«Оскольчанка» Кузнецова Ольга 7 класс МОУ «СОШ 17» г. Старый Оскол Белгородская область
Героической страницей Великой Отечественной войны является строительство в период Курской битвы железной дороги Старый Оскол – Ржава.
Весной 1943 года тысячи комсомольцев Старооскольского района и города пришли, чтобы восстановить участок железной дороги Старый Оскол - Коробково, разрушенный немецкими оккупантами, и построить новую ветку Коробково - Ржава, которая сыграла огромную роль на Белгородско-Курском направлении фронта. Существовавшая дорога Касторное - Курск не могла обеспечить все военные перевозки. Возникла идея строительства железной дороги, которая соединила бы две магистрали Московско- Донбасскую и Южную и прошла параллельно железной дороге Касторное - Курск.
Раздача инструментов на строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава. Июль 1943 года
Идея эта была разработана Военным Советом Воронежского фронта, который просил Госкомитет обороны: 1) Разрешить постройку железной линии Старый Оскол - Ржава, протяженностью 95 км. 2) Строительство дороги возложить на управление военно-восстановительных работ 3. 3) Рельсы приобрести за счет снятия вторых путей с магистралей Ржава - Белгород и Льгов-Готня. 4) Обязать тогдашний Курский обком партии и Курский облисполком привлечь для работы по строительству местное население в количестве 20 тысяч человек и 1000 подвод гужевого транспорта на весь период строительства. 5) К работе приступить 15 июня 1943 года, строительство линии закончить 15 августа 1943 года.
Бригада Старооскольского района на строительстве железной дороги Старый Оскол – Ржава 1943 года
За 2 месяца предстояло выполнить огромный объем работы: устроить насыпь, построить 10 мостов, уложить 95 км железнодорожного полотна. Уже на 3-й день после приняли постановления ГКО к месту строительства прибыло 25 тыс. человек, для земельных работ направлено 1280 подвод. Первым прибыл строительный отряд из Пристинского района человек. Комсомольско – молодежный отряд из Старооскольского района насчитывал 1 тыс.человек и 100 подвод. Работали и днем и ночью, часто под огнем врага, показывая примеры доблести и героизма. За смену отгружали от 100 до 130 машин, при норме 40. Задание Государственного Комитета Обороны было выполнено досрочно за 32 дня, уложено 86 тыс. кубометров грунта, построено 56 различных сооружений.
Вручение переходящего Красного Знамени Курского обкома ВЛКСМ старооскольской бригаде Тамары Семёновой. Строительство железной дороги Старый Оскол – Ржава год Это знамя бригада удержала до конца строительства. В ней трудилось 48 девушек, регулярно выполняющих задание на процентов. Это была самая высокая производительность за всю историю строительства железных дорог в годы Великой Отечественной войны.
Строили дорогу полуголодные, плохо одетые, только что освобожденные из-под немецкой оккупации девушки и женщины. Носилки, кирки, гужевые подводы и руки девушек и женщин, которые уложили кубометров грунта в дорогу протяженностью 95 км, соорудили 50 мостов вместе с военными строителями. Военные специалисты ни на минуту не оставляли строителей: направляли их работу, оберегали от срывов сил, не допускали нервных срывов, берегли человеческие отношения.
Труд на дороге был вдохновением и подвигом во имя Победы над врагом. 16 июля 1943 года, почти на месяц раньше намеченного срока, железная дорога вступила в строй: по ней на Запад пошли составы с танками, орудиями, снарядами, живой силой, что дало возможность разгрузить направление Касторное – Курск. Воронежский фронт получил самостоятельную коммуникацию с выходом на шоссе Курск – Белгород, сыгравшую большую роль в подготовке наших войск к наступлению в Белгородско-Харьковском направлении. Гитлеровское командование, понимая большое значение новой ветки железной дороги, не сумев прервать строительство, засылало в этот район одну за другой диверсионные группы с заданием: вывести железную дорогу из строя. Был создан истребительный батальон для обезвреживания и предупреждения диверсий.
Движение поездов с военной техникой на новой магистрали врагу не удалось сорвать. Машинисты Южной дороги прозвали новую ветку ласковым именем «Оскольчанка». Она начала действовать, когда войска Воронежского и Степного фронтов приближались к Белгороду. Железная дорога «Оскольчанка» сделала большое дело в победе на Курской дуге.
66 лет прошло с той поры. Служит и сейчас «Оскольчанка» людям мирного труда, везут народно- хозяйственные грузы, едут пассажиры. Если тебе придется быть в пути на остановочной площадке Гумны, остановись и прочти на доске:«Железная дорога Старый Оскол – Ржава протяженностью 95 км была построена по решению ГКО СССР от г. для подвоза военных припасов фронта за 32 дня»
Источники: 1.Рем Мелентьев «Городок провинциальный» (Записки старожила) - Старый Оскол, 2005 г. 2.А.П. Никулов Старый Оскол. (Историческое исследование Оскольского края.) – Курск, Во имя жизни. Художественно-публицистический сборник -Старый Оскол, 2005 г.