Язык и когнитивные структуры Язык и когнитивные структуры Разработала доц. Третьякова Г.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4. Язык и мышление Как связаны мышление и язык?
Advertisements

Воспитатель : Данилова А.Г. 2013г. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее.
Мышление. Язык. Деятельность логические операции в мышлении. Лекция 2.
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Глава 4 Базовые информационные процессы, их характеристика и модели. Информационные технологии основаны на реализации информационных процессов, разнообразие.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Цель урока: Сформировать понятия системы и ее состояния. Выделить основные типы информационных.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Разновидности объектов и их классификация Домашнее животное Декоративная Ездовая Охотничья Сторожевая Шлямина Е.А., УМК по информатике для 7 класса.
ИНФОРМАТИКА 6 КЛАСС § 4. Разновидности объектов и их классификация.
Text Mining. Анализ текстовой информации. Text Mining- методы анализа неструктурированного текста Обнаружение знаний в тексте Обнаружение знаний в тексте.
СТАТИСТИКА Громова Т.В. ст. преподаватель Кафедра менеджмента ИСГТ НТБ.
Объекты окружающего мира Свойства, действия и среда объектов.
Лекция 5. Типы языковых значений 1. Классификации языковых значений 2. Лексическая семантика 3. Грамматическая семантика.
Теория экономических информационных систем Семантические модели данных.
это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
Модели представления знаний. 1. Логические; 2. Продукционные; 3. Представление знаний на основе фреймов; 4. Представление знаний на основе семанти- ческих.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
Архитектура АИС Информационные процессы. Термин « архитектура » Термин « архитектура » применительно к вычислительным системам появился задолго до создания.
Транксрипт:

Язык и когнитивные структуры Язык и когнитивные структуры Разработала доц. Третьякова Г.Н.

План 1. База знаний для коммуникации. Организация информации в ментальном лексиконе. 2. Принципы категоризации. Базовый уровень категоризации. 3. Прототипы, их классификация и основания формирования.

База знаний для коммуникации Традиционный подход к базе знаний: Языковые знания Неязыковые знания Фонетики : Ситуации в целом (офиц./неоф.):Фонетики : Ситуации в целом (офиц./неоф.): зáмок, замóк В поликлинике: «Талон к костоправу!» Лексики : Адресата (нац.-культ. принадлеж.):Лексики : Адресата (нац.-культ. принадлеж.): нос (человека, корабля) Еще чаю? – Мне и так приятно (япон) Грамматики : Устройства мира (общефоновые):Грамматики : Устройства мира (общефоновые): написал/напишу упал (на пол, а не на потолок) Предтекста : Геркулес (кулинария – каша, астрономия – созвездие, спорт – силач) Принципов коммуникации:Принципов коммуникации: Когда ты придешь? – Завтра (приду я, а не ко мне слесарь)

База знаний для коммуникации Альтернативный подход к базе знаний: Концептуальные знания – это знания о реальном мире и человеке как его компоненте (базовая единица – концепт; концепт ВОДА: жидкость для мытья, питья, охлаждения; течет из крана; скапливается в лужах)Концептуальные знания – это знания о реальном мире и человеке как его компоненте (базовая единица – концепт; концепт ВОДА: жидкость для мытья, питья, охлаждения; течет из крана; скапливается в лужах) Процедуральные знания – это знания о процессах накоплен. и обработки информации, хранятся преимущ. в сфере бессознательного (базовая единица – схема действия; схема действия «Тянуть»: совокупность скоординированных мент. операций, обеспечивающих перемещение объекта по направлению к деятелю)Процедуральные знания – это знания о процессах накоплен. и обработки информации, хранятся преимущ. в сфере бессознательного (базовая единица – схема действия; схема действия «Тянуть»: совокупность скоординированных мент. операций, обеспечивающих перемещение объекта по направлению к деятелю) Ментальный лексикон: это знания о языке в целом, спроецированные на отдельные лексические единицы (базовая единица – лексема в широком смысле; лексема благодарить как носитель лексического и грамматического значений, воплотитель вариативности грамматических и фонетических форм и продуцент определенного текстового окружения)Ментальный лексикон: это знания о языке в целом, спроецированные на отдельные лексические единицы (базовая единица – лексема в широком смысле; лексема благодарить как носитель лексического и грамматического значений, воплотитель вариативности грамматических и фонетических форм и продуцент определенного текстового окружения)

База знаний для коммуникации Традиционный Альтернативный подход: подход: фонетика лексика грамматика предтекст ситуация принципы адресат коммуникации устройство мира Языковые знания Неязыковые знания Концептуальные знания Процедуральные знания Ментальный лексикон

Организация семантической информации Модели Модели хранения информации в памяти (по Р.Солсо): 1.Кластерная 1.Кластерная модель 2.Групповая 2.Групповая модель сравнительных семантических признаков 3.Модель сравнительных семантических признаков 4.Сетевая 4.Сетевая модель

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 1. Кластерная 1. Кластерная модель – слова, обозначающие видовые понятия, соединяются в кластер (пучок): Кластер домашних животных: корова, овца, коза, лошадь, свинья… Кластер имен: Петя, Таня, Коля, Маша, Катя, Вова Кластер состояний: спать, мечтать, чувствовать

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) Кластер ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Волк Медведь Лось Кабан Лиса

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 2. Групповая разных две 2. Групповая модель – слова, обозначающие видовые понятия разных типов, объединяются в группы, включающие две структурные части: Элемент Свойства Группа ПТИЦА Группа ПТИЦА: Элемент: воробей Свойства: серый, маленький, чирикает…

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) Свойства 1 Свойства 2 Элемент 1 Элемент 2 ГруппаПТИЦА Воробей Серый Ворона Маленький Чирикает Черная Каркает Большая

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 3. сравнительных семантических признаков – лексикализованные свойства отдельного элемента, делятся на 2 типа: 3. Модель сравнительных семантических признаков – лексикализованные свойства отдельного элемента, делятся на 2 типа: Определяющие – отличают одну группу объектов от другой (напр., птиц от не-птиц) Характерные – отличают один элемент данной группы от другого (одну птицу от другой птицы) Сравнительные семантические признаки Сравнительные семантические признаки для элемента Воробей: Определяющие Определяющие – имеет перья, клюв, умеет летать Характерные Характерные – серый, маленький, прыгает, обитает вблизи человеческого жилья..

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) перья, клюв, умение летать размер (маленький) цвет (серый) место обитания (вблизи жилья) Сравнительные семантические признаки элемента Воробей Определяющие признаки Характерные признаки

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) 4. Сетевая сети 4. Сетевая модель – слова, образующие кластеры и группы, объединяются друг с другом в сложные сети. пропозиция Простейшая сетевая структура – пропозиция. Сетевая структура Сетевая структура для элемента Воробей: вертикальные связи в сетиВоробей – это птица, представитель животного мира (вертикальные связи в сети) горизонтальные связи в сетиВоробей встречается по всей территории Европы и Азии, питается семенами растений. Воробьи часто прилетают к нам в палисадник (горизонтальные связи в сети)

Модели Модели хранения информации в памяти (концепция Р.Солсо) Сеть Воробей Живое существо Птица Воробей пустынный Серый Маленький Чирикает Перья Летает Клюв Питается Дышит Полезный Охраняется

Категоризация в языке ТрадиционныйПлатона Традиционный подход Платона – общие свойства для всех элементов категории (Категория ДЕРЕВЬЯ: общие свойства – ствол, листья) АльтернативныйЛ.Витгенштейна Альтернативный подход Л.Витгенштейна – элементы категории связаны через «фамильное сходство» по цепочке (А похож на Б, Б похож на С). Единого общего свойства для всех элементов категории нет (мимоза – название для деревьев, кустарников, лиан, трав)

Принципы категоризации Принципы по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): сферы опытаПринцип сферы опыта мифовПринцип мифов опасностиПринцип опасности центральностиПринцип центральности цепочечной связиПринцип цепочечной связи Статья «Мышление в зеркале классификаторов»

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): сферы опыта модифицирует 1.Принцип сферы опыта – сфера опыта модифицирует принадлежность объекта к категории Австралийский язык дьирбал Австралийский язык дьирбал: Мужчины Объект Мужчины – категория 1 Рыбы Объект Рыбы – категория 1(как больш-во одушевленных имен сущ.) Леска Объект Леска – категория 1 (сфера опыта «Рыбалка»)

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): сферы опыта (язык дьирбал) Принцип сферы опыта (язык дьирбал) в категорию1 Категория 1 – Мужчины, рыбы Категория 2 – Женщины Категория 3 – Съедобные растения Категория 4 – Прочее (больш-во неодуш. существит.) из категории 4 Леска Леска (неодуш., но: компонент сферы опытаРыбалка сферы опыта «Рыбалка»

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): мифов – мифические свойства объекта являются определяющими при его отнесении к категории. 2. Принцип мифов – мифические свойства объекта являются определяющими при его отнесении к категории. Язык дьирбал Язык дьирбал: Женщины Объект Женщины – категория 2 Птицы Объект Птицы – категория 2 (согласно мифу, птицы – души умерших женщин) Солнце Объект Солнце – категория 2 (согласно мифу, Солнце – это жена Луны)

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): мифов ( язык дьирбал ) Принцип мифов ( язык дьирбал ) Категория 1 – Мужчины, большинство живых существ из 1 Категория 2 – Женщины Категория 3 – Съедобные в категорию 2 растения Категория 4 – Прочее Птицы Птицы – живые сущ., но:по мифу – душиженщин

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): опасности маркируютсяиной 3. Принцип опасности – опасные объекты маркируются за счет отнесения к иной – по сравнению с неопасными объектами данного типа – категории Язык дьирбал Язык дьирбал: Птицы Объект Птицы – категория 2 Ястреб Объект Ястреб – категория 1 (как опасная птица) Рыбы Объект Рыбы – категория 1 Щука Объект Щука–категория 2 ( как опасная рыба )

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): опасности (язык дьирбал) Принцип опасности (язык дьирбал) Категория 1 – Мужчины, рыбы из категории 1 Категория 2 – Женщины в категорию 2 Категория 3 – Съедобные растения Категория 4 – Прочее Щука Щука – рыба, опасная но: опасная

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): центральности центральный ЦЭ 4. Принцип центральности – в категории, как правило, выделяется центральный элемент (ЦЭ), являющийся лучшим представителем категории в целом Язык дьирбал Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 ЦЭ:мужчины ЦЭ:женцины ЦЭ: Растения ЦЭ: нет

Принципыкатегоризации по Дж.Лакоффу / Р.Диксону Принципы категоризации (по Дж.Лакоффу / Р.Диксону): цепочечной связи 5. Принцип цепочечной связи – в категории периферийные элементы связываются с центральным по цепочке Язык дьирбал Женщины Категория 2 (Женщины) Оставляет ожог Женщины Солнце Солнечный ожог Волосатый червь

Категоризация: уровни Три важнейших уровня категоризации Три важнейших уровня категоризации: животное Субкатегориальный уровень: животное высокой (уровень высокой степени абстракции) Базовый уровень: собака средней (уровень средней степени абстракции) овчарка Субкатегориальный уровень: овчарка низкой (уровень низкой степени абстракции)

Базовый уровень категоризации Характеристики Характеристики элементов базового уровня категоризации (по Лакоффу/Брауну): Функциональные характеристикиФункциональные характеристики: элементы базового уровня используются в первую очередь усвоении при усвоении родного языка обучении при обучении иностранным языкам узнаванию в экспериментах по узнаванию объектов 2. Языковые однословными непроизводными 2. Языковые: элементы базового уровня обозначаются однословными непроизводными единицами (бежать vs. бежать трусцой)

Прототипы: определение Прототип центральный Прототип – центральный элемент категории, который «лучше других» представляет категорию в целом. прототип – малиновка Категория Птицы: прототип – малиновка (для американской культуры), но не страус, не пингвин. Основоположник теории прототипов – американский исследователь Элеонора Рош Элеонора Рош.

Прототипы: свойства Свойства прототипов Свойства прототипов (по Дж.Лакоффу): распознаются 1. Быстрее распознаются при восприятии информации (по сравнению с периферийыми элементами категории) запоминаются 2. Лучше запоминаются используются 3. Чаще используются умозаключения 4. На них базируются умозаключения тесты 5. С ними легче выполняются тесты вокруг прототипа 6. Образы предметов группируются вокруг прототипа, но большинство из них с прототипом не совпадают

Прототипы: классификация Классификация прототипов Классификация прототипов (по Дж.Лакоффу): 1.Типичные примеры 2.Социальные стереотипы 3.Идеалы 4.Образцы 5.Порождения 6.Частные модели 7.Генерализации (наиболее характерные примеры)

Прототипы: классификация 1.Типичные примеры характерных 1.Типичные примеры – представления об объектах, характерных для данной культуры. Например: АпельсиныАпельсины – типичные фрукты (американская культура Яблоки, грушиЯблоки, груши – типичные фрукты (отечественная культура)

Прототипы: классификация Социальные стереотипы традиционно приписываемых 2. Социальные стереотипы – представления о наборе свойств, традиционно приписываемых тому или иному представителю социума Например, Типичный японецТипичный японец – трудолюбив, вежлив Типичный немецТипичный немец – чистоплотен, бережлив

Прототипы: классификация Идеалы наиболее ценных качеств 3. Идеалы – совокупность наиболее ценных качеств, мысленно сосредоточиваемых в одном – реально не существующем – объекте идеальный муж Например, идеальный муж – симпатичен, хорошо зарабатывает, верен жене (пример Дж.Лакоффа).

Прототипы: классификация Образцы известным 4. Образцы – представления о наборе свойств, присущих известным в данной культуре личностям (персонажам) настоящий Моцарт Например, Владик Иванов – настоящий Моцарт

Прототипы: классификация Порождения множества 5. Порождения – представление об элементах, лежащих в основе множества однотипных категорий множество чисел Например, элементы 1,2,3,4,5,6,7,8,9 формируют бесчисленное множество чисел

Прототипы: классификация Частные модели культурно норме 6. Частные модели – культурно обусловленные представления о норме в той или иной сфере реального мира Например, заповедей10 заповедей: не сотвори себе кумира, чти отца и мать свою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не завидуй и т.д. добродетели 3 добродетели: вера, надежда, любовь грехов7 смертных грехов (гордость, жадность, блуд, гнев, обжорство, зависть, уныние)

Прототипы: классификация Генерализации (наиболее характерные примеры) малоизвестной второстепенногохорошо знакомого 7. Генерализации (наиболее характерные примеры) – представления о малоизвестной категории, построенные на базе второстепенного, но хорошо знакомого объекта мой друг Все вегетарианцы Например, мой друг – вегетарианец – регулярно подсчитывает количество потребляемых калорий. Все вегетарианцы, как и мой друг, заняты регулярным подсчетом калорийности пищи

Прототипы: основания формирования Основания формирования Основания формирования прототипов (по Т. Гивону): КоличественноеКоличественное основание ИдентификационноеИдентификационное основание АккумуляционноеАккумуляционное основание

Основания формирования прототипов () Основания формирования прототипов ( по Т. Гивону ) 1.Количественное бесконечностью конечностью 1.Количественное основание – противоречие между бесконечностью свойств реального мира и конечностью ресурсов памяти. не создается новая прототипическая Например: для каждой новой разновидности кустарника – не создается новая ментальная структура, а используется прототипическая (с расширяющейся периферией)

Основания формирования прототипов () Основания формирования прототипов ( по Т. Гивону ) 2. Идентификационное большим количеством свойств быстройидентификации 2. Идентификационное основание – противоречие между большим количеством свойств объекта и необходимостью его быстрой идентификации упрощенной структурой Например, узнавание дикой кошки и ее намерений – не с помощью тщательного сравнения всех признаков объекта с признаками имеющихся в памяти образцов, а за счет мгновенного сравнения объекта с упрощенной структурой – прототипом (иначе – гибель человека от зубов более быстрого существа)

Основания формирования прототипов () Основания формирования прототипов ( по Т. Гивону ) 3. Аккумуляционное разнородностью строгой сортировки 3. Аккумуляционное основание – противоречие между разнородностью новой информации и необходимостью ее строгой сортировки (с помощью устойчивых структур-фильтров) для последующего накопления, хранения и воспроизведения. Например, усвоение знаний о транспортных средствах – через первичную сортировку новой информации по категориям «Автомобиль», «Мотоцикл», «Танк», «Поезд»

Роль теории прототипов в лингвистике Теория прототипов – объясняет ряд явлений, которые не могли объяснить другие теории: Можно ли назвать Папу Римского холостяком? (лицо мужского пола, не женат) Можно ли назвать женщину, убившую мужа, вдовой? (лицо женского пола, чей муж умер)

Спасибо за внимание!