Открытый урок «Имя существительное как часть речи.» Преподаватель русского языка и литературы Ченцова Надежда Михайловна ГОУ НПО ПУ 80 Группа 918 по профессии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Геращенко Марина Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 90.
Advertisements

Предмет: Русский язык как неродной Студентка II курса Григорян Грануш Научный руководитель: Минасян Светлана Михайловна.
Имя существительное. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?(и вопросы падежей) Общее.
Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Сармановская гимназия» Сармановского муниципального района РТ Гимазова Файруза Рашитовна.
Выполнила Кобзарь В. 6а. Имя существительное- самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Морфологические признаки.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» Презентацию выполнила: Чередниченко Наталья Валерьевна Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Березово»
Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Презентация к уроку во 2 классе "Имя существительное"
Работа выполнена учителем начальных классов МБОУ «СОШ 88 с кадетскими классами» Галкиной Ольгой Владимировной 2014 год.
Имя существительно е. Вспомни изученное Особую группу образуютсуществительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола:
Презентация к уроку русского языка по теме «Имя существительное» Презентацию подготовила учитель МОУ «Калашниковская СОШ»
Имя существительно е. Вспомни изученное Особую группу образуютсуществительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола:
Русский язык Имя существительное. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. Синтаксическая.
Работу выполнил: Коротовский Александр Презентация на тему: Имя существительное.
Существительные. Имя существительное (существительное) часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто»/«что». Существительное называет предметы.
Тема: правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
ЛАПЛАНДИЯ Автор: Ковалёва Татьяна Александровна.
ВСПОМНИ! Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте.
Презентация к уроку (русский язык, 6 класс) по теме: Презентации по теме Имя существительное
ВСПОМНИ! Человека окружают предметы. Их очень много, и они разные. Для названия предметов в языке есть специальные слова. Это существительные. Сделайте.
Слайд-реферат на тему на тему «Морфологические признаки и «Морфологические признаки и синтаксические функции синтаксические функции имени существительного.
Транксрипт:

Открытый урок «Имя существительное как часть речи.» Преподаватель русского языка и литературы Ченцова Надежда Михайловна ГОУ НПО ПУ 80 Группа 918 по профессии «Продавец, контролёр – кассир» ст. Брюховецкая, 2010 год Муниципальное образование Брюховецкий район Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище 80 Краснодарского края

Ход урока: Оборудование: Презентация «Имя существительное как часть речи.» Учебник, справочная литература, рабочие карточки для подведения итогов модулей. 1. Организационный момент. «Имя существительное – хлеб языка» (Лев Успенский) 2. Работа с электронным материалом. Учащиеся читают правила, приводят примеры существительных.

Цель урока: Повторить основные теоретические сведения об имени существительном, как о части речи, совершенствовать навыки правописания имен существительных; закрепить навыки аналитической работы со словом как частью речи. Технология урока: модульное обучение.

Учебный элемент 1 « Информационный» Вспомнить и обобщить материал изученный на прошлых уроках, повторить основные понятия и правила.

Имя существительное- самостоятельная часть речи,которая обозначает предмет и от-вечает на вопросы кто ?что?(кого ?чего? кому? Чему ? и т.д.) Общее грамматическое значение существи- тельного - это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чём можно спросить: это кто или это что?

По значению существительные делятся на группы: 1.Конкретные-называют конкретные предметы живой или неживой природы: журнал, самолёт, брат, грач, рыба, комар и т. д 2.Вещественные- называют различные вещества воздух, масло, сахар, бензин, капрон и т.д. 3.Отвлечённые- называют явления, воспринима- емые мысленно: учение, чтение, упрямство и т. д 4.Собиратнльные- называют множество одина- ковых предметов как одно целое: детвора, учи- тельство, листва и т.д.

Существительные, называющие одно- родные предметы, являются нарицательными: ученик, страна, река, лес и т.д. Чтобы из всей группы однородных предметов Выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, что- бы из массы людей выделить этого человека.

Существительные, называющие единичные (индивидуальные)предметы, являются именами собственными :Москва, Волга, Мария Андрей,Каштанка и т.п. Собственными именами существительными являются имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов,рек и т.д.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различают не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевлённых существительных форма вин. п. мн. ч. одинакова с формой род.п.мн. ч.,а у не- одушевлённых существительных– с формой им.п. мн. ч.

Одушевлённые существительные на- зывают предметы живой природы, к ним задается вопрос кто? :дедушка, кошка, щука, муха, червяк и т.д. Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что?: город, мыло, смех, вода, камень, здание и т.д.

Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к.одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского

Существительные имеют два числа- единственное и множественное. По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передаётся с помошью окончаний. Не изменются по числам вещественные,отвлеченные, собирательные существи-тельные и некоторые другие.Они имеют ед. и мн. числа.

Только форму ед.числа имеют: 1.вещественные:молоко,сметана и т.д. 2.отвлеченные:любовь,дружба и т.д. 3.собирательные:учительство,листва и т.д. 4.собственные:Кавказ,Урал и т.д. Только форму мн.числа имеют: 1.вещественные:чернила,очистки и т.д. 2.отвлеченные:каникулы,именины и т.д. 3.слова,обозначающие парные предметы: очки,сани и т.д. 4. собственные: Альпы, Карпаты и т.д. У существительных, которые имеют только форму мн. ч,не определяется род и тип склонения.

В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и отвечает на определённый вопрос. Па- деж Вопрос. Ед.число. Мн.число. Икто? что?друг, книга.друзья, книги. Р.кого? чего?друга, книги.друзей, книг. Д.кому? чему?другу, книге.друзьям, книгам. В.кого? что?друга,книгу.друзей, книги. Т.кем? чем?другом, книгой. друзьями, книгами П.о ком? о чём?(о)друге, книге. (о)друзьях, книгах.

Все падежи кроме именительного, назы- ваются косвенными, Падежи показывают отношение существительного к другим словам в предложении. Чтобы определить падеж существительного нужно:1.найти слово, от которого зависит су- ществительное;2.задать от этого слова к су- ществительному падежный вопрос.

Существительные в единственном числе распределяется по трем типам склонения. К первому склонению относятся существительные женского рода с окончанием –а(-я),а также небольшое количество существительных мужского рода с окончанием –а(-я). К второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием, а также существительные среднего рода с окончанием –о(- е). К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют мягкий знак в конце основы.

Учебный элемент 2 : «ПРАКТИЧЕСКИЙ»

Падеж Единственное число. И. стена земля армия Р. стены земли армии Д. стене земле армии В. стену землю армию Т. стеной землёй армией П. стене земле армии

Пад еж. Мужской род. Средний род. И.дом планетарийоблако здание. Р.дома планетарияоблака здания. Д.дому планетарию.облаку зданию. В.дом планетарий.облако здание. Т.домом планетариемоблаком зданием. П.доме планетарииоблаке здании.

Падеж Единственное число. И. степь ночь мать дочь Р. степи ночи матери дочери Д. степи ночи матери дочери В. степь ночь мать дочь Т. степью ночью матерью дочерью П. степи ночи матери дочери

Склонение существительных во множественном числе. Падеж1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение И. стены. дома. ночи. Р. стен. домов. ночей. Д. стенам. домам. ночам. В. стены. дома. ночи. Т. стенами. домами. ночами. П. стенах. домах. ночах.

Разносклоняемые существительные По изменении по падежам и числам некоторые существительные имеют окон- чания разных склонений поэтому они называются разносклоняемыми. К ним относятся:1)существительные на –мя: бремя, время, знамя, стремя и т.д. 2)существительные мужского рода: путь.

Падеж Единственное числоМножественное число И.Время путьВремена пути Р.Времени путиВремён путей Д.Времени путиВременам путям В.Время путьВремена пути Т.Временем путёмВременами путями П.Времени путиВременах путях

Учебный элемент 3 – «ЗАКРЕПИТЕЛЬНЫЙ» цель: переписать, подчеркнуть существительные. 1. Быть продавцом - это значит служить людям. 2. Продавцу должны быть присущи сообразительность, наблюдательность, хорошая память, умение сосредоточиться, чуткость, выдержанность, способность убеждать. 3. Все эти требования предъявляет сама жизнь. 4. Современный продавец не просто продаёт товар, но и совмещает многие профессии: кассира и товароведа, художника – декоратора, консультанта и экономиста, социолога, изучающего процессы формирования спроса. 5. А главное – ныне это образ культурного человека, в какой – то степени артиста и психолога.

Произвести морфологический разбор имени существительного. Из 3 – го предложения – жизнь. Из 4 – го предложения - профессии. Из 5 – го предложения – человека. Схема разбора. 1. Часть речи. 2. Начальная форма. 3. Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одуш., неодуш., конкретное, отвлеченное, собирательное, вещественное, род, склонение 4. Непостоянные признаки: падеж, число. 5. Синтаксические функции предложения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Внимание!!! Существительные: Мертвец, покойник, утопленник – относятся к одушевленным. (Неодушевленные: форма В.п., мн.ч., совпадает с формой И.п., Одушевленные: форма Р.п. совпадает с формой В.п.) Общего рода: сластена, коллега, плакса, сирота… Несклоняемые: Пальто, кино, кофе, бренди, жалюзи… Запомнить!!! М.р. – тюль, шампунь, рояль., Ж.р. – вуаль. Ед.ч. – студенчество, молоко… Мн.ч. – ножницы, ворота, жалюзи.

Учебный элемент 4 « Литературные страницы» 65 – летию Победы. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы не раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас. (А.Твардовский) Задания: 1. Найти слова, изменившие своей части речи. 2. К какой части речи они относились? 3. Какой частью речи они стали? 4. Каким членом предложения эти слова являются?

Итоги: заполнить таблицу

Д/з: Написать сочинение – миниатюру «Я – продавец»