Целевая программа «Технология разработки дополнительной образовательной программы» Кренц Ольга Александровна, методист отдела дополнительного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Advertisements

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к программам дополнительного образования детей Нормативно-правовой аспект Содержание дополнительных образовательных программ Цели.
Правовое регулирование отношений в сфере образования Гептина О.С., методист КГБОУ НПО ПЛ 2.
Система образования в России: структура и управление 1. Основные нормативные документы в области образования. 2. Структура и особенности современной системы.
Подготовка дополнительных образовательных программ в логике ФГТ Н.В. Селедкина, МОУ ДПОС РЦ.
Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ст. 2. Основные понятия.
Программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС Савелова Н.И., ведущий специалист отдела организации дополнительного образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА 1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Федеральный государственный.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Президент подписал новый закон об образовании ФЗ об образовании вступает в силу 1 сентября 2013 года.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Характеристика и структура национальной системы образования.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования ( объем, содержание, планируемые результаты ), организационно - педагогические.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Заведующий П.А. Харюшина Старший воспитатель Т.А. Григорьева.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Особенности деятельности педагога в условиях реализации ФГОС НОО.
Транксрипт:

Целевая программа «Технология разработки дополнительной образовательной программы» Кренц Ольга Александровна, методист отдела дополнительного образования и воспитательной работы МАОУ ДПОС РЦ

Занятие 1 «Образовательная программа дополнительного образования детей: понятие, функции, видовое разнообразие, требования, предъявляемые к структуре и содержанию» Целевая программа «Технология разработки дополнительной образовательной программы»

Особенности организации процесса обучения по целевой программе Время реализации программы - 24 академических часа. Количество занятий - 6. По итогам обучения выполняется зачетная работа: -тестирование, -защита краткосрочной дополнительной образовательной программы (проекта программы), созданной для обеспечения организованного досуга детей в летний период. Программа может быть создана индивидуально или группой педагогов. По итогом обучения выдается сертификат. Контактный телефон: , Кренц Ольга Александровна.

Требования к защите программы (проекта программы): 1)Защиту программы (проекта программы) рекомендуется сопроводить электронной презентацией Microsoft PowerPoint. Длительность выступления – не более 10 минут. Представляется печатный вариант программы. 2) Презентация обязательно должна содержать следующие слайды: Слайд 1. Общая характеристика ДОП: название программы; возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы; срок реализации программы; направленность (и) программы; отличительные особенности программы; особенности контингента обучающихся (для одаренных детей, для детей с ОВЗ и др.; для девочек, для мальчиков и др.). Можно добавить собственные обобщенные характеристики программы. Слайд 2. Актуальность, педагогическая целесообразность программы Слайд 3. Цели и задачи программы Слайд 4. Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих программ. Слайд 5.Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Слайд 6. Особенности содержания и организации образовательного процесса (представить заполненную таблицу): Раздел, темы программы Количество часовФормы занятий Методы образователь ной деятельности Средства образовательн ой деятельности ВсегоИз них теор ия прак тика Необходимо аргументировано обосновать педагогические действия по отбору содержания, форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами программы. Слайд 7. Список использованной литературы и других источников информации.

Актуальность процесса разработки (составления) дополнительной образовательной программы Выдержки из Федеративного закона «Об образовании в Российской федерации» от , 273-ФЗ (настоящий ФЗ вступает в силу с года, за исключением ряда положений (статей, пунктов), до указанной даты силу имеет Закон РФ «Об образовании» от года (с изменениями и дополнениями)) Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Современное образовательное пространство объединяет в себя следующие виды: -общее образование (его уровни: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование); -профессиональное образование; -дополнительное образование (подвиды: дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование); -профессиональное обучение.

Общее образование - вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований).

Сегодня в России ДО характеризуется как процесс освоения свободно избранного человеком вида деятельности (или области знаний), выходящего, как правило, за рамки основного (общего, профессионального) образования, что обеспечивает: 1) или компенсацию отсутствующих в основном образовании тех или иных интересующих видов и направлений деятельности, 2) или максимально и существенно обновляет, дополняет (углубляет, расширяет) основное образование, и создает наиболее благоприятные условия самоактуализации, самореализации личности, ее социализации. Сегодня дополнительное образование может обеспечить необходимую «связность» единому образовательному пространству, помочь в реализации основной цели образования – развитию личности.

Подобное пространство обеспечивает каждому возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Находясь в этом образовательном пространстве, личность развивается на протяжении всей своей жизни, приобретая на каждом этапе знания, практический опыт, усваивая новые культурные реальности во всем их многообразии. Непрерывность образования обеспечивается за счет реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, за счет предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ в образовательных учреждениях различных типов и видов.

«Образовательная программа дополнительного образования детей: понятие, функции, видовое разнообразие, требования, предъявляемые к структуре и содержанию»

Организация является образовательной, если она на основании лицензии в качестве основной осуществляет образовательную деятельность, то есть деятельность по реализации образовательных программ.

Программа (от греческого «programma»-объявление, распоряжение) рассматривается как 1) содержание и план деятельности, работ, 2) изложение основных положений и целей деятельности отдельной организации, 3) краткое изложение содержания деятельности. Программа это документ, определяющий цели, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок ее реализации, то есть это документ, отражающий содержательно-организационная модель определенной деятельности

Образовательная программа – это нормативный документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования. Образовательная программа - это нормативный документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат. Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, (в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ»), который представлен в виде -учебного плана, -календарного учебного графика, -рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, -оценочных и методических материалов. Федеральный закон «Об образовании в РФ», гл.1, ст. 2.

В Законе РФ «Об образовании» (ст.9, п.1), говорится о том, что образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности, что в РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные). 2) профессиональные (основные и дополнительные). В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», ст.12 «В Российской Федерации каждый вид образования обеспечен образовательными программами - по дополнительному образованию реализуются дополнительные образовательные программы». К дополнительным образовательным программам относятся (ст.12, п. 4, ст.75 п.2 ФЗ «Об образовании в РФ» ) : 1) дополнительные общеобразовательные программы, которые подразделяются на 1.1. дополнительные общеразвивающие программы (реализуются как для детей, так и для взрослых); 1.2. дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта (реализуются для детей); 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В Законе РФ «Об образовании» ст.26 говорится, что: 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); (в ред. Федерального закона от N 180- ФЗ) посредством индивидуальной педагогической деятельности; в научных организациях (абзац введен Федеральным законом от N 56-ФЗ) Дополнительные образовательные программы могут реализовываться в следующих типах образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ») : 1) организациях дополнительного образования - образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; 2) организациях дополнительного профессионального образования- образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели их деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам; 3) дошкольных образовательных организациях; 4) общеобразовательных организациях; 5) профессиональных образовательных организациях; 6) образовательных организациях высшего образования.

Встречающиеся названия образовательных программ, обеспечивающих реализацию дополнительного образования детей Дополнительная образовательная программа Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа И пр.

Условная классификация ДОП по масштабу: ДОП учреждения - документ, определяющий и регламентирующий образовательную деятельность в ОУ, раскрывающий специфику конкретного образовательного учреждения с помощью дополнительных образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, обеспечивающих занятия объединений по интересам. ДОП учебных предметов, курсов, дисциплин - это документ определяющий возможность проводить занятия в конкретном объединении по интересам («Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. (…).» (ФЗ «Об образовании в РФ», ст.75, п.4) Индивидуальная ДОП - это нормативный образовательный документ, созданный для персонифицированного образования отдельно взятого ребенка. Данная программа пишется с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей обучающегося, что обеспечит выполнение индивидуального образовательного маршрута.

Требования к содержанию образовательных программ Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (выдержка из ФЗ «Об образовании в РФ», ст.12, п.1). Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества (выдержка из Закона РФ «Об образовании», ст.14 п.1 ).

Общие требования к ДОП 1) ДОП должна соответствовать предназначению ДО (детей и взрослых), то есть должны: 1.1. иметь направленность на формирование и развитие творческих способностей, природных задатков детей и взрослых; удовлетворение индивидуальных потребностей детей и взрослых в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию свободного времени (выдержка из ФЗ «Об образовании в РФ», ст.75, п.1); 1.2. обеспечивать адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию; 1.3. выявлять и поддерживать детей, проявивших выдающиеся способности (выдержка из ФЗ «Об образовании в РФ», ст.75, п.1). 2. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (выдержка из ФЗ «Об образовании в РФ», ст.75, п.1).

3. При разработке ДОП необходимо соблюдать основные принципы государственной политики в сфере образования: -светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; -гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; -защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; -свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; - и др.

4. При составлении ДОП должно быть учтено следующее: -Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность; -образовательная программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме (помните, что образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и за качество образования своих выпускников); -каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их, то есть необходимо признавать за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении; -к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ст.75 п.3 ФЗ «Об образовании в РФ»); -занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по программам различной направленности; -занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

5. В программу должны быть включены прогрессивные, научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности в той области, которой соответствует программа, достижения психологии и педагогики. Программа должна соответствовать достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона.

6. Программа должна соответствовать современным образовательным технологиям, отраженным в -принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); -формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения» дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); -методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); -средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении) 7. ДОП должны соответствовать основным нормативным документам образовательного учреждения (Уставу ОУ, лицензии и Программе развития ОУ, образовательной программе ОУ) и пр.

Принципиальным отличием дополнительного образования является отсутствие жестких образовательных стандартов, что дает возможность трансформировать передаваемые ЗУНы, способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей обучающихся (физических, познавательных, личностных, духовно-нравственных). Назначением (целью) дополнительных образовательных программ является создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы возможность каждому обучающемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.

Свойства (характеристики, качества) ДОП Единство Актуальность Рациональность Реалистичность (с точки зрения ресурсов) Целостность и полнота содержания Контролируемость Преемственность и согласованность Практическая значимость, технологичность И др.

Единство - парадигмальная определенность, единые концептуальные основы и стратегические ориентиры для всех программ, реализуемых в учреждении. Актуальность - свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем сегодня и в будущем. Рациональность - свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях региона, учреждения дополнительного образования на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимальный результат.

Реалистичность - свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств для ее достижения. Целостность и полнота содержания - свойство программы обеспечивать согласованность и полноту, взаимодействие и последовательность действий для реализации цели; включение в программу всех элементов содержания, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей, определенность логической последовательности усвоения материала.

Контролируемость - свойство программы определять ожидаемые результаты, т.е. предлагать соответствующие способы проверки конечных и промежуточных результатов (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребенок). Практическая значимость, технологичность - свойство программы, обозначающее доступность для использования в педагогической практике. И др.

Некоторые варианты классификации дополнительных образовательных программ (приведенные классификации ДОП являются примерными и не исчерпывают их возможного разнообразия)

Вид ДОП (классификация ДОП по степени авторского вклада) (классификация Буйловой Л.Н, Кленовой Н.В.) Примерная (типовая) программа Модифицированная программа Авторская программа Экспериментальная программа

Примерная программа – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием (например, Министерством образования и науки РФ) в качестве примерной в той или иной образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа или программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом какого-либо фактора (или факторов). В неё могут вноситься, например изменения: - в объем материала, порядок изучения тем, в распределение часов по темам и др.; -в режим и временные параметры осуществления деятельности; - с учётом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей; -с учётом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития детей и др.

Экспериментальная программа – это целенаправленная и контролируемая программа, -которая разрабатывается с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе; -целью которой является создание и апробация нового содержания, новых технологий дополнительного образования или управления педагогическим процессом (или изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения), предложение новых областей знаний. ЭП является действительной только на срок реализации даной программы. Авторская программа – это существенно новая программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной замысла, отличающаяся собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями.

Уровень углубления предметной деятельности (классификация ДОП по уровню освоения предметной деятельности ) Общекультурный уровень освоения программы - уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение кругозора, уровня информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при освоении программы. Базовый или углубленный уровень освоения программы -уровень предполагает формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности Профессионально-ориентированный уровень освоения программы – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, формирует готовность к освоению программ специального образования.

Объем освоения содержания (классификация ДОП по разнообразию тематической направленности содержания) Предметная программа - программа, в основе которой лежит один предмет или одна предметная область. Интегрированная программа - программа, объединяющая в целое различные образовательные области на основе того или иного единства (выделяют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки её содержания и эффективности функционирования). Комплексная программа - соединение самостоятельных образовательных, досуговых, социально-ориентированных, оздоровительных, летних и других программ в единую программу. Она интегрирует отдельные области, профили, виды деятельности, процессы в единое целое, подчиняя себе общие цели, задачи, содержательные модули и другие части (чаще всего это программы школ, студий с многоступенчатым обучением и наборами разных предметов, курсов

Особенности организации педагогической деятельности (классификация ДОП по наличию различных самостоятельных содержательных и организационных компонентов в программе) Модульная программа составлена из самостоятельных целостных блоков (модулей). Образовательный процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема («навигатор»), в рамках которой эти модули компонуются в зависимости от целей деятельности. Сквозная программа – программа, «поперечно» проходящая через несколько образовательных программ коллективов и объединений для решения общеучрежденческих, общевозрастных и других проблем, для реализации общей цели.

Уровень организации творческой деятельности обучающихся (классификация ДОП по возможности обеспечить творческое развитие обучающихся) (классификация Ермолаевой Т.И.) Репродуктивная программа Репродуктивно-творческая программа Креативная программа Эвристическая программа

Репродуктивная программа – программа, где преобладают обучающие цели, выполнение заданий репродуктивного характера. Репродуктивно-творческая программа – программа, в которой присутствуют как репродуктивные, так и творческие методы деятельности. Креативная программа – программа, в которой ставится цель самостоятельной творческой деятельности и генерирования новых знаний, развития творческих способностей, создание обучающимися субъективно новых идей, создания субъективно новых технологий. Эвристическая программа – программа, в которой ставится цель самостоятельной творческой деятельности и генерирования объективно новых знаний, объективно новых идей, создания объективно новых технологий.

Общие рекомендации по оформлению программы: 1) Дополнительная образовательная программа – это официальный нормативный документ, для оформления которого разработана система ГОСТов. 2) Требования к изложению ДОП: последовательность, логичность изложения, целесообразность рубрикации, ясность и выразительность языка, сжатость изложения, пояснение новой (использованной) терминологии, необходимость избегать местоимения и др.

Требования к структуре и оформлению ДОП Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России oт «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и приложение «Примерные требования к программам ДОД»

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка 3. Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 6. Список литературы

Выдержки из «Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года» (утверждена постановлением Правительства Самарской области 5 от ) Некоторые идеи Концепции: -идея ДОД как многоступенчатой системы, позволяющей осваивать дополнительные общеобразовательные программы от дошкольного уровня до среднего (полного) общего образования; -идея ДОД как пространства продуктивной и социально конструктивной организации детской жизни, в которой ребенок приобретает комплекс личностных, социальных и профессиональных компетентностей, обеспечивающих его самоопределение, социализацию и профессионализацию; -идея опережающего характера, вариативности и предоставления широкого спектра образовательных услуг как пространства возможностей и выбора и др. Способами решения данных идей является, в том числе, следующая деятельность: 1) обновление содержания системы ДОД посредством программ нового поколения (долгосрочных, разнонаправленных); 2) разработка инновационных образовательных программ, в том числе интегрирующих различные области знаний и обеспечивающих гибкость, вариативный характер дополнительного образования; 3) создание программ, способствующих привлечению в систему ДО учащихся старшей ступени общего образования и учащейся молодежи; 4) обеспечение преемственности образовательных программ, которая давала бы возможность выстраивать поэтапный долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут, находящий свое органичное продолжение в системе профессионального образования; 5) и др. В настоящий момент каждому УДОД, каждому педагогу необходимо быть готовым и способным к динамичным и конструктивным изменениям, то есть быть конкурентоспособным. Это возможно лишь в том случае, если педагог будет готов к большой работе по корректировке, обновлению существующего в ОУ программного поля, по разработке новых программ, несущих новое содержание.