Современные образовательные технологии. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Advertisements

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Вызов Осмысление Рефлексия. Деятельность учителя. Задачи данной фазы Деятельность учащихся. Возможные приемы и методы Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Транксрипт:

Современные образовательные технологии

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. «Наша новая школа»

В 50-х годах в зарубежной педагогике стали внедряться выражение «технические средства в обучении, «программированное обучение». На английском языке это звучит как «technology of educachion ». В начале 60-х годов под техническими средствами стали подразумевать новые научные подходы к анализу и организации учебного процесса. Они стали называться по-английски «technology of educachion» - технология обучения или технология учебного процесса Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. (В.М.Монахов ). Педагогическая технология- это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий

ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ (ТТО) технологии, построенные на основе классно-урочной организации и объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. Классификационные параметры ТТО: по уровню применения общепедагогическая; по философской основе педагогика принуждения; по основному фактору развития социогенная (с допущением биогенного фактора); по концепции усвоения ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример); по ориентации на личностные структуры информационная, ориентированная на усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН); по характеру содержания светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая; по типу управления традиционное классическое + ТСО; по организационным формам классно-урочная, академическая; по подходу к ребенку авторитарная; по преобладающему методу объяснительно-иллюстративная; по категории обучаемых массовая.

Цель: ЗУНы Цель: компетентность

Соотношение ключевых компетентностей, грамотностей и умений Ключевые компетентности категории «Интерактивно использовать инструменты взаимодействия со средой» Естественнонаучная грамотность Другие предметные грамотности, напр., математическая Грамотность чтения Набор предметных компетентностей или умений Набор предметных компетентностей или умений Набор умений

Грамотность чтения – умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: чтения нахождение информации (для оценки этого умения используются задания, при выполнении которых требуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации); интерпретация текста (учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста); рефлексия на содержание или форму текста (учащийся должен связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения).

Интерактивно использовать инструменты взаимодействия со средой: проблемное, исследовательское обучение, учебные проекты; компетентностно ориентированные задания (типа PISA). Функционировать в социально неоднородных группах: учебные проекты; тренинги; школьный уклад, ученическое самоуправление. Действовать автономно: портфолио; учебные проекты и исследовательские задачи; кейс-технология; индивидуальная образовательная программа.

Изменения в целях Постановка новых целей ИЛИ прежних, которые не достигались Изменения в образовательной деятельности -Содержании образовательных программ - Формах, методах, технологии образовательной деятельности -Организации учебного процесса (системах) Изменения в ресурсах -Учебниках, программах -Квалификации кадров -Материально-техническом оснащении образовательного процесса -Нормативно-правовом обеспечении образовательного процесса - В системе методической работы -В системе стимулирования труда и вознаграждения кадров -В системе оценки и аттестации кадров

Современные подходы к развитию образования Компетентностный подход Личностно- ориентированный подход Деятельностный подход Дидактическая система современного образования

Образовательная среда Урочная деятельность Внешкольная деятельность Внеурочная деятельность ученик родителиучитель

Цели УУД УУ результаты: три основные группы результатов Цели УУД УУ результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение Смыслообразование Морально-этическаяориентация Регулятивные Коммуникативные Познавательные Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Эти способы деятельность применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Уровни результата: Знание Убеждение Опыт самостоятельной деятельности

Познавательные УУД (УУрезультаты) КОГДА? В изучении каких предметов? КАК? Какие формы? Какие приемы?

Познавательные УУД= исследовательские и проектные действия Проект Исследование Продукт Новое знание ОБЩЕЕ: -практич.цели -структура деятельности -творч.активность, - мотивация,целеустремленность

Познавательные УУД= исследовательские и проектные действия Результат: Разработка проектов (компьютерных учебных пособий, дидактического наглядного материала, соц.проектов…) Эмпирическое исследование Теоретическое исследование КАК ?

Компоненты исследовательских действий Умение видеть проблему Умение ставить вопросы Умение выдвигать гипотезу Умение структурировать текст Умение работать с метафорами Умение давать определение понятиям Умение получать и оформлять результат Умение корректировать гипотезу и определять перспективы Умение презентовать результат

Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Основы хороших технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятиясреднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознаниесмыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

22 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Основные приемы учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя

Требования к методике преподавания с введением ФГОС ОО 1. Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения) – комплексный характер (универсальные учебные действия). 2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности. 3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании. 4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования. 5. Акцент на активную деятельность и результативность. 6. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ). 7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции). 8. Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций). 9. Повышение мотивации к образованию(в т.ч. ксамообразованию).

Требования к деятельности - системность (не эпизодичное включение, а целенаправленная работа); - комплексность (освоение всего объема учебного материала через деятельностный подход); - мотивирующая (способствует возникновению устойчивого интереса).

Учебное занятие Из каких элементов состоит занятие? Есть ли универсальные элементы, которые присутствуют в любом занятии?

Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организацион- ный блок Мотивацион- ный блок Информацион- ный блок Рефлексив- ный блок Аналитичес- кий блок Оценочный блок

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель) 1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель) 1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок

Формы описания занятия (составления плана урока) 1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая с разделением на этапы внутри каждой части) – в текстовом или табличном виде. 2. Акцентирование внимание на деятельность учителя и учеников на протяжении занятия (таблица с отражением этапа занятия, деятельности учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного)

Организационный блок Ожидаемые результаты (цель, задачи) Инструкции и пояснения Вводное слово учителя Распределение по группам Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Конструирование пространства

Цель занятия – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата); - абстрактный характер и ценностное наполнение; - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока); - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.); - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д. Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким); - развивающие (связаны с умениями); - воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

Те, кто по-настоящему умеют думать, знают, зачем им это нужно, и готовы приложить усилия, которые требуются для планомерной работы, сбора информации и проявления определенного упорства, когда решение не очевидно или требует нескольких шагов. Дайана Халперн

ЧтениеЧтение и письмо для развития критического мышления письмо Чтениеписьмо 3 фазы технологии РКМ Стадия вызова Деятельность учителя. Задачи данной фазы. Деятельность учащихся.Возможные приемы и методы. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. Составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и т.д. Стадия осмысления Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков "v", "+", "- ", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. Стадия рефлексии Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления. Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных и письменных столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ (пятистишия - синквейны, эссе); - исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Приёмы технологии РКМ "Ключевые слова" Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Кластеры Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала.

Инсерт Приёмы технологии РКМ самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт« сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. "Эффективная лекция" ПредположенияНовая информация Бортовой журнал

"Дерево предсказаний". В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. "Дневники и бортовые журналы" Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста? обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:

"Двухчастный дневник". Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. ЦитатаКомментарии "Трехчастные дневники" имеют третью графу - "письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного. Цитата Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? Вопросы к учителю ЦитатаКомментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы) Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы) "Тонкие и толстые вопросы" Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного Толстые ?Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете...? Почему Вы считаете...? В чем различие...? Предположите, что будет, если... ? Что, если... ? Кто ? Что ? Когда ? Может..? Будет...? Мог ли... ? Как звать...? Было ли...? Согласны ли Вы...? Верно ли...?

"Таблицы" Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты Персоналии факты Персоналии факты "Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом) Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Тема 1Тема 2Линия сравненияТема 3Тема 4 ИзвозчикКонкаОмнибус Линия сравнения ТрамвайАвтобусТаксомотор маршруты популярность внешний вид "Таблица-синтез" Этот интересный прием был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2…………….. "Таблица-ЗХУ" Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал", которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл 1.З - что мы знаемХ - что мы хотим узнатьУ - что мы узнали, и что нам осталось узнать Таблица "Что? Где? Когда? Почему?" Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Кто?Что?Где?Когда?Почему?

Чтение с остановками Работа в группах - "Обучение сообща" Зигзаг Общий алгоритм работы по данной стратегии: 1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. 2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск. "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. 1.Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема – само по себе служит вызовом. 2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. 3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов".

Дискуссии Совместный поиск Перекрёстная дискуссия Очерк на основе интервью" " Очерк на основе интервью" как групповой, так и двусторонний диалог. С одной стороны диалогу с конкретным содержанием, где учащиеся осознают глубину обсуждаемой проблемы, актуализируют и переосмысливают полученные ранее знания, с другой - диалогу с партнерами в классе (группе). В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её. Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления: - на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему? - Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось? - Какие чувства испытали? Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу возрастных особенностей, воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное-белое, добро-зло).

Художественные формы письменной рефлексии. Синквейн 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы Как это делать: Название (обычно существительное)___________________________ Описание (обычно прилагательное)____________________________ Действия___________________________________________________ Чувство (фраза)_____________________________________________ Повторение сути____________________________________________ Каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь - не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно! Мгновение. Учитель. Душевный, открытый. Любящий, ищущий, думающий. Много идей - мало времени. Призвание. Критическое мышление. Знакомое и незнакомое. Сомневается, активизирует, анализирует. Нет предела совершенству и фонтану Идей. Учитель. Суетливый, крикливый. Объясняет, объясняет и ждет. Когда окончится эта пытка? Бедолага!

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка. Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка. 1. Обсуждаемая тема (проблема). 2. Моя позиция. 3. Краткое обоснование. 4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие. 5. Причина, почему данная позиция все же правильна. 6. Заключение. Эссе 1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д. 2. Работа над черновиком. 3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена. 4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки. 5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Прием «Фишбоун» (Исикава)

Примени прием «Фишбоун» Тропинка для босых Встретились два волшебника: Фа и Фо. Фа похвастался туфлями-скороходами, которые мчались быстрее света. «А у меня есть бесконечная тропинка, - сказал Фо. – Кто по ней идет, наполняется радостью и мудростью. Чем дальше, тем больше». «Пробеги по ней в моих туфлях, - посоветовал Фа, - станешь самым радостным и мудрым». – «Нет, - улыбнулся Фо, - обутому по ней не пройти».

«Диалог с текстом» Классификация вопросов (Б.Блум) 1. Простые (репродуктивные) 2. Уточняющие (если я правильно понял, то…) 3. Объясняющие (почему?) 4. Оценочные (чем отличается?) 5. Творческие (как вы думаете?) 6. Практические (как бы Вы поступили?)

Сформулируйте вопросы к тексту Киоск, в котором все было (В.Кротов) Гуляла семья в лесу и сбилась с дороги. Видят – киоск на поляне с надписью: «У нас все есть». Купили они папе пилу для камней, маме платье, меняющее цвет по настроению, а дочке растущую куклу. Ушли довольные. А продавец загрустил. Опять не понадобились ни фонтанчик радости, ни счастье небывалое, ни шлем для творчества. Надо хоть пыль с них стереть.

Задание 1. Какие познавательные результаты можно получить, используя такой прием? 2. Какие личностные результаты?

Советуем прочитать И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Учим детей мыслить критически» издательство Санкт-Петербург «Семантика» С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке» М.: Просвещение, 2011