Л.М. Костенкова. МБОУ «СОШ 3» г.Сафоново Смоленской области В.И.Суриков – величайший исторический живописец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В марте 1881 года состоялась очередная передвижная выставка. Событием её стало произведение мало кому еще известного художника – Василия Ивановича Сурикова.
Advertisements

Творчество Василия Ивановича Сурикова
« Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром.
Великие темы жзни. Исторические темы в картинах. Творчество В.И.Сурикова.
ТЕМА УРОКА «Картины Сурикова полны прелести, смысла и драматизма»
Исторический жанр в творчестве русских художников Коллективный творческий проект учащихся 11 класса МОУ СОШ пос.Октябрьский.
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. В середине XVI века с Дона,
Суриков В. И Автопортрет 1876 Утро стрелецкой казни 1881.
Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И. Сурикова. (рассказывают по картинам ученики) Социальная тематика в творчестве русских художников – передвижников.
Живопись второй половины 19 века Федотова Людмила Ивановна МКОУ Белоярская СОШ, Красноярский край.
Исторические темы в творчестве В.И.Сурикова Учитель изобразительного искусства МАОУ «Лицей 9» г. Новосибирска Михайлюк Елена Владимировна.
Живопись второй половины 19 века Пастушок Алексей, 9 А.
Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.
1.БиографияБиография 2.Взятие снежного городкаВзятие снежного городка 3.Утро стрелецкой казниУтро стрелецкой казни 4.Переход Суворова через АльпыПереход.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ ( ). Автопортрет.
Василий Суриков
Русская живопись второй половины XIX века решала те же общественные вопросы, что и литература. В ней ведущим стало направление критического реализма.
Художники - передвижники Над слайдом работали: Деминова Е, Алымова Т, Ржаницина А..
Софья Алексеевна 1. Биография Биография 2. Личные качества Личные качества 3. Достижения Достижения 4. Низложение Низложение.
Цель: познакомить учащихся со страницами жизни В.Сурикова и Н.Ге; Вспомнить исторические события, которые легли в основу их художественных полотен; Формировать.
Транксрипт:

Л.М. Костенкова. МБОУ «СОШ 3» г.Сафоново Смоленской области В.И.Суриков – величайший исторический живописец

Суриков – создатель грандиозных картин-эпопей В конце 19 века на живописном небосклоне России взошло светило силы необычайной. Его картины шекспировские по накалу страстей и мощи характеров героев. Его монументальные полотна необъятны, как мир!

Суриков привёл с собой в живопись русский народ

«Утро стрелецкой казни»

Какое историческое событие изображает В.И.Суриков? ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ ?

Комментарий Казнь стрельцов на Красной площади. Хмурое утро.Толпы зевак заполнили Лобное место. Давятся. Глазеют. У подножия Василия Блаженного – на телегах стрельцы. Бунтовщики. Их ожидает неминуемая, лютая казнь.

Огромная площадь притихла. Лишь слышен сухой лязг сабли преображенца да тяжёлая поступь ведомого на казнь стрельца. Завыла молодуха. Всхлипнул малыш. Суриков изобразил не саму казнь, а минуты, ей предшествующие. Какова цель этого?

Психологическая ось композиции Найдите 2 героя картины, вступивших в непримиримый поединок взглядов. На чьей стороне художник?

Так кто же такие стрельцы? Кто их использовал в своих целях? Комментарий. Стрелецкий бунт выражал недовольство угнетённого, измученного трудового народа, на плечи которого легли все тяготы войн, нововведений Петра. Они выступали против реформ царя, ломавших веками устоявшиеся порядки. Бунтарские настроения стрельцов были ловко использованы реакционными боярами и верхушкой стрелецких войск, обеспокоенными централизованной властью Петра Первого в государстве и её укреплением.

Заговор стрельцов, подготовленный Софьей, рухнул. Пётр раскрыл заговор и поместил царевну Софью в келью Новодевичьего монастыря. Величественную и грозную, бессильную в своей ярости, но страшную даже в поражении царевну Софью написал И.Е.Репин.

Какими деталями Репин передал только что погасшую вспышку ярости?

Почему Суриков перенёс казнь из Преображенской слободы, где она в действительности происходила, на Красную площадь?

Роль архитектурного фона и колорита в картине Архитектурный фон служит символом противостояния двух лагерей. Чёткий ритм вертикалей и горизонталей стен и башен Кремля, как и строгие ряды преображенских солдат и свиты царя, рождает ощущение порядка, силы государственной власти. Стрельцов художник пишет на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Колорит картины создаёт ощущение близящегося страшного кровопролития. Красный цвет присутствует в одежде стрельцов, особенно остро загораясь в соседстве с белым цветом их рубах и светом горящих свечей.

«Меньшиков в Берёзове» Трагедия отдельной исторической личности ещё никогда не звучала так мощно, так величественно, как у Сурикова. Художник обращается к подлинному факту национальной истории: сибирской ссылке фаворита Петра Первого Александра Даниловича МЕНЬШИКОВА, низложенного после смерти Екатерины Первой.

Судьба отца и старшей дочери В отрешённости Меньшикова и Марии угадывается их судьба: они умрут в Берёзове. В вынужденном бездействии Меньшикова – смысл его трагедии. Обречённость Марии, жертвы честолюбивых замыслов отца, подчёркивают болезненная хрупкость, грусть, чёрный цвет шубки.

Младшие дети Меньшикова Рядом с отцом устроился Александр, погружённый в раздумья. Обаятелен образ младшей дочери – Александры, увлёкшейся чтением. Жизнерадостностью и непосредственностью отличается она от остальных героев картины.

Какие детали указывают на трагедию Меньшикова?

«Боярыня Морозова»

Историческая основа картины Сюжет для картины Суриков взял из русской истории 17 века. В этот период возникла необходимость реформирования церкви, т.к. в русских богослужебных книгах накопилось много искажений.

Весной 1653 г.патриарх Никон начал реформу церкви. Многие восприняли реформу как покушение на истинную веру отцов и предков. Произошёл раскол в Русской Православной Церкви. Почти четверть населения страны отказалась принимать реформу Никона.

Сторону раскольников приняли многие знатные бояре. Во главе противников реформ стал протопоп Аввакум. Одной из ярких фигур раскольничества была боярыня Ф.П.Морозова. Претерпев за старую веру, боярыня несла свой крест до конца. В 1675 г. Морозова умерла от голода в холодной земляной темнице.

Даже приговорённая к смерти, Морозова тверда в своей вере В знак своей приверженности старым обрядам боярыня Морозова высоко поднимает руку с двуперстным знамением. В её взоре – фанатическая уверенность и сила, говорящие о том, что она готова пойти на всё во имя сохранения «старой веры».

Что так привлекает нас в боярыне Морозовой?

Как относятся к боярыне Морозовой юродивый и старуха- нищенка?

Какие чувства испытывают эти женщины?

Обратите внимание на странника с посохом и монашку

Почему хохочут поп и богатый боярин?

Почему сани поехали ?

Здесь вся Россия, её народ, здесь готовность к подвигу Все «расслышали» в картине ноту сочувствия, восхищения духовной стойкостью человека.

«Покорение Сибири Ермаком» В многодневной битве под Искером на Иртыше в октябре 1582 года войско Кучума было разбито, русские землепроходцы открыли дорогу к Великому океану.

Суриков раскрывает патриотический облик казаков

«Взятие снежного городка» «Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи»,- признавался В.И.Суриков.

Момент взятия городка

В картине «Переход Суворова через Альпы» художник изобразил спуск русской армии с хребта Паникс 26 сентября 1799г Альпийские высоты. Крутой каменистый обрыв покрыт снегом и вечным льдом. Кажется, что невозможно перебраться под самыми облаками через горные вершины и скалы и неожиданно ударить по врагу. Но чудо- богатыри сумели преодолеть все препятствия. Ведь с ними был великий полководец Суворов!

«Переход Суворова через Альпы» Здесь тема мужества и героики достигает своего предела. Среди неприступной и чужой русскому человеку природы Альп армия Суворова представлена как стихия, как поток, низвергающийся со скал.

Великий полководец Суворов Слева на коне изображён сам Суворов, который направляет это движение и своим словом вливает в солдатские сердца мужество и бесстрашие, без которых препятствия были бы непреодолимы. «Двигаются, покорные слову вождя», - так сам Суриков характеризовал суть своей картины.

А.В.Суворову отведено достойное место, однако внимание привлекают прежде всего солдаты, которые совершают небывалый подвиг. Два молодых солдата, которые отвечают на шутку Суворова жизнерадостными улыбками, формируют «оптический» центр картины. Это подчёркнуто концентрацией вокруг них светлых красок.

Прославление русского народа – цель патриота Сурикова Всё содержание творчества Сурикова- это думы о Родине, о русском народе, восхищение его красотой, красотой его жизненного уклада, красотой русской природы. Борьба, которую Суриков постоянно изображал, глубочайшие исторические конфликты с предельной чёткостью показывают эту душевную красоту.

Большакова Л.А. В Суриков. Изобразительное искусство,1985. Горина Т.Н. Русское искусство второй половины 19 века. М.: Академия художеств СССР, Порудоминский В. Первая Третьяковка. М.: Детская литература, Изображения, картинки и фотографии – из Интернета Использованная литература и оформление