом низкие поклоны баннику. Следует отметить, что не всегда, не все и не везде посетители бани относились к баннику с почтением и с боязнью. Многие крестьяне хотели оградить себя от проделок банника разного рода противодействием, в частности пытались оградить себя от беды в бане с помощью крестного знамени или молитвы.

Баня в мифологии и фольклоре русского народа Существует поверье, что иногда «на легкий банный пар» к баннику в баню заглядывают его друзья, разного рода черти, лешие и др. Многовековая вера в существование банника, знакомство с его добрыми проделками и злыми делами породили у некоторых народов двоякое к нему отношение. Так, на русском Севере крестьяне утверждают: «Нет злее банника, да нет его добрее». Он часто защищает гонимых, преследуемых, убогих... В народе также существует поверье, что банник может предсказывать судьбу гадающим. Особенно охотно он это делает в Святки (с 7 по 19 января). Девушки в эти дни гадали о суженом. Но наиболее верный способ гадания о суженом - это гадание в бане в ночь под Новый год с помощью зеркала. Гадание в бане считалось делом небезопасным: банник может, если его прогневить, наслать «всякие сыпи и чирья на тело, а злой недуг внутро ». Если же банник в хорошем расположении духа и если не нарушать его запреты, то он может не только предсказать будущее, но и повлиять на судьбу в желательном для гадающего направлении. В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани называются «заведениями для немогущих». Баню, действительно исстари почитали за то, что после её посещения снимается усталость, восстанавливаются силы. Эти свойства бани также нашли отражение в устном народном творчестве: «В бане болячка садится», «Вылечился Ваня – помогла ему баня», «Баня парит, баня правит», «Баня – мать вторая: все кости расправит, всё дело поправит», «В который день паришься, тот день не старишься», «Баня парит – здоровье дарит», «Лук да баня всё правят», « Баня без пара, что щи без навара», « Баня смоет, шайка сполоснёт», «Баня любую болезнь из тела гонит», «Баня не заговенье, на неё нет запрета» и т. п. – прибаутки, пословицы, в которых запечатлено важное значение бани – «здоровье». Русская баня, березовый веник настолько утвердились в нашем сознании, имеют такие глубокие традиции, что вызывают всевозможные жизненные ассоциации. Например, в знойный день мы говорим: «Жарко, как в бане».

Баня в литературных произведениях Образ бани и её самых разнообразных свойств можно встретить и в произведениях известных русских писателей и поэтов. Раскроем пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Песнь четвёртая. Молодой Ратмир мчится на коне вслед за похищенной Людмилой. Но наступает ночь, и молодой хан неожиданно попадает в замок: «В чертоги входит хан младой, / За ним отшельниц милый рой,/одна снимает шлем крылатый,/ Другая - кованые латы,/Та меч берёт, та – пыльный щит./ Одежда неги заменит/ Железные доспехи брани,/ Но прежде юношу ведут / К великолепной русской бане…». А вспомним гимн чистоте – «Мойдодыр» К.И. Чуковского, на котором воспитывалось не одно поколение: «Давайте же мыться, плескаться,/ Купаться, нырять, кувыркаться / В ушате, в корыте, в лохани,/ В реке, в ручейке, в океане, / И в ванне, и в бане./Всегда и везде - / Вечная слава воде! Как уже говорилось выше, бани на Руси были на каждом шагу и топились они по – разному: « по – чёрному» или «по – белому». Топили же их не чаще одного раза в неделю; суббота всегда была банным днем. Эта традиция - мыться в бане по субботам – сохранилась и до наших дней. Это явление нашло своё отражение и в рассказе В. Шукшина «Алёша Бесконвойный»: «В субботу он топил баню. Всё. Больше ничего.»

Баня в литературных произведениях А.Т. Твардовский в известной всем поэме «Василий Тёркин» с восторгом отзывается о русской бане и показывает её значимость для русского бойца (глава «В бане») Образ бани и её удивительных свойств мы найдём на страницах произведений таких писателей, как: А. Дюма «Учитель фехтования», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», М.Е. Салтыков – Щедрин «Дневник провинциала в Петербурге», А.П. Чехов «В бане», М.М. Зощенко «Баня», «Баня и люди», И.С. Шмелёв «Лето Господне», С. Маршак «Стихотворение о бане», В. Шукшин «Алёша Бесконвойный», В. Высоцкий «Банька» и многие другие. А у В.В. Маяковского есть пьеса «Баня». И, хотя в последней в качестве реквизита не выступают ни веники, ни шайки есть основания ещё раз сделать вывод, что баня может вызвать совершенно неожиданные ассоциации. Тема бани представлена и в произведениях современных авторов: в песнях Михаила Евдокимова, Александра Суханова, в фильмах Александра Рогожина….

Баня в Санкт-Петербурге На протяжении веков баня была и остается объектом не только писателей и поэтов, но и архитекторов, инженеров, врачей. Некоторые работы о русской бане были представлены авторами (физиологами) на соискание учёной степени доктора медицины (например, И.И. Полозов). Многое о русских банях, их разнообразии можно узнать из книги о московских банях В.А. Гиляровского. Петербургской бане – три века с не большим. Она – плоть от плоти русской бани, вобрала в себя многовековой опыт банной культуры и, едва появившись на берегах Невы, стала, согласно русской традиции, местом отдыха, центром общения, достопримечательностью, в которой долгое время жили старинные ритуалы. «Без Петербурга да без бани нам как телу без души», напишет в хх веке А. Толстой (роман «Петр Первый»). Старинные банные обычаи и ритуалы, о которых говорилось выше, в Петербурге со временем забывались (в деревнях древние банные обряды живут и в настоящее время). Однако в быту почти у всех петербуржцев русская баня занимает далеко не последнее место. Доказательство тому – городская топонимика. В честь бани в Петербурге названы топонимы: 1 – ый и 2 – ой Банный переулок, Банный мост через реку Пряжку.

Заключение Перечень традиций из истории русской бани, её значимости для русского человека велик. Но даже из такого незначительного по объёму материала можно сделать вывод, что русские бани - это уникальное историческое и культурно–этическое явление. Более того, многие исторические факты и фольклор помогают нам в описании значения и места слова «баня» в современной языковой картине русского языка. Можно предположить, что многие ассоциации, вызванные словом «баня» у современного человека, обусловлены исторически (имеют историческое обоснование). Например, «суббота», «веник», «по-чёрному», «отдых», «здоровье», «Ваня» и т.д.

Список используемой литературы Библиографический список 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., Аникин А.Е. Из истории русских слов. М., Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., Богданов И.А. Три века петербургской бани. Нева, Виноградов В.В. История слов. М., Забелин А. Русская баня. М Зощенко М.М. Рассказы. М Пушкин А.С. Руслан и Людмила. М., Русский язык. Энциклопедия. М., Шукшин В. Рассказы.М Словари 1. Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохорова А.М., М., «Советская энциклопедия» , т Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., «Русский язык» т – 1(А – З). 3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4 из. доп. М., Фасмер М.Р. Этимологический словарь русского языка: в 4 – х т. М., «Астрель АСТ», Этимологический словарь русского языка. Семенов А.В. М. «Юнвес»,2007.

Ресурсы интернета &go=prev&categ=

Спасибо за внимание!