В.И. ВЕРНАДСКИЙ. ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ВЕРНАДСКОГО ОПРЕДЕЛЁННО ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТАКИХ НАУК, КАК ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИНЕРАЛОГИЯ, ГЕОХИМИЯ, КОСМОХИМИЯ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Advertisements

«Все, что мы ни знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазеров и ученых-поэтов». В.И. Вернадский.
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Презентация по экологии Тема: НООСФЕРА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Геолого-географический.
Презентация по биологии ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЖИЗНЬ Вернадского В.И. Подготовил: Якубовская Г.Н., преподаватель биологии ГОУ СПО ТО "ЯТТ", Ясногорск, 2013 г.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Педагогическая концепция. Постижение всеединства мира – необходимость настоящего времени. «Мы поднимаемся с колен, но еще долог и труден путь нравственного.
Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Человек – биологическое существо. В его организме протекают.
В. И. Вернадский основы концепции ноосферы Выполнила: Зарочинцева Д. А. группа 35.
КОНЦЕПЦИЯ НООСФЕРЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО Выполнил студент 2 курса ФПО Машенцев Клим.
Москва Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и других. В центре его естественнонаучных.
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Цели урока: выяснить значение биосферы; формировать понятие «биосфера»; раскрыть роль живых организмов в биосфере; выявить взаимосвязи в круговороте веществ.
Великие естествоиспытатели. Оборудование для научных исследований. Природоведение 5 класс Урок 3.
В научном творчестве Вернадского особое место занимала музыка. Музыкальные звуки часто использовались Вернадским в его научных трудах для описания природных.
Великие естествоиспытатели. Оборудование для научных исследований. Природоведение 5 класс Урок 3.
Философия и Математика Выполнил: Болтовский С.Н. Проверила: Гефнер О.В. ФГБОУ ВПО Омский Государственный Аграрный Университет имени П.А.Столыпина кафедра.
Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой! Гете.
Вернадский Владимир Иванович. Дата рождения: (81 год) Родился в Санкт-Петербурге Научная сфера: геология, кристаллография, минералогия,
Транксрипт:

В.И. ВЕРНАДСКИЙ

ТВОРЧЕСТВО ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ВЕРНАДСКОГО ОПРЕДЕЛЁННО ВЫХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛЫ ТАКИХ НАУК, КАК ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИНЕРАЛОГИЯ, ГЕОХИМИЯ, КОСМОХИМИЯ, БИОГЕОХИМИЯ, БИОГЕОЛОГИЯ, ОСНОВАТЕЛЕМ КОТОРЫХ ОН ЯВЛЯЕТСЯ. И ХОТЯ ВЕРНАДСКИЙ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ИЗВЕСТЕН КАК УЧЁНЫЙ - ЕСТЕСТВЕННИК, СОЗДАТЕЛЬ ТЕОРИИ БИОСФЕРЫ, ЕГО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ГЛУБОКО ИНТЕРЕСОВАЛИ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА. КАК И ВСЯКИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ ПОДОБНОГО МАСШТАБА, ЭТО И ОРИГИНАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ, ОДИН ИЗ АВТОРОВ ТЕОРИИ АНТРОПОКОСМИЗМА.

ИСТОРИЯ НАУКИ ЗНАЕТ НЕМАЛО ВЫДАЮЩИХСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, НО ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ РЕДКО ВСТРЕЧАЛИСЬ УЧЕНЫЕ, КОТОРЫЕ СВОЕЙ МЫСЛЬЮ ОХВАТЫВАЛИ ВСЕ ЗНАНИЯ О ПРИРОДЕ СВОЕЙ ЭПОХИ, И ПЫТАЛИСЬ ДАТЬ ИХ СИНТЕЗ. ТАКОВЫМИ БЫЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV И НАЧАЛЕ XVI В. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ( ), В XVII СТОЛЕТИИ М.В. ЛОМОНОСОВ ( ), В КОНЦЕ XVIII И ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. А. ГУМБОЛЬДТ ( ). НАШ КРУПНЕЙШИЙ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ ( ) ПО СТРОЮ МЫСЛЕЙ И ШИРОТЕ ОХВАТА ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ СТОИТ В ОДНОМ РЯДУ С ЭТИМИ КОРИФЕЯМИ НАУЧНОЙ МЫСЛИ.

ОБРАЩАЯСЬ К МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ВЕРНАДСКИЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЧЁТКО ОПРЕДЕЛЯЕТ СВОЮ ПОЗИЦИЮ ПО ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИИ. МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ДАННАЯ ПРОБЛЕМА ЯВЛЯЕТСЯ СКВОЗНОЙ ДЛЯ ЕГО РАБОТ. И ВСЕГДА ОН ВЫСТУПАЕТ КАК ГОРЯЧИЙ СТОРОННИК ФИЛОСОФИИ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. НО КАК ПОНИМАТЬ ТАКОЙ СОЮЗ? ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ВЕРНАДСКОГО ЕСТЬ УСЛОВИЕ, ПРИЧЁМ НЕУСТРАНИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ. ЭТА ТА СРЕДА, В КОТОРОЙ СУЩЕСТВУЕТ НАУКА И БЕЗ КОТОРОЙ НАУКИ НЕТ. ЗНАНИЕ ТУТ ПОЛУЧЕНО НЕ ПУТЁМ ТОЧНОГО НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТА, А ЧЕРЕЗ ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ И ИНТУИЦИЮ. ФИЛОСОФСКОЕ МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЕ, - ПИШЕТ В. И. ВЕРНАДСКИЙ, - В ОБЩЕМ И В ЧАСТНОСТЯХ СОЗДАЁТ ТУ СРЕДУ, В КОТОРОЙ ИМЕЕТ МЕСТО И РАЗВИВАЕТСЯ НАУЧНАЯ МЫСЛЬ. В ОПРЕДЕЛЁННОЙ МЕРЕ ОНА ЕЁ ОБУСЛОВЛИВАЕТ, САМА МЕНЯЯСЬ (В РЕЗУЛЬТАТЕ) ЕЁ ДОСТИЖЕНИЙ

В.И. ВЕРНАДСКИЙ УСТРЕМИЛ ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА ЗЕМЛИ – СОВОКУПНОСТИ ОБИТАЮЩИХ НА НЕЙ ОРГАНИЗМОВ, НА ПРОЦЕССЫ ИХ ПИТАНИЯ, ДЫХАНИЯ И РАЗМНОЖЕНИЯ, НА ЭВОЛЮЦИЮ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ. СРЕДИ ВЕЛИКИХ ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЕЙ СРАВНИТЕЛЬНО НЕМНОГИЕ ПРЕДПРИНИМАЛИ ПОПЫТКИ ФИЛОСОФСКИ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И ИЗЛОЖИТЬ СВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, СВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. В.И. ВЕРНАДСКИЙ ПРИНАДЛЕЖАЛ К ЧИСЛУ ТАКИХ СЧАСТЛИВЫХ ИСКЛЮЧЕНИЙ. ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ЕГО ТРУДАМИ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО В НИХ ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЕТ, КРОМЕ ОСНОВНОГО НАУЧНОГО ТЕКСТА, ЕЩЕ ПОДТЕКСТЫ – ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ.

«ФИЛОСОФСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.И. ВЕРНАДСКОГО БЫЛА НАСТОЛЬКО СИЛЬНА, ЧТО, ПЫТАЯСЬ БОРОТЬСЯ С НЕЙ, СТРЕМЯСЬ НЕ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ СТАТЬ ДОМИНИРУЮЩЕЙ, УЧЕНОМУ ПРИХОДИЛОСЬ СОЗНАТЕЛЬНО ИДТИ ПО ПУТИ ЖЕСТКОГО ОГРАНИЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОГО ПОЛЕТА СВОЕЙ МЫСЛИ. ЕГО ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ЧАСТО ОПЕРЕЖИВАЛА РАЗВИТИЕ ЕГО НАУЧНОЙ МЫСЛИ В ОБЛАСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ОНА ОСВЕЩАЛА ПОСЛЕДНЕЙ ДОРОГУ ВПЕРЕД. ОН ПОНИМАЛ, ЧТО ЗДЕСЬ ТАИТСЯ БОЛЬШАЯ ОПАСНОСТЬ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ САМИХ ФИЛОСОФСКИХ ОБОБЩЕНИЙ, ИХ ГЛУБИНЫ И ОБОСНОВАННОСТИ. И ОН БОРОЛСЯ ПРОТИВ ЭТОГО, КАК ОН САМ ГОВОРИЛ, «ВЕЛИКОГО СОБЛАЗНА» ЗАНЯТЬСЯ ФИЛОСОФСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ РАНЕЕ, ЧЕМ БУДУТ ПОЛУЧЕНЫ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭТОГО ТОЧНЫЕ И НЕОСПОРИМЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ» (С.Р. МИКУЛИНСКИЙ)

В ЭТИХ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ ТИПИЧНЫХ ДЛЯ ВСЯКОГО КРУПНОГО НАТУРАЛИСТА – МЫСЛИТЕЛЯ, ЛЕЖИТ ПРИЧИНА ИЗВЕСТНОЙ ОТРЫВОЧНОСТИ МНОГИХ ФИЛОСОФСКИХ ЭКСКУРСОВ В.И. ВЕРНАДСКОГО, МОЗАИЧНОСТЬ ЕГО ОТДЕЛЬНЫХ ФИЛОСОФСКИХ МЫСЛЕЙ, КАК БЫ ВКРАПЛЕННЫХ В ОСНОВНОЙ НАУЧНЫЙ ТЕКСТ, НО ОТНЮДЬ НЕ ЧУЖЕРОДНЫХ ЕМУ. КРОМЕ ТОГО, НЕ СЛЕДУЕТ ЗАБЫВАТЬ О ТОМ, ЧТО ВЗГЛЯДЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО, КАК ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКОГО УЧЕНОГО, КОТОРЫЙ БЫЛ В ПОСТОЯННОМ ТВОРЧЕСКОМ ГОРЕНИИ, РАЗВИВАЛИСЬ, ЭВОЛЮЦИОНИРОВАЛИ. ПОЭТОМУ, ЕСЛИ СРАВНИВАТЬ РАННИЕ И ПОЗДНИЕ РАБОТЫ УЧЕНОГО, НЕРЕДКО МОЖНО ЗАМЕТИТЬ НЕ ТОЛЬКО РАЗНЫЕ ОТТЕНКИ, НО ИНОГДА И РАЗЛИЧИЕ В ТРАКТОВКЕ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ФИЛОСОФСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВОПРОСОВ.

ФИЛОСОФИЯ НИКОГДА НЕ БЫЛА ТОЛЬКО ВНЕШНИМ УКРАШЕНИЕМ ЕГО НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, А СОСТАВЛЯЛА ИХ СТЕРЖЕНЬ И ВСЕГДА НОСИЛА ВНУТРЕННИЙ ХАРАКТЕР. ЕГО ФИЛОСОФСКИЕ ВЫВОДЫ ВЫТЕКАЛИ ИЗ ЕГО КОНКРЕТНЫХ ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫХ ИЗЫСКАНИЙ, ДАВАЯ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ТОЛЧОК К ПОСТАНОВКЕ НОВЫХ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ И НАМЕЧАЯ ПУТИ ИХ ВОЗМОЖНОГО РЕШЕНИЯ. НАКОНЕЦ, СВЯЗЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИИ В ТРУДАХ В.И. ВЕРНАДСКОГО ВСЕГДА БЫЛА СВЯЗЬЮ ГЛУБОКО ТВОРЧЕСКОЙ, ПРИВОДИВШЕЙ К НОВЫМ ФИЛОСОФСКИМ ВЫВОДАМ И ОБОБЩЕНИЯМ.

Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.

«В знании величие и краса, Знание дороже, чем клад жемчужин: Время любой уничтожает клад, Мудрый и знающий вечно нужен». В.И. ВЕРНАДСКИЙ «ВЕЧНО НУЖЕН» НАМ Ас-Самарканди:

Во всякой философской системе безусловно отражается настроение ее создателя. Ученые те же фантазеры и художники они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. АФОРИЗМЫ В.И. ВЕРНАДСКОГО

В истории развития человечества значение мистического настроения – вдохновения – никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека является основным элементом жизни. Для научного развития необходимо признание полной свободы личности, личного духа.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ НАД ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ РАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КРУГЛИНСКОГО ФИЛИАЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И.А. ХРОМОВА МБОУ КОЧЕТОВСКОЙ СОШ СВИРИДОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА